search
menu
person

NEWS AND UDATES


Основные составляющие информационных операций вооруженных сил США ч1 (2021)

Основные составляющие информационных операций вооруженных сил США ч1

Подполковник С. Заполев ,
кандидат военных наук;
полковник С. Паршин

Анализ тенденций перспективного строительства и применения вооруженных сил США показывает, что с каждым годом американское командование все больше ориентируется на достижение информационного превосходства над противником.

Согласно действующему в ВС США наставлению председателя комитета начальников штабов JP 3-13 "Информационные операции"1 завоевание и удержание информационного превосходства над противником осуществляется путем проведения информационных операций (ИО). Под ними понимается совместное применение в ходе военных операций специальных, функционально ориентированных на действия в информационном пространстве, органов (сил) и средств, для оказания влияния, воздействия, нарушения или взятия под контроль процесса принятия решений потенциальным либо реальным противником при одновременной защите от аналогичных действий с его стороны. При этом применение органов и средств информационных операций может быть ориентировано на объекты противника, действующие как непосредственно в информационном пространстве, так и в физических сферах военных (боевых) действий.

В ходе ИО основные усилия сосредоточены на введении противника в заблуждение, оказании воздействия на восприятие им различных фактов, событий, ситуаций, обстоятельств, процессов, деятельности субъектов отношений, воспринимаемой действительности, ее конфликтов и т. п., а также на лишении его способности своевременно, обдуманно и обоснованно выбирать варианты действий. Это позволяет получить ряд преимуществ, например быстрее противника реализовывать процесс выработки и принятия обоснованных управленческих решений, предупреждающе воздействовать различными силами и средствами вооруженной борьбы на его объекты, оперативно маневрировать исходя из направлений и способов его действий.

Отличительными от других видов противоборства особенностями ИО являются: отсутствие четких границ по времени, размерам и операционным сферам; трудность выявления ответственных за их планирование и организацию в целом, скрытность действий применяемых ими сил и средств; оказание влияния (иногда решающего) на эффективность ведения боевых действий противником и своими войсками (силами). Так, американскими военными специалистами отмечается, что совместное и согласованное применение сил и средств ИО может обеспечить достижение конечной цели военной операции в кратчайшие сроки и с наименьшими потерями, а при определенных обстоятельствах побудить противника частично или полностью отказаться от выполнения плана своей военной операции, в том числе прекратить вооруженную борьбу.

Важно также отметить, что в ВС США решение задач ИО осуществляется, как правило, до начала проведения военной операции и заканчивается после ее завершения. При этом применение всех сил и средств (различных составляющих) ИО согласуется с другими действиями войск (сил) на ТВД.

Согласно указанному выше наставлению комитета начальников штабов (КНШ) ВС США компонентами ИО являются: стратегическая коммуникация (пропаганда); организация межведомственного взаимодействия; мероприятия по связям с общественностью; военно-гражданское взаимодействие; кибероперации; обеспечение безопасности информации; космические операции; операции по подготовке и распространению специальной информации; разведывательная деятельность; дезинформация; обеспечение безопасности (скрытности) деятельности войск (сил); специальные технические операции; операции в электромагнитном спектре; использование лидеров иностранных целевых аудиторий.

Одной из основных составляющих информационных операций является стратегическая коммуникация (Strategic Communication), базирующаяся на совместном и согласованном применении всех инструментов национальной мощи деятельность Белого дома по созданию, укреплению и сохранению условий, благоприятных для продвижения национальных интересов, проведения политического курса и в конечном счете достижения поставленных им целей2. В российских СМИ этот термин часто переводят как стратегическая пропаганда, обозначая таким образом истинные цели специально осуществляемых действий США в информационном пространстве.

В функции органов стратегической коммуникации входят следующие:
- уточнения целевой аудитории (объектов воздействия);
- изучение и определение направлений воздействия на осведомленность целевой аудитории о национальных интересах США, ее отношение (занимаемая позиция), мнения и особенности их восприятия;
- определение желаемого эффекта воздействия на целевую аудиторию и необходимых для этого идеологических установок (догм);
- разработка с опорой на отобранные политико-идеологические установки и согласование между собой по задачам, месту и времени программ, планов, мероприятий, сообщений и предметов обсуждения (тематик), в том числе неофициальных (скрытых), касающихся национальных интересов.

В общем случае под целевой аудиторией понимаются отдельные лица или группа населения (сообщество людей), объединенные общими признаками и отобранные для оказания на них воздействия. При решении задач стратегической коммуникации к целевой аудитории относятся прежде всего лидеры общественного мнения, культурных, политических, религиозных и других сообществ, оппозиционные и другие различные общественно-политические силы зарубежных государств, а также международные организации.

Органы стратегической коммуникации МО США в рамках проведения ИО тесно взаимодействуют с соответствующими структурами национального уровня, в первую очередь с государственным департаментом, одной из функций которого является поддержание связей с правительствами стран-союзниц в интересах обеспечения оперативного согласования коллективных действий и исключения проблемных ситуаций при реализации положений внутренней и внешней политики.

Организация межведомственного взаимодействия (Interagency Coordination) направлена на установление взаимодействия между командующими объединенными командованиями (ОК) вооруженных сил или группировками войск/сил (объединенными оперативными формированиями - ООФ), органами исполнительной власти и другими государственными организациями, а также неправительственными и частными структурами США, представители которых привлекаются к планированию военных операций в зоне ответственности командующих для достижения поставленных национальным руководством военных или иных целей. Для этого при каждом штабе ОК ВС и группировки войск/сил (ООФ) создана объединенная межведомственная координационная группа (Joint Interagency Coordination Group), призванная оказывать помощь командованию в решении стоящих перед ним задач. Кроме того, их деятельность усиливает межведомственную координацию на стратегическом уровне, осуществляемую соответствующей группой, созданной министерством обороны и советом национальной безопасности США3.

Эти группы не имеют постоянного состава. Каждый командующий ОК ВС или группировкой войск/сил (ООФ) на основе возможностей выделенных ему сил и средств, зоны ответственности и поставленных военных или иных целей формирует соответствующий орган необходимого состава, обязательными членами которого являются представители (военнослужащие и гражданский персонал) МО США. При этом начальником назначается гражданское должностное лицо из руководящего состава Пентагона. В его состав включаются также высококвалифицированные специалисты от органов исполнительной власти всех уровней (от местного и до федерального) и других государственных организаций, неправительственных и частных структур США, например от министерств транспорта, торговли, юстиции, внутренней безопасности, финансов, госдепа, агентства по международному развитию, ЦРУ, ФБР и средств массовой информации. Эти представители наделяются полномочиями по использованию возможностей своих организаций или структур любого уровня и напрямую, минуя стандартные бюрократические процедуры прохождения запросов и их согласования.

При проведении многонациональной операции состав такой группы может быть расширен за счет включения в него представителей союзников по НАТО и партнеров Соединенных Штатов, а также международных и неправительственных организаций.

В ходе ИО деятельность объединенных межведомственных координационных групп сосредоточена на оказании помощи соответствующим штабным органам управления и командованию в достижении информационного превосходства над противником за счет оперативного и скоординированного применения специальных, функционально ориентированных на действия непосредственно в информационном пространстве, возможностей органов исполнительной власти, частных компаний, неправительственных и других структур США.

Мероприятия по связям с общественностью (Public Affairs) представляют собой деятельность по информированию гражданской и военной аудиторий внутри страны и за ее пределами о предназначении, целях, задачах и деятельности вооруженных сил США, а также по установлению с этими аудиториями контактов в интересах национального министерства обороны.

Оно осуществляется путем предоставления соответствующей информации гражданским и ориентированным на работу с вооруженными силами СМИ.

По отношению к американским военнослужащим и населению эти мероприятия направлены на формирование требуемых идеологических установок и на этой основе высокой моральной готовности, а также психологической устойчивости к боевым действиям, а по отношению к иностранной аудитории - обеспечение доброжелательного отношения к ВС США и проводимой военным руководством внешней политике.

К иностранной аудитории отнесены союзники и партнеры Соединенных Штатов, нейтральные государства, потенциальные и реальные страны-противники. Именно при оказании на них влияния может возникнуть конфликт интересов в рамках проводимых ИО. В связи с этим требуется тщательное согласование усилий и налаживание обмена информацией между органами управления информационными операциями и органами по связям с общественностью, в том числе согласование тем и содержания их программ, планов, мероприятий и сообщений. В этом случае по отношению к союзникам по НАТО и партнерам США исключаются или минимизируются возможные конфликтные ситуации, а к противнику может быть усилено информационное воздействие.

Военно-гражданское взаимодействие (Civil-Military Operations) - мероприятия по установлению, поддержанию, оказанию влияния и практическому использованию взаимоотношений с гражданскими органами власти, правительственными и неправительственными организациями и населением в дружески настроенных, нейтральных или враждебных районах страны пребывания войск (сил) США с целью достижения политических, военных и других целей американского правительства.

В современных руководящих документах ВС США определение этого термина было скорректировано до следующего более "нейтрального": мероприятия командующего, проводимые выделенными (назначенными) им силами и средствами, по установлению, поддержанию, оказанию влияния и практическому использованию отношений с гражданскими органами власти, организациями и населением страны пребывания в интересах непосредственной поддержки решения задач по восстановлению или сохранению стабильности в районе развертывания американских войск (сил) или в стране в целом.

Эти мероприятия наиболее эффективны при их планировании и выполнении до начала военной операции, а также после ее проведения, когда требуется сосредоточить усилия на решении задач по стабилизации обстановки и ликвидации последствий военных конфликтов. В ходе непосредственных боевых действий их эффективность снижается, что связано с ограничением свободы действий подразделений военно-гражданского взаимодействия (ВГВ).

В каждой группировке войск/сил (ООФ) США создается группа ВГВ (Civil-Military Operations Team), состав которой определяет командующий.

Ее основой являются в первую очередь специалисты организации ВГВ (в том числе по связям с гражданской администрацией и населением) и психологических операций.

Группы ВГВ, как и органы по связям с общественностью, играют важную роль при разработке замысла, определении целей и границ проведения ИО. Интенсивность деятельности этих групп увеличивается с распространением информации о негативных последствиях ведения американскими войсками (силами) боевых действий, что связано с необходимостью оказания влияния на ее восприятие гражданскими властями, правительственными и неправительственными гражданскими организациями, а также населением района или страны пребывания в целом. Мероприятия воздействия в этом случае проводятся таким образом, чтобы их восприятие было благоприятным для американской группировки войск (сил), не создавало угроз военной и национальной безопасности США и способствовало восстановлению и сохранению стабильности обстановки в соответствующем районе или стране.

Кибероперации (Cyberspace Operations) - применение кибервозможностей (киберсил и средств) для достижения поставленных целей непосредственно в киберпространстве или в других сферах ведения военных (боевых) действий. Согласно руководящим документам ВС США киберпространство является частью информационного пространства - одной из сфер ведения военных (боевых) действий. Оно характеризуется глобальностью и представляет собой взаимосвязанную совокупность объектов информационной инфраструктуры, к которым отнесены: сеть Интернет, локальные и другие информационные и коммуникационные сети, информационные системы, а также встроенные в радиоэлектронные аппаратуру и устройства процессоры и контроллеры.

В ВС США для проведения киберопераций создано соответствующее объединенное командование, имеются силы и средства видов вооруженных сил.

Так, в сухопутных войсках для решения этой задачи в районе развертывания боевых формирований тактического звена управления действуют группы киберэлектромагнитной деятельности (Cyber-Electromagnetic Activities Team) и экспедиционные отделения киберподдержки (Expeditionary Cyber Support Detachment) бригад военной разведки (действий в киберпространстве) командования разведки и безопасности (КРБ) СВ США.

Задействование американским командованием киберсил и средств в рамках проведения ИО может быть направлено на нарушение процесса или перехват управления процессом принятия решений потенциальным или реальным противником путем получения доступа и последующего воздействия:
- на элементы информационной инфраструктуры, включая ее аппаратные и программные компоненты (так, могут проводиться мероприятия по нарушению нормального функционирования станций беспроводного доступа);
- на информацию (например, могут перекодироваться или искажаться (подменяться) передаваемые в информационном пространстве сообщения);
- на лиц, активно использующих киберпространство и участвующих в информационных процессах. В частности, в отношении так называемых кибер-персон может проводиться дезинформация и вестись пропаганда в сети Интернет, социальных сетях и мессенджерах.

Необходимо отметить, что в кибероперациях ВС США, проводимых в интересах поддержки ИО, одновременно задействуются наступательные и оборонительные кибервозможности. При этом согласуются вопросы их применения, а также организуется взаимодействие с органами управления других составляющих информационных операций.

В вооруженных силах США обеспечение безопасности информации (Information Assurance) предполагает мероприятия по защите собственно информации, информационных систем и другой информационной инфраструктуры от внешних и внутренних угроз.

К основным внешним угрозам безопасности информации отнесены:
- разведывательная деятельность зарубежных спецслужб (в том числе военной разведки), государственных, общественных, частных и иных организаций и отдельных лиц, а также международных террористических организаций, действующих в информационном пространстве;
- воздействия средствами электромагнитных атак (радиоэлектронного поражения), кибератак и других специальных технических средств;
- диверсионно-подрывная деятельность иностранных спецслужб и сил специальных операций.

К основным внутренним угрозам безопасности информации отнесены в первую очередь инсайдерские угрозы4, а также разведывательная деятельность национальных террористических и преступных организаций.

Эти защитные мероприятия проводятся с целью обеспечения:
- по отношению к информации: своевременного и беспрепятственного доступа к ней лиц, имеющих на это надлежащие полномочия; пригодности к ее использованию и сохранению целостности, означающее хранение информации в неискаженном виде (неизменном по отношению к некоторому фиксированному ее состоянию); конфиденциальности, предполагающее ее неразглашение (секретность) и разграничение доступа к ней; проверки ее подлинности и подтверждения авторства, подразумевающего однозначное установление источника, сформировавшего (ее автора) или передающего эту информацию;
- по отношению к информационной инфраструктуре: своевременного и беспрепятственного доступа к ней лиц, ответственных за ее эксплуатацию;
ее функциональной пригодности; защищенности информационных ресурсов, каналов связи, мест (точек) доступа к информации, средств ее обработки, хранения и использования.

Обеспечение безопасности информации является важной составляющей ИО, поскольку направлено на недопущение достижения противником превосходства в ходе информационного противоборства. Соответствующие защитные мероприятия в обязательном порядке согласуются c кибероперациями и специальными техническими операциями. Так, в руководящих документах ВС США подчеркивается, что обеспечение безопасности информации особенно важно при проведении противником кибератак на национальные информационные системы и коммуникационные сети, в ходе которых они проводят попытки блокировки доступа к информации и информационной инфраструктуре или получения конфиденциальной информации, искажения информация, нарушения ее целостности, распространения дезинформации и т. п. Для противодействия как внешним, так и внутренним угрозам органами обеспечения безопасности информации рекомендовано применять многоуровневые и комплексные (организационно-технические) методы защиты с организацией взаимодействия с представителями органов киберопераций с целью обнаружения и отражения попыток проникновения в защищаемые системы и сети.

Космические операции (Space Operations) - это действия по непосредственному использованию (применению) космического и наземного сегментов космических систем, а также мероприятия, оказывающие влияние на их возможности.

Как отмечает американское командование, проведение этих операций обеспечивает значительное повышение боевых возможностей войск (сил) США и их союзников при решении функциональных задач (задач по предназначению), в том числе при проведении ИО.

В вооруженных силах страны к космическим операциям отнесено:
- обеспечение осведомленности органов объединенного космического командования об обстановке в космическом пространстве;
- контроль космического пространства, что подразумевает решение задач по обеспечению свободы действий США и их союзников в космосе, а при получении указания от национального военно-политического руководства - по ограничению в нем свободы действий противника. Для этого проводится комплекс мероприятий по защите орбитальных группировок Соединенных Штатов и их союзников, разрабатываются и планируются мероприятия по затруднению или нарушению функционирования орбитальных группировок противника, а при необходимости - по выводу из строя бортовой аппаратуры либо физическому уничтожению космических аппаратов (КА):
- навигационное и координатно-временное обеспечение;
- ведение космической разведки (в том числе радио- и радиотехнической, радиолокационной, оптико-электронной, метеорологической) и обеспечение спутниковой связью войск (сил) в глобальном масштабе;
- мониторинг земной поверхности (в частности, районов природных и техногенных катастроф) и околоземного пространства;
- предупреждение о ракетно-ядерном ударе с обнаружением стартов межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок, определение параметров их траекторий и координат района нанесенного удара;
- доставка полезной нагрузки (например, космических аппаратов) на орбиту;
- мероприятия по управлению орбитальными группировками, например, по контролю технического состояния и корректировке параметров орбит КА и их полезной нагрузки.

При проведении ИО преимущественно задействуются следующие космические системы: разведки, что повышает общие возможности по информационному обеспечению действий соответствующих органов и сил; дистанционного зондирования Земли; связи и глобального позиционирования.

(Окончание следует)

1 JP 3-13. Information Operations. - Washington, DC: Joint Staff, Joint Chiefs of Staff, 2014. - 89 p.

2 В США к инструментам национальной мощи отнесены дипломатические, финансово-экономические, информационные и военные возможности государства, которые использует правительство для достижения национальных целей.

3 Эта же группа может быть привлечена к решению задач стратегической коммуникации.

4 Инсайдерские угрозы (Insider Threats) - угрозы, которые исходят от так называемых инсайдеров - лиц, имеющих доступ к персоналу, объектам, информации, оборудованию (техническим средствам), системам или сетям органов государственного и военного управления США, которые используют имеющиеся у них полномочия, права, допуск, связи и другие преимущества для причинения умышленного или непреднамеренного ущерба национальной безопасности, которая может быть снижена посредством шпионажа, поддержки террористической деятельности, несанкционированного раскрытия информации, составляющей государственную тайну, нарушения или прекращения функционирования оборудования, систем или сетей федеральных министерств и ведомств и т. п.

Зарубежное военное обозрение. - 2021. - №10. - С. 3-11

Смотрите также
Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (16.10.2021) | Автор: Подполковник С. Заполев
Просмотров: 1242 | Теги: С. Заполев, информационные операции, нформационная борьба | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar