Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 09.12.2016, 03:04
Ключевые слова
С. Заполев, В. Григорьев, разведсообщество

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Финансы [73]
Общевойсковые вопросы [434]
Разведка и контрразведка [77]
ВПК [70]
Календарь [2]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 129
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Общевойсковые вопросы » Разведка и контрразведка

Роль и место разведки в системе обеспечения национальной безопасности США (2013)

Роль и место разведки в системе обеспечения национальной безопасности США

Контр-адмирал В. Григорьев,
кандидат военных наук;
майор С. Заполев кандидат военных наук

Важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности государства является ведение разведывательной деятельности. О роли разведки и необходимости ее своевременного совершенствования постоянно высказываются лидеры всех ведущих государств мира. Так, в одном из официальных документов администрации США - "Стратегии национальной безопасности" - отмечалось, что "сильная разведка необходима для обеспечения защиты государства путем предупреждения об угрозах национальной безопасности, оказания необходимой поддержки военно-политическому руководству в преодолении этих угроз и выявлении возможностей по продвижению национальных интересов дипломатическими средствами".

Эмблема разведывательного сообщества США
Эмблема аппарата директора национальной разведки США

Ведущей державой, имеющей развитую национальную систему разведки, которая решает широкий круг задач по определению угроз безопасности страны, являются Соединенные Штаты Америки. Основные взгляды на роль и место американской разведки представлены в "Национальной разведывательной стратегии США"1. Данный документ содержит оценку стратегической обстановки в мире и вытекающие отсюда цели и задачи национальной разведки. При этом учитывается, что он является открытой политической декларацией, раскрывающей стратегию разведывательной деятельности, которая не должна подвергать сомнению доверительные отношения США с дружественными странами и союзниками, а также вызывать возмущение временных партнеров и противодействие скрытых оппонентов и открытых врагов. Вот почему исследование результатов оценки американской разведкой складывающейся обстановки представляет не только научный, но и общественный интерес.

Анализируя стратегическую обстановку в современном мире, авторы разведывательной стратегии подчеркивают, что "... факторы и условия, которые оказывают влияние на состояние национальной безопасности США, комплексно и стремительно изменяются. Так, иностранные государства, негосударственные субъекты, а также различные глобальные явления продолжают противостоять и угрожать национальным интересам Соединенных Штатов. При этом вероятные противники, скорее всего, будут использовать асимметричные средства и технологии, как существующие, так и перспективные".

Таким образом, перечисленные объекты и факторы рассматриваются в качестве источников опасности, под которой понимается вполне осознаваемая, но не фатальная вероятность нанесения вреда, ущерба национальным интересам США. И лишь когда опасность примет наиболее конкретную, непосредственную и адресную форму, ее будут считать угрозой.

К числу государств, которые могут противопоставить американским интересам свои, отнесены Иран, Северная Корея, Китай и Россия. По оценкам американских экспертов, указанные страны располагают необходимыми материальными и духовными возможностями для эффективного применения вооруженных сил и веления военных (боевых) действий в традиционных физических областях, а также в киберпространстве.

Например, в отношении КНДР утверждается, что эта страна "... продолжает угрожать миру и безопасности в Восточной Азии постоянными попытками нарастить свой ядерный потенциал и развивать технологии производства баллистических ракет, передачей этих возможностей третьим сторонам, своим непостоянством (непредсказуемостью) и наличием значительного количества обычного оружия".

Что касается Китая, то у данного государства "... много общих интересов с США, но активизация его ориентированной на природные ресурсы дипломатии и военная модернизация относятся к тем факторам, которые составляют комплексный общемировой вызов" национальной безопасности.

"Россия является партнером Соединенных Штатов по ряду важных проектов и программ в области безопасности, таких как обеспечение безопасности обращения с ядерным топливом и борьба с ядерным терроризмом, но не исключено, что она будет искать направления укрепления своей мощи и влияния2 способами и методами, неприемлемыми для Вашингтона".

Таким образом, несмотря на то что указанные страны фактически выделены в качестве субъектов противостояния США и раскрываются как источники потенциальных угроз их безопасности, авторы документов не говорят о них как о противниках и отмечают общие интересы и аспекты сотрудничества (при наличии таковых) с Вашингтоном.

По мнению американских экспертов, все большее влияние на национальную безопасность США оказывают негосударственные субъекты, а также субгосударственные образования. В разведывательной стратегии к ним отнесены:
- боевые экстремистские группировки, планирующие террористические атаки против Соединенных Штатов с использованием не только имеющегося в их распоряжении обычного, но и ядерного оружия в случае обладания таковым;
- повстанцы, стремящиеся к дестабилизации внутренней обстановки в слабо защищенных государствах, которые расположены в стратегически важных для США регионах мира;
- транснациональные преступные организации, занимающиеся незаконным оборотом наркотических средств, оружия и т. п., проникающие на стратегические жизненно важные рынки и нарушающие их нормальное функционирование, дестабилизирующие обстановку в ряде суверенных государств.
Оценка авторами стратегии обстановки в мире дополняется результатами изучения и анализа различных глобальных явлений и тенденций. Стоит отметить, что результаты оценки представлены не только с точки зрения их влияния на безопасность США, но и с точки зрения появления новых возможностей для лидерства этой страны на мировой арене. К наиболее значимым из них западными военными аналитиками отнесены:

1. Глобальный экономический кризис, который может не только ослабить безопасность США, но и активизировать усилия государства по преодолению кризисных последствий посредством реализации широкого спектра мер антикризисной политики и политики национальной безопасности. Авторы стратегии считают, что вне зависимости от родоначальника кризиса (развивающиеся или развитые страны) его последствия слабо поддаются прогнозированию и в конечном счете могут привести, например, к социальной и политической нестабильности в развивающихся странах, нарушению современного устройства мирового хозяйства, разрушив тем самым глобальный тренд либерализации, реанимировав идеи социалистического строя в ряде государств и т. п.

2. Стремительное техническое и технологическое развитие, а также быстрое распространение информации, в том числе за счет доступа к глобальным информационным ресурсам, которые "... оказывают влияние на общественные и политические силы и экономические факторы обеспечения национальной безопасности государства, предоставляя соперникам и противникам новые средства и способы оспаривания американских интересов и открывая в то же время перед США новые возможности по сохранению глобального превосходства или получению конкурентного преимущества".

3. Несостоявшиеся государства и неконтролируемые территории, рассматриваемые в качестве источников опасности национальным интересам США. В этом плане наиболее серьезными являются следующие проблемы: рост преступлений на межнациональной почве, неконтролируемое использование природных богатств, загрязнение окружающей среды, низкий уровень жизни населения, размещение в важных регионах мира баз террористов и криминальных организаций и т. п.

4. Изменение климата и борьба за обладание энергоресурсами, за право их транспортировки, за влияние на рынок энергоносителей. Различные страны предвидят последствия глобального потепления и начинают оспаривать водные ресурсы в регионах с ограниченным количеством пресной воды. Кроме того, функционирование и обеспечение стабильного развития топливно-энергетического комплекса страны является необходимым и обязательным условием защиты национальных интересов в сфере энергетической безопасности, важнейшей составляющей национальной безопасности любого государства.

5. Возникновение различного рода эпидемий и риск распространения пандемий. Опасность инфекционных заболеваний, представляющих угрозу для окружающих, не имеет национальных границ и непосредственно связана с отношением к ней населения. На примере объявленного в 2009 году гриппа А (HIN1) видно, что отношение к персональной инфекционной безопасности, принявшее форму социальной фобии, вызывает и такие антигуманные проявления, как коммерческая заинтересованность производителей и продавцов лекарственных препаратов.

Со временем под влиянием внешних и внутренних факторов опасности и угрозы национальной безопасности могут изменяться. Поэтому они подвержены не только корректировке, но также пересмотру и дополнению.

Однако вышепредставленные аппаратом директора национальной разведки США результаты анализа стратегической обстановки в мире необходимо рассматривать как разведывательную деятельность американских спецслужб по вскрытию опасностей и угроз личности, обществу и государству и доведение соответствующего предупреждения до военно-политического руководства страны. Таким образом, мы непосредственно подходим к сущности обеспечения национальной безопасности Соединенных Штатов, под которой будем понимать целенаправленную деятельность их субъектов по выявлению, предупреждению и противодействию различным опасностям и угрозам, которая обеспечивает защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической, политической, военной, экологической, гуманитарной и других областях.

Рис. 1. Роль разведки США в обеспечении национальной безопасности
Структура системы обеспечения национальной безопасности США

В общем плане разведывательная составляющая формально организованной упорядоченности деятельности по обеспечению национальной безопасности США показана на рисунке 1.

Трансформацию взглядов разведывательных структур США на опасности и угрозы национальной безопасности можно проследить на основе ряда официальных документов, которые со временем не только уточняют или изменяют вышеописанные, но и расширяют их общий перечень. Наиболее характерными из них являются "Открытый отчетный доклад по оценке глобальных угроз ..." директора национальной разведки США комитету сената США по вооруженным силам или специальному комитету сената США по разведке3, содержание которых идентично.

В этих документах дается подробное освещение всего перечня опасностей с определением сущностей не только угроз, но и рисков и вызовов для США4. Вскрывая их сложную природу и акцентируя внимание на совокупности факторов и условий, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства, авторы докладов "взводят" механизм использования материальных, духовных и военных возможностей страны для их отстаивания (защиты).

Таким образом, можно выделить два ключевых момента:
- во-первых, цель функционирования разведывательных структур США заключается в определении опасностей и угроз национальной безопасности, на предотвращение которых совместно с другими элементами потенциала государства может быть "нацелена" его военная мощь;
- во-вторых, национальная система разведки США является неотъемлемой и одной из основных подсистем системы обеспечения национальной безопасности и ее можно рассматривать в роли гаранта эффективности предпринимаемых всеми остальными элементами системы усилий. При этом под системой обеспечения национальной безопасности США будем понимать специально созданную в стране совокупность взаимосвязанных субъектов, их официальных взглядов, концепций и доктрин, закрепленных соответствующими правовыми нормами, а также сил, средств, способов и направлений действий, гарантирующих надежное существование и устойчивое развитие личности, общества и государства в целом.

Необходимо отметить, что в зависимости от местонахождения источника опасности система обеспечения национальной безопасности США представляет собой совокупность двух тесно взаимосвязанных систем более низкого уровня, обеспечивающих защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Главной особенностью функционирования рассматриваемой системы является присутствие элементов национальной системы разведки (членов американского разведывательного сообщества) и их одновременная деятельность в рамках организационных структур подсистем обеспечения внешней и внутренней безопасности государства. При этом для США, как и для всех ведущих зарубежных стран, характерна ведущая роль разведки в подсистеме обеспечения внешней безопасности государства и вспомогательная, хотя и очень важная, в подсистеме обеспечения внутренней безопасности.

В США разведка организуется и ведется на основе сформированной и продолжающей совершенствоваться законодательной базы. Нормативно-правовую базу, определяющую в совокупности основы разведывательной деятельности страны, можно классифицировать по трем категориям:
- федеральные законы;
- исполнительные распоряжения и указы президента;
-межведомственные и ведомственные директивы, инструкции и наставления.

Основным правовым актом является федеральный закон "О национальной безопасности" 1947 года, определяющий базовые положения функционирования американских спецслуж5. Остальные правовые акты, как правило, носят более узкий характер и конкретизируют деятельность разведслужб, служб безопасности и других структур США. К наиболее важным из них относятся следующие: "О Центральном разведывательном управлении" 1949 года; "Об Управлении национальной безопасности"5 1959-го; "О наблюдении за деятельностью иностранных разведок" 1978-го; а также исполнительный указ № 12333 "О разведывательной деятельности США" 1981 года и директива министерства обороны "Разведывательное управление министерства обороны" №5105.21 от 1961-го.

Стоит отметить, что после терактов 2001 года руководством США дополнительно разработаны нормативно-правовые акты, регламентирующие работу и расширяющие полномочия разведывательных структур страны, такие как закон "О реформировании разведки и предотвращении терроризма" 2004 года и дополнения 2008-го к указу № 12333.

Задачи разведки решаются разведывательными службами, службами безопасности и другими спецслужбами, совокупность которых составляет разведывательное сообщество (US Intelligence Community). Данное сообщество осуществляет разведывательную деятельность, направленную на обеспечение военно-политического руководства страны информацией, касающейся национальных интересов в политической, военной, технической и торгово-экономической областях и позволяющей принимать своевременные и обоснованные решения по ключевым вопросам безопасности США. В частности, в целях осуществления текущего и выработки долгосрочного военно-политического курса, а также строительства, подготовки и применения вооруженных сил разведывательные структуры предоставляют, исходя из характера и степени угроз национальным интересам, упреждающие оценки и прогнозы для президента и членов Совета национальной безопасности (СНБ).

Кроме того, представители разведывательных структур на уровне обеспечивающих деятельность СНБ США подразделений участвуют в подготовке проектов возможных вариантов комплексной стратегической (специальной, экономической, дипломатической, военной, информационной, пропагандистской и др.) реакции Соединенных Штатов на развитие ситуации, угрожающей интересам и безопасности страны. В конечном счете, опираясь на информационные документы разведсообщества США, этот совет обеспечивает принятие стратегических концептуальных решений в сфере национальной безопасности, а также подготовку рекомендаций для решения текущих или требующих оперативного вмешательства проблем во внешней и оборонной политике.

В состав разведывательного общества входят: разведка ВВС, разведка сухопутных войск, Центральное разведывательное управление, разведка береговой охраны (министерства внутренней безопасности), Разведывательное управление министерства обороны, разведывательный отдел министерства энергетики, управление анализа информации и защиты инфраструктуры министерства внутренней безопасности, управление разведки и исследований государственного департамента, отдел разведки и аналитический министерства финансов, отдел разведки и безопасности управления по борьбе с наркотиками (министерства юстиции), Федеральное бюро расследований (министерства юстиции), разведка морской пехоты, Национальное управление геопространственной разведки, Национальное управление воздушно-космической разведки, Управление национальной безопасности, разведка ВМС6.
Помимо представленных 16 членов немаловажную роль в разведывательном сообществе США отводится центрам аппарата директора национальной разведки: Национальному контртеррористическому центру, Центру по анализу информации из открытых источников, Национальному центру автоматического машинного перевода, а также Национальному центру по предотвращению распространения ОМП.

Данные органы были созданы в связи с необходимостью усиления и повышения эффективности ведения разведки на базе ее новых видов, улучшения координации сбора, обработки и анализа информации (разведывательных сведений), обобщения разведданных, подготовки и распределения информационных документов и с целью обеспечения соответствующей информацией как руководство страны, так и всех членов разведывательного сообщества.

Так, главной задачей национального контртеррористического центра является предотвращение возможных террактов. В его штат входят представители государственных ведомств, связанных с вопросами обеспечения национальной безопасности государства. Организационные и технические возможности центра позволяют его сотрудникам иметь доступ к текущей и разведывательной информации баз данных различных ведомств (министерств), касающейся опасностей и угроз внутренней безопасности государства, а также внешних вызовов национальным интересам по всему миру. В случае возникновения кризисных ситуаций центр становится "информационным концентратором" для военно-политического руководства страны.

Каждый член разведывательного сообщества США занимает особое место в системе обеспечения национальной безопасности, что связано с неоднородностью выполняемых функций, значимостью, степенью открытости и др. Они в ходе разведывательной деятельности разрабатывают и представляют ВПР, органам законодательной, исполнительной и судебной власти, а также специализированным институтам, обеспечивающим безопасность конкретной сферы жизнедеятельности (например, институтам (органам) внешней безопасности: министерству обороны, государственному департаменту и др., институтам (органам) внутренней безопасности: министерству внутренней безопасности, министерству юстиции и др.), широкий перечень информационно-аналитических материалов и рекомендаций (каждый в своей области ответственности), которые берутся за основу при принятии решений в сфере национальной безопасности. Поэтому можно считать, что разведывательное сообщество США является важной частью системы обеспечения национальной безопасности.

Таким образом, разведка США, главным предназначением которой является вскрытие и предупреждение об угрозах жизненно важным интересам личности, общества и государства, играет важнейшую роль в системе обеспечения национальной безопасности. Представленная разведывательным сообществом, она задействует все имеющиеся в распоряжении возможности для определения всех форм опасностей национальной безопасности. И, как показал анализ ряда информационных документов сообщества, их перечень весьма обширен, что связано с влиянием различных внешних и внутренних факторов и не может не приводить к трудностям в определении среди них потенциальных и реальных угроз безопасности США.

Как отмечают представители американкой разведки, в условиях сокращения финансирования разведывательного сообщества необходимо определять приоритеты в осуществляемой спецслужбами разведывательной деятельности, планировать и организовать всестороннее взаимодействие по решению первоочередных задач и более эффективно задействовать имеющиеся в распоряжении ресурсы (возможности). Но в вопросе расставления приоритетов между угрозами, а следовательно, и сосредоточении усилий членов разведывательного сообщества существует определенная трудность, связанная учетом их связей между собой и определением их природы.

Так, генерал-лейтенант Джеймс Р. Клэппер, занимающий в настоящее время должность директора национальной разведки, в своем выступлении перед специальным комитетом сената США по разведке в январе 2012 года отметил, что "... фактически невозможно оценить на долгосрочную перспективу важность многочисленных потенциальных угроз национальной безопасности Соединенных Штатов. Правильнее будет учитывать разнообразие и вскрывать взаимосвязь таких угроз, а также определять субъекты, от которых они исходят, что в целом и является нашей главной задачей и определяет ее сложность".

По мнению американских экспертов, широкий спектр опасностей жизненно важным интересам личности, общества и государства, масштаб и динамика их развития, неэффективность предпринимаемых государственными структурами действий по обеспечению надежности существования и устойчивости развития американского общества создают предпосылки для поиска новых путей повышения эффективности деятельности системы обеспечения национальной безопасности.

Данная проблема актуальна не только для США; всегда и во всех ведущих зарубежных странах она относилась и относится к числу наиболее важных. Поэтому во всех государствах идет интенсивный поиск оптимальных моделей организации и управления силами обеспечения внутренней и внешней безопасности, совершенствуется их правовая база, стратегия и тактика функционирования, повышается информированность, которая напрямую определяет адекватность восприятия опасностей (угроз), своевременность реагирования на них в реальном масштабе времени и непосредственно зависит от эффективности разведывательной деятельности государства.

1 The National Intelligence Strategy. - Washington: Office of the Director of National Intelligence, 2009.

2 На международной арене (прим. авторов).

3 James R. Clapper, Director of National Intelligence. Unclassified Statement for the Record on the Worldwide Threat Assessment of the US Intelligence Community for the Senate Select Committee on Intelligence. - Washington : Office of the Director of National Intelligence, 2012.-31 p.

4 Риск и вызов - это формы опасности, под которой понимается: в первом случае - осознанная возможность наступления негативного события с определенными во времени и пространстве последствиями; во втором -совокупность обстоятельств не обязательно носящих конкретную, адресную направленность, необязательно вынуждающих с ними считаться, требующих реакции на них.

5 Ряд СМИ называют это управление Агентством национальной безопасности (АНБ).

6 Под разведкой того или иного компонента ВС США понимается совокупность органов управления, сил и средств разведки.

Зарубежное военное обозрение. - 2013. - №11. - С.3-10

Категория: Разведка и контрразведка | Добавил: pentagonus (24.05.2014) | Автор: Контр-адмирал В. Григорьев

Просмотров: 3793 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов