Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Среда, 07.12.2016, 15:30
Ключевые слова
Ветераны, социальное обеспечение, О. Сухорева

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Финансы [73]
Общевойсковые вопросы [434]
Разведка и контрразведка [77]
ВПК [70]
Календарь [2]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 129
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Общевойсковые вопросы » Общевойсковые вопросы

Система социального и материального обеспечения ветеранов в Сухопутных войсках США (1998)
HTML clipboard

Система социального и материального обеспечения ветеранов в Сухопутных войсках США

О. Сухорева

В США уделяется большое внимание своим гражданам, несущим воинскую службу. Личный состав армии в целом - это хорошо подготовленный и высокооплачиваемый контингент, имеющий широкие права на получение различных материальных и социальных привилегий. После завершения военной карьеры министерство обороны обеспечивает также достаточно высокий уровень жизни бывшим военнослужащим, то есть ветеранам.

В соответствии с законодательством США под категорией «ветеран» подразумевается военнослужащий, прослуживший в регулярных войсках или их резервных компонентах в условиях мирного времени не менее 180 дней (продолжительность курса новобранца) или участвовавший в любых боевых действиях независимо от их масштабов и продолжительности, уволенный из вооруженных сил с почетом, на общих основаниях или по состоянию здоровья (в том числе по причине частичной или полной инвалидности) и подпадающий под юрисдикцию законов и подзаконных актов о правах и льготах бывших военнослужащих. Для уволенных по инвалидности минимальные сроки службы не устанавливаются.

Под льготами и привилегиями в США принято понимать определенные преимущества, предоставляемые гражданам в связи с окончанием несения военной службы или выполнения иных воинских обязанностей. Их можно объединить в несколько основных групп, каждой из которых соответствует конкретная программа.

Первая группа касается вопросов пенсионного обеспечения лиц, увольняемых по возрасту и выслуге лет. Ко второй относятся выплаты пенсий ветеранам по инвалидности, полученной вследствие прохождения действительной военной службы. Данная группа льгот распространяется и на членов семьи ветерана в случае его смерти. Третья группа связана с проблемами оказания помощи в получении гражданского образования самими ветеранами, а также членами семей умерших ветеранов, полных инвалидов, пропавших без вести или военнопленных. Четвертая группа предполагает предоставление страховых ссуд на строительство жилья или его ремонт, а также поручительства на его получение, пятая - страхование жизни, шестая - медицинское обеспечение ветеранов и членов их семей, седьмая - психотерапевтическую помощь ветеранам войн или вооруженных конфликтов. Последующие группы включают оказание помощи в трудоустройстве, выплаты пособий по безработице, осуществление профессиональной реабилитации. Последняя предусматривает выплату пособий на погребение и выделение участка на захоронение.

Все направления обеспечения увольняемых в запас военнослужащих финансируются из федерального бюджета в рамках двух министерств: обороны и по делам ветеранов, а также из бюджетов штатов. Причем пенсии ветеранам, уволенным по возрасту и выслуге лет, выплачиваются только из бюджета министерства обороны, а обеспечение инвалидов может осуществляться как по линии министерства обороны, так и из средств министерства по делам ветеранов. Лица, воспользовавшиеся правом на получение пенсии от министерства по делам ветеранов, лишаются права на пенсионное обеспечение за счет военного бюджета. В последнее десятилетие отмечается устойчивая тенденция увеличения денежного обеспечения ветеранов вооруженных сил.

Наибольшая часть военнослужащих увольняется в запас по возрасту и выслуге лет. Основу современного американского законодательства по этому вопросу составляют следующие официальные документы:
- «Об офицерском составе» (1947);
- «О стабилизации системы пенсионного обеспечения военнослужащих» (1949);
- «О выплатах военнослужащим» (1963);
- «О реформе пенсионного обеспечения военнослужащих» (1986);
- «Временное положение о досрочном увольнении из вооруженных сил в связи с их сокращением» (1996).

Расчет пенсии производится в зависимости от срока службы. Лицам, поступившим на действительную военную службу до 8 сентября 1980 года, пенсия начисляется из расчета 2,5 проц. основного оклада (месячное денежное содержание выплачивается в соответствии со званием и выслугой лет без учета надбавок) на момент увольнения за каждый год службы. Тем же военнослужащим, которые поступили на службу в период с 8 сентября 1980 года по 1 августа 1986-го, пенсия выплачивается из расчета 2,5 проц. средней величины основных окладов, назначавшихся в течение трех (подряд) наиболее высокооплачиваемых лет службы, за каждый ее год, а лицам, поступившим после 1 августа 1986-го, - из расчета 2,5 проц. средней величины основных окладов, назначавшихся в течение трех (подряд) наиболее высокооплачиваемых лет, за каждый год службы за вычетом 1 проц. средней величины основных окладов, за каждый год разницы между максимальной (30 лет) и фактической выслугой. Например, при выслуге в 20 лет процент пенсии от месячного оклада рассчитывается следующим образом: 2,5 проц. умножается на 20 лет, получается цифра 50 проц. Разница между максимальной и фактической выслугой в данном случае равняется десяти годам. Из 50 вычитается десять. Таким образом, при выслуге в 20 лет размер пенсии составит 40 проц. основного месячного оклада бывшего военнослужащего. При выслуге в 21 год пенсия будет равняться 43,5 проц. основного оклада и т. д. Ежегодно размеры пенсионного обеспечения корректируются в зависимости от индекса цен в стране.

Характерной чертой при расчете пенсий является учет выслуги лет, которая неодинакова для различных категорий военнослужащих. Так, генерал-майор может быть уволен ровно через пять лет после присвоения данного звания или же на 30-й день после истечения 35-летнего срока. Бригадные генералы и полковники также могут быть уволены через пять лет после присвоения звания или на 30-й день после истечения 30 лет службы. Для подполковника этот срок составляет 28 лет. Данные положения о начислении пенсий распространяются и на резервистов, но для них четко определен предельный возраст - 60 лет.

Особенностью последних лет является постепенное сокращение вооруженных сил, в связи с чем возникла категория лиц, выслуга которых превышает 15 лет, но не достигает 20. Для них пенсия начисляется из расчета 2,5 проц. основного оклада на момент увольнения за каждый год службы за вычетом 1 проц. величины основных окладов, за каждый год разницы между 20-летней и фактической выслугой.

Льготы, относящиеся ко второй группе и выплачиваемые ветеранам по инвалидности, полученной в период прохождения военной службы, установлены и осуществляются в рамках программы «Компенсации». Согласно этой программе пенсия назначается увольняемым военнослужащим по инвалидности, которая привела к потере трудоспособности не менее чем на 30 проц. Если инвалидность явилась следствием или приобретена в процессе исполнения служебных обязанностей, пенсия назначается вне зависимости от сроков службы. Во всех остальных случаях для ее получения необходимо, чтобы выслуга была не менее восьми лет. Размер пенсии в зависимости от степени потери трудоспособности составляет от 300 до 2000 долларов в месяц. В особо тяжелых случаях - при наличии увечий или неизлечимых болезней - ежемесячная сумма пособий может превышать 5 тыс. долларов.

Ветераны-инвалиды с более чем 30-процентной потерей трудоспособности имеют право на дополнительные льготы при наличии в их семьях иждивенцев (родители, жена или муж, дети в возрасте до 18 или 23 лет, если они учатся в учебных заведениях, предусмотренных перечнем министерства по делам ветеранов, и холосты). Членам семей ветеранов, смерть которых наступила по причине инвалидности, связанной с исполнением служебных обязанностей, также выплачиваются пособия. Ежемесячно вдовы получают от 800 до 2000 долларов, в зависимости от звания умершего ветерана, дети - от 120 до 300 долларов на одного человека.

Пенсии по инвалидности, полученной при выполнении служебных обязанностей, выплачиваются ветеранам в рамках программы «Пенсии инвалидов» из бюджета министерства по делам ветеранов. Ежегодные выплаты не должны превышать 8000 долларов для тех, у кого нет иждивенцев, и 12 000 при их наличии. Для участников так называемых «ранних» войн и конфликтов, то есть до войны в Корее (очень немногочисленная категория ветеранов), к ежегодной сумме пенсии выплачивается дополнительно еще около 2000 долларов. В рамках программы «Повышенные пенсии» денежное содержание выплачивается следующим категориям: ветеранам-инвалидам без иждивенцев; с одним иждивенцем (жена или ребенок); нуждающимся в постоянной помощи и уходе (без иждивенцев); нуждающимся в постоянной помощи и уходе (при наличии одного иждивенца); имеющим ограниченную способность передвижения (без иждивенцев); имеющим ограниченную способность передвижения (с одним иждивенцем); семье из двух ветеранов. Размеры пенсии этой категории от 7000 до 13 000 долларов ежегодно.

В соответствии с законом о реформе налоговой системы обложению налогом подлежат пенсии, назначенные в связи с увольнением на общих основаниях, то есть пенсии по выслуге лет и возрасту. В данном случае налог выплачивается со всей суммы. Частично он взимается с пенсий, которые начисляются инвалидам с выслугой не менее 20 лет. Не подлежат налогообложению пенсии по инвалидности, если они начислены с учетом степени потери трудоспособности или назначены лицам, получившим ранения в ходе боевых действий. Все денежные средства, выделяемые в рамках программ «Компенсации» и «Повышенные пенсии инвалидам» и выплачиваемые министерством по делам ветеранов, полностью освобождены от налогообложения.

Некоторые ветераны, состоящие на государственном пенсионном обеспечении, могут лишиться права на получение пенсии в случае поступления на службу в иностранные государственные учреждения и организации, а также в частные компании без одобрения государственного департамента и министерства армии.

Третья группа льгот предусматривает оказание помощи в получении образования как самими ветеранами, так и членами семей умерших ветеранов, полных инвалидов, пропавших без вести или военнопленных. Прежде всего эта помощь связана с выплатой денежных пособий, необходимых для оплаты очного или заочного образования. В США функционирует единая программа в этой области. Ею охвачено около 300 тыс. человек. Характерной особенностью последних десяти лет является тот факт, что интерес к получению образования (как высшего, так и среднего) постоянно снижается. Это объясняется высоким уровнем пенсионного обеспечения, а также возрастом ветеранов (40 - 50 лет).

Четвертая группа привилегий реализуется через программу предоставления страховых ссуд на строительство жилья или его ремонт, а также поручительства на его получение. Ссуды такого типа могут выдаваться ветеранам, а также женам военнослужащих, официально числящихся в списках пропавших без вести или находящихся в плену. Кроме того, ссуды могут предоставляться вдовам ветеранов, погибших или умерших в период нахождения на действительной военной службе или в результате инвалидности, связанной со службой. Они могут получать их только в том случае, если не вступили в повторный брак. Размер ссуды может достигать 45 000 долларов, а период ее погашения составляет до 30 лет. На протяжении последних лет прослеживается устойчивая тенденция увеличения средств на эти цели.

Пятая группа привилегий предусмотрена программой льготного страхования жизни. При этом все выплаты производятся из бюджета министерства по делам ветеранов. Сумма может достигать 50 000 долларов. На льготную страховку имеют право и резервисты организованного резерва, получившие в период прохождения службы или лагерных сборов травмы или увечья, а также представители индивидуального резерва. Страховка обычно оформляется за 120 дней до окончания службы. Ветераны, имеющие инвалидность вследствие прохождения действительной военной службы, обладают правом оформления бессрочной страховки на минимальную сумму. Инвалиды со 100-процентной потерей трудоспособности вообще освобождаются от уплаты взносов. Все без исключения ветераны могут подписать страховой контракт на случай их призыва на военную службу на срок более 30 сут. Размеры взноса устанавливаются из расчета за каждую тысячу долларов в зависимости от возраста (от 12 до 75 долларов).

К шестой группе относится льготное медицинское обслуживание. В зависимости от предоставляемых дотаций все ветераны подразделяются на три категории: А, В и С. В основе этой градации лежит сумма ежегодного дохода бывших военнослужащих. Доход контролируется каждый год по состоянию на 1 января. В зависимости от этого ветераны могут перемещаться из одной категории в другую.

К категории А относятся ветераны - бывшие военнопленные, участники войны во Вьетнаме, подвергшиеся воздействию гербицидов, бывшие военнослужащие, получающие пенсию не от министерства обороны, а от министерства по делам ветеранов, инвалиды, потерявшие трудоспособность при исполнении служебных обязанностей, а также все ветераны-инвалиды, потеря трудоспособности которых получена вследствие прохождения службы, независимо от возраста. Данная категория обеспечивается бесплатным лечением в госпиталях и других медицинских учреждениях, а при наличии возможностей - и медицинским уходом на дому.

Ветеранам категории В, включающей инвалидов, потеря трудоспособности которых получена вследствие действительной военной службы, с годовым доходом не выше 23 000 долларов, могут быть предоставлены лечение в госпитале или медицинский уход на дому, но только при условии наличия мест в лечебных заведениях и денежных средств из федерального бюджета.

К категории С относятся ветераны-инвалиды с доходом свыше 23 000 долларов. Медицинские услуги в данном случае предоставляются с частичной их оплатой.

Медицинское обеспечение ветеранов и членов их семей осуществляется преимущественно через сеть госпиталей и поликлиник министерства обороны и лечебных учреждений министерства по делам ветеранов. По сравнению с военнослужащими, находящимися на действительной службе, количество амбулаторных посещений ветеранов составляет лишь пятую часть, а соотношение посещений членов семей военнослужащих и ветеранов -четыре к одному. Количество койко-мест, занимаемых военнослужащими и членами их семей, приблизительно в 3 раза больше по сравнению с тем, что предоставляется ветеранам и членам их семей. Этого оказывается недостаточно, и ветераны имеют право на льготное обслуживание в рамках специальной программы медицинского обеспечения министерства обороны, относящейся к страховой медицине.

Эта программа распространяется на большинство видов терапевтической и хирургической помощи, за исключением хронических заболеваний, косметических и других, не вызванных острой необходимостью. Лица, пользующиеся такими услугами, обслуживаются гражданскими специалистами, заключившими соответствующие контракты с министерством обороны. При этом одним из важнейших условий включения врачей в программу является их способность обеспечивать уровень обслуживания, не уступающий качеству лечения в госпиталях и поликлиниках. Право на медицинскую помощь в рамках данной программы обеспечивается ежегодными взносами ее пользователей.

Кроме этого, в начале 90-х годов на базе госпиталей стали создаваться лечебные центры для ветеранов и членов их семей, которые используют техническую базу госпиталей, избегая таким образом дополнительных расходов на оборудование новых лечебных учреждений, а нехватку военных врачей компенсируют путем привлечения на работу по контрактам гражданских специалистов. Количество таких центров начинает увеличивается, так как первый опыт их работы оценен положительно.

Наряду с вышеуказанной существует программа оказания психотерапевтической помощи ветеранам войн и вооруженных конфликтов. Она оказывается с целью преодоления различных проблем социально-психологического характера, препятствующих возвращению ветеранов к повседневной гражданской жизни. Помощь предоставляется в виде консультаций, как индивидуальных, так и в составе семей ветеранов, организуемых в специализированных центрах при участии врачей-психологов.

В рамках вооруженных сил создана и успешно функционирует программа оказания ветеранам помощи в трудоустройстве в гражданском секторе. Преимуществом здесь пользуются прежде всего ветераны войны во Вьетнаме. К лицам, имеющим право на эти льготы, относятся также инвалиды с потерей трудоспособности, наступившей вследствие прохождения службы. Обязательно должно быть соблюдено и следующее условие: безработным считается тот, кто после увольнения в течение 10 недель из 15 нигде в гражданском секторе не работал. Приоритетным правом при найме на работу и прохождения в течение определенного периода обучения соответствующей профессии пользуются в порядке очередности три группы ветеранов:
- инвалиды с потерей трудоспособности от 30 проц. и выше, полученной вследствие прохождения военной службы;
- инвалиды с потерей трудоспособности от 10 до 20 проц., также полученной вследствие прохождения службы и при условии, что им сложно будет в короткий срок овладеть необходимой специальностью. Для этих двух категорий ветеранов устанавливается конкретный срок для овладения специальностью, максимальная продолжительность которого 15 месяцев;
- ветераны, уволенные со службы по возрасту и выслуге лет. Для них продолжительность обучения ограничивается девятью месяцами.
Преимуществом в каждой из групп пользуются лица, награжденные медалью «Пурпурное сердце»*.

Следующая группа привилегий связана с выплатой пособий по безработице. Их получают военнослужащие, завершившие весь срок службы, предусмотренный первым контрактом (за исключением случаев преждевременного увольнения по уважительным причинам). Размер такого пособия исчисляется на базе основного оклада и надбавок на момент увольнения и не может превышать суммы, начисленной за 13 недель.

Десятая группа - выплаты в рамках программы профессиональной реабилитации. Правом на участие в ней пользуются бывшие военнослужащие, прослужившие в вооруженных силах начиная с 16 сентября 1940 года. Это прежде всего инвалиды, получающие пособия в рамках программы «Компенсации»; бывшие военнослужащие, увольняемые в запас и находящиеся в госпитале для оформления инвалидности; ветераны, которые, по мнению руководства министерства по делам ветеранов, нуждаются в профессиональной реабилитации для восстановления их самостоятельности в повседневной деятельности, социальной и профессиональной пригодности. Курс реабилитации может быть пройден в любое удобное время в 12-летний период с момента назначения пособия по инвалидности. Его продолжительность может достигать четырех лет. В особых случаях этот период может быть увеличен. Обычно такие курсы организуются на базе университетов, колледжей и школ, курсов профессионально-технической подготовки, специализированных реабилитационных учреждений, а при необходимости и на дому. Программа курса предусматривает бесплатное обучение по специальности, а также бесплатные специальные занятия, связанные с восстановлением двигательных, речевых и других функций, обеспечивающих самостоятельность. Кроме того, предоставляются бесплатные услуги на обеспечение питанием, медицинское обслуживание и протезирование, проезд на транспорте, бытовое обслуживание семей ветеранов и некоторые другие. Помимо этого, во время обучения выплачивается стипендия. После его окончания министерство по делам ветеранов берет на себя заботы по трудоустройству. Для ветеранов со 100-процентной инвалидностью создана специальная программа реабилитации.

Последняя группа льгот - это выплаты пособий на погребение и выделение участка на захоронение. Эти выплаты распространяются на следующие категории ветеранов:
- умершие в результате инвалидности, полученной в период прохождения действительной военной службы и получавшие пособие в рамках программы «Компенсации»;
- умершие в результате инвалидности и получавшие пенсию по программе «Пенсии инвалидов»;
- участники войны.

Захоронения производятся на национальных кладбищах. Там могут быть погребены все ветераны, уволенные со службы не по причине недостойного поведения. На Арлингтонском кладбище, находящимся под юрисдикцией министерства армии, захоронению подлежит лишь ограниченный круг военнослужащих и ветеранов (исключение составляет колумбарий кладбища). Здесь могут быть похоронены также члены семей ветеранов, их вдовы, не вступившие в повторный брак, несовершеннолетние дети, а в определенных случаях и взрослые дети, не вступившие в брак. Места захоронения оборудуются надгробными плитами за счет государства. В ходе захоронения совершается ритуал, предусмотренный порядком погребения на национальных кладбищах. Его оплата также производится государством.

Таким образом, престижность службы в вооруженных силах заключается в том, что и после ее окончания государство проявляет реальную заботу об увольняемых в запас военнослужащих. В США уже на протяжении многих лет успешно функционирует система материального и социального обеспечения ветеранов, что означает практическую гарантию и реализацию их социального статуса.

Вместе с тем отмечаются некоторые недостатки, снижающие ее эффективность. К основным из них американские специалисты относят следующие: так как вся система связана в основном с материальным обеспечением ветеранов, при ее реализации существует значительная зависимость от финансового состояния двух ведомств - министерства обороны и министерства по делам ветеранов; до настоящего времени фактическая реализация некоторых льгот и привилегий ветеранов, особенно в такой области, как медицинское обеспечение, еще далека от уровня, требуемого правом; имеются недостатки бюрократического характера. Однако в целом система социального обеспечения ветеранов сухопутных войск соответствует ее основному предназначению.

* Медаль «Пурпурное сердце» была учреждена генералом Джорджем Вашингтоном 7 августа 1782 года. Согласно поправке в исполнительном указе № 11016 от 25 апреля 1962 года она вручается от имени президента США военнослужащим и гражданским лицам, которые находились на службе в любом виде вооруженных сил после 5 апреля 1917 года и получили ранения, погибли или умерли после ранения при исполнении служебных обязанностей.

Зарубежное военное обозрение №8 1998 С.13-18

Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (12.04.2010) | Автор: О. Сухорева

Просмотров: 5888 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов