Программа разработки и строительства вспомогательных судов военного назначения для ВМС СШАН. Железняк Боевые возможности военно-морских сил (ВМС) непосредственно зависят от наличия кораблей различных классов, оснащенных разнообразным вооружением. Тем не менее они не могут продолжительное время находиться в открытом море без пополнения запасов пресной воды, провизии, топлива, боеприпасов и других. В этих целях всеми флотами мира используется широкий спектр вспомогательных судов. В настоящее время в США реализуется программа обновления ВМС, в которой особое место отводится судам данного класса военного назначения. По своему предназначению и решаемым задачам вспомогательные суда классифицируются как суда тылового обеспечения, подвижного тыла и специального назначения. Суда тылового обеспечения предназначены для снабжения боевых кораблей практически всем необходимым, в том числе продуктами питания, корабельным и авиационным топливом, боеприпасами, запасными частями и другими расходными материалами, что позволяет кораблям выполнять боевые задачи в море в течение длительных периодов времени, не заходя в порты для пополнения запасов. Другие вспомогательные суда (подвижного тыла и специального назначения) применяются при проведении буксирных и спасательных операций, а также в качестве плавучих ремонтных и перевозочных баз, медицинских учреждений и других. Как правило, на этих судах работают гражданские экипажи, однако на некоторых из них есть смешанные, состоящие из гражданского и военного персонала. При необходимости вспомогательные суда, такие как суда снабжения и универсальные транспорты снабжения (УТС), после незначительной модернизации для самообороны могут быть оснащены зенитными ракетными комплексами (ЗРК), противоторпедным вооружением и другими средствами поражения воздушных, надводных и подводных целей. При этом они становятся полноценными боевыми единицами в составе американского военного флота. В ноябре 2019 года командование американских ВМС представило на рассмотрение конгресса очередную версию кораблестроительной программы - на краткосрочный пятилетний (2020-2024 финансовые годы) и долгосрочный 30-летний (2020-2049) периоды. Командование реализует проект, предусматривающий увеличение численности кораблей и вспомогательных судов. В перспективе планируется увеличить состав флота до 355 кораблей, что на 47 единиц больше того количества, которое было заявлено в редакции программы 2014 года (308 единиц). В настоящее время в составе военно-морских сил насчитывается 305 кораблей, в том числе 63 вспомогательных судна военного назначения. Согласно кораблестроительной программе к 2024 году командование ВМС рассчитывает довести численность корабельного состава до 314 единиц (включая 73 вспомогательных судна), до 355 - к 2034-му (планируемое количество таких судов будет 70-77) и поддерживать на этом уровне их количество до 2050 года.
В связи с тем что новые суда тылового обеспечения должны прийти на замену судов, отслуживших свой срок, их количество в долгосрочный период останется довольно стабильным (на уровне 29-32 единиц). Значительные изменения должны коснуться судов специального назначения и подвижного тыла, которых будет насчитываться 34-42 единицы. Американские военные эксперты утверждают, что успешная реализация новой программы в краткосрочный период зависит от устойчивости финансирования флота.
В связи с этим министерством ВМС был сформирован запрос на финансирование строительства вспомогательных судов для национального флота в 2020 финансовом году в размере 1,2 млрд долларов, а в 2020-2024-м - 5,8 млрд. В 2020 финансовом году это ведомство планирует закупить для военно-морских сил четыре вспомогательных судна, в том числе два УТС и столько же буксиров-спасателей (БС) нового поколения. Вместе с тем оно в течение пяти лет намерено приобрести 16 вспомогательных судов. Согласно принятой программе в период с 2020 по 2024 год будут построены и войдут в состав флота 17 вспомогательных судов различного типа: одно быстроходное военно-транспортное судно (БВТС), шесть УТС, две плавбазы передового базирования (ПБПБ), одно судно гидроакустической разведки, пять БС и два госпитальных судна. В 2020-м планируется построить и передать ВМС три вспомогательных судна: БВТС, ПБПБ и буксир-спасатель. В настоящее время на разных стадиях постройки находятся несколько вспомогательных судов. В частности, командование ВМС США продолжает реализацию программы строительства БВТС типа "Спирхед" (Joint High Speed Vessel - JHSV) на судостроительном заводе компании "Аустал Ю-Эс-Эй" (г. Мобил, штат Алабама). Контракт на детальное проектирование и строительство был заключен в феврале 2008 года. В рамках финансирования данной программы проведены НИОКР на общую сумму около 2 млн долларов. Первый корпус БВТС заложен в июле 2010 года и в 2011-м спущен на воду. После успешного завершения испытаний в декабре 2012 года головной корабль официально передан ВМС США. Первоначально в период с 2012 по 2018 год предусматривалось строительство 10 БВТС данного типа (JHSV-1 - JHSV-10). Однако в сентябре 2016-го ВМС США подписали с компанией "Аустал Ю-Эс-Эй" дополнительный контракт стоимостью 326 млн долларов на строительство еще двух судов (JHSV-11 и -12), которые поставлены американским ВМС в 2019-м и 2020-м (всего по программе запланировано 12 единиц).
Корпус быстроходного военно-транспортного судна типа "Спирхед" представляет собой конструкцию катамаранного типа, выполненную из алюминия. Его длина составляет 103 м, ширина 28,5 м, осадка 3,8 м, водоизмещение 2 362 т. Малая осадка позволяет использовать катамаран в мелководных фарватерах. Судно не имеет вооружения и предназначено для переброски войск, техники, включая основные боевые танки типа "Абраме", других грузов, а также для поддержки гуманитарных миссий, проведения операций по оказанию помощи пострадавшим при стихийных бедствиях. Полетная палуба предназначена для взлета и посадки вертолета. "Спирхед" способен перевозить до 600 т полезного груза на расстояние более чем 1 200 морских миль со средней скоростью 35 уз. Экипаж в составе 42 человек укомплектован гражданскими моряками. Планируется приобрести до 23 судов данного типа в течение 30 лет. УТС типа "Джон Льюис" (ТАО-205) представляют собой новый тип подобных судов, предназначенных для замены существующих американских ТЗ типа "Генри Кайзер" (ТАО-187). В июне 2016 года ВМС США заключили контракт с компанией "Нэшнл стил энд шипбилдинг" корпорации "Дженерал дайнэмикс" (г. Сан-Диего, штат Калифорния) на постройку УТС, предусматривавший детальное проектирование и строительство первых шести судов. Конструктивно судно типа "Джон Льюис" (ТАО-205) является усовершенствованной версией танкера типа "Генри Кайзер", которые были введены в эксплуатацию в период с 1984 по 1996 год (срок службы 35 лет). Программа финансирования первого и второго УТС, стоимость которых составляет 1,05 млрд долларов, была утверждена в 2016 и 2018 годах соответственно. Их строительство началось в сентябре 2018-го с резки стали для головного судна. Ожидается, что в 2021 году военно-морским силам будут переданы первые два транспорта этого типа. При разработке танкера-заправщика были учтены требования ВМС, согласно которым необходимо было увеличить его внутреннее пространство по сравнению с предыдущим судном (типа "Генри Кайзер"), что позволяет вместить больше сухих грузов, боеприпасов и пресной воды. Основное предназначение УТС - транспортировка 156 тыс. баррелей нефти. Кроме того, новый корабль оснащен вертолетной площадкой, где будет реализована возможность дозаправки вертолетов топливом. Двойной корпус обеспечивает высокий уровень защиты от внешнего повреждения. Командование ВМС предполагает, что УТС будут оснащены системой самообороны от средств воздушного, надводного и подводного нападения противника. Всего на закупку 20 УТС типа "Джон Льюис" (ТАО-205) до 2033 года планируется выделить 12,2 млрд долларов. ВМС США приобретают вспомогательные суда по обеспечению десантных операций. В 2011 году их командование заключило контракт с компанией "Нэшнл стил энд шипбилдинг" на проектирование и строительство пяти единиц в рамках программы "Мобильный модуль передового базирования" (Mobile Landing Platform - MLP). Особенностью проекта является конструкция корпуса судна, позволяющая использовать его не только для перевозки и выгрузки техники, но и для снабжения. При этом такое судно является ключевым элементом системы заблаговременного складирования вооружения и военной техники ВМС США в передовых районах. В ходе проведения НИОКР было принято решение создать два типа ПБПБ (программы MLP-1 и MLP-2). По программе MLP-1 построены и переданы ВМС в 2013 году две ПБПБ, получившие обозначение ESD, - "Монтфорд Пойнт" (ESD-1) и "Джон Гленн" (ESD-2). Они предназначены для размещения трех десантных катеров на воздушной подушке (КВП) типа LCAC-1, различных видов ВВТ и способны выполнять задачи как морской базы хранения, так и модуля, используемого для перегрузки техники с одних транспортных средств на другие, а также доставки ее на берег. Оба судна имеют полупогружную конструкцию корпуса, палубу длиной 239,3 м и шириной 50 м. Осадка при полной загрузке 9 м, водоизмещение 78 тыс. т, скорость хода 15 уз, дальность плавания 9 500 морских миль. По внешнему виду судно этого проекта мало чем отличается от обычных гражданских и может быть замаскировано под танкер или сухогруз. В 2015 году появилась программа создания усовершенствованных ПБПБ типа "Льюис Пуллер" - MLP-2. Новые суда получили обозначение ESB. В конструкцию корпуса добавлена вторая палуба, которая установлена на опорах над полупогружной. На верхней палубе можно перевозить различные виды ВВТ, в том числе вертолеты и самолеты. Имеются три ангара для размещения КВП типа LCAC. Особенностью проекта является наличие топливных баков, предназначенных для перевозки авиационного топлива. В период с 2018 по 2020 год по заказу ВМС должны быть построены три плавбазы (ESB-3, -4 и -5). В 2019 году компания "Нэшнл стил энд шипбилдинг" получила дополнительный контракт на сумму около 600 млн долларов, предполагающий строительство еще одной ПБПБ - ESB-6. Постройку судна планируется начать в I квартале 2022 года и завершить в 2023-м. ПБПБ типа "Льюис Пуллер" способны содействовать выгрузке ВВТ на необорудованное побережье. Всего по программам MLP-1 и -2 планируется приобрести восемь судов. Командование ВМС США возлагает на проект "Мобильный модуль передового базирования" большие надежды. Такие суда в отличие от универсальных десантных кораблей (УДК) типа "Уосп" и "Америка" способны выполнять ряд транспортных задач, а также имеют сравнительно низкую стоимость. Так, УДК типа "Америка" обошелся в сумму более чем 3 млрд долларов, в то время как одно вспомогательное судно данного проекта в почти 500 млн. Даже при снижении стоимости десантных кораблей эти вспомогательные суда сохранят лидерство в финансовом плане. БС типа T-ATS заменят находящиеся в составе флота вспомогательные суда типа Т-ATF 166 и 50. Головной корабль - "Навахо" (T-ATS-6). Особенность этих судов заключается в том, что они предназначены не только для буксировки кораблей в открытом океане, но и для проведения аварийно-спасательных работ в прибрежных и глубоководных районах, будут обслуживаться гражданскими специалистами. В марте 2018 года компания "Галф айсленд фабрикейшн" подписала контракт с ВМС США на строительство первого буксира-спасателя нового типа на верфи своей дочерней компании "Галф айсленд шипъярд", расположенной в г. Хьюстон (штат Техас). Общая стоимость сделки более 500 млн долларов. Таким образом, проект бюджета ВМС США на 2020 финансовый год предполагает выделение ассигнований на строительство вспомогательных судов военного назначения в размере 1,2 млрд долларов, что на 72% больше чем в 2018 и 2019 финансовых годах. Данную сумму планируется направить на строительство двух УТС типа "Джон Льюис" и стольких же буксиров-спасателей типа T-ATS. Всего в 2020-2024 годах намечается выделить 5,8млрд долларов на закупку 16 вспомогательных судов для военно-морских сил. Планы командования по увеличению закупок судов тылового обеспечения и других вспомогательных судов главным образом обусловлены необходимостью поддержания постоянного присутствия национальных ВМС в различных зонах Мирового океана, надежного и бесперебойного обеспечения их запасами, а также оперативной переброской войск (сил) в другие районы. Смотрите также | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 5041 | | |
Всего комментариев: 0 | |