Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Понедельник, 05.12.2016, 15:26
Ключевые слова
информационная война, Д. Давыдов, информационная операция

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Финансы [73]
Общевойсковые вопросы [434]
Разведка и контрразведка [77]
ВПК [70]
Календарь [2]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 405
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Общевойсковые вопросы » Общевойсковые вопросы

Развитие сил информационных операций США до 2020 года (2014)

Развитие сил информационных операций США до 2020 года

Д. Давыдов

Бурное развитие в конце XX - начале XXI века информационных технологий (ИТ), широкая информатизация общественной жизни и особенно вооруженных сил наиболее развитых государств значительно изменили характер, методы и способы информационной деятельности всех государственных структур. Новые ИТ оказали существенное влияние на стратегию и тактику, формы и способы ведения военных действий в операциях XXI века. Как в мирное, так и в военное время достижение информационного превосходства над вероятным, потенциальным или действующим противником стало одной из основных целей ведущих государств, и в первую очередь Соединенных Штатов.

Вооруженные силы США входят в число лидеров в области теории и практики информационного противоборства. Их основным инструментом по достижению соответствующего превосходства над противником являются информационные операции (ИО). ИО представляют собой интегрированное использование в ходе военной операции информационных возможностей1 (ИВ) войск (сил) в соответствии с военными целями операции и направлены на нарушение, искажение или контроль процесса принятия решения потенциальным или реальным противником при одновременной защите своих войск (сил) от аналогичных действий противника (Joint Publication 3-13, 2012).

В последнее время в ВС США большое внимание уделяется развитию концептуальных основ ИО. Так, в 2012 и 2013 годах в вооруженных силах был организован и проведен ряд тематических конференций под руководством заместителя начальника управления по глобальным операциям КНШ ВС США и начальника управления по информационным операциям аппарата заместителя министра обороны по политическим вопросам.

В ходе них обсуждались перспективы развития теории ИО на среднесрочную перспективу. Идеи и предложения рассматривались с учетом положений ключевых документов американских вооруженных сил, таких как "Стратегия национальной безопасности" 2010 года, "Национальная военная стратегия" 2011-го, "Удерживая глобальное американское лидерство. Приоритеты военного строительства в XXI веке"2.

Наибольшее внимание в ходе конференций было уделено анализу перспективной концепции информационных операций ВС США с учетом их проведения в рамках глобально интегрированных операций (ГИО).
Участники конференции отмечали, что при развитии теории информационных операций необходимо в первую очередь учитывать следующие элементы ГИО: управление войсками (силами); захват, удержание и использование инициативы во времени и во всех операционных средах и обеспечение согласованности действий в них; организация взаимодействия; сведение к минимуму нежелательных последствий военных операций, в том числе непредвиденных потерь среди личного состава войск (сил) и мирного населения.

Под управлением войсками понимают комплекс мероприятий, выполнение которых позволяет командному составу осуществлять эффективное и непрерывное руководство действиями подчиненных. При этом командир предоставляет им возможность принимать решения и действовать самостоятельно, проявляя разумную инициативу в соответствии с замыслом операции в условиях динамично меняющейся обстановки.

Американские специалисты в области ИО отмечают, что именно гибкость и адаптивный подход к управлению войсками (силами) позволяют командирам (командующим) более оперативно решать возникающие перед ними задачи и тем самым формировать нужный контекст ведения военных действий. При этом под "контекстом" понимаются те факторы, условия и обстоятельства, которые дают возможность прогнозировать (создавать) и контролировать развитие ситуации (обстановки) как на локальном, региональном, так и на международном уровне в выгодном для Соединенных Штатов свете.

В качестве примера участники заседаний приводили отдельные случаи в ходе операции "Свобода Ираку", когда тактическим группам информационного обеспечения боевых действий ВС США со временем стала предоставляться большая свобода. Это позволило им самостоятельно определять необходимые в текущей ситуации темы информационных сообщений, а также средства и способы их распространения, что дало положительный эффект.

Адаптивный подход к управлению войсками является очень важным для подразделений ИО ВС Соединенных Штатов. Например, при проведении гуманитарных операций, операций по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций происходит непосредственный контакт с целевой аудиторией (ЦА)3, При этом применяются современные средства коммуникации и широко используются социальные СМИ4, что позволяет силам ИО более оперативно формировать необходимый "контекст" в зоне своей ответственности, донося до аудитории информацию о причинах, целях и важности появления американских вооруженных сил в данном месте для создания положительного образа страны.

По словам бывшего командующего объединенным центральным командованием Дж. Маттиса5, "в ходе проведения американскими ВС операций в условиях воспрещения доступа и ограничения свободы их действий со стороны противника установление контроля над возможностью целевой аудитории получать, воспринимать и реагировать на информацию может заменить мероприятия по захвату территории, что обеспечит в перспективе превосходство ВС США". Для этой цели командующий должен будет правильно понять и оценить то информационное пространство (ИП)6, в котором он действует, и принять соответствующие меры для захвата, удержания и использования инициативы во времени и во всех операционных средах.

Как отмечают американские военные специалисты, в ходе информационных операций необходимо постоянно оказывать воздействие на ЦА. Силы ИО национальных ВС должны действовать так, чтобы в ИП не образовывался "информационный вакуум", который мог бы запершить противник. По мнению участников заседаний, в условиях наличия большого количества источников и каналов передачи от ВС США информации, адресованной целевой аудитории, важно, чтобы она совпадала с проводимыми ими реальными мероприятиями.

В ходе конференций обращалось внимание на следующий важный элемент, который необходимо учитывать при развитии концепции информационных операций вооруженных сил США, - это обеспечение согласованности задействования информационных возможностей во всех операционных средах (наземной, воздушной, космической, морской и киберсферах). Информационное превосходство над противником в ходе ИО национальных ВС может быть достигнуто только при проведении конкретных согласованных и взаимодополняющих мероприятий. Так, могут быть активно задействованы подразделения операций в киберпространстве или силы радиоэлектронной борьбы для воздействия на боевую технику и военную инфраструктуру противника, что, в свою очередь, позволит боевым самолетам ВВС США (воздушная сфера), использующим GPS-системы (космическая сфера), нейтрализовать (уничтожить) часть системы ПВО противника (наземная сфера).

Важно также отметить, что в целях повышения эффективности таких мероприятий в условиях будущих ГИО особое внимание было обращено на более качественную организацию и расширение межведомственного и международного взаимодействия. В национальных ВС имеется достаточно большой опыт подобных мероприятий. Например, в ходе военной кампании в Афганистане7 представители МО США и специалисты ИО, реализовывая мероприятия стратегической коммуникации8 как составной части информационной операции, сотрудничали и работали со следующими партнерами: управление Белого дома по межрелигиозным инициативам; центр им. Джорджа К. Маршалла; госдепартамент (в том числе посольства СИТА в Кабуле, Исламабаде, Агентство США по международному развитию, совет управляющих по иновещанию); делегации представителей конгресса США в Афганистане; ЦРУ; оперативный центр СМИ НАТО; миссия ООН по оказанию помощи в Афганистане; правительство Афганистана и др.

Предполагается, что налаженные связи как внутри Пентагона, так и на межведомственном и международном уровне дают возможность выбирать партнеров для решения конкретных задач ИО, что, в свою очередь, позволяет достигать поставленных целей военной операции (кампании) оперативнее, меньшими силами и средствами.

В приведенной ниже схеме показан примерный состав объединенной межведомственной координационной группы (ОМКГ) ВС США. Она представляет собой штабной орган, развертываемый в качестве вспомогательного элемента при штабе командующего объединенным командованием или командующего ООФ США. Данная группа предназначена для согласования вопросов органов исполнительной власти в области планирования и ведения военных операций, а также для оказания помощи командующему в решении боевых задач, в том числе в выполнении мероприятий в рамках информационных операций.

Участники заседаний отметили необходимость развития концепции ИО ВС с учетом такого элемента ГИО, как сведение к минимуму нежелательных последствий военных операций, в том числе непредвиденных потерь среди личного состава войск (сил) и мирного населения. Как утверждают американские военные специалисты, накопленный опыт в ходе боевых действий позволяет сделать вывод, что во время проведения военной операции (боевых действий) имеется так называемый порог использования летального оружия - критическая точка, пересекая которую ВС США рискуют оказаться в ситуации резкого противодействия со стороны местного мирного населения и мирового сообщества.

Примечание:
МЭ - министерство энергетики; ЦРУ - Центральное разведывательное управление; МВБ - министерство внутренней безопасности; МЗСО - министерство здравоохранения; МО - министерство обороны; и социального обеспечения; МЮ - министерство юстиции; УООС - управление США по охране окружающей среды; AMP - агентство США по международному развитию; МФ - министерство финансов; МТ - министерство транспорта; ГД - государственный департамент; МСХ - министерство сельского хозяйства; МТр - министерство торговли
Образец примерного состава объединенной межведомственной координационной группы ВС США

Военные специалисты заявили, что командующие войсками (силами) должны четко осознать, что "целью любой военной операции (боевых действий) должно стать не физическое уничтожение противника, разрушение его военной инфраструктуры, уничтожение военной техники и личного состава, а принуждение его сложить оружие и прекратить сопротивление".

Так, в ходе боевых действий в городских условиях военным приходится разрушать жилые дома и здания, где может находиться противник, с целью заставить его выйти наружу, в результате чего они настраивают против себя местное население, которое лишается "крыши над головой". Данный фактор должен учитываться в период после проведения активной фазы военных действий, когда придется заниматься вопросами восстановления политической стабильности в стране. Кроме того, непродуманное применение летального оружия зачастую ведет к человеческим жертвам среди мирного населения, что, в свою очередь, может быть использовано противником как повод для антиамериканской пропаганды.

Именно ИО, являясь по большей части мероприятиями, где применяется оружие нелетального воздействия, позволяют добиться тех же самых результатов, что и в случае применения традиционного оружия, минимизировав при этом или сведя на нет возможные негативные последствия.

По словам аналитика МО США Лары М. Дадкхах, изучавшей войну в Афганистане, возможности боевиков движения "Талибан" вести ИО были порой самой "эффективной противовоздушной обороной". В конечном итоге совершенно не важно, каким способом ликвидирован военный самолет - физически сбит ракетой или "посажен" в результате действия вражеской пропаганды.

Развивая данную тему, командование ВС США определило, что "целью органов ИО станет более точное установление соотношения применения оружия летального и нелетального воздействия для повышения эффективности применения информационных возможностей войск (сил) и тем самым более быстрого достижения цели военной операции". При этом оно рекомендовало учесть вышеназванные элементы в последующей редакции наставления КНШ ВС США JP 3-13 "Информационные операции", а также во входящих в серию JP 3-13.ХХХ наставлениях, имеющих прямое отношение к информационным операциям. Со своей стороны специалисты ВС отметили крайнюю необходимость подготовки и выпуска нового документа, посвященного оценке ИО.

В настоящее время в ВС нет четкой схемы оценки информационных операций. Неоднократно официальные лица в МО США и бывший министр обороны Леон Панетта заявляли о том, что эффективность таких мероприятий (например, информационного обеспечения военных действий) очень сложно просчитать, трудно определить те силы и средства информационных операций, применение которых послужит основной причиной отказа противника оказывать сопротивление в том или ином случае и позволит достичь цели военной операции. В условиях финансовых ограничений учет критерия "стоимость/эффективность" ИО ВС США становится особенно актуальным.

В 2013 году обсуждался вопрос о целесообразности финансового обеспечения в размере 19,7 млн долларов таких "продуктов" ИО, как функционирование десяти интернет-ресурсов, подготовленных объединенным командованием сил специальных операций (ССО) ВС США и направленных на оказание информационно-психологического воздействия на определенные целевые аудитории. По данным издания "США сегодня", в 2012 году на обеспечение работы сайтов всех объединенных командований было потрачено 22 млн долларов. Официальные представители Пентагона рассматривают интернет-сайты как "важный инструмент воздействия на иностранную аудиторию и как одно из средств борьбы с экстремизмом, помогающих командующему войсками (силами) достичь поставленной цели в зоне ответственности".

В связи с этим в объединенном центре информационных операций ВС США разрабатывается схема их оценки. Примерный алгоритм был представлен в виде восьми последовательных шагов с выполнением конкретных действий во время каждого из них9:
- шаг первый - характеристика информационного пространства;
- шаг второй - включение оценки ИО в план (планирование) военной операции;
- шаг третий - изучение потребностей в информации для оценки ИО и планирование сбора данных;
- шаг четвертый - составление исходных данных оценки ИО;
- шаг пятый - выполнение мероприятий ИО и разведывательного обеспечения;
- шаг шестой - наблюдение и сбор данных для оценки ИО;
- шаг седьмой - анализ полученных данных; выполнение оценки ИО;
- шаг восьмой - доклад полученных результатов и представление рекомендаций командиру.

При этом ожидается, что оценка операций будет иметь место как в ходе подготовки (моделирования) операции или штабной игры, так и во время проведения и после их завершения.
Помимо обсуждения направлений развития теории ИО американские военные эксперты рассмотрели перспективные направления обучения и подготовки личного состава - специалистов по ИО на период до 2020 года. Так, были определены шесть областей знаний, которыми должен овладеть специалист по информационным операциям ВС США:

1. Теория ИО, межкультурная коммуникация и информационное пространство. Предполагается изучение психологии человека, культурных особенностей и других составляющих, которые влияют на процесс восприятия и интерпретации информации человеком, принятия и реализации им решения; принципы вербального и невербального общения; состав и особенности физической, когнитивной и информационной сфер информационного пространства, а также их возможное влияние на проведение военной (информационной) операции.

2. Критическое мышление и правила коммуникации. Здесь необходимо рассмотреть следующие вопросы: принципы построения и функционирования сложных социальных/технических систем процессов коммуникации; применение аналитических методов и приемов для решения сложных задач; понимание общих принципов психологии человеческого мышления.

3. Состав информационных возможностей и их применение в ИО. Должны быть изучены организация, применение и ограничения при использовании ИВ министерством обороны США, межведомственными партнерами, союзниками и партнерами по коалиции; получены навыки определения ЦА, а также цели, темы информационных сообщений, их вид и способы распространения в процессе информационного обеспечения военных действий; изучены правовые вопросы проведения ИО, в том числе в ходе задействования отдельных ИВ, а также требуемые для этого полномочия; изучены на основе накопленного опыта и с учетом прогнозирования возможных будущих военных операций правила и принципы обеспечения согласованности применения информационно сопряженных возможностей во всех сферах.

4. Планирование совместных, межведомственных и объединенных операций. Необходимо знать правила, Принципы, задачи, возможности, ограничения и средства координации действий с межведомственными партнерами и неправительственными организациями; иметь представление о том, как, применяя имеющиеся в ВС возможности (средства), использовать их в интересах других (не военных) инструментов обеспечения национальной мощи страны (дипломатических, экономических и др.); представлять механизмы реализации президентом и министром обороны США стратегического руководства; уметь определять потребности национальных вооруженных сил в ИО в повседневной деятельности и в случае кризисной ситуации, а также возможности Пентагона обеспечивать силы информационных операций необходимыми ресурсами, проводить операции и боевые действия, необходимые для предотвращения, уменьшения и устранения последствий различных рисков.

5. Разведывательное обеспечение информационных операций. Следует представлять себе процесс разведывательного обеспечения ИО, в том числе процесс его интеграции в общую схему планирования военной операции; уметь определять имеющиеся и необходимые разведывательные силы и средства, их возможности и масштаб применения; понимать суть процесса сбора, обработки, анализа и распределения/распространения разведывательных сведений как для своих, так и для ВС в составе многонациональных сил; уметь определять намерения противника, а также оценивать его возможности по ведению разведки и др.

6. Целераспределение/целеуказание и ведение огня. В данной области специалисты должны знать процесс интеграции и синхронизации ведения огня с применением оружия как летального, так и нелетального воздействия ВС США, союзниками/партнерами по коалиции с целью создания определенных эффектов в отношении объекта воздействия; уметь выбирать и определять приоритетные цели, в том числе критические, и необходимые силы и средства, масштаб и продолжительность воздействия на них; проводить оценку ИО; осуществлять моделирование воздействия на различные системы (управления и ведения огня) противника; знать и уметь применять основные принципы международного права в процессе целераспределения/ целеуказания.

Участниками круглых столов было определено, что теоретическими и практическими навыками в таких вопросах должны обладать не только рядовой состав, младшие и старшие офицеры, но и высшие офицеры, в связи с чем в ВС США организованы и постоянно совершенствуются соответствующие программы курсов обучения.
При определении направлений развития теории информационных операций военные специалисты постоянно учитывают также многочисленные доклады и выступления их партнеров в ходе различных тематических заседаний ("Информационные операции-2013", конференции с участием стран Североамериканского и Южноамериканского континентов и др.).

Таким образом, в вооруженных силах США происходит дальнейшее возрастание роли информационных операций, развиваются теоретические основы, увеличивается численный состав подразделений ИО с одновременным расширением учебно-материальной базы подготовки специалистов в данной области. Особую значимость приобретают объединенное командование ССО и киберкомандование вследствие повышенного внимания Пентагона к информационному обеспечению военных действий (а также применению специальных способов ведения войны) и киберпространству как возможному ТВД.

1 ИВ - специальные методы, технические приемы или мероприятия, направленные на достижение превосходства в информационном пространстве, которые могут быть использованы для достижения необходимых результатов операций (действий войск).

2 Sustaining U.S. Global Leadership: Priorities for 21st Century Defense // DOD. - 2012.

3 Целевая аудитория - группа индивидов, выбранных для оказания на них определенного воздействия. В качестве ЦА могут выступать союзники, многонациональные партнеры, вероятный, потенциальный или действующий противник.

4 Социальные СМИ - наиболее употребительное в РФ обозначение средств сбора, отработки и распространения информации, предназначенной для массовых аудиторий. Они позволяют пользователям общаться между собой, делиться мнением, опытом и знаниями, а также своим видео, фото, музыкой и ссылками, взаимодействовать друг с другом и налаживать контакты. В качестве примера можно назвать такие социальные сети и блоги, как vk.com, twitter.com, facebook и другие.

5 Mattis, James General. "А transformation perspectives - July, 2009. Murphy, Dennis. "The Future of Influence in Warfare". - Joint Force Quarterly. - Issue 64, 1st. Quarter 2012.

6 Информационное пространство - это объединение физической, информационной и когнитивных сфер, которые взаимосвязаны между собой и в пределах которых отдельные люди, группы лиц, организации и системы получают (собирают), анализируют и обрабатывают (обобщают), передают (распространяют) информацию и функционируют (действуют) на ее основе.

7 Deputy Secretary of Defense Memorandum. Implementation of the DOD Strategic Communication Plan for Afghanistan // DOD. - 2007.

8 Стратегическая коммуникация - целенаправленные усилия военно-политического руководства страны по созданию, поддержанию или улучшению выгодных условий для продвижения национальных интересов, проведения политического курса и решения поставленных задач путем определения состава и вовлечения ключевой или отобранной аудитории в данный процесс на основе использования скоординированных программ, планов, предметов обсуждения, сообщений (обращений) и результатов деятельности, согласованных с действиями всех инструментов реализации национальной мощи страны.

9 James Wall and Mr.Mareum Thompson. 10 policy and Doctrinr. //10 Sphere. - Summer. - 2013. - P.16.

 Зарубежное военное обозрение. - 2014. - №4. - С. 3-10

Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (10.06.2014) | Автор: Д. Давыдов

Просмотров: 2836 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов