Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Понедельник, 05.12.2016, 17:31
Ключевые слова
военно-политический курс, Д. Жильцов

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Финансы [73]
Общевойсковые вопросы [434]
Разведка и контрразведка [77]
ВПК [70]
Календарь [2]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 129
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Общевойсковые вопросы » Общевойсковые вопросы

Военно-политический курс США

Военно-политический курс США

Полковник Д. Жильцов

 

Соединенные Штаты за время пребывания у власти Б. Обамы подтвердили неизменность военно-политического курса на удержание лидирующего положения страны в мире как военной и экономической сверхдержавы, а также на обеспечение свободы действий на международной арене и беспрепятственного доступа к наиболее важным регионам с целью реализации всего спектра национальных интересов. В то же время отличительной особенностью проводимого Белым домом курса стало проявление большего прагматизма во внешней политике, стремление к восстановлению позитивного имиджа страны на международной арене и использованию многовекторной дипломатии для формирования при ведущей роли США коллективных подходов к решению глобальных и региональных проблем.

При определении ключевых направлений военной политики Вашингтон традиционно исходит из характера и степени угроз национальной безопасности, к основным из которых в настоящее время он относит следующие: международный терроризм; распространение оружия массового поражения и средств его доставки; сохранение конфликтного потенциала в различных районах мира; развитие региональных держав в качестве новых центров влияния; усиливающуюся борьбу за доступ к мировым ресурсам и энергетическую зависимость США от импорта углеводородного сырья, а также транснациональные проблемы, включая незаконную торговлю оружием и наркотиками, пиратство, неконтролируемые глобальные миграционные процессы, ухудшение состояния окружающей среды.

Кроме того, к числу ключевых факторов, определяющих характер и направленность военно-политического курса США, относятся вовлеченность американских вооруженных сил в операции в Афганистане и Ираке, а также нарастание опасных тенденций, обусловленных процессами глобализации, в первую очередь разработка и распространение за рубежом перспективных технологий с вероятностью их последующего применения в военных целях.

С учетом этого основной целью военной политики Белого дома остается сохранение лидирующего положения страны в мире как военной сверхдержавы и обеспечение внутри государства и на международной арене условий для реализации всего спектра национальных интересов в сфере безопасности. Возможно, достичь этой цели Вашингтон полагает путем наращивания военно-экономического потенциала США, увеличения боевой мощи национальных вооруженных сил, применения политики сдерживания в отношении недружественных Соединенным Штатам режимов.

В области строительства и применения национальных вооруженных сил приоритетными направлениями являются: адаптация ВС к условиям и требованиям современной обстановки, поддержание в готовности к ведению операций на удаленных театрах военных действий, совершенствование оперативной и боевой подготовки, обеспечение эффективного функционирования механизма повседневной деятельности. При этом США нацелены на сбалансированное развитие вооруженных сил, ориентированных на решение таких приоритетных задач, как:
- реализация военных целей в Афганистане и Ираке с сохранением вовлеченности ВС США в дальнейшие стабилизационные процессы в этих странах, а также проведение операций против террористической организации «Аль-Каида» и поддерживающих ее структур на территории других государств, в том числе Пакистана;
- предотвращение и сдерживание потенциальных вооруженных конфликтов за рубежом за счет готовности ВС к участию в ограниченных и широкомасштабных военных операциях, а также наличия сил и средств для противодействия и нейтрализации угроз со стороны негосударственных субъектов;
- поддержание способности к эффективному реагированию на чрезвычайные ситуации как в пределах своей территории, так и за рубежом, а также к оказанию помощи странам с нестабильными режимами в предотвращении угроз внутреннего характера.

При этом с учетом характера современных угроз и вызовов национальной безопасности американские вооруженные силы в средне- и долгосрочной перспективе должны находиться в готовности к ведению военных действий одновременно против двух государств, обладающих боеспособными ВС.
Общую направленность и характер военно-политического курса страны во многом определяют подходы Вашингтона к решению проблем глобального характера, представляющих прямую или косвенную угрозу национальной безопасности и требующих особого внимания со стороны США как государства, претендующего на сохранение за собой роли мирового лидера.

Борьба с распространением оружия массового поражения, технологий его производства и средств доставки включена Белым домом в число наиболее важных внешнеполитических задач. При этом актуальность проблемы нераспространения ядерного, химического, биологического и радиологического оружия (особенно с учетом возможности его попадания в руки террористических группировок) прогнозируется Вашингтоном не только в ближайший период, но и на отдаленную перспективу. В связи с этим Соединенные Штаты демонстрируют готовность к активному применению на международной арене всего комплекса политико-дипломатических, экономических и силовых мер воздействия для снижения такой угрозы. В частности, применительно к иранской и северокорейской ядерным проблемам американская администрация демонстрирует готовность к диалогу с Тегераном и переговорному процессу с Пхеньяном. Вместе с тем Белый дом продолжает проводить политику давления на эти государства, полагая, что жесткий режим экономических и политических санкций вынудит их пойти на уступки, вернуться за стол переговоров и в конечном счете отказаться от ядерным программ.

В вопросах, касающихся создания глобальной системы противоракетной обороны, позиция США не претерпела существенных изменений. После корректировки в 2009 году приоритетов в этой области с отказом от строительства третьего позиционного района создание европейского сегмента американской противоракетной обороны по-прежнему предполагается в общем контексте развертывания глобальной системы страны и будет осуществляться на основе поэтапного адаптивного подхода.

США планируют радикально изменить концепцию своей деятельности в космическом пространстве, высказываясь за повышение уровня транспарентности, а также за выработку правил поведения в этой сфере. Для нейтрализации существующих и потенциальных вызовов американцы делают ставку на расширение международного сотрудничества в космической области и формирование коалиции с союзниками с целью привлечь их к разработке и применению космических средств военного назначения.

Международный терроризм рассматривается Белым домом в качестве одной из главных угроз национальной и международной безопасности. Согласно оценкам американских экспертов, основную террористическую угрозу для Соединенных Штатов представляют «транснациональные экстремистские организации, сообщества и отдельные лица, а также поддерживающие их государственные и частные структуры, использующие ислам и террористическую деятельность для достижения своих идеологических целей». Наряду с этим отмечается повышение уровня угрозы применения террористами ОМП против США как на континентальной части страны, так и в удаленных зонах, а также против союзных и дружественных Вашингтону стран.

Решение задач в «долгосрочной войне против насильственного экстремизма», по мнению руководства США, возможно путем достижения идейного превосходства над противником в сочетании с силовым воздействием. В качестве основных направлений и практических действий определены разгром экстремистских организаций, представляющих угрозу западному образу жизни, и формирование в мире обстановки нетерпимости к проявлениям экстремизма.
Соединенные Штаты выступают за наращивание усилий международного сообщества по созданию эффективной системы противодействия возрастающей угрозе морского пиратства. В рамках выработки комплексного подхода к решению данной проблемы Вашингтон намерен сконцентрироваться на подключении потенциала своих партнеров и международных организаций для борьбы как непосредственно с пиратством на море, так и с причинами его распространения (голод, нищета, абсолютное отсутствие жизненных перспектив, слабость центральной власти и многолетняя внутриполитическая нестабильность). В частности, США активно продвигают идею выработки единого международного кодекса поведения с пиратами, суть которого состоит в отказе от уступок (в первую очередь в виде выплаты выкупа), а также инициативу создания у берегов Африканского рога нового режима безопасной навигации.

В рамках ООН Белый дом демонстрирует стремление усилить свою роль по всему спектру стоящих в повестке этой организации проблем - от нераспространения оружия массового поражения до миротворчества. При этом им взят курс на более широкое задействование формата ООН для продвижения своих внешнеполитических установок. В частности, рассматривая миротворческий потенциал ООН в качестве одного из ключевых механизмов обеспечения национальной безопасности, администрация США намерена активизировать работу по пересмотру подходов этой организации к международной миротворческой деятельности с целью повышения ее эффективности, но при неизменности установок на ограниченное участие американских ВС в операциях по поддержанию мира. Вашингтон демонстрирует заинтересованность в изменении классического формата применения миротворческих сил в направлении повышения их мобильности и оснащенности за счет использования современных технических средств. США также намерены оказывать содействие ООН в повышении эффективности системы отбора военнослужащих в состав миротворческих миссий и улучшения их подготовки.

На пространстве Содружества Независимых Государств (СНГ) американцы продолжают курс на последовательную трансформацию республик бывшего СССР в политически лояльные Соединенным Штатам страны, ориентированные на него как на основного и наиболее выгодного партнера. Главными задачами американской политики на этом направлении являются обеспечение вовлеченности США в региональные процессы и создание возможностей для непосредственного влияния на их развитие. Важная составляющая деятельности Белого дома на пространстве СНГ - сотрудничество в области безопасности по линии военных и правоохранительных структур.

Применительно к российско-американским отношениям в Вашингтоне считают, что наметившаяся положительная динамика в их развитии позволила сблизить позиции обеих сторон в отношении иранской ядерной проблемы, а также активизировать взаимодействие по борьбе с терроризмом в Афганистане и наладить конструктивный диалог по ближневосточной проблематике. По оценке администрации Б. Обамы, безусловным достижением стала ратификация сенатом США и Федеральным Собранием России Договора о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-3), а также Соглашения о сотрудничестве в сфере мирного использования атомной энергии («Соглашение 123»). Американское руководство сохраняет заинтересованность во взаимодействии с Россией по таким глобальным проблемам, как нераспространение ОМП и средств его доставки, разоружение и контроль над вооружениями, борьба с международным терроризмом.

В Европейской зоне в качестве главного инструмента сохранения и укрепления своего лидерства Соединенные Штаты рассматривают Североатлантический союз. Вашингтон проводит последовательную линию на трансформацию альянса в интересах придания ему статуса структуры, имеющей глобальные интересы, повышения его военного потенциала и создания дополнительных возможностей реагирования на новые угрозы и вызовы. Взаимодействуя в рамках НАТО со своими союзниками, США настаивают на увеличении теми своих военных расходов и реализации программ развития современных систем управления, связи и разведки, высокоточного оружия, сил специального назначения, сил и средств стратегической переброски войск. Существенное внимание в Белом доме уделяют усилению международного влияния блока и расширению его зоны ответственности за пределы традиционных границ.

Соединенные Штаты придерживаются устойчивого мнения, что многообразие современных вызовов международной безопасности требует широкой диверсификации средств и методов деятельности альянса. Исходя из этого, НАТО, по мнению американской администрации, должна быть в равной степени подготовлена к масштабным боевым миссиям, антитеррористическим действиям на суше и на море, командно-штабной и тыловой поддержке операций других международных структур, участию в ликвидации последствий стихийных бедствий и поставках гуманитарной помощи, а также к подготовке военных и полицейских сил других стран.

В отношениях с Европейским союзом США делают акцент на развитии экономического сотрудничества. В то же время, с учетом намерений администрации Б. Обамы проводить активную многовекторную внешнюю политику с задействованием потенциала международных организаций при решении наиболее острых проблем, американцы предпринимают шаги с целью выработки со стороны ЕС единых европейских подходов к ключевым вопросам международной политики, устраивающих Вашингтон. В частности, США поддержали усилия Евросоюза по борьбе с морским пиратством. От Брюсселя также ожидают формирования согласованной позиции по обеспечению стабильности и безопасности в Европе.

Применительно к Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе американцы признают, что этот формат как важнейшая европейская площадка для переговоров сегодня переживает кризис, обусловленный «амбициями ряда входящих в него государств». Исходя из этого, США полагают оправданным направить усилия на создание условий для возврата ОБСЕ статуса центральной структуры, обеспечивающей «распространение демократических ценностей и свобод, а также на разработку важнейших решений в области безопасности». Вашингтон, в частности, демонстрирует заинтересованность в расширении возможностей и инструментов реагирования этой организации на кризисные ситуации, подчеркивает необходимость комплексных подходов к урегулированию конфликтов, координации действий в сфере региональной безопасности, правозащитных мероприятий и демократизационных процессов. В работе ОБСЕ американская сторона планирует уделить внимание военно-политическим вопросам, в том числе совершенствованию архитектуры европейской безопасности. Однако данный процесс ставится в зависимость от перспектив развития механизма реагирования НАТО и места альянса в этом процессе.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) приоритетом политики Соединенных Штатов является выстраивание сбалансированных отношений со странами региона. Вашингтон стремится сформировать такой военно-политический расклад сил, который позволил бы сохранить американское влияние в АТР и создать условия для сдерживания растущих амбиций Китая. Белый дом открыто обозначил намерение рассматривать демонстрацию силы в качестве неотъ-емлемой составляющей политики страны в данном регионе. При этом дислокацию американских войск в АТР США намерены сделать «политически более сбалансированной, в оперативном плане более гибкой, а территориально более рассредоточенной».

Китай, несмотря на высокий уровень двустороннего торгово-экономического сотрудничества, рассматривается Соединенными Штатами в качестве потенциального соперника, способного занять одно из центральных мест на международной арене. Американская администрация пытается противодействовать этому процессу и поддерживает идею существования «двух Китаев», оценивая перспективу объединения КНР и Тайваня как нежелательное наращивание политического, военного и экономического потенциала КНР.

В Восточной Азии США тесно сотрудничают с основными своими союзниками - Японией и Республикой Корея, планируя модернизацию оборонных альянсов с этими странами.

В зоне Тихого океана Вашингтон расширяет взаимовыгодное партнерство с Австралией, оказывая содействие ее национальным вооруженным силам в адаптации к «усложнившейся оперативной обстановке в южной части Тихого океана».

Белый дом активно развивает всестороннее сотрудничество с Индией, выводя его на уровень стратегического партнерства. Кроме того, эта страна является ключевым элементом политики США в области нераспространения ядерного оружия в Южной Азии. За счет обеспечения баланса сил в этом регионе американцы предполагают снизить риск развития полномасштабного конфликта между Индией и Пакистаном с применением ЯО.

Соединенные Штаты также учитывают важное геополитическое положение Пакистана на стыке Южной и Средней Азии, что обусловливает его растущую роль в обеспечении безопасности и стабильности в регионе. Исходя из этого, они выстраивают с ним долгосрочные партнерские отношения, основанные на взаимных интересах. Вашингтон, в частости, намерен сотрудничать с Исламабадом в вопросах, связанных с усилением его возможностей по борьбе с экстремизмом и терроризмом, снабжением страны необходимыми ресурсами в рамках развития ее экономики и демократии.

На афганском направлении США продолжают делать ставку на ускоренный силовой вариант реализации своих планов. Согласно американской стратегии действий в Афганистане на ближайшую и среднесрочную перспективу основными целями Белого дома в этой стране являются: нанесение поражения основным силам исламского движения талибов и «Аль-Каиды» в Афганистане и Пакистане; создание дееспособной системы государственного управления; формирование национальных вооруженных сил и полицейского корпуса, способных начиная уже со второй половины 2011 года поэтапно принимать на себя ответственность за безопасность в стране.

Серьезным вызовом политике Белого дома в области региональной безопасности стало возникновение кризисной ситуации в ряде государств Ближнего Востока и Северной Африки. Принимая во внимание неопределенность на отдельных этапах происходящих там политических процессов и объективные трудности в прогнозировании их развития, Вашингтон был, по сути, вынужден действовать по ситуации. При этом администрация Б. Обамы стремится максимально использовать политико-дипломатический ресурс для удержания ситуации в кризисных странах под своим контролем и сохранения возможности влиять на ее развитие. Принципиальным для Белого дома стало также недопущение всплеска антиамериканских настроений, способных усилить позиции стремящихся к власти радикальных исламистов.

Вместе с тем на Ближнем и Среднем Востоке основное внимание Соединенных Штатов традиционно сосредоточено на проблематике ближневосточного мирного урегулирования (БВУ), нормализации обстановки в Афганистане и Ираке, противодействии региональным амбициям Ирана и недопущении нарушения им режима ядерного нераспространения, реализации задач борьбы с международным терроризмом применительно к региональным экстремистским организациям и движениям. В качестве основного дестабилизирующего фактора в регионе Вашингтон рассматривает иранский режим.

В сфере БВУ администрация Б. Обамы вынуждена уделять пристальное внимание поиску взаимоприемлемых решений по всему спектру этой проблемы. Белый дом намерен придерживаться «стратегии разумной силы», целью которой должно стать обеспечение безопасности Израиля и условий для урегулирования палестинской проблемы на основе концепции «двух государств», а также принуждение Ирана и Сирии к отказу от поддержки террористических организаций и движений. Предлагаемая Вашингтоном формула палестино-израильского урегулирования предусматривает создание независимого палестинского государства в пределах раз1раничительных линий 1967 года с эквивалентным территориальным разменом, учитывающим современные демографические реалии.

В Африке США стремятся усилить свое военно-политическое влияние и укрепить экономические позиции, в том числе в интересах диверсификации источников энергетических и других природных ресурсов. В условиях функционирования с 2008 года объединенного командования ВС Соединенных Штатов в Африканской зоне актуальной остается задача получения надежного доступа к элементам военной инфраструктуры ряда государств этого региона для обеспечения действий американских ВС. Белый дом намерен поддерживать на континенте ограниченное военное присутствие с целью оказания содействия африканским государствам в области безопасности, а также укреплять военные связи по таким направлениям, как предоставление помощи в борьбе с терроризмом, реагирование на возникновение кризисных ситуаций, оснащение и подготовка миротворческих сил Африканского союза.

В Латинской Америке, которую США традиционно рассматривают в качестве зоны особых интересов, их усилия сосредоточены на укреплении своих позиций в торгово-экономической и энергетической областях, в сфере военного и военно-технического сотрудничества. Одной из приоритетных задач является создание прочной основы для постоянного американского военного присутствия в регионе.

По оценке руководства США, в Латинской Америке в полной мере проявляется широкий спектр разноплановых вызовов безопасности и стабильности, напрямую затрагивающих интересы Белого дома. К их числу отнесены рост социальной напряженности и протестных настроений среди населения, неэффективность национальных и региональных механизмов пресечения нелегального оборота наркотиков и оружия, продолжение процесса сращивания наркомафии с местными террористическими организациями, использование части доходов от наркоторговли для финансовой подпитки террористов, активизация в регионе оргпреступности и расширение ее транснациональных связей, возрастание угрозы экономическим интересам США за счет укрепления позиций других стран на латиноамериканском рынке, негативное влияние на региональную стабильность последствий масштабных стихийных бедствий.

Решить комплексную задачу по противодействию данному спектру угроз предполагается в том числе путем укрепления двусторонних и многосторонних связей в военной и военно-технической областях, интенсификации многонациональных мероприятий оперативной и боевой подготовки, расширения объемов и сферы охвата безвозмездной помощи Соединенных Штатов латиноамериканским государствам в области обороны и безопасности, проведения информационных кампаний по формированию положительного образа США.

В Арктике политика Белого дома направлена на обеспечение прямого доступа к основным транспортным артериям региона, а также гарантий свободы навигации и пролета воздушного транспорта. Для обеспечения национальной безопасности и интересов страны на данном направлении в январе 2009 года президентом Б. Обамой была подписана директива «Новая арктическая стратегия США», в которой определены ключевые направления американской политики в этом регионе. В соответствии с ней предполагается усилить американское присутствие в Арктике путем демонстрации морской мощи, обеспечения возможности развертывания здесь элементов систем ПРО и систем предупреждения о ракетно-ядерном ударе, а также организации морских и воздушных стратегических перебросок.

В Антарктиде Белый дом последовательно реализует курс, направленный на закрепление американского присутствия на континенте, где, по оценкам экспертов, имеются значительные запасы нефти, газа, пресной воды, каменного угля, железной руды, золота, серебра, урана и цинка. В настоящее время на научных базах США в Антарктиде планомерно ведутся работы с целью расширения возможностей по приему и складированию грузов, а также по увеличению численности персонала. Задачи транспортировки грузов в этот район возложены на командования морских перевозок ВМС и воздушных перебросок ВВС страны.

В целом военно-политический курс США, несмотря на сохранение общей направленности на одностороннее доминирование на международной арене, характеризуется большей сбалансированностью и стремлением администрации Б. Обамы учитывать при продвижении национальных интересов особенности и тенденции развития современной международной обстановки.

Зарубежное военное обозрение №7 2011 С. 3-10

 

Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (16.10.2011) | Автор: Полковник Д. Жильцов

Просмотров: 2229 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов