search
menu
person

NEWS AND UDATES


Разведывательные операции в армии США по противодействию применению противником самодельных взрывных устройств (2017)

Разведывательные операции в армии США по противодействию применению противником самодельных взрывных устройств

О. В. Валецкий

В настоящее время в мире существует лишь одно методическое пособие в области борьбы против самодельных взрывных устройств (СВУ) – устав Армии США FM 3-90.119 по ведению общевойсковых операций против применения противником самодельных взрывных устройств - "Combined arms improvised explosive device defeat operation" созданный в 2007 г. на основе опыта полученного в Ираке и Афганистане. После понесенных потерь в Армии США были выработаны меры для защиты собственных баз, конвоев и личного состава от нападений противника с применением СВУ. В предлагаемой статье дается анализ содержания указанного устава Армии США.

 Annotation. Currently in the world there is only one textbook in the field of the fight against improvised explosive devices (IEDs) - the charter of the US Army FM 3-90.119 to conduct combined arms operations against the enemy use of improvised explosive devices- "Combined arms improvised explosive device defeat operation" Creation in 2007 based on the experience obtained in Iraq and Afghanistan. After the losses incurred in the US Army worked out measures to protect their own bases, convoys and personnel from enemy attacks using IEDs. This article provides an analysis of the contents of said US Army statute

Согласно уставу FM 3-90.119 "Combined arms improvised explosive device defeat operation" США, созданному в 2007 г. на основе опыта боевых действий в Ираке и Афганистане, акцент в борьбе против СВУ следует делать на предотвращении угрозы их применения.

Непосредственное противодействие СВУ, носящее в уставе название IEDD (improvised explosive device defeat), должно осуществляться комплексно во всех областях боевого функционирования “WFF(war fighting functions)” вооруженных сил и вестись всеми родами и видами ВС.

Ведение операций по борьбе с СВУ планируется под общим руководством Объединенной организации по борьбе против СВУ – JIEDDO (Joint Improvised Explosive Device Defeat Organization). Эта организация объединяет все усилия в границах ответственности департамента обороны DOD (Department of defense) по борьбе против СВУ, что подразумевает согласование всех усилий в этой области с целью эффективной борьбы против существующих и будущих угроз в данной области путем применения разведывательной информации, боевых операций и техники как мер обеспечения мобильности войск. JIEDDO руководит операциями на глобальном уровне против сил противника, применяющего СВУ, путем идентификации и нейтрализации их командования и личного состава, объединяет усилия по подготовке вооруженных сил США к противодействию тактике и способам применения противником СВУ.

Она также проводит анализ всего спектра возможных угроз применения СВУ и распределяет выделенные финансовые ресурсы на развитие техники для борьбы с ними.

С целью разработки эффективной стратегии борьбы против применения СВУ JIEDDO концентрирует усилия на организации, подготовке, снабжении, руководстве, обучении и создании доктрин – DOTMLPF (multiple doctrine, organization, training, materiel, leadership and education, personnel, and facilities).

В данном случае усилия координируют действия на уровне группы управления SRSG (Senior resource steering group), состоящей из представителей всех спецслужб, Комитета начальника штабов, Офиса секретаря обороны (Office of the Secretary of Defense), в том числе заместителя секретаря обороны США, представляющих собою объединенный интегрированный блок борьбы против СВУ.

Ключевую поддержку в данном случае обеспечивает Национальный центр разведки наземных сил – NGIC (National Ground Intelligence Center), который занимается обработкой всей разведывательной информации, относящейся к иностранным вооруженным силам, иностранным технологическим системам и технологиям, с целью обеспечения решающего перевеса вооруженных сил США на поле боя. NGIC выполняет также следующие функции:
- обеспечивает анализ угроз применения СВУ
производимых и применяемых иностранными террористическими и партизанскими движениями;
- осуществляет поддержку учебного процесса в вооруженных силах США в борьбе против применения СВУ;
- обеспечивает информацией о действиях и инцидентах, связанных с применением СВУ;
- ведет деятельность по улучшению возможностей войск по технической разведке – TECHINT (technical intelligence), по сбору информации о разработчиках и производителях СВУ;
- оказывает поддержку группам разведки вооружений – WIT (weapons technical intelligence), формируемых в бригадном звене.

Обеспечение разведывательными данными в данной области осуществляет в первую очередь Команда разведки и безопасности армии США – INSCOM (United States Army Intelligence and Security Command), которая обеспечивает разведывательными данными военных и политических лидеров, чтобы они знали положение на поле боя, возможности собственных сил и могли управлять ими. INSCOM выполняет также следующие функции:
- собирает информацию и осуществляет различные виды разведывательных операций от разведывательной подготовки поля боя – IPB (intelligence preparation of the battlefield) до сбора и анализа перехваченной электронной информации – SIA (signal intelligence analysis);
- отвечает за руководство и контроль в области защиты информации и электронной безопасности.
- является глобальным командованием и располагает четырьмя бригадами для выполнения всего спектра своих задач на соответствующем театре боевых действий и еще восемью группами, дислоцированными в разных районах мира, ориентированных, как правило, на одну область разведывательной деятельности.

В процессе планирования нейтрализации СВУ под противником понимаются все "конвенциональные" и "неконвенциональные" силы, которые могут использовать СВУ.

В ходе формирования противодействия противнику необходимо выяснять, какие способы и правила он использует при применении СВУ, какие материалы применяются при их создании, каковы типичные цели этих СВУ, как организовывает противник нападения с применением СВУ в тех или иных районах или на тех или иных маршрутах, какова организация противника по ячейкам, эшелонам и направлениям, каковы источники снабжения и где находятся места отдыха боевиков, каков уровень общественной поддержки, каковы средства связи, каковы известные или предполагаемые источники финансирования, кто организует их применение.

Большое внимание согласно уставу FM 3-90.119 в ведении борьбы против СВУ уделено разведывательной деятельности.

Разведка ведется комплексно и в полном масштабе в следующих направлениях:
1. HUMINT (human intelligence) – сбор информации как из агентурной сети так от местного населения, подготовка служебных справок и фотосъемок лиц и мест, связанных с применением СВУ, расследование нападений с применением СВУ и с их производством, установка оперативным путем круга лиц, причастных к их производству и применению, их организация и связи, определение мест складов, командования и связи.

2. IMINT (imagery intelligence) – сбор фотографий, съемка ИК- и тепловизионными камерами, наблюдение с помощью радиолокационных станций с записью лиц, устанавливающих СВУ, сьемка маршрутов и транспорта, использующихся для доставки СВУ, массовых сборов местного населения, изменений на местности, анализ записей с мест нападений с применением СВУ.

3. SIGINT (signal intelligence) – обнаружение систем связи противника и частоты их работы, намерений противника в предполагаемых местах нападения с применением СВУ.

4. MASINT (measurement and signatures intelligence) – установление с помощью технических средств характеристик стационарных и подвижных объектов, причастных к применению СВУ, определение мест периодических нападений с применением СВУ, поиск и наблюдение лиц устанавливающих СВУ, обеспечение разведданными командований подразделений в ходе выполнения ими боевых задач.

5. CI (counter intelligence) – контрразведка при поддержке подразделений военной полиции, инженерных подразделений, групп по уничтожению боеприпасов, медицинских подразделений и иных необходимых сил; инструктаж военнослужащих в ходе нападений с применением СВУ, оценка уровня угрозы нападения и вероятного ущерба собственным силам, разработка мер их поддержки, подготовка соответствующих схем для командования и подразделений.

6. GEOINT (geospatial intelligence) топографическая разведка местности, тесно связанная с разведкой IMINT, ведущая поиск участков въезда и выезда в районы, где до этого применялись СВУ либо ожидается их применение, определение возможных пунктов наблюдения противника, определение изменений рельефа и построек на местности, возможных мест применения СВУ в будущем.

7. TECHINT (technical intelligence) – сбор и определение характеристик СВУ и прочего сопутствующего оборудования и снаряжения, применяемых противником с их анализом и выработкой технических мер противодействия их применению группами разведки систем вооружения WIT (weapon intelligence team) в рамках входящей в TECHINT технической разведки вооружений WTI(weapon technical intelligence).

Группы разведки систем вооружений WIT (weapon intelligence team) после сбора вещественных доказательств, материалов, найденных на месте обнаружения СВУ, в соответствующей упаковке с указанием места и времени обнаружения отправляют на более глубокую обработку в секцию исследования взрывчатых веществ CEXC (combined explosives exploitation cell).

Вместе с тем группы разведки систем вооружения WIT проводят сбор и анализ информации: определяют тип СВУ, его конструкцию и метод действия, с каким типом, уже находящимся в базе данных СВУ найденное СВУ схоже, в каких СВУ ранее применялись материалы конструкции и вид ВВ, примененные в найденном СВУ, каково направление развития СВУ и, наконец, определяют следы работы с СВУ у захваченных лиц, подозреваемых в их установке;

8. OSINT (open-sourse intelligence) – постоянный мониторинг информации, связанной с разработкой, производством и применением СВУ, в разговорах в общественных местах, в средствах массовой информации и в различных бумажных и электронных изданиях и в Интернете.

9. Аll (source intelligence) разведка, объединяющая все вышеописанные методы разведки, которая является вместе с тем отдельным видом разведки и обеспечивает подготовку необходимой документации по запросу командования по фактам, связанным с применением СВУ, разработку моделей поведения военнослужащих при применении противником СВУ, определение направления действий COA (course of action), а также обновление данных разведывательной системы по подготовке поля боя IPB(intelligence preparation of battlefield), подготовка различных материалов аналитического характера, необходимых формуляров, создание общей картины характера и планов противника по применению СВУ, создание базы данных лиц, участвующих в нападениях с применением СВУ.

Сама борьба против СВУ предусматривает согласно уставу аналитическую работу по выявлению лиц и общественных групп, могущих применять СВУ, мотивов их поведения, определение структуры организаций (как правило на трех уровнях: международном, национальном и местном), применяющих СВУ, методов их работы (разработка, набор исполнителей, наблюдение, обучение исполнителей, разработка СВУ, сбор и инвентаризация компонентов для их производства, производство самих СВУ и их складирование).

Анализ гражданской среды (civil considerations), в которой проводится операция, предполагает учет шести ее характеристик: область, структуру, возможности, организацию, людей, события – ASCOPE (area,structures,capab ilities,organizations,people,events) . В случае если цели операции предусматривают поддержку местных политических лидеров, то действия в гражданской среде, в которой проводиться операция, определяются приказом.

В ходе процесса по подготовке поля боя – IPB (intelligence preparation of battlefield) в ходе третьего этапа главное внимание уделяется учету следующих факторов:
1. Организационному построению противника (Composition), что предполагает изучение организационных ячеек противника как боевых, так и тыловых, организационных связей тех, кто устанавливает СВУ, кто их производит и разрабатывает, построения противника по эшелонам, планирования операций, связанных с ними общественных, политических и религиозных организаций, выяснение политических, религиозных, идеологических и военных целей противника, его внешних и внутренних систем командования и связи, а также изучение внутренних связей в среде противника.
2. Боевым построениям противника (Disposition), под чем подразумеваются позиции противника, места его базирования, тренировочные лагеря в зоне боевой задачи и вне ее, склады и мастерские по изготовлению компонентов СВУ, центры командования и связи, зоны отдыха, а также границы между племенами, кланами и религиозными группами.
3. Тактике, опирающейся на общую стратегию, методы операции и доктрины. Согласно уставу тактикой охватываются политические, военные, психологические и экономические факторы. Использование СВУ является согласно уставу достаточно недорогим экономически методом, применяемым противником с низким риском для себя. Этот метод, использующий применение взрывателей замедленного действия и оригинальную установкой СВУ, обеспечивает нанесение урона больших размеров, а также достижение высокого общественного резонанса.
4. Подготовке (Training), которая согласно уставу в "неконвенциональных" войнах происходит таким образом, что имеющие опыт боевики в своих ячейках ведут обучение остальных боевиков либо занимаются созданием СВУ.
5. Снабжению (Logistic), которое у противника, использующего СВУ, осуществляется горизонтально и вертикально, между различными группами и между командными звеньями различных уровней с интенсивностью, зависящей от течения операции.
6. Оперативной эффективности противника (Оperational effectiveness), определяемой возможностями противника по возмещению потерь в личном составе, в вооружении и снаряжении, уровнями боевых операций, которые он в состоянии проводить, а также общим моральным уровнем командиров и рядовых боевиков ячеек противника.
7. Связи (Сommunication) противника в ходе ведения им операций с применением СВУ, которая отличается большим разнообразием – от личных встреч и разговоров по мобильным телефонам до применения современных радиостанций и оборудования COTS(commercial off-the-shelf).
8. Личностным способностям (Personality), которые имеют большое значение в поиске мест установки СВУ, фокусировке внимание на отдельных лицах, вскрытии их различных связей и возможностей.
9. Многосторонности (Miscellaneous), подразумевающей изучение характеристик, не охваченных выше, (например, генеалогия, семейная история, фальшивые имена и клички, политические и военные успехи изучаемых лиц в рядах противника, демография).
10. Найму и поддержке (Ecruitment and support), предусматривающих не только набор личного состава (боевиков) противником, но и создание резерва, который в дальнейшем может пополнить его ряды.
Согласно уставу FM 3-90.119 требуется подробный всесторонний анализ на региональном, государственном и международном уровнях того, как себя идентифицируют боевики противника; тех, кто их поддерживает; правил, принятых в организации противника; мотивов вступления в организацию; самих действий боевиков; методов командования, поддержания дисциплины и пр.
При том важную роль в найме и поддержке играют отношения к противнику на местном, национальном, региональном и государственных уровнях.
11. Способности противника по ведению разведки – в плане того, каким образом разведка противника выбирает цели и ведет за ними наблюдение, как ведется видеосъемка нападений с применением СВУ и каким образом эти снимки попадают в СМИ, какой вид информационных операций-IO(information operations) эта сеть ведет, кто является ключевыми фигурами у противника, какой идеологии они придерживаются и согласно каким методологиям управляют и командуют, каковы методы связи и управления между командованием и подчиненными ему оперативными элементами и элементами поддержки. Каков процесс принятия решений противником и каким образом этот процесс проводится в случае исчезновения ключевых лидеров.
12. Финансовому фактору, который изучается в контексте финансирования операций с СВУ (какие финансовые учреждения работают в интересах противника) и какую роль играют в этом гуманитарные организации и различные фонды.

Таким образом, в ходе третьего этапа процесса по подготовке поля боя - IPB (intelligence preparation of battlefield) комплексно анализируется, как функционирует каждая организация противника. Готовятся базы данных, содержащие модели действий противника, возможные места нанесения ударов, различные персональные досье. Определяются приоритетные районы применения СВУ, пути сообщения противника, возможности тыловой поддержки противника. Выясняется уровень лояльности к противнику в обществе, Определяются как нейтральные организации, так и те, которые настроены враждебно к противнику, все внутренние и внешние связи противника, а также социальная, политическая, религиозная и идеологическая базы противника.

Создается модель сил, средств, возможностей и намерений противника, состоящая из трех компонентов: графических схем (templates), созданных на базе разведанных, показывающих принятые противником виды боевых действий; описание тех видов действий, которые предпочитает противник (preferred tactics and options); и (по запросу командира) справка по идентификации наиболее важных целей (igh-value target identification).

Четвертым (заключительным) этапом в ходе процесса по подготовке поля боя является определение направления действий противника (determinate threat COA(courses of action), осуществляемое силами разведывательной службы штаба части/соединения G-2/S-2.

В ходе определения направления требуемых действий противника исходя из данной оперативной среды-OE (operational environment) и возможных действий противника определяются возможные варианты его действий в условиях "асимметричной" войны. Определенные направления действий противника влияют на выбор цели и принятие решения по их уничтожению.

Таким образом, четвертый этап процесса по подготовке поля боя подразумевает определение области применения СВУ, в которую входит определение: направлений рейдов противника, где СВУ могут быть применены как основное средство нападения (например, отделы полиции, избирательные участки, школы, позиции сил безопасности, военная инфраструктура, а также другие правительственные и военные учреждения и объекты инфраструктуры), мест возможных нападений, где СВУ могут быть применены (например, электростанции, подстанции электроэнергетической сети, водопроводы, телефонные станции и линии, нефтепроводы, порты и аэродромы, торговые центры).

В ходе анализа определяются самые чувствительные участки, нападения на которые может отразиться на большом числе местного населения.

Процесс выбора целей управляется группой штаба по выбору целей (targeting team).

К данной деятельности привлекаются эксперты SMEs (subject matter experts) из всех подразделений, частей, а также организаций включенных в выполнение задачи в данном районе, как например, командиры отдельных групп по уничтожению боеприпасов - EOD (Explosive ordnance disposal) teams и секции исследования взрывчатых веществ CEXC (combined explosives exploitation cell).

Информационные войны №1 (41) 2017 С. 87-91

Смотрите также
Категория: Разведка и контрразведка | Добавил: pentagonus (25.05.2017) | Автор: О. Валецкий
Просмотров: 2208 | Теги: О. Валецкий, контрразведка, FM 3-90.119, СВУ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar