Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Четверг, 08.12.2016, 21:05
Ключевые слова
М. Нелидов, НИОКР, DARPA

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Структура и организация [233]
Боевые операции [67]
Личный состав [122]
Вооружение [213]
Законы, Уставы [52]
Подготовка [150]
НИОКР [133]
Техническое обеспечение [200]
Форма, знаки различия, награды [20]
Кадры [14]
Информационное противоборство [78]
Тактика и стратегия [148]
ЗВО [1]
ТТХ [9]
ВУС [11]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 406
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Армия (Сухопутные войска) » Структура и организация

Роль управления перспективных исследований МО США в создании вооружения и военной техники (2013)

Роль управления перспективных исследований МО США в создании вооружения и военной техники

Подполковник М. Нелидов

В 1958 году в ответ на запуск в СССР первого искусственного спутника Земли американским высшим военно-политическим руководством было принято решение о создании организации, которая позволила бы обеспечить технологическое превосходство США над потенциальным противником.

Создание управления перспективных исследований министерства обороны США - ДАРПА (DARPA -Defense Advanced Research Projects Agency) - стало своеобразным ответом на запуск советского космического аппарата "Спутник". Именно оно должно было найти адекватный ответ на активное развитие военных технологий в СССР. Кроме того, тогдашние руководители американского государства и министерства обороны нуждались в некой высокоуровневой организации, которая бы формулировала и обеспечивала выполнение НИОКР, выходящих за границы текущих потребностей вооруженных сил. Таким образом, ДАРПА стало генератором идей, организацией, ответственной за национальную безопасность Соединенных Штатов с технологической точки зрения.

 

ДАРПА - самостоятельное управление в аппарате министра обороны США. Непосредственное руководство его деятельностью осуществляет заместитель руководителя военного ведомства по приобретению, технологиям и тылу. Следует отметить, что это единственная организация в структуре МО, которая реализует программы исследований и разработок в интересах всех видов ВС и управлений оборонного ведомства по всем категориям НИОКР, относящимся к научно-технической программе в военной сфере.

ДАРПА претворяет в жизнь значительное число программ и проектов, которые оказывают серьезное влияние на развитие национальной технологической базы. Основные усилия оно сосредотачивает на осуществлении проектов с достаточно низкой вероятностью успешной реализации, но связанных с научными и технологическими прорывами, которые могут привести к качественно новым возможностям в области решения задач обеспечения национальной безопасности.

Разработанные здесь за последние 50 лет технологии позволили успешно решить значительное число стоящих перед управлением задач. Запущенный в 1958 году советский спутник способствовал созданию ДАРПА, вот почему первые проекты агентства были тесно связаны с освоением космоса. Однако это стало причиной того, что его чуть было не закрыли после создания НАСА и национального управления воздушно-космической разведки (National Reconnaissance Office). И только появление новых задач, связанных с разработкой межконтинентальных баллистических ракет, привело военно-политическое руководство США к решению сохранить управление.

Основными задачами этого ведомства являются: поддержание технологического превосходства США в военной области; организация финансирования революционных и высокорентабельных фундаментальных исследований, вызывающих коренные изменения в военном деле, а также обеспечение практического использования вооруженными силами результатов, полученных в ходе этих исследований.

В период с 1960 по 1970 год ДАРПА было головной организацией по проведению НИОКР в рамках программ создания системы защиты от баллистических ракет. Только в 1968 году, когда появилось управление по защите сухопутных войск

Основными задачами ДАРПА являются: поддержание технологического превосходства США в военной области; организация финансирования революционных и высокорентабельных фундаментальных исследований, вызывающих коренные изменения в военном деле, а также обеспечение практического использования вооруженными силами результатов, полученных в ходе этих исследований. от баллистических ракет (ABMDA - Army Ballistic Missile Defense Agency), эта задача была с нее снята.

В 1960 году в рамках программы ДАРПА AGILE была проведена модернизация винтовки "Кольт AR-15" и на ее базе создана штурмовая винтовка Ml6. В начале 1970-х годов управление приступило к разработке технологии создания самолета-невидимки, получившей название "стелт". Исследования велись в рамках программы "Хэв блю", в результате реализации которой уже в 1977 году появился прототип тактического истребителя F-117, который с успехом впервые был применен при проведении операции "Буря в пустыне".

После успешной демонстрации технологии создания тактического истребителя F-117 ДАРПА приступило к разработке на ее базе стратегического бомбардировщика В-2. Кроме того, технология "стелт" была применена при строительстве морских кораблей. Созданный в середине 1980-х годов с ее использованием корабль, получивший название "Си Шэдоу", так же как и истребитель F-117, обладает низкой радиолокационной заметностью и в то же время сохраняет высокие мореходные качества.

Кроме того, ДАРПА принимало активное участие в создании беспилотных летательных аппаратов "Глобал Хок" и "Предатор", которые используются при проведении операций в Афганистане и других регионах мира. К НИОКР по созданию БЛА "Глобал Хок" в рамках программы "Тил рэйн" управление приступило в 1970 году. В 1998-м проект этого высотного разведывательного аппарата был передан ВВС. Работы над БЛА "Предатор" начались в 1984 году, а уже в середине 1990-х он поступил на вооружение.

Однако наибольшую известность из проектов управления получила программа создания технологии "Интернет". Исследования в этой области (1960-1970) были направлены на разработку технологии ARPANet и связанного с ним сетевого протокола TCP/IP. Кроме того, ДАРПА представило пакетную коммутацию, которая является наиболее важным элементом в сети.
В целом необходимо отметить, что ключевым моментом, приводящим к успеху при реализации большинства программ ДАРПА, является большой интервал между временем, когда идея была первый раз сформулирована, и тем моментом, когда она могла бы быть использована ВС США.

На реализацию отдельных программ и проектов, осуществляемых ДАРПА, требуется от трех до пяти лет. Затем они при положительных результатах доводятся до стадии демонстрационных испытаний экспериментальных образцов, после чего передаются в соответствующие органы, ответственные за проведение НИОКР в рамках Пентагона. В ряде случаев они поступают в другие государственные ведомства (НАСА, ЦРУ и т. п.) для использования полученных результатов при создании новых систем и средств вооруженной борьбы.

В НИР, проводимых под эгидой ДАРПА, не более 8 % занимают фундаментальные исследования. Причем они включают не только работы, направленные на обеспечение НИОКР, выполняемых министерством обороны, но и исследования, проводимые по заказу Национального научного фонда, Национального института здравоохранения и министерства энергетики;
НИОКР управление ведет по контрактам с промышленными фирмами, университетами, некоммерческими организациями и государственными лабораториями. Специалисты ДАРПА обосновывают общий замысел работы, а непосредственное взаимодействие с органами видов ВС в процессе заключения контракта и его выполнения возлагается на менеджеров программ из специализированного подразделения. В отличие от руководителей программ видов ВС они могут организовать финансирование НИОКР в перспективных областях по упрощенной схеме.

Каждый из руководителей программ управления отвечает за работы стоимостью от 10 до 40 млн долларов, причем примерно 80 % этой суммы выделяются на какой-либо центральный проект, а 20 % могут направляться на реализацию перспективных идей в той или иной области. При этом окончательное решение о начале или прекращении работ полностью остается за руководителем программы.

 
Организационная структура управления перспективных исследований МО США (ДАРПА)

Как правило, ДАРПА начинает финансирование работ задолго до возможности определения их осуществимости. При этом, если, по мнению руководителя программы, работы не приведут к должному результату, он может их прекратить.

Другим фактором успеха деятельности управления американские специалисты считают то, что оно принимает к финансированию примерно только 5 % всех предложений, в то время как у других ведомств эта доля достигает 30-40 % Управление также широко практикует финансирование (свыше 97 % своих денежных ресурсов) на долевой основе инициативных НИОКР промышленных фирм и университетов. С течением времени эти инвестиции приводят к снижению уровня рисков по разработке технологий и способствуют появлению новых возможностей.

Структура ДАРПА является весьма гибкой и регулярно корректируется в соответствии с военно-политической обстановкой.

В состав управления входят шесть отделов, каждый из которых отвечает за свой круг проблем и охватывает определенные области исследований:
- Оборонных исследований: естественные науки; материалы; биология; математика; обучение и повышение боеспособности; технологии защиты от биологического оружия.
- Микропроцессорных технологий: основы фундаментальных наук; источники электропитания; микроэлектромеханические системы (МЭМС); прикладные системы; интеграция микросистем; архитектура  построения и практическое применение микросистем.
- Тактических технологий: перспективные системы оружия; перспективные платформы; перспективные космические системы.
- Стратегических технологий: системы связи, стратегические и тактические сети, кибертехнологии; тактическая разведка и наблюдение; системы энергообеспечения; комбинированные боевые действия; действия в экстремальных условиях.
- Технологий обработки информации: глобальная разведка и наблюдение; кибертехнологии; социальные сети; ситуационная осведомленность на поле боя; обучение и подготовка личного состава; вычисления в социальных науках.
- Технологий передачи информации: динамичные программы с повторяющимися циклами разработки; проведение систематических оценок; изучение новых методик заключения контрактов; развитие долгосрочных деловых отношений.

Одним из примеров того как корректируется структура ДАРПА под решаемые задачи, может служить появление в ней отдела технологий обработки информации в качестве реакции на активное развитие в последнее время информационных технологий (ИТ) и внедрение их в системы ВВТ. Основная его задача - обеспечение технологического превосходства США во всех областях, где ИТ способны предоставить значительное превосходство в ходе выполнения боевых операций.

Это и традиционные военные операции (информационные технологии используются для решения следующих задач: разведка, наблюдение, управление, контроль, обеспечение связи, вычисление, организация компьютерных сетей, принятие решений, планирование, обучение, моделирование боевых операций, обеспечение боевых операций), и новые, внезапно возникающие области, требующие использования современных ИТ (общественные науки, социальное, культурное и поведенческое моделирование, социальные сети, моделирование поведения "толпы", обработка естественных языков, управление знаниями, обучение машин, информационные технологии в области медицины и биологии, достоверность информации и кибер-безопасность).

Штатная численность ДАРПА около 240 человек. В каждом отделе насчитывается от 18 до 22 руководителей программ, которые являются высокопрофессионально подготовленными учеными и техническими специалистами. Они осуществляют предварительный поиск и отбор исполнителей работ, взаимодействие с заказывающими подразделениями видов ВС в процессе заключения контрактов, наблюдение за ходом работ и их приемку. Кроме того, на эти лица возложено формулирование проблематики проводимых исследований и разработок.

К функциям директора ДАРПА и руководителей отделов относится также отбор новых идей и предложений, поступающих в управление от потенциальных исполнителей работ, о проведении НИР по направлениям, отнесенным к числу приоритетных с позиций их военной значимости, с последующим формированием на их основе конкретных программ НИОКР. В своей деятельности они следуют установленными правилам. В частности, в ходе анализа поступивших предложений требуется получить обоснованные ответы на целый ряд вопросов, и лишь после этого принимается решение о финансировании новых идей.

К числу таких вопросов относятся следующие:
- какие технологии могут быть разработаны (усовершенствованы) на основе предложенных идей;
- что должно быть сделано, для того чтобы НИОКР завершились успешно;
- что нового они могут внести в возможности перспективных средств вооруженной борьбы, в управление и строительство ВС;
- способны ли специалисты достигнуть поставленных целей и обеспечить получение заявленных результатов;
- кто может быть потребителем полученных результатов;
- сколько будет стоить выполнение программы исследований и разработка.

В ходе обоснования программы работ руководители отделов ДАРПА широко консультируются с учеными и специалистами, выступающими в качестве независимых экспертов как на формальной, так и на неформальной основе.

Управление сыграло значительную роль в коммерциализации ряда технологий производства полупроводников и технологий лазерных линий связи. Успехи в решении стоящих перед этим ведомством задач достигаются благодаря выработке управленческих принципов, которые позволяют правильно определять приоритетные направления, подбирать команды исполнителей, обеспечивать их эффективную работу.

Анализ деятельности ДАРПА позволяет выделить две группы управленческих принципов: принципы формирования оргштатной структуры и принципы проведения исследований.

Принципы формирования организационно-штатной структуры заключаются в следующем:
- привлечение для руководства проектами только высококлассных специалистов;
- предоставление руководителям широких полномочий и защита их от бюрократических проволочек;
- высокая ротация кадров для поддержания атмосферы, способствующей появлению новых идей (так, любой руководитель проекта подлежит обязательной замене через четыре года);
- структура ДАРПА постоянно меняется в зависимости от появления новых задач и направлений, способствующих решению проблем национальной безопасности;
- в обязанности руководителя отдела входит: поиск и приглашение на работу руководителями программ ведущих специалистов в области науки и техники, разработка стратегии отдела, стимулирование руководителей проектов к участию в исследованиях по смежным проблемам в рамках целевой задачи отдела;
- целевая задача отдела вырабатывается директором ДАРПА и согласовывается с заместителем председателя КНШ, начальниками штабов входящими в состав КНШ, штабами видов ВС, министром обороны и его аппаратом;
- структура управления такова, что в его составе между директором управления и руководителями программ есть только один управленческий уровень - руководители отделов.

Принципы проведения исследований включают:
- обеспечение возможности быстрого решения вопросов об открытии новых проектов или о закрытии бесперспективных;
- "новые идеи рождают новые люди", привлечение которых гарантирует приоритет инноваций над корпоративными интересами, а также их заинтересованность в переориентировании работ под решение поставленных задач;
- минимизация лабораторных испытаний и производства опытных образцов с целью исключить возможность влияния различных структур, которые могут быть заинтересованы в проведении подобных исследований;
- возможность проведения совместных исследований различными подразделениями с целью получения взаимовыгодных результатов;
- право выступать в качестве спонсоров при проведении конкурсов, целью которых является разработка технологий, имеющих важное значение для обеспечения национальной безопасности;
- реализация технологических решений для всего МО США, в том числе и технологий, внедрение которых влечет за собой трансформацию самого военного ведомства;
- ДАРПА имеет полномочия на работу по высокозатратным проектам, в том числе и тем, где вероятность неудачи достаточно высока;
- необходимость концентрировать основные усилия на решении сложных технических проблем, позволяющих значительно повысить уровень национальной безопасности США;
Анализируя механизмы организации ДАРПА научно-исследовательских работ, необходимо отметить ряд следующих важных особенностей.

Во-первых, управление призвано стать своего рода звеном между фундаментальными и прикладными исследованиями и созданием конкретных образцов перспективного вооружения. В рамках реализации этой задачи его усилия концентрируются на четко обозначенных стратегических направлениях, в рамках которых ведутся, в частности, исследования, сопряженные с высоким риском (отсутствует техническое решение существующей задачи), а также концептуальные исследования (исследования и разработки под задачи, которые могут актуализироваться в будущем и привести к постановке новых задач).

Во-вторых, ДАРПА разрабатывает критерии отбора проектов в координатах "уровень риска - уровень значимости для вооруженных сил". При этом в соответствии с данными критериями отдают преимущество обычно тем из них, которые имеют одновременно и высокие риски, и высокую отдачу, что обеспечивает прорывные достижения. К ним относят преимущественно крупные долгосрочные концептуальные проекты, в которые вовлечены разные отделы ДАРПА и куда вкладывается основная часть финансирования - около 60 % инвестиций.
Проекты с низким риском и высокой отдачей - это главным образом адаптация готовых коммерческих продуктов к актуальным оборонным потребностям, лежащим на пересечении сфер ответственности военных ведомств. На такие проекты в общем случае отводится 20 % инвестиций, но объем финансирования может быть подвержен значительным колебаниям в зависимости от возникающих перед национальной обороной задач.

Проекты с высоким риском и низкой отдачей получают примерно 20 % инвестиций. К ним относится разработка технологий двойного назначения, занятие ниш на рынке частных корпораций, создание новых технологических областей, имеющих военную направленность.

В-третьих, ДАРПА проводит диверсификацию исполнителей проектов и задает для них конкурсные рамки на каждом этапе проекта, размещая предложения на реализацию соответствующей разработки с заданными техническими и технологическими характеристиками. Организации, способные в течение объявленного срока предоставить разработки, отвечающие заявленным параметрам, получают определенное "поощрение" и право на заключение дальнейших контрактов. При этом особое внимание уделяется механизмам ценообразования: разрабатываются определенные системы "поощрений или санкций" по отношению к корпорации-подрядчику; устанавливаются жесткие плановые параметры по контракту; обеспечивается широкое варьирование размера материального поощрения подрядчика в зависимости от результатов и хода работ.

В-четвертых, ДАРПА проводит адаптацию готовых разработок в целях их соответствия специфическим требованиям потенциальных заказчиков. Ключевым моментом такой адаптации является работа по снижению рисков того, что перспективная технологическая новинка не впишется в жесткий регламент соответствующего заказчика и не найдет своего применения.

В-пятых, ДАРПА имеет четко выстроенную систему внутреннего и внешнего контроля, что обеспечивает прозрачность деятельности всех отделов управления и дополнительно мотивирует достижение каждым из них высоких результатов.

Работы в рамках текущих и перспективных программ НИР ведутся по двум направлениям:
- создание научно-технической базы, обеспечивающей потребности ВС в перспективных технологиях, для решения текущих задач и наращивания боевых возможностей ВВТ;
- проведение исследований по наиболее перспективным направлениям развития, определение возможностей использования современных технологий для решения новых или существующих военных задач на качественно новом уровне.

В рамках первого направления ДАРПА ведет работы совместно с министерствами видов ВС в интересах предупреждения появления и решения оперативных проблем чисто военного характера. Примером такого сотрудничества может служить разработка системы управления и связи для обеспечения действий многонациональных сил в Боснии.
При помощи этой системы через коммерческие спутники связи обеспечивалась передача в реальном масштабе времени видеоинформации, получаемой от разведывательных БЛА "Предатор" и самолетов-разведчиков, а также материалов видовой разведки, карт местности и другой оперативной информации об обстановке в районе боевых действий. Средства сбора информации имели прямую связь с потребителями, которые могли получать доступ к ней, в том числе и на континентальной части США. Через 11 месяцев испытаний в боевых условиях эта система была передана управлению информационных систем Пентагона для принятия на вооружение.

В качестве характерного примера работ в рамках второго направления можно привести исследования, проводимые ДАРПА в области автоматического перевода разговорной речи. Результатом исследований поискового характера стало создание технологического задела, позволившего разработать малогабаритный (карманный) переводчик, осуществляющий перевод с английского на другие языки и обратно. Экспериментальный образец такого устройства был опробован в Боснии. Аналогичные образцы проходили испытания в подразделениях военной полиции, охраны границы и других ведомствах, личный состав которых контактирует с местным населением, не говорящим на английском языке. Более совершенные варианты аппаратуры используются группами войсковой разведки для сбора информации среди местного населения в районе боевых действий с последующей ее передачей по радио в соответствующие штабы.

Краткий анализ тематики исследований и разработок, выполняемых ДАРПА, позволяет оценить тот большой вклад, который вносит управление в формирование научно-технической базы создания перспективных ВВТ. Одно из важнейших направлений обеспечения национальной безопасности ВПР США видит в достижении качественного превосходства в военно-технической области. В настоящее время в качестве основной задачи рассматривается создание технологической базы, которая даст возможность разрабатывать и производить системы ВВТ, обладающие принципиально новыми качествами, обеспечивающими подавляющие превосходство вооруженных сил США. Ключевое место в решении этой задачи отводится управлению перспективных исследований МО.

Зарубежное военное обозрение 2013 №3  С.23-29

 

Категория: Структура и организация | Добавил: pentagonus (19.04.2013) | Автор: Подполковник М. Нелидов

Просмотров: 3255 | Рейтинг: 3.0/1 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов