search
menu
person

NEWS AND UDATES


Развитие авиационных средств РЭБ и их применение в современных вооружённых конфликтах (2011)

Развитие авиационных средств РЭБ и их применение в современных вооружённых конфликтах

Капитан 2 ранга В. Евграфов,
кандидат технических наук

Оборудование радиоэлектронной борьбы (РЭБ) воздушного базирования подразделяется на системы и средства групповой и индивидуальной защиты (ИЗ). Системами ИЗ, предназначенными для защиты от ракет классов "земля - воздух" и "воздух - воздух", в той или иной мере оснащаются все летательные аппараты (ЛА), а сложными системами и средствами РЭБ (ССРЭБ) групповой защиты оснащаются специализированные ЛА, предназначенные для решения задач РЭБ из зоны барражирования или при следовании с ударной группой.

В процессе формирования новой структуры систем и средств РЭБ воздушного базирования реализуются задачи по обеспечению взаимодействия ССРЭБ не между отдельными платформами, а непосредственно между самими средствами. Это при соответствующем уровне организации, завязанной на внутрисетевые вычислительные средства, должно позволить повысить эффективность решения задач РЭБ за счет наиболее оптимального использования имеющихся в распоряжении ресурсов.

Такой подход активно реализуется в ВС США, на примере которых можно выявить направления развития ССРЭБ различного назначения, а также основные формы их применения. В течение первого десятилетия XXI века рассматривались различные варианты формирования новой структуры ССРЭБ воздушного базирования, включающие создание нового специализированного самолета РЭБ и использование беспилотных летательных аппаратов (БЛА) РЭБ на базе разрабатываемых боевых БЛА,

 
Схема поэтапного изменения организации использования систем и средств РЭЕ воздушного базирования
 
Взгляды военного руководства США на формирование воздушной структуры систем и средств РЭБ, реализуемые в настоящее время
 
Принцип действия системы оптоэлектронного противодействия ракетной атаке типа LAIRCM

Много усилий специалисты ВВС США приложили к созданию нового специализированного самолета РЭБ на базе стратегического бомбардировщика В-52Н, предназначенного для решения задач РЭБ из зоны барражирования, которые уже достаточно продолжительное время возлагаются на систему ЕС-130 "Компас Колл". Работы были начаты в 2002 году, а спустя три года, в 2005-м, программа была закрыта в связи с перерасходом средств - стоимость самолета возросла с 1 до 7 млрд долларов.

В 2007 году была предпринята очередная попытка создания на базе стратегического бомбардировщика В-52Н самолета, ведущего РЭБ из зоны барражирования. В рамках этих работ создавалась станция постановки помех CCJ с дальностью действия порядка 400 км. При этом самолет В-52Н рассматривался как демонстрационная платформа, однако в начале 2009 года программа снова была закрыта.

После этого ВВС США сделали акцент на использование менее дорогих вариантов, предусматривающих применение систем и средств РЭБ непосредственно в районе решения боевых задач.

ЕС-130Н "Компас Колл" остается в ВС США единственной системой, функционирующей из зоны барражирования. Для продления срока ее эксплуатации проводится поэтапная модернизация, В ходе модернизаций системы расширяются ее возможности - от подавлений сетей систем управления военного назначения до подавления систем сотовой связи, которые могут использоваться террористическими группировками.

При этом рассматриваются следующие дополнительные задачи:
- радиоэлектронное подавление (РЭП) систем коротковолновой, радиорелейной и спутниковой связи военного и государственного управления;
- РЭП РЛС обнаружения метрового и дециметрового диапазонов из зон барражирования;
- ведение радио- и радиотехнической разведки с целью формирования в реальном масштабе времени целеуказаний по вскрытым узлам связи и РЛС противника для применения систем и средств высокоточного оружия классов "воздух-земля" и "земля - земля".

Всего планируется иметь на вооружении 12 модернизированных самолетов ЕС-130Н "Компас Колл", которые могут эксплуатироваться еще не менее 10-15 лет.

Решение аналогичных задач в интересах ВС Великобритании возлагается натри самолета "Нимрод" Mk 1, которые заменяются модификацией "Мимрод" Mk 4.

В настоящее время в США специализированными самолетами РЭБ, решающими задачи групповой защиты при следовании с ударной группой, являются постепенно выводимый из эксплуатации самолет ЕА-6В "Проулер" и идущий ему на замену ЕА - 18G "Гроулер".

Для продления срока службы самолета ЕА-6В реализуется программа ICAP III, целью которой является совершенствование систем и средств вскрытия боевой обстановки, При этом отмечается, что, помимо подавления РЛС систем управления оружием противника, все большее значение в перечне решаемых самолетом ЕА-6В задач придается подавлению связных радиоэлектронных систем (РЭС)} а также вопросам обеспечения безопасности прибрежных районов путем подавления корабельных навигационных РЛС.

Одним из основных РЭС оборудования в рамках программы IСАР III является цифровой приемник радиолокационных сигналов AN/ALQ-218 с диапазоном частот до 20 ГГц, обеспечивающий обнаружение, идентификацию и определение местоположения источника излучений.

AN/ALQ-218 - первый приемник, обеспечивающий избирательное подавление РЭС противника станцией постановки помех на конкретных частотах и позволяющий ставить помехи РЛС со скачкообразной перестройкой частоты. Он может использоваться для наведения па цель противорадиолокационных ракет типа AGM-88 HARM.

Модернизированные самолеты РЭБ ЕА-6В "Проулер" могут остаться на вооружении до 2018 года.

Самолет РЭБ EA-18G "Гроулер" ВМС США предназначен для огневого поражения и РЭП наземных и корабельных РЛС, а также РЭП сетей радиосвязи и радиолиний управления систем ПВО противника при его нахождении преимущественно в боевых порядках. Самолет обладает большей маневренностью по сравнению с ЕА-6В "Проулер" Он может успешно следовать с ударной группой, состоящей из истребителей типа F/A-18, F-16 и F-15E.

Самолет РЭБ EA-18G, как и ЕА-6В, будет оснащен (послед небольших доработок) оборудованием и программным обеспечением, создаваемым по программе ICAP III. Он способен нести до пяти контейнеров с одновременно работающими станциями помех AN/ALQ-99. Однако в обычном оснащении EA-18G будет оборудован двумя контейнерами со станциями постановки помех, внешним топливным баком, противорадиолокационной ракетой AGM-88 HARM и ракетой средний дальности AIM-120C AMRAAM класса "воздух - воздух".

Вместо станции помех связным РЭС AN/USQ-1I3, которая используется на самолете ЕА-6В, на EA-18G устанавливается станция AN/ALQ-227. Она представляет собой отдельный приемник, а не приемник с передатчиками помех, как AN/USQ-113.

В передатчиках новой контейнерной станции постановки помех вместо ламп бегущей волны будут использоваться твердотельные элементы. Кроме этого, она будет связана с двумя антенными устройствами, что позволит эффективнее управлять режимами подавления РЭС.

Разработчики решают вопрос об использовании бортового генератора сигналов помех AN/ALQ-214 для подавления РЭС противника при одновременном применении РЛС с АФАР AN/APG-79(V).

На самолете EA-18G, как и на ЕА-6В, будут установлены перспективные системы связи. Терминал многофункциональной системы распределения информации MIDS должен обеспечивать перенацеливание для проведения скоординированной атаки несколькими боевыми платформами (пилотируемыми и БЛА). Интеграция систем связи прямой видимости "Линк-16"/ многофункциональной системы распределения информации MIDS с перспективным многоцелевым тактическим терминалом  MATT спутниковой связи призвана обеспечить высокую степень ситуационной осведомленности, Совместное использование систем MIDS, MATT и AN/ALQ-218 обеспечит возможности по вскрытию обстановки и обмену информацией, несопоставимые с возможностями более ранних специализированных платформ РЭБ.

Одним из главных улучшений в области оборудования РЭБ самолета EA-18G по сравнению с ЕА-6В будет наличие системы погашения интерференции INCANS. что позволит истолковать до 85 % бортового связного оборудования при постановке помех РЭС противника (применение систем связи при режиме подавления на ЕА-6В являлось сложной проблемой).

В период до 2013-2015 годов ВМС США планируют приобрести около 90 самолетов EA-18G "Гроулер".
Состоящие на вооружении и перспективные БЛА, истребители, бомбардировщики и самолеты транспортной авиации для решения задач ИЗ могут оснащаться системами РЭБ в контейнерном исполнении. Преимуществом таких систем будет возможность их использования на ЛА для решения конкретных задач. Недостатком контейнерных систем остается возможное повышение демаскирующих признаков ЛА и снижение его маневренности. Появление новых контейнеров возможно в 2012 году.

Hayчно-исследовательской лабораторией ВВС США проводятся исследования в области создания нового поколения станций постановки помех, которые могли бы с максимальной эффективностью функционировать в сложной современной радиоэлектронной обстановке. Усилия разработчиков направлены на реализацию возможностей выборочного подавления радиоэлектронных систем и средств противника ("когнитивное подавление"). При этом особое внимание направлено на разработку соответствующего программного обеспечения. Новые станции постановки помех должны обеспечивать подавление широкого спектра РЭС противника (связные, навигационные, РЛС и т. д.), использующих современные средства и методы радиоэлектронной защиты" одновременно не нарушая функционирование РЭС своих и союзных сил, а также гражданских РЭС.

С целью создания новых датчике в с соответствующим управлением научно-исследовательской лаборатории ВВС США был заключен контракт на сумму 2,45 млн долларов на срок до шести лет За это время должны быть созданы аппаратная часть и программное обеспечение новых станций постановки помех для дальнейших испытаний в условиях, максимально приближенных к боевым.

Такие станции помех могут быть установлены как на специализированных самолетах РЭБ, так и на обычных самолетах стратегической и тактической авиации для обеспечения ИЗ.

Системами и средствами индивидуальной защиты в настоящее время оборудуются практически все воздушные платформы. К наиболее современным интегрированным системам ИЗ относятся система AN/ALR-94 истребителя F/A-22 и система РЭБ истребителя F-35 США.

AN/ALR-94 оснащена комплектом общих антенн, выполняющих функции, определяемые оперативными требованиями, а также предусмотрена возможность ее перепрограммирования во время полета. Использование общих антенн является перспективной технологией. Получаемый результат может проявиться в использовании одних и тех же антенн в различных целях {до десяти функций на одну антенну). В конечном итоге для решения всех задач связи, навигации, опознавания "свой-чужой", радиолокационного обнаружения и РЭБ потребуется порядка пяти антенн вместо 20-25, как на обычном боевом самолете.

Решение задачи РЭП с помощью БЛА направлено против РЛС противника и его систем управления и связи. Для этого первоначально планировалось использовать два вида средств: ложные цели (ЛЦ) типа ADM-160 MALD специально оборудованные БЛА. Под последними подразумевалось использовать разрабатываемые в ВВС и ВМС США боевые БЛА, оснащенные соответствующим оборудованием РЭБ. Но позже для постановки радиоэлектронных помех в непосредственной близости от РЭС противника было решено использовать Л Ц, в частности MALD-J, оснащенную передатчиком помех

Предполагается использовать ЛЦ ADM-I60 MALD с самолетов типа В-1В, В-2А, В-52Н, F-15, F-16, F-35 и F/A-22. а также с боевых БЛА Стратегический бомбардировщик B-52Н на внешних подвесках сможет нести до 16 ЛЦ, истребитель F-16 - четыре.

Аналогом ЛЦ АDМ-160 MALD является ITALD (ADM-14/С), разрабатываемая совместно американской фирмой "Нортроп-Грумман" и израильской IMI для ВМС США. Она предназначена для формирования сигналов, идентичных сигнатурам защищаемой платформы.

ЛЦ ITALD является модернизированной версией использовавшейся в Ираке ЛЦ TALD (ADM-141). В программу закладывается траектория полета, а навигационное обеспечение осуществляется посредством системы глобального позиционирования GPST инерционной системы и радиолокационного высотомера. Принцип использования "выстрелил и забыл". Состав оборудования РЭП может меняться в зависимости отрешаемых задач. Возможно применение системы оптико-электронного подавления.

Рассматривается вопрос об установке ЛЦ ITALD в ВВС Великобритании на штурмовиках GR-7/9 "Харриер" и в ВВС Австралии на истребителях F-18 "Хорнет".

Основными направлениями дальнейшей модернизации ЛЦ ITALD являются: повышение маневренности, дальности полета и эффективности мероприятий РЭП, Исследуется возможность использования уменьшенной модели ложной цели на БЛА.

Комплексы буксируемых ЛЦ в ближайшие 10-15 лет будут продолжать активно разрабатываться в таких государствах, как США, Германия, Великобритания, Швеция. Мощность сигналов, излучаемых этими целями, может превышать 4 кВт. Одним из факторов, ограничивающих темпы распространения комплексов буксируемых ЛЦ на мировом рынке вооружений, является отсутствие единого стандарта. Например, ЛЦ "Ариэль" (Великобритания) и AN/ALE-55 (США) имеют разные размеры, что не позволяет размещать их на одной пусковой установке.

Буксируемые с помощью волоконно-оптического кабеля радиолокационные ЛЦ являются основным средством защиты европейского истребителя EF2000 от моноимпульсных РЛС сопровождения. Используемые ЛЦ "Ариэль" не просто обеспечивают повтор принимаемых сигналов. С помощью систем и средств радиоэлектронного обеспечения угроза обнаруживается, определяется ее местоположение, производится идентификация, и на борту самолета генерируется сигнал подавления. Далее он преобразуется в модулированный лазерный импульс и по 100-м кабелю передается на ЛЦ, оборудованную передатчиком.

Мощность излучаемого ЛЦ сигнала регулируется в зависимости от мощности сигнала РЛС и эффективной площади рассеяния самолета, которые изменяются в зависимости от ракурса. Те РЛС, где используется метод сопровождения в процессе сканирования, не способны отличить ложную цель от реальной.

Дальнейшее развитие буксируемых с помощью волоконно-оптического кабеля активных ЛЦ связано с реализацией в них возможности переключения диаграммы направленности излучений, коррелированной постановки помех с самолета и буксируемой им ЛЦ.

Помимо интегрированных комплексов РЭБ, которые разрабатываются параллельно с самолетом-носителем, в настоящее время создаются комплексы для уже давно эксплуатируемых самолетов. Примером таких работ может служить комплекс ИЗ радиочастотного диапазона IDECM, первоначально разработанный для палубных истребителей-штурмовиков F/A-18E/F ВМС США, а также AN/ALQ-211 SIRFC для вертолетов СВ США.

Результаты анализа боевых действий в Ираке и Афганистане внесли существенные изменения во взгляды военного руководства на применение систем и средств РЭБ. В значительной степени это затронуло вопрос о повышении уровня защищенности вертолетов.

На боевых вертолетах и вертолетах обеспечения становится стандартом использование интегрированной системы ИЗ, включающей системы предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении, пуске ракет, системы выброса расходуемых ЛЦ радиолокационного и инфракрасного диапазонов, станцию помех ИК-диапазона.

Для противодействия угрозам в ИК-диапазоне фирмы США и Великобритании, такие как "Истерлайн" и "Чемринг", расширили выпуск базовых магний-тефлон-витоновых (MTV) ИК ЛЦ, в частности М206 и 118MTV, и перспективных, таких как пирофорные М21L кинематические M2I2 и деухдиапазонные M118. Указанные типы ЛЦ в ближайшие несколько лет составят основу ИЗ вертолетов от портативных зенитных систем оружия ИК-диапазона.

Одним из пожеланий экипажей вертолетов является сокращение количества типов ИК ЛЦ за счет повышения степени их универсальности. На текущий момент системы предупреждения не обеспечивают должной идентификации угроз, что влечет за собой одновременное использование различных ЛЦ.

ВВС таких государств, как США, Великобритания, Израиль и ряд других, на вертолетах устанавливаются лазерные средства противодействия ИК-диапазона. За последние 20 лет технологии производства таких систем шагнули далеко вперед - от использования импульсных ламп до более эффективных и надежных многодиапазонных источников лазерного излучения. Хотя раньше считалось, что лазерные системы заменят ИК ЛЦ с устройствами их выброса, в настоящее время последние продолжают активно использоваться.

Основным фактором, стимулирующим развитие авиационных систем и средств противодействия в ИК-диапазоне, является наличие в мире большого количества оружия с тепловыми системами самонаведения.

К современному поколению систем противодействия ВС США в инфракрасном диапазоне относятся следующие: AN/ALQ-212(V) ATIRCM, система оптико-электронного противодействия (ОЭП) для самолетов тактической авиации TADIRCM и единая система предупреждения о ракетной атаке AN/AAR-57(V) CMWS. Широкое распространение получили системы ОЭП AN/AAQ-24 "Неме-зис" и LA1RCM для больших самолетов.

Совершенствование систем ОЭП предполагает использование многодиапазонной лазерной установки, а также миниатюризацию аппаратной части.

Таким образом, продолжаются работы, направленные на формирование единой структуры систем и средств РЭБ воздушного базирования. Первенство в этом вопросе остается за США. В других ведущих зарубежных странах наблюдается такая же направленность основных усилий. Особенностью создаваемой структуры будет обеспечение возможности комплексного использования средств РЭБ, размещенных на различных платформах, как пилотируемых, так и беспилотных. Для этого необходимы интеграция в единое информационно-коммуникационное пространство, а также совершенствование вычислительных систем, в частности, за счет использования нового программного обеспечения.

Одним из ключевых направлений в развитии оборудования, предназначенного для постановки помех, является обеспечение возможности избирательного подавления РЭС.

Кроме того, исследуются возможности по применению оборудования РЭП при других работающих РЭС на борту носителя. Все новые образцы ССРЭБ и методы их использования проходят проверку в реальных боевых условиях в зонах вооруженных конфликтов, что стимулирует работы по их дальнейшему развитию.

Зарубежное военное обозрение. - 2011. - №2. - С. 60-65
 

Смотрите также
Категория: Техническое обеспечение | Добавил: pentagonus (02.03.2014) | Автор: Капитан 2 ранга В. Евграфов
Просмотров: 13813 | Теги: В. Евграфов, РЭБ, рэп | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar