Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Воскресенье, 04.12.2016, 11:11
Ключевые слова
В. Евграфов, РЭБ, БРЭО

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Структура [133]
Боевые операции [55]
Личный состав, подготовка [90]
НИОКР [181]
Вооружение [211]
Техническое обеспечение [178]
Стратегия и тактика [119]
Форма, знаки различия, награды [6]
ТТХ [13]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 405
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » ВВС (Военно-воздушные силы) » НИОКР

Системы и средства РЭБ самолётов тактической авиации ВС зарубежных государств (2006)

Системы и средства РЭБ самолётов тактической авиации ВС зарубежных государств

Капитан 2 ранга В. Евграфов

В настоящее время эффективность ведения боевых действий в воздухе больше не зависит только от летных характеристик самолета и его вооружения. Не менее важную роль играют функциональные возможности и характеристики бортовых радиоэлектронных средств (РЭС), таких как системы связи, управления оружием, радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и другие. Бортовые системы и средства РЭБ по функциональному предназначению можно разделить на средства электронной атаки, электронной поддержки и электронной защиты.

Средства электронной атаки предназначены для нарушения работы РЭС противника. Они включают средства постановки помех, ложные цели и противорадиолокационные ракеты.

К задачам средств электронной поддержки относятся вскрытие и анализ радиоэлектронной обстановки. Это средства предупреждения о пуске ракет и средства радиотехнической разведки.

Средства электронной защиты предназначены для обеспечения функционирования собственных РЭС в условиях воздействия на современные авиационные системы, и средства РЭБ полностью интегрируются с бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО).

Системы и средства РЭБ, входящие в состав БРЭО самолетов тактической авиации, предназначены в основном для решения задач индивидуальной защиты (ИЗ). Одной из причин, стимулирующих развитие авиационных систем и средств ИЗ, является преобладание самолетов, при разработке которых не использовались технологии «стелт» и которые нуждаются в дополнительной защите от ракет классов «земля - воздух» и «воздух - воздух». Кроме того, даже если при создании самолета и были использованы элементы такой технологии, наличие оружия на внешних подвесках при решении ряда задач повышает уровень его демаскирующих признаков.

Боевые самолеты подвергаются атакам с применением оружия нескольких поколений, с различными системами наведения, охватывающими весь электромагнитный спектр. Для защиты самолетов в таких условиях системы РЭБ должны обеспечивать обнаружение, идентификацию, определение местоположения и противодействие всем видам угроз с любого направления. Выполнение вышеперечисленных требований подразумевает эффективное распределение приемных датчиков и других элементов систем на планере летательного аппарата, а также обеспечение взаимодействия между ними.

С технической точки зрения общее направление развития систем и средств РЭБ не ориентировано на специализированное производство электронных компонентов для создаваемых образцов. Существует устойчивая тенденция использования готовых коммерческих компонентов и модулей, что позволяет ускорить процесс создания новых образцов вооружения на основе последних достижений в этой области.

Развитие современных систем и средств РЭБ тактической авиации идет разными путями. Для одних самолетов, например французского многоцелевого истребителя «Рафаль» и европейского «Тайфун», под руководством генерального подрядчика разрабатывается единая интегрированная система. Многоцелевые истребители-штурмовики F/A-18 ВМС и F-16 ВВС США оснащаются системами и средствами РЭБ преимущественно в соответствии с требованиями заказчиков. При этом основные финансовые средства из того объема, что выделен на истребители, направляются на создание систем РЭБ для самолетов F/A-22 «Раптор» и F-35. Средств на модернизацию имеющихся систем остается недостаточно, и почти вся деятельность в этой области направлена на разработку экспортных образцов. Из-за финансовых ограничений при проектировании нового оборудования активно используется компьютерное моделирование, показывающее как изменение его состава и характеристик влияет на общие возможности самолета решать боевые задачи.

При создании новых и модернизации существующих образцов РЭБ активно используются накопленные ранее разработки. Опыт, полученный при разработке элемента системы одного самолета, учитывается при создании другого. Причем такая технологическая связь прослеживается в обоих направлениях. Так, на сегодняшний день система AN/ALR-94 (для F/A-22), сопряженная с автоматом выброса ложных целей AN/ALE-52, интегрирует в себе преимущества самых современных технологий, разработанных для истребителя F-35, в то время как система РЭБ последнего продолжает разрабатываться с использованием опыта, полученного в ходе реализации программы F/A-22.

НИОКР по созданию систем и средств РЭБ должны проводиться параллельно с созданием летательного аппарата. Для самолета F-35 это требование выдерживается. В соответствии с замыслом конструкторов функции РЭБ должна выполнять многофункциональная интегрированная система радиочастотного диапазона с носовой многофункциональной антенной решеткой MIRFS/MFA в комбинации с РЛС AN/APG-81 и средствами связи. Это экспериментальное оборудование было готово менее чем через три года после заключения контракта, и сразу же состоялись его первые полетные испытания. К тому времени состав оборудования еще не был полным, но он соответствовал основной концепции и обеспечивал 90 проц. требуемых возможностей. Для истребителя F/A-22 первые приемники системы AN/ALR-94 были доставлены только через 7,5 лет после старта программы. Более того, несмотря на то что программа создания самолета F-35 была временно приостановлена, разработка оборудования РЭБ для него продолжалась.

Другим примером интегрированной системы РЭБ может служить «Спектра», разработанная под руководством фирмы «Талес» для многоцелевого истребителя «Рафаль». Она состоит из десяти блоков, которые расположены внутри фюзеляжа самолета и имеют общую специальную шину данных, соединяющую их с центральным процессором.

Система «Спектра» включает следующие подсистемы: обнаружения в радиочастотном диапазоне источника угрозы, предупреждения о ракетной атаке, предупреждения о лазерном облучении и постановке помех. В приемных антеннах используется интерферометрический метод измерения направления на источник сигналов, обеспечивающий точность в пределах 1°. Антенны имеют конструкцию, минимизирующую их влияние на ЭПР самолета. Система оснащена активной фазированной антенной решеткой (АФАР).

В 1998 году начато серийное производство этой системы.

Некоторые из технологий, наработанных при создании системы «Спектра», используются в интегрированной многофункциональной системе РЭБ IMEWS (Integrated Multi-mission EW System), разработанной фирмами «Талес» и «Элеттроника» для самолета «Мираж 2000-9» ВВС ОАЭ, поставки которого начались в 2003 году.

В 1992 году европейские специалисты приступили к НИОКР, связанным с разработкой подсистемы электронной защиты DASS (Defensive Aids Subsystem) для многоцелевого истребителя «Тайфун». DASS предназначена для вскрытия радиоэлектронной обстановки, предупреждения о ракетной атаке в передней и задней полусферах и радиоэлектронного противодействия с использованием ложных целей и АФАР.

Оснащение истребителя новой подсистемой РЭБ происходит поэтапно.

На первых 38 самолетах устанавливались только вычислительное устройство и расходуемые средства противодействия. Последующие машины будут иметь уже средства электронной поддержки. Установка полной конфигурации подсистемы DASS запланирована на 2006-2007 годы. Ожидается, что она будет выпускаться приблизительно до 2015 года.

Главными элементами DASS являются: станция активных помех, приемник системы предупреждения о радиолокационном облучении и буксируемые ложные цели, расположенные на законцовках крыла. Кроме того, имеется система выброса дипольных отражателей и инфракрасных ложных целей, система предупреждения о ракетной атаке и лазерном облучении. В системе управления используются специально адаптированные коммерческие микропроцессоры.

Представители концерна «Еврофайтер» описывают приемник системы предупреждения о радиолокационном облучении как полноценную систему электронной поддержки. В контейнере на левой законцовке крыла расположены приемные антенны передней и задней полусфер, на правой законцовке антенна задней полусферы заменена автоматом для двух буксируемых ложных целей. При совершении маневров с большими нормальными перегрузками, когда крыло подвергается деформации, система управления полетом передает информацию о величине перегрузки в систему электронной поддержки для расчета поправки на изгиб крыла. В обоих контейнерах находятся антенны станции постановки помех. Специалисты фирмы «Элеттроника» заявляют, что аппаратная часть передающих и принимающих модулей многоцелевого истребителя «Тайфун» является первой полностью твердотельной системой этого типа.

Основное средство защиты самолета «Тайфун» от моноимпульсных РЛС сопровождения - буксируемые ложные цели. Ложные цели «Ариэль» фирмы «БАэ системз» используются на самолете ВВС Великобритании «Торнадо ЕЗ» с конца 1995 года. Таким образом, система буксируемых ложных целей истребителя «Тайфун» - это второе поколение средств данного типа.

«Ариэль» является мощной буксируемой с помощью волоконно-оптического кабеля ложной целью. Это больше чем просто повторитель принимаемых сигналов. Системы и средства электронной поддержки позволяют обнаруживать источник угрозы, определять его местоположение, производить идентификацию, после чего на борту самолета генерируется сигнал подавления. Последний преобразуется в модулированный лазерный импульс и по кабелю длиной 100 м передается на саму ложную цель, оснащенную передатчиком.

Мощность излучаемого ложной целью сигнала регулируется в зависимости от мощности сигнала РЛС и ЭПР самолета, которые изменяются сообразно ракурсу. Те РЛС, где используется метод сопровождения в процессе сканирования, не способны отличить ложную цель от реальной. Представители «БАэ системз» утверждают, что с помощью таких ложных целей угроза поражения самолета ракетами может быть снижена до 80 проц. Демонстрации данных технологий продлятся до 2007 года. В ложных целях «Ариэль» Мк 2 мощность увеличена со 150 до более чем 500 Вт. Мощность сигнала «Ариель» Мк 3, прототип которой был создан в 2001 году, будет составлять 1,2 кВт.

В состав оборудования электронной поддержки DASS входит также система предупреждения о ракетной атаке PVS 2000. Это активная импульсно-доплеровская радиолокационная система с тремя антеннами (две расположены в корневой части крыла и одна - в хвостовой). Автоматы выброса дипольных отражателей и инфракрасных ложных целей фирмы «СААБ Тек» установлены под крылом.

Одним из достоинств DASS, повышающим эффективность мер противодействия, является комбинирование использования станции постановки помех и расходуемых средств с формированием рекомендаций пилоту на проведение маневра. При появлении угрозы на дисплее пилота на лобовом стекле отображаются символы, показывающие, какой выполнить маневр и с какими перегрузками, а также время в секундах до следующего уклонения от атаки.

Тактический истребитель F-15 продолжает оставаться одним из наиболее конкурентоспособных на международном рынке вооружений.

Самолет оснащен тактической системой РЭБ TEWS, которая состоит из приемников радиолокационных сигналов AN/ALQ-128 и AN/ALR-56C, станции постановки помех AN/ALQ-135, работающих в диапазоне 2-20 ГГц, и автомата выброса ложных целей AN/ALE-45. Представители фирмы «БАэ системз» характеризуют приемник AN/ALR-56C (V)l (используемый на экспортных вариантах F-15) как значительный шаг вперед по сравнению с предыдущими моделями AN/ALR-56: «Это лучшее, что можно получить на основе аналоговых технологий». Рассматривается также видоизмененный вариант станции помех AN/ALQ-135M. Испытания приемника планируется проводить совместно с системой буксируемых ложных целей AN/ALE-55.
Фирма «Нортроп-Грумман» рассматривает возможность внедрения некоторых модификаций в более старые системы AN/ALQ-135, установленные на самолетах F-15C/D национальной гвардии ВВС и резерва США, в то время как «БАэ системз» проводит испытания приемника AN/ALR-56, оснащенного цифровым приемным модулем, обеспечивающим точное определение местоположения наземных источников электромагнитных излучений.

Для тактических истребителей F/A-18E/F в ВМС США постепенно вводится интегрированная система электронной защиты IDECM. Цель программы - повышение степени ИЗ применительно к ракетам классов «земля - воздух» и «воздух - воздух» с радиолокационными головками самонаведения. Основные элементы, разрабатываемые в рамках программы, - это средства противодействия в радиочастотном диапазоне, в состав которых входят генератор помех AN/ALQ-214 и буксируемые с помощью волоконно-оптического кабеля ложные цели AN/ALE-55. Полная конфигурация оборудования интегрированной системы IDECM включает также приемник сигналов РЛС AN/ALR-67(V)3 и автомат выброса ложных целей AN/ALE-47.

Приемник системы предупреждения о радиолокационном облучении AN/ALR-67(V)3 (0,5-40 ГГц) компании «Рейтеон» в настоящее время находится в стадии полномасштабного производства и эксплуатации. Для генератора помех AN/ALQ-214(V) совместного производства «БАэ системз» и ITT в 2003 году завершился этап оценки боевых возможностей, а в сентябре 2004-го был заключен контракт на его предсерийное производство. Система IDECM развертывается поэтапно.

Модификация Block 1 включала уже готовую станцию постановки помех в целях индивидуальной защиты AN/ALQ-165 ASPJ (Advanced Self-Protection Jammer) и расходуемые буксируемые ложные цели AN/ALE-50 фирмы «Рейтеон». Модификация Block 2 включает систему AN/ALQ-214(V), a Block 3, которая должна достигнуть уровня возможности ввода в эксплуатацию в 2006 году, - AN/ALE-55.

В рамках программы модернизации истребителей вооруженных сил Австралии «Хорнет» HUG (Hornet Upgrade Programme) «Рейтеон» предложила приемник AN/ALR-67(V). Фаза 5.3 программы включает новый приемник радиолокационных сигналов для F/A-18A, конкурирующий с ранее разработанным компанией «БАэ системз Аустралиа» ALR-2002B, вариант которого уже заказан для вертолетов австралийских ВС. С 80-х годов на истребителях F-16 ВВС Израиля устанавливают собственные системы РЭБ. Для F-16I, находящихся в эксплуатации с конца 2003 года, фирма «Элисра» производит интеграцию новых систем. Перспективная система ИЗ ASPS (Advancing Self-Protection System) формируется на основе проверенной аппаратной части и включает три основных компонента: приемник радиолокационных сигналов SPS-3000, ИК-систему предупреждения о ракетной атаке PAWS и станцию помех SPJ-40. Ожидается, что ASPS закажет Сингапур для своих перспективных истребителей F-16 Block 50.

В приемнике радиолокационных сигналов SPS-3000 использованы цифровые технологии. Они обеспечивают высокую чувствительность и точность, а также позволяют различить несколько источников ЭМИ, расположенных в одном направлении. Приемник, разработанный на основе коммерческих процессоров, является одновременно вычислительным устройством для остальных компонентов системы ASPS.

В станции помех SPJ-40 также применены цифровые технологии для обеспечения возможности их работы в радиочастотном диапазоне. Станция (масса 40 кг, без передатчиков) имеет широкий угол обзора и функционирует совместно с приемником SPS-3000. В зависимости от уровня угрозы она временно прекращает свою работу чтобы приемник смог обновить данные об обстановке. Конструкция станции позволяет работать совместно с буксируемыми с помощью волоконно-оптического кабеля ложными целями, если этого потребует заказчик.

В системе PAWS используются шесть инфракрасных датчиков фирмы «Рейтеон» для обеспечения пространственного охвата вокруг самолета. Для системы предупреждения о ракетной атаке компания «Элисра» настаивает на использовании ИК-технологий в противовес ультрафиолетовым, аргументируя это меньшей вероятностью ложной тревоги от таких источников, как галогенная лампа или дуговой электрический разряд. При этом точность определения направления на цель достигает 0,5°, что достаточно для применения средств направленного противодействия ИК-диапазона.

Действующий образец системы уже разработан. Вся информация об источниках угроз загружается в формате файла данных пользователя UDF. Фирма «Элисра» обеспечивает заказчиков генератором файлов UDF, что позволяет оператору производить настройку системы в соответствии со своими потребностями. С помощью генератора файлов UDF он может ввести информацию, позволяющую системе идентифицировать угрозу и выработать алгоритм противодействия с помощью дипольных отражателей, ИК-ложных целей или станции постановки помех.

Греция выбрала систему ASPIS II (Advanced Self-Protection Integrated Suit II) фирмы «Рейтеон» для своих 60 новых истребителей F-16 Advanced Block 52. В рамках того же контракта, заключенного в середине 2003 года, эта компания выполнит работы по модернизации системы ASPIS, установленной на 29 старых греческих истребителях Block 30/50, которые будут заключаться в оснащении ее активной станцией помех. Развитие программы идет постепенно, и полетные испытания были запланированы на начало 2005 года.

Система ASPIS II включает приемник системы предупреждения о радиолокационном облучении AN/ALR-93(V) компании «Нортроп-Грумман», станцию постановки помех AN/ALQ-187 («Рейтеон»), аналогичную контейнерной системе AN/ALQ-184, и автомат выброса ди-польных отражателей и ИК-ложных целей AN/ALE-47 («БАэ системз»), ASPIS II прошла модернизацию, связанную с установкой дополнительных цифровых схем памяти DRFM (Digital Radio Frequency Memory Chip).

Чили, Оман и Польша выбрали для своих истребителей F-16 перспективную интегрированную систему электронной защиты AlDEWS (Advanced Integrated Defensive EW System) фирмы «Ай-Ти-Ти дефенс». Это цельная автоматизированная система, включающая приемник радиолокационных сигналов и станцию помех. Она представляет собой адаптированный к использованию на скоростных реактивных самолетах вариант системы AN/ALQ-211 SIRFC (Suite of Integrated Radio Frequency Countermeasures), разработанной фирмой ITT для вертолетов ВС США. Поэтому AIDEWS несколько легче и компактнее. Система SIRFC создавалась с перспективой использования в процессе ее модернизации новых технологий. Таким образом, система для самолетов F-16 в настоящее время является полностью цифровой.

В июне 2004 года компания «БАэ системз» получила контракт в размере 100 млн долларов, предусматривающий установку на 60 турецких тактических истребителях F-16 системы РЭБ AN/ALQ-178(5)+. Эта фирма является субподрядчиком расположенной в Анкаре компании MiKES, которая будет производить и устанавливать системы.

Системы ASPIS, ASPS и AIDEWS являются потенциальными кандидатами для дальнейшей модернизации истребителей F-16. Поскольку приближается время ввода в строй самолета F-35, представители фирмы «Локхид-Мартин» предупреждают, что программа производства F-16 может быть закрыта. В связи с этим заказчикам предоставляется возможность обновить парк своих самолетов перед тем, как производственная линия будет окончательно остановлена.

Специально разработанной системой РЭБ для истребителей F-16E/F является «Фэлкон Эдж» фирмы «Нортроп-Грумман». В ее состав входят приемник сигналов РЛС, станция постановки помех и средства формирования целеуказаний по источникам электромагнитных излучений, а также антенны для интерферометрии с длинной и короткой базами, используемые при определении местоположения цели. «Фэлкон Эдж» включает также систему буксируемых с помощью волоконно-оптического кабеля ложных целей.

В декабре 2002 года были успешно завершены испытания, направленные на проверку надежности и аэродинамических свойств ложных целей. Это были первые демонстрационные полеты в экстремальных режимах при перегрузках в несколько единиц.

В другой программе для истребителей F-16 производится интеграция системы обнаружения пуска ракет MILDS (Missile Launch Detection System) в БРЭО датских самолетов. Планируется, что MILDS будет принята в 2008 году и станет одной из первых систем такого типа, установленных на реактивных самолетах.

MILDS представляет собой комбинацию AN/AAR-60(V)2 MILDS-F (усовершенствованную версию современной системы MILDS, установленной на вертолетах и самолетах транспортной авиации) с автоматами выброса средств противодействия PIDS (Pylon Integrated Dispenser Station). F-16 оборудуются шестью датчиками MILDS-F, которые обеспечивают полный пространственный охват. Они могут быть также установлены в боевой интегрированной системе ECIPS (Electronic Combat Integrated Pylon System) фирмы «Терма», включающей станцию помех AN/ALQ-162 («Нортроп-Грумман»), используемую Данией и Норвегией.

На тактических истребителях F-16 датчики системы MILDS управляются размещенным в пилоне процессором обработки сигналов фирмы «Терма», который передает информацию об угрозе в систему управления средствами противодействия AN/ALQ-213.

Полеты с целью сбора информации для формирования базы данных об источниках угроз начались в 2003 году на самолетах F-16 ВВС Дании. Для 48 F-16A/B были заказаны 30 систем. Пять других государств, использующих F-16: Норвегия, Бельгия, Нидерланды, ОАЭ и США (национальная гвардия ВВС и резерв), заказали PIDS. Во всех таких средствах, выпускаемых в последнее время, могут быть установлены системы предупреждения о ракетной атаке MAWS.

Таким образом, даже краткий анализ состояния и перспектив развития систем и средств РЭБ самолетов тактической авиации ВС зарубежных государств позволяет выявить ряд основных тенденций.

Во-первых, оборудование РЭБ перестает быть отдельным элементом БРЭО самолета и играть обеспечивающую роль. Разрабатываемые системы и средства интегрируются с другими электронными системами, имеют общие шины обмена данными, базы данных и вычислительные мощности. При этом параллельно ведется разработка самолета и оборудования РЭБ.

Во-вторых, несмотря на использование технологий «стелт», не удается добиться полной невидимости самолета для средств обнаружения противника. Следовательно, продолжают совершенствоваться как средства вскрытия обстановки (выявления источников угрозы), так и средства противодействия, перекрывающие весь спектр электромагнитных волн.

В-третьих, повышается степень «интеллектуальности» систем и средств РЭБ, интегрированных с другими бортовыми системами. Помимо обнаружения угрозы и определения основных ее параметров, современные системы предназначены для проведения комплексного анализа обстановки и формирования вариантов возможных контрдействий.

При этом могут быть использованы три режима функционирования: полностью автоматический (система РЭБ самостоятельно активирует требуемые средства противодействия), полуавтоматический (система выбирает программу действий, и летчику остается только ее активировать) и ручной (пилот сам определяет порядок противодействия).

Следует отдельно отметить совершенствование элементной базы и широкое применение новых технологий в области создания РЭС, что повлечет расширение их функциональных возможностей, повышение тактико-технических и снижение массогабаритных характеристик.

Зарубежное военное обозрение. 2006, №9, С. 44-51

Категория: НИОКР | Добавил: pentagonus (12.01.2016) | Автор: Капитан 2 ранга В. Евграфов

Просмотров: 810 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов