search
menu
person

NEWS AND UDATES


Транспортирование ядерных боеприпасов в ВС США (2016)

Транспортирование ядерных боеприпасов в ВС США

Генерал-майор М. Вильданов,
профессор АВН,
кандидат военных наук, доцент;
майор А. Кузнецов

Военное руководство США уделяет особое внимание всестороннему обеспечению безопасности, управлению подготовкой и транспортированием ядерных боеприпасов (ЯБП). Согласно требованиям руководящих документов оно является составной частью ядерного обеспечения операций ВС США и включает комплекс оперативных, организационно-технических и обеспечивающих мероприятий. К основным из них относятся следующие: планирование транспортирования ЯБП; анализ необходимости и целесообразности каждой конкретной перевозки; выбор и подготовка маршрутов транспортирования; поддержание в исправном состоянии подъемно-транспортных и перегрузочных средств; обеспечение безопасности погрузочно-разгрузочных работ с ЯБП; подготовка личного состава, техники и оборудования, участвующих в работах и транспортировании ЯБП; разведка, прикрытие, охрана и оборона колонн с ЯБП; их сопровождение специальными подразделениями с привлечением вертолетов; организация управления транспортированием ЯБП; подготовка сил и средств к ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и аварийных ситуаций при работе с ядерным оружием (ЯО).

Следует подчеркнуть, что на континентальной части США транспортирование ЯБП, как правило, осуществляется автомобилями в специальных трейлерах. По особому разрешению военного ведомства они могут перевозиться воздушным и морским транспортом объединенного командования стратегических перебросок с принятием мер безопасности применительно к конкретным транспортным средствам и маршрутам с учетом условий перевозок и удаленности театров военных действий.

Транспортирование ЯБП является также составной частью системы материально-технического обеспечения (МТО) войск (сил) ядерным оружием. Система МТО включает органы управления министерств обороны, энергетики, министерств ВВС, ВМС и армии, хранилища с ЯБП и другие объекты ядерной инфраструктуры на континентальной части страны. Кроме того, американские ВВС имеют хранилища с ядерными авиабомбами типа В-61, расположенными вблизи авиабаз самолетов - носителей тактического ядерного оружия (ТЯО) на территории государств НАТО. Обеспечение ими самолетов - носителей ВВС США в Европе и ОВВС альянса организует командующий ВВС США в Европейской и Африканской зонах с помощью американских специальных подразделений.

Таким образом, командование ВВС США в Европейской и Африканской зонах является единственным заморским командованием, в зоне ответственности которого постоянно находятся объекты с ЯБП. Оно отвечает за применение самолетов - носителей ТЯО и хранение ядерных авиабомб, предназначенных для ВВС других государств альянса. Ответственность за централизованный учет, хранение, техническое обслуживание и обеспечение безопасности ЯБП возлагается на командование материально-технического обеспечения ВВС США. Транспортирование ядерных авиабомб с континентальной части страны и обратно призвано осуществлять объединенное командование стратегических перебросок американских ВС.

Ежегодно проводятся командно-штабные учения высших органов управления ВС США и ОВС НАТО в Европе по выдаче, подготовке и условному боевому применению ТЯО в ходе гипотетического возникновения и эскалации регионального вооруженного конфликта на Европейском ТВД.

Доставка ядерных боеприпасов с хранилищ ВВС и ВМС при подготовке операций на других удаленных ТВД организуется небольшими партиями воздушным или морским транспортом. Воздушные переброски осуществляются специально оборудованными для этих целей самолетами военно-транспортной авиации из состава командования воздушных перебросок в ВС США. При этом ядерные авиабомбы, как правило, доставляются самолетами без контейнеров двумя способами: на складских подвижных тележках-подставках, на которых они размещаются в хранилищах, а также на тележках-прицепах, используемых на авиабазах американской тактической авиации для хранения авиабомб и внутриаэродромной перевозки.

По оценкам Пентагона, современная система транспортирования ЯБП обеспечивает своевременное выполнения задач по подготовке операций ВС США. Вместе с тем в организации транспортирования ЯБП вскрыты ряд недостатков и некачественно решаемых вопросов.

Так, международную известность получил ядерный инцидент, произошедший на военно-воздушной базе Майнот (штат Северная Дакота) в 2007 году, когда шесть крылатых ракет с ядерными боеголовками были по ошибке загружены на самолет В-52Н и отправлены на военно-воздушную базу Барксдейл (штат Луизиана). При этом экипаж бомбардировщика даже не знал, что находится на его борту.

При проведении инспекций были выявлены факты употребления наркотиков личным составом, допущенным к работе с ЯБП. Отмечались случаи употребления спиртных напитков персоналом сопровождения колонн с ЯБП. Результаты расследований показали низкую профессиональную и морально-психологическую подготовку личного состава, отсутствие координации и четкого разграничения ответственности между органами управления США, причастными к решению задач транспортирования ЯБП, несовершенство действующей системы оперативного и административного управления ЯО и ядерного обеспечения.

Требования по организации подготовки и транспортирования ЯБП регламентированы директивой министра обороны DOD от 23 июня 2011 года № 4540.05. В 2015 году основные положения документа были уточнены с учетом осложнившейся военно-политической и стратегической обстановки в мире, возрастания роли и места ядерного оружия в обеспечении национальной безопасности США и угроз его захвата террористическими группировками. При этом транспортирование ЯБП считается наиболее уязвимым мероприятиям ядерного обеспечения.

В связи с этим в директиве уточнены задачи, функции и ответственность органов и должностных лиц государственного и военного управления США, занимающихся транспортированием ЯБП, скорректированы требования и основные положения по совершенствованию планирования, всестороннего обеспечения, взаимодействия и управления при подготовке и транспортировании ЯБП.

Так, председатель комитета начальников штабов (КНШ) обязан: оперативно информировать министерства ВВС, ВМС, армии и объединенных командований (ОК) ВС США о решениях, принимаемых Белым домом по вопросам ядерной политики, обеспечения безопасности ЯО, в том числе при его транспортировании; координировать работу министерств обороны и энергетики, госдепартамента и других органов государственного и военного управления по обеспечению безопасности при проведении всех видов работ с ЯО.

Помощник министра обороны по ядерным, химическим и биологическим программам (подчиняется одному из заместителей министра обороны США) обязан осуществлять руководство рабочей группой Пентагона по контролю и общей организации подготовки и транспортирования ЯО, координировать действия органов управления США, ответственных за перевозки ЯБП.

В состав рабочей группы включаются представители объединенного КНШ, министерства энергетики, Управления министерства обороны по снижению угроз, представители объединенного стратегического командования ВС США, министерств ВВС, ВМС армии, Европейского командования США. При необходимости привлекаются специалисты других министерств и ведомств. Основными задачами группы являются контроль и оказание помощи в организации транспортирования ядерного оружия. Ежегодно проводятся брифинги с целью анализа результатов и выработки мер по совершенствованию транспортирования ЯО.

Директор управления министерства обороны США по снижению угроз исполняет обязанности заместителя руководителя рабочей группы. Он занимается вопросами разработки руководящих документов по вопросам транспортирования ЯБП, анализа и оценки достаточности мер по обеспечению безопасности их транспортирования, координации действий структурных подразделений министерств обороны и энергетики при подготовке, перевозке и приеме-сдачи ЯБП, осуществляет техническую поддержку и контроль подготовки каждой конкретной перевозки ЯБП.

Министерство энергетики США осуществляет большую часть наземных транспортировок ЯБП на континентальной части США от объектов ядерного оружейного комплекса к местам дислокации объектов стратегических наступательных сил или между ними, а также до мест утилизации. Особое внимание уделяется организации взаимодействия органов управления министерств обороны и энергетики при планировании и проведении совместных перевозок ЯО. При необходимости для согласования маршрута движения разрешается прямое взаимодействие между сотрудниками обоих министерств. При этом руководители соответствующих органов управления США должны координировать свои действия в ходе наземных перевозок на континентальной части страны.

В ходе транспортирования ЯО находится в юрисдикции министерства обороны США до момента его передачи получателю в пункте назначения.

Министерства ВВС, ВМС и армии должны повысить качество разработки руководящих документов с учетом особенностей ЯБП, находящихся на вооружении, предусматривать выполнение всех оперативных, организационно-технических и обеспечивающих мероприятий по подготовке и транспортированию ЯБП.

Ежегодно все три ведомства обязаны проводить сертификацию, подготовку и допуск личного состава и транспортных средств, привлекаемых к конкретным наземным, воздушным и морским перевозкам ЯБП. При этом должны быть выявлены потенциальные риски, связанные с задействованием различных транспортных средств. Кроме того, министерства занимаются вопросами оперативной транспортировки ЯБП в соответствии с ведомственными инструкциями и планами.

Руководители профильных органов управления министерства обороны США организуют подготовку личного состава и транспортных средств, всестороннее МТО и выполнение комплекса мероприятий по обеспечению безопасности перевозок ядерного оружия. При этом они координируют свою деятельность с рабочей группой и выполняют указания ее руководителя.

Командующие ОК ВС США в зоне ответственности своих командований отвечают за выполнение комплекса мероприятий по подготовке и непосредственному транспортированию ЯБП при их приеме, доставке на оперативные базы и отправке на континентальную часть территории США.

Организация транспортирования ЯБП. При планировании соответствующих мероприятий учитываются следующие условия и факторы: тип, количество и заводские номера ЯБП; вид, готовность и характеристики транспортных средств; номера железнодорожных эшелонов, автомобильных колонн; сроки транспортирования ЯО; возможные риски и угрозы безопасности; результаты оценки возможных действий противника и террористических формирований; силы и средства, назначенные для отправки и приема ЯБП; уровень подготовки личного состава, задействованного в транспортных операциях; сроки и порядок выполнения погрузочно-разгрузочных работ, отправления (прибытия) железнодорожных эшелонов или автомобильных колонн; организация устойчивого управления и связи с пунктом управления (ВВС, ВМС и СВ) с учетом способа перевозки и вида транспортного средства; состояние маршрута, пункта назначения и окружающей среды; соотношение показателей надежности и безопасности при перевозке на каждом виде транспорта; варианты действий персонала и специальных подразделений при возникновении чрезвычайных ситуаций и угрозе захвата ЯБП; возможные действия органов военного и государственного управления США в урегулировании последствий чрезвычайных ситуаций при перевозке ЯБП; действующие соглашения со странами-союзницами; стоимость (перевозки). При необходимости на определенных участках маршрута от пункта отгрузки до пункта назначения разрешаются комбинированные перевозки ЯО. Вместе с тем запрещаются воздушные переброски ЯБП над континентальной частью территории США.

Личный состав, .привлекаемый к транспортированию ЯБП, должен иметь сертификат на право выполнения работ и перевозок. Число специалистов, участвующих в транспортировке, должно быть минимальным с учетом безопасности выполнения работ и взаимозаменяемости персонала. Часть личного состава может задействоваться в транспортировании ЯБП в тренировочных целях при наличии сертификата. К перевозке ядерного оружия рекомендовано привлекать ветеранов сил специальных операций США, которые прошли подготовку в специализированных учебных центрах Пентагона.

Особое внимание уделяется подготовке транспортных средств для каждой конкретной перевозки ЯБП. В случае изменения или появления новых факторов или угроз, влияющих на безопасность транспортирования ЯБП, вопросы обеспечения надежности и безопасности необходимо пересматривать. Оборудование транспортных средств должно соответствовать специфике ядерных боеприпасов. Сами они должны быть технически исправными и периодически подвергаться сертификации с оформлением ее результатов в технической
документации. При этом особое внимание уделяется подготовке водителей, связанных с перевозкой ЯБП.

С учетом обеспечения мер безопасности допускается перевозка дополнительного груза. Однако запрещаются воздушные перевозки попутного оборудования в случае промежуточной посадки самолета, его дозаправки или изменения маршрута полета. Министерства ВВС, ВМС и армии обязаны уведомлять помощника министра обороны по ядерным, химическим и биологическим программам об истечении срока эксплуатации транспортных средств за 30 сут до начала их использования.

Погрузочно-разгрузочные работы с ЯБП должны проводиться в терминалах, складских помещениях либо специально оборудованных для этого местах, которые также прошли сертификацию. Все места погрузки обеспечиваются сертифицированными грузоподъемными механизмами и оборудованы в противопожарном отношении. Работы должны выполняться в закрытых от посторонних наблюдений местах.

При организации транспортирования предусматриваются различные варианты возникновения чрезвычайных ситуаций с ЯБП и действий террористических формирований, а также порядок действий персонала и специальных подразделений.

Особое внимание уделяется обеспечению безопасности транспортирования ЯБП, проводится постоянный мониторинг возможных угроз и рисков, отрабатываются вопросы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, связанных с радиационным заражением местности и утечкой радиоактивных веществ. Анализируются такие факторы, как плотность и равномерность размещения населения, его возможная реакция на результаты аварии, метеоусловия и господствующее направление ветра в пункте отправки и назначения, прогнозируются экономические, юридические и другие последствия для министерства обороны.

Необходимо подчеркнуть, что в США продолжаются работы в рамках финансируемой в полном объеме программы "Средства безопасной транспортировки" (Secure Transportation Asset - STA). Реализация программы STA позволит обеспечить безопасное и защищенное транспортирование ядерного оружия и материалов в интересах министерств обороны и энергетики США и, кроме того, по оценкам американских специалистов, безаварийную их перевозку.

В настоящее время проводится модернизация транспортных средств и различного оборудования с истекшим сроком эксплуатации, а также подготовка персонала и специальных подразделений. В 2015 году объем выделенных на выполнение программы STA финансовых средств составил около 233 млн долларов.

Таким образом, Соединенные Штаты в условиях обострившейся военно-политической и стратегической обстановки в мире, возросших угроз террористических атак уделяют неослабное внимание организации безопасной подготовки и транспортирования ядерного оружия. Наряду с разработкой новых уточняются требования действующих руководящих документов, реализуется комплекс программ по совершенствованию подготовки личного состава, всех видов транспортных средств, организации прикрытия, охраны и обороны колонн, обеспечению безопасности при проведении всех видов необходимых работ и транспортировании ядерных боеприпасов.

Зарубежное военное обозрение. 2016, №7, С. 21-25

Смотрите также
Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (20.08.2016) | Автор: Генерал-майор М. Вильданов
Просмотров: 13984 | Теги: М. Вильданов, А. Кузнецов, ЯО | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
avatar