search
menu
person

NEWS AND UDATES


Управление контрразведки и безопасности министерства обороны США (2020)

Управление контрразведки и безопасности министерства обороны США

Капитан А. Чернышёв

Управление контрразведки и безопасности министерства обороны (The Defense Counterintelligence and Security Agency - DCSA) является структурой центрального подчинения Пентагона и осуществляет свою деятельность под общим руководством и контролем заместителя министра обороны по разведке.

DCSА стало "преемником" службы безопасности Пентагона. В соответствии с исполнительным распоряжением президента Соединенных Штатов Д. Трампа № 13869 от 24 апреля 2019 года ему переданы полномочия национального бюро внутренних расследований. При этом функционал и численность подразделения были существенно расширены.

В настоящее время управление выступает в качестве головного представителя Минобороны США в реализации национальной программы обеспечения промышленной безопасности страны. Оно непосредственно отвечает за проверку сотрудников не только военного ведомства, но и других федеральных министерств и организаций (за исключением кадрового состава компонентов разведывательного сообщества), а также гражданских лиц, работающих на предприятиях военно-промышленного комплекса (ВПК) США на предмет их благонадежности для предоставления им допуска к работе со сведениями, составляющими государственную тайну.

Структура управления контрразведки и безопасности МО США

Кроме того, управление контрразведки и безопасности проводит категорирование предприятий ВПК и компаний из числа потенциальных подрядчиков Пентагона в соответствии с установленным режимом секретности и степенью защиты информации от несанкционированного доступа, а также иные мероприятия контрразведывательного обеспечения.

Штаб-квартира DCSA располагается на базе морской пехоты Куонтико (штат Виргиния). Кроме того, на территории Соединенных Штатов функционируют 167 региональных представительств.

Численность сотрудников составляет более 2 тыс. гражданских специалистов.

Директор управления назначается министром обороны по представлению его заместителя по разведке. Годовой бюджет более 1 млрд долларов.

Основными документами, регламентирующими деятельность организации, являются: Том 10 Свода законов США ("Вооруженные силы") глава 8 "Управления и другие органы центрального подчинения"; закон "О промышленном шпионаже"; исполнительные распоряжения президента США № 12829 "Национальная программа обеспечения промышленной безопасности", № 12968 "Доступ к закрытой информации"; директивы министерства обороны США 5105.42 "Служба безопасности Пентагона" с изменениями и дополнениями, 5160.54 "Программа гарантированной защиты объектов критической инфраструктуры", О-5205.7 "Программные стандарты обеспечения специального доступа", 5200.27 "Порядок получения информации о лицах и организациях, не связанных с министерством обороны США", 5525.5 "Организация взаимодействия Минобороны США с представителями законодательной власти"; наставление министерства обороны США DOD 5220.22-М "Национальная программа обеспечения промышленной безопасности" с изменениями и дополнениями.

На управление контрразведки и безопасности возложены следующие основные задачи:
- реализация национальной программы обеспечения промышленной безопасности в части, касающейся Пентагона;
- организация, координация и контроль деятельности по проверке личного состава с использованием полиграфа, а также подготовка, обучение и сертификация соответствующих специалистов;
- контроль деятельности и проверка объектов подрядчиков Пентагона, выполняющих работы в рамках закрытых (секретных) программ военного ведомства;
- предупреждение несанкционированных утечек секретной информации военно-экономического и технологического характера как внутри страны, так за рубежом;
- расследование фактов несанкционированного доступа к секретной информации как в структурах Пентагона, так и на предприятиях американского ВПК;
- проведение контрразведывательных мероприятий с целью обнаружения и пресечения попыток хищения секретной информации и технологий, проведение анализа вероятных угроз;
- осуществление контрразведывательной подготовки соответствующего персонала компаний - подрядчиков Пентагона;
- содействие контрразведывательным и правоохранительным органами США в проведении проверочных действий в отношении персонала и деятельности государственных подрядчиков;
- согласование на федеральном уровне разрешений на осуществление экспортных поставок за рубеж секретной американской продукции военного назначения;
- разработка и внедрение обучающих программ по подготовке представителей министерства обороны, других государственных структур и частных компаний по вопросам обеспечения промышленной
безопасности и безопасности технической информации;
- взаимодействие со структурами предприятий ВПК и коммерческих организаций, ответственными за режим секретности;
- разработка требований к потенциальным подрядчикам, рассматриваемым для выполнения работ в рамках закрытых (секретных) программ военного ведомства, осуществление контроля и оценка их деятельности;
- проверка сотрудников компаний, проводящих временные или вспомогательные работы на территории военных объектов;
- сертификация информационных систем и баз данных, используемых для обработки и хранения секретных сведений, связанных с исполнением контрактов и экспортных сделок федеральных министерств и ведомств, а также с осведомленностью их участников.

Организационно управление контрразведки и безопасности Пентагона включает: аппарат директора, управления проверки персонала и контрразведывательное, а также четыре центра - анализа и реагирования на внутренние угрозы, подготовки специалистов в области обеспечения безопасности, защиты критически важных технологий, разработки и стандартизации информационных систем.

Управление проверки персонала отвечает за осуществление допуска сотрудников федеральных министерств и ведомств, компаний-подрядчиков и субподрядчиков к сведениям, составляющим государственную тайну.

Контрразведывательное управление призвано организовывать работу по пресечению противоправной деятельности иностранных разведок и частных лиц в отношении промышленных объектов в целях предотвращения либо обнаружения потери или компрометации секретной информации и нейтрализации
выявленных либо вероятных каналов утечки.

Для этого данное подразделение на постоянной основе организует анализ потенциальных угроз и изучение их источников, проводит разъяснительно-пропагандистскую работу с сотрудниками государственных и частных организаций, распространяет специально подготовленные информационные материалы.

Центр анализа и реагирования на внутренние угрозы осуществляет сбор, анализ и оценку информации, полученной от контрразведывательных и правоохранительных органов США. Проводит мониторинг активности пользователей в информационных сетях, в том числе служебных, для предупреждения выявления, противодействия, а также снижения негативного эффекта от утечки секретных сведений. Основная особенность центра - возможность идентифицировать потенциальную опасность и реагировать на нее еще до момента возникновения инцидента путем применения современных программно-аппаратных комплексов на основе технологий искусственного интеллекта.

Центр подготовки специалистов в области обеспечения безопасности организует процесс обучения поступивших на работу в управление лиц, переподготовку и повышение квалификации кадровых сотрудников, а также подготовку и сертификацию персонала других федеральных ведомств и частных организаций.

Центр защиты критически важных технологий осуществляет проверки промышленных объектов и применяемых в них информационно-телекоммуникационных систем на предмет соответствия специальным требованиям. Данное подразделение также контролирует объемы иностранных инвестиций в американские компании, имеющие заказы федеральных министерств и ведомств. Организационно включает в себя департамент промышленной безопасности и департамент интеграции и комплексного применения системы промышленной безопасности.

Управление контрразведки и безопасности МО осуществляет подготовку докладов для министра обороны с анализом угроз в области промышленного шпионажа со стороны зарубежных стран. В настоящее время американские специалисты исходят из того, что иностранные государства стремятся сократить технологическое отставание от США путем добывания образцов вооружения и военной техники, а также информации о передовых технологиях.

При этом, по оценке экспертов управления, основные угрозы исходят от стран Азиатско-Тихоокеанского региона, на который приходится 40% всех зафиксированных попыток несанкционированного доступа к американской военно-технической информации. Второе место занимают страны Ближнего Востока (13%), третье - Европы и СНГ (12), четвертое - Центральной и Южной Азии (11).

Усилия иностранных спецслужб направлены в первую очередь на добывание образцов радиоэлектронного и авиационного оборудования, систем разведки, управления и связи, комплексов автоматизации, а также специального программного обеспечения. Кроме того, особый интерес для зарубежных государств представляют радиолокационные, оптоэлектронные, гидроакустические и лазерные системы, а также элементы гиперзвукового оружия и вооружений, построенных на новых физических принципах.

Таким образом, обновленная организационно-штатная структура управления позволяет достаточно эффективно выполнять задачи обеспечения безопасности на промышленных объектах, а также подготовки специалистов в этой области.

Зарубежное военное обозрение. - 2020. - №10. - С. 33-35

Смотрите также
Категория: Разведка и контрразведка | Добавил: pentagonus (05.01.2021) | Автор: Капитан А. Чернышёв
Просмотров: 1972 | Теги: DCSA, The Defense Counterintelligence and, Мо, контрразведка, А. Чернышёв | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar