Бортовые радиоэлектронные средства защиты летательных аппаратовМайор С. Яшин Развитие и совершенствование средств ПВО, а также повышение функциональных возможностей комплексов бортового радиоэлектронного оборудования современной тактической авиации обуславливают необходимость принятия на вооружение новых и совершенствования существующих средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) индивидуальной защиты самолетов. Основной отличительной особенностью средств РЭБ самолетов четвертого и пятого поколения является использование бортовых РЛС (БРЛС) с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) и систем предупреждения об облучении и пуске управляемых ракет инфракрасного (ИК) диапазона. Благодаря использованию современных средств отображения информации, таких как нашлемные системы и многофункциональные дисплеи, весь объем данных, накопленных подсистемами информационного обеспечения, может быть отображен одновременно без использования дополнительных средств индикации. Высокая степень интеграции устройств и систем, входящих в состав бортового радиоэлектронного комплекса (РЭК) самолета, позволяет задействовать мощности БРЛС с АФАР для решения задач РЭБ. Современные системы позволяют использовать их в качестве устройств информационного обеспечения, но ключевым направлением развития средств РЭБ является обеспечение возможности применения АФАР для осуществления радиоэлектронного подавления (РЭП). На тактических истребителях F-15 в настоящее время установлена система индивидуальной защиты TEWS, имеющая федеративную структуру и включающая в свой состав системы предупреждения об облучении (СПО) AN/ALR-56C и AN/ALQ-128, станцию РЭП AN/ALQ-135(V), автомат отстрела дипольных отражателей и ложных тепловых целей (ЛТЦ) AN/ALE-45. Станция РЭП AN/ALQ-135(V) может одновременно и в соответствие с приоритетом осуществлять постановку активных помех непрерывным, импульсным и импульсно-доплеровским РЛС. Она способна генерировать шумовые и имитирующие помехи в диапазоне от 2 до 20 ГГц. В состав станции не входит собственное приемное устройство, сигнал в нее поступает от приемника предупреждения об облучении AN/ ALR-56C, а на самолетах F-15Е от БРЛС с АФАР AN/APG-82(V)1. Оконечным излучающим устройством станции являются рупорные антенны.
В период с 2020 по 2030 год планируется замена системы TEWS на EPAWSS. В настоящее время проводится конкурс по выбору концептуального облика последней. EPAWSS будет включать средства предупреждения о радиолокационном облучении и ракетной атаке, активные и расходуемые средства противодействия в радио- и оптическом диапазонах длин волн, включая возможности БРЛС с АФАР. Одной из дополнительных возможностей системы EPAWSS предположительно будет определение местоположения источников радиоизлучения и возможность постановки помех в миллиметровом диапазоне длин волн. Отличительной особенностью данной системы, как предполагается, будет наличие устройств запоминания и воспроизведения сигналов. Такие устройства позволяют осуществлять радиоэлектронное подавление всех видов когерентных РЛС, импульсно-доплеровских и со сложными сигналами, осуществлять одновременный коррелированный ввод в их сигналы ложной информации о дальности и скорости движения, а также осуществлять постановку правдоподобных имитирующих помех. Основой таких устройств являются цифровые устройства запоминания частоты сигналов DRFM (Digital Radio Frequency Memory), представляющие собой сверхбыстродействующие запоминающие устройства, позволяющие одновременно записывать и считывать несколько радиолокационных сигналов с частотной и фазовой модуляцией. В числе рассматриваемых вариантов облика станции, участвующих в конкурсе, имеются устройства на основе как полупроводниковых приборов, так и ламп бегущей волны. Систему EPAWSS планируется устанавливать на самолеты F-15C/D/E. Большинство тактических истребителей F-16 оснащены подвесными контейнерными системами РЭП AN/ALQ-131, автоматами отстрела дипольных отражателей и ЛТЦ AN/ALE-47 и СПО AN/ALR-56M. В целях повышения эффективности средств РЭБ на самолетах установлена система управления AN/ ALQ-213. С 2013 года приостановлено финансирование программы модернизации системы РЭП AN/ALQ-131, что подразумевает возможное оснащение самолетов другой системой. В качестве альтернативных вариантов оснащения средствами РЭП самолетов F-16 рассматриваются системы постановки помех индивидуальной защиты ЛА AN/ALQ-214, буксируемых ложных целей (БЛЦ) AN/ALE-50 (55), а также ресурсы БРЛС с АФАР. Автомат AN/ALE-47 позволяет осуществлять отстрел 30 пиропатронов с ЛТЦ типа MJU-7 или -10, а также снаряженных дипольными отражателями типа RR-170 или RR-180. Масса устройства в комплектации с четырьмя блоками расходуемых средств РЭБ около 30 кг. Приемник предупреждения об облучении AN/ALR-56M позволяет обнаруживать непрерывные и импульсные сигналы в диапазоне частот от 0,3 до 20 ГГц. В его состав входят четыре спиральные антенны и одна штыревая. При обнаружении РЛС, осуществляющих сопровождение самолета, в автоматическом режиме выдается команда на отстрел ЛЦ. Истребители-штурмовики F/A-18E/F оснащены интегрированной бортовой системой РЭБ IDECM, в состав которой входят: СПО AN/ALR-67(V)3, система РЭП AN/ALQ-165 или станция активных помех (САП) AN/ALQ-214, БЛЦ AN/ALE-50 или AN/ALE-55 FODT (Fiber Optic Decoy Towed), в зависимости от модификации бортовой системы обороны, а также автоматы выброса расходуемых средств РЭП AN/ALE-47. Известны четыре модификации системы IDECM. Основным их отличием являются различные системы РЭП и БЛЦ (см. таблицу). В период до 2020 года в ВМС США будет осуществлена замена модификаций "блок 1 и 2" на "блок 3". Станция РЭП AN/ALQ-165, которой оснащаются системы IDECM модификации "блок 1" предназначена для создания активных помех в диапазоне от 1 до 35 ГГц. В ее состав входят пять блоков: НЧ- и ВЧ-приемники и передатчики, а также устройство управления. Передающие антенны размещаются в хвостовой и носовой частях фюзеляжа. Она обеспечивает автоматическое обнаружение и идентификацию сигналов РЛС противника, определение приоритетности их подавления комбинированными шумовыми и импульсными помехами. Выходная мощность в импульсе 1 кВт, время реакции от 0,1 до 0,25 с.
Принцип действия системы IDECM модификаций "блок 3" и "блок 4" заключается в следующем: сигнал объекта подавления принимается СПО AN/ ALR-67(V)3, и на его основе в САП AN/ ALQ-214 формируется имитирующий помеховый сигнал, который преобразуется в электронном преобразователе частоты и передается по волоконно-оптической линии связи буксируемой ложной цели для последующего усиления и излучения. Предусмотрена возможность автоматического отстрела ЛТЦ. Серийное производство системы IDECM "блок 3" началось в 2011 году. Модификация предполагает замену БЛЦ AN/ALE-50 на AN/ALE-55, обеспечение взаимодействия ее с САП AN/ ALQ-214(V)4, СПО AN/ALR-67(V)3, а также с автоматами выброса расходуемых средств РЭБ AN/ALE-47. Модификация системы IDECM "блок 4" предполагает значительное изменение элементной базы входящей в ее состав САП AN/ ALQ-214. Целями модернизации являются увеличение возможностей по противодействию угрозам и объединение с БРЛС на основе АФАР. Для унификации средств РЭП для самолетов F/A-18E/F и F/A-18C/D предполагается доведение системы IDECM до модификации "блок 5". Начало поставок ALQ-214 "блок 4" ожидалось в 2015 году, а "блок 5" в 2016-м. К 2018 году планируется полная замена БЛЦ AN/ALE-50 на AN/ALE-55. В текущий момент второй оснащены четыре эскадрильи самолетов F/A-18E/F. В общей сложности на вооружении ВМС США имеется примерно 1 300 единиц БЛЦ AN/ALE-55. Ежегодно намечается приобретать до 300 единиц. Комплект средств РЭБ тактического истребителя F-22A "Раптор" включает: СПО AN/ALR-94, систему предупреждения о ракетной атаке AN/AAR-56 и автоматы выброса расходуемых средств РЭБ AN/ALE-52. СПО AN/ALR-94 обеспечивает обнаружение, идентификацию и определение координат излучающих потенциально опасных РЭС. Система предупреждения о ракетной атаке AN/AAR-56, позволяющая обнаруживать пуски ракет в пределах 360° в азимутальной плоскости, состоит из шести датчиков, распределенных по бортам самолета. Каждый датчик перекрывает сектор в 60°. Автоматы отстрела AN/ALE-52 функционируют в автоматическом и дирек-торном режимах при обнаружении факта пуска ракет. Задачи радиоэлектронного подавления РЭС противника выполняются за счет ресурсов БРЛС с АФАР. В состав бортового РЭК тактического истребителя F-35 "Лайтнинг-2" будет входить комплекс РЭП AN/ASQ-239 "Барракуда", который является модернизированной версией комплекса РЭБ тактического истребителя F-22A. Его отличает высокая степень интеграции с другими элементами радиоэлектронного комплекса самолета посредством вычислительной системы, позволяющей осуществлять накопление и корреляцию данных, которые поступают от различных средств информационного обеспечения, находящихся на борту самолета, а также за его пределами. Это даст возможность выдавать летчику сведения о боевой обстановке с высокой степенью детализации. Предполагается, что антенная система самолета будет использоваться для постановки помех, прицельных по частоте и угловым координатам. Станции предупреждения об облучении для самолета F-35 разрабатываются на основе СПО AN/ALR-94 самолета F-22. Кроме того, в состав средств информационного обеспечения будет входить устройство AN/AAQ-37, которое посредством шести ИК-датчиков, распределенных по фюзеляжу, будет выдавать информацию о ракетной угрозе. Устройства выброса предполагается оснастить разрабатываемыми пиропатронами MJU-68 и MJU-69. Индивидуальные средства РЭБ стратегического бомбардировщика В-52 "Стратофортресс" включают: СПО AN/ALR-20, AN/ALQ-153, станции активных помех AN/ALQ-155, AN/ALQ-172, AN/ALQ-122 и AN/ALT-32, автоматы отстрела AN/ALE-20 и AN/ALE-24. СПО AN/ALR-20 является панорамным приемником и предназначена для обнаружения излучения потенциально опасных РЭС, их идентификации, выбора приоритетных для противодействия и индикации угроз в кабине бортового оператора РЭБ. В настоящее время ВВС проводят работы по замене индикаторов СПО на жидкокристаллические дисплеи. САП ALQ-172(V)2 обеспечивает обнаружение излучения потенциально опасных РЭС, их идентификацию, выбор приоритетных для противодействия и РЭП. Для обеспечения наиболее полной защиты носителя на самолете В-52 установлено до трех САП ALQ-172. В настоящее время в ВВС США ведутся работы по модернизации САП, с целью придания больших возможностей по обеспечению ситуационной осведомленности экипажа, в том числе определение местоположения опасных РЭС по их излучению. Продолжаются мероприятия по совершенствованию ПО. Так, разработка нового программного пакета ожидалась еще в IV квартале 2015 года. Руководством ВВС рассматривается замена САП ALQ-172 на более новые системы, такие как AN/ ALQ-211 или AN/ALQ-214. Цифровая СПО AN/ALR-46 обеспечивает обнаружение излучений РЛС в полосе частот 2-18 ГГц и одновременную идентификацию до 16 РЭС. В-52 является одним из немногих самолетов, на которых установлена данная СПО. В настоящее время существенная модернизация системы не планируется. САП AN/ALQ-122 обеспечивает обнаружение излучения потенциально опасных РЭС, их идентификацию и выбор приоритетных для РЭП, постановку активных имитирующих помех, уводящих по дальности и угловым координатам. Значительная модернизация САП AN/ ALQ-122 не намечается. Другие системы и средства РЭБ на борту самолетов В-52 включают САП радиосвязи AN/ALT-32, станцию предупреждения о ракетной атаке AN/ALQ-153, а также автоматы выброса расходуемых средств РЭБ AN/ALE-20 (отстрел ложных тепловых целей) и AN/ALE-24 (отстрел дипольных отражателей). Все системы и средства РЭБ самолета В-52 функционируют независимо и зачастую решают подобные задачи. Так, САП ALQ-155 и ALQ-172 работают в различных частотных диапазонах и имеют различные перечни потенциальных угроз, однако решают одинаковые задачи по РЭП РЛС ОНЦ, управления оружием зенитных средств и БРЛС истребителей. Индивидуальные системы и средства РЭБ защиты стратегического бомбардировщика В-1В "Лайсер" включают интегрированную систему РЭП AN/ ALQ-161, автоматы отстрела дипольных отражателей и тепловых целей AN/ ALE-49 и буксируемые ложные цели AN/ALE-50. Система РЭП AN/ALQ-161, разработанная специально для самолета В-1В, состоит из 108 съемных модулей на борту самолета. Система ALQ-161 обеспечивает в автоматическом режиме (с возможностью вмешательства оператора) обнаружение излучения потенциально опасных РЭС, их идентификацию, выбор приоритета и наиболее эффективных мер противодействия, их РЭП в пределах 360° в азимутальной плоскости. В настоящее время на самолетах В-1В используется модернизированная версия системы ALQ-161 А. В частности, в данной системе используются устройства запоминания и воспроизведения сигналов, что позволяет создавать сигналоподобные помехи, а сама система имеет расширенный диапазон частот. В 2015-2016 годах планируется обновление программного обеспечения, благодаря чему повысится ее быстродействие и производительность. Основными направлениями развития систем и средств РЭБ самолета В-1В являются обеспечение эффективного противодействия будущим угрозам, унификация оборудования и модульность конструкции. Для модернизации комплекта средств РЭБ на борту самолета В-1В рассматриваются системы РЭП AN/ALQ-211 и AN/ALQ-214. Основой средств РЭБ стратегического бомбардировщика В-2А "Спирит" является система радиотехнической разведки AN/APR-50, функционирующая совместно с БРЛС и СПО. Активные средства РЭП на самолете В-2А отсутствуют. Компания "Нортроп-Грумман" проводит работы по модернизации системы APR-50, заключающиеся в установке новых графического процессора и антенн. Смотрите также | |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 11652 | | |
Всего комментариев: 0 | |