search
menu
person

NEWS AND UDATES


Эскадренные миноносцы с управляемым ракетным оружием типа Arleigh Burke Flight III ВМС США ч1 (2019)

Эскадренные миноносцы с управляемым ракетным оружием типа Arleigh Burke Flight III ВМС США ч1

Подполковник Е. Леонов,
капитан 3 ранга Ю. Соловьёв,
капитан-лейтенант А. Гусев,
О. Бережной

В настоящее время в США ведется строительство серии эскадренных миноносцев с управляемым ракетным оружием (ЭМ УРО) типа "О. Бёрк" (Arleigh Burke), которые, по утверждению командования ВМС, являются лучшими кораблями этого класса в мире. При проектировании данного эсминца конструкторы особое внимание уделили его модернизационному потенциалу, благодаря чему на основе созданного базового проекта с 1985 года уже построено более 60 кораблей такого типа. На протяжении 90-х годов ХХ века в проект ЭМ УРО внедрялись передовые технологии и применялись новые конструктивно-схемные решения.

В период с 1991 по 2012 год в боевой состав ВМС США вошли корабли следующих модификаций:
- 21 единица мод. 1 (DDG-51 - 71);
- 7 единиц мод. 2 (DDG-72 - 78);
- 34 единицы мод. 2А (DDG-79 - 112).

После того как в 2005 году командование американских военно-морских сил заказало ЭМ УРО "Майкл Мерфи" (DDG-112), было принято решение об окончании строительства эсминцев типа "О. Бёрк". В то время в активную стадию работ входила программа "Надводный корабль будущего" (FSC - Future Surface Combatant), в рамках которой предполагалось создание надводных кораблей (НК) трех классов:
- многоцелевых кораблей прибрежной зоны с условным названием LCS (впоследствии получившие наименование фрегатов типа "Фридом" и "Индепенденс"), предназначенных для выполнения задач противолодочной и противоминной обороны, а также для борьбы с быстроходными малоразмерными надводными целями в прибрежной зоне;
- эскадренных миноносцев с условным название DD(X) (впоследствии ЭМ УРО типа "Зумвольт") для поражения береговых целей на значительной дальности артиллерией крупного калибра;
- крейсеров с управляемым ракетным оружием (КР УРО) с условным названием CG(X) для решения задач противовоздушной и противоракетной обороны (ПВО/ПРО.

В 2008 году на заседании комитета начальников штабов ВС США отмечался рост угрозы безопасности страны в результате распространения технологий создания баллистических и крылатых ракет на Ближнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В этой связи возникла необходимость сосредоточить основное внимание на разработке объединенной системы противовоздушной и противоракетной обороны (IAMD - Integrated Air and Missile Defense). Командование ВМС заявило, что КР УРО CG(X), на вооружение которых поступит новый радиолокационный комплекс (РЛК) "Амдр" (AMDR - Air and Missile Defense Radar), будет создаваться на базе проекта ЭМ УРО типа "Зумвольт", а их строительство начнется не ранее 2013 года. При этом в качестве альтернативы стали рассматриваться проекты эсминцев типа "Зумвольт" и "О. Бёрк".

С целью определения наиболее перспективного проекта корабля для установки РЛК "Амдр" в 2009 году было проведено исследование по теме "Радиолокационная станция/Корпус корабля" (Radar/Hull Study). В нем рассматривались различные варианты интеграции РЛК "Амдр" на ЭМ УРО типа "Зумвольт" и "О. Бёрк", а также изменения, которые необходимо было бы внести в проекты данных кораблей.

По результатам исследования выбор был сделан в пользу ЭМ УРО типа "О. Бёрк". Кроме того, в конце 2009 года командование американских ВМС приняло решение:
- сократить серию эсминцев типа "Зумвольт" до трех единиц;
- продолжить строительство ЭМ типа "О. Бёрк" мод. 2А и плавно перейти к строительству кораблей мод. 3;
- прекратить проектирование КР УРО CG(X);
- вместо КР УРО CG(X), предназначенных для замены крейсеров с управляемым ракетным оружием типа "Тикондерога", строить ЭМ УРО типа Arleigh Burke Flight III.

В 2010 году в рамках возобновления программы строительства эскадренных миноносцев типа "О. Бёрк" с компаниями "Хантингтон инголлс" и "Бат айрон уоркс" были заключены контракты на постройку 4 корпусов модификации 2А (DDG-113-116). В 2012-м подписан пятилетний (2013-2017) контракт на строительство еще 8 корпусов модификации 2А (DDG-117-124) и 2 - мод. 3 (DDG-125-126). За счет экономии денежных средств, достигнутой в ходе реализации этих контрактов (около 1 млрд долларов) и дополнительного финансирования в 2016 году было принято решение построить еще 1 ЭМ УРО типа Arleigh Burke Flight III (DDG-127). В 2017-м был заключен очередной пятилетний (2018-2022) контракт на строительство еще 10 корпусов модификации 3.

В настоящее время планируется построить 22 корабля модификации 3.

Строительство головного (DDG-125) началось весной 2018 года. Передача его ВМС предполагается в 2023-м. Ожидается, что после успешного выполнения плана заводских испытаний к 2025 году корабль достигнет полной оперативной готовности.

Основные задачи ЭМ УРО типа Arleigh Burke Flight III:
- нанесение ракетных ударов по объектам военного и государственного управления, важнейшим промышленным центрам противника;
- ПРО на ТВД;
- ПВО корабельных соединений и сил морского десанта, действующих на приморских направлениях;
- борьба с НК и судами противника;
- борьба с ПЛ противника.

Особенностями проекта эсминца типа Arleigh Burke Flight III являются:
- новый радиолокационный комплекс ПВО/ПРО "Амдр";
- новая электроэнергетическая система (ЭЭС) с внедрением систем электродвижения, система кондиционирования воздуха повышенной производительности, а также увеличенный до 50 лет эксплуатационный период (у кораблей модификации 2А составляет 40 лет).

Корпусные конструкции. По результатам проведенного исследования по теме "Радиолокационная станция/Корпус корабля" командование ВМС США приняло решение о доработке проекта ЭМ УРО типа "О. Бёрк". Основными факторами, повлиявшими на принятие такого решения, стали:
- внедрение РЛК "Амдр" в проект ЭМ УРО типа "О. Бёрк" с многофункциональной системой управления оружием (МСУО) "Иджис" обойдется дешевле, чем ЭМ УРО типа "Зумвольт" c МСУО "Тсце" (TSCE - Total Ship Computing Environment);
- применение метода поэтапного совершенствования проекта ЭМ УРО типа "О. Бёрк" позволит снизить технические риски, связанные с использованием в нем новых технологий.

В дальнейшем при создании технического проекта ЭМ УРО типа Arleigh Burke Flight III разработчики столкнулись с проблемой плотности размещения оборудования, которая из-за возможных ошибок и недостаточной точности работ при строительстве может привести к увеличению затрат. По заявлению официальных лиц кораблестроительных компаний "Бат айрон уоркс" и "Инголлс шипбилдинг", в процессе разработки ЭМ УРО типа Arleigh Burke Flight III было изменено примерно 45% чертежей эсминца модификации 2А.

Установка новых фазированных антенных решеток радиолокационной станции и дополнительного оборудования с большими массо-габаритными характеристиками привела к смещению центра тяжести и, как следствие, к ухудшению остойчивости корабля. Для снижения удельных нагрузок при помощи компьютерного моделирования были внесены изменения в конструкцию продольного набора корпуса, а именно добавлены карлингсы, скуловые и бортовые стрингеры, а также увеличена толщина стали днищевых стрингеров.

Для компенсации возникающих кренящих моментов и придания остойчивости была расширена кормовая часть корабля в районе вертолетной площадки на 1,2 м с каждой стороны и масса киля возросла на 90 т.

Другим отличием станет изменение конфигурации кормовой надстройки и вертолетного ангара. Благодаря компактному размещению надувных быстроходных лодок с жестким корпусом в районе шкафута правого борта появилось свободное пространство для дополнительных жилых помещений.

По мере реализации программы строительства ЭМ УРО типа "О. Бёрк" разработчики прикладывают максимум усилий по снижению эксплуатационных расходов. Новые технические решения планируется внедрять как в ходе строительства новых эсминцев УРО, так и в процессе модернизации уже имеющихся кораблей. Большое внимание уделяется снижению расхода топлива корабельной энергетической установки. С этой целью монтируются кормовые закрылки, что позволяет снизить сопротивление воды корпусу и увеличить скорость хода корабля на 1 уз (с 30 до 31 уз).

В процессе эксплуатации ЭМ УРО экспериментальным путем были определены оптимальные размеры и угол наклона закрылка к горизонтальной плоскости (для модификации 2А длина составила 0,98 м, ширина - 7,19 м, угол наклона - 15º). Применение такого технического решения обеспечивает снижение стоимости годового расхода топлива корабля на почти 440 тыс. долларов, а при эксплуатации 46 единиц на протяжении 40 лет экономия достигнет около 800 млн.

Для ЭМ УРО типа Arleigh Burke Flight III прорабатывается возможность регулировки наклона кормового закрылка посредством шарнирного крепления к корпусу, что позволит выставлять оптимальный угол в зависимости от скорости корабля и сэкономить в несколько раз больше топлива чем на эсминце модификации 2А.

Что касается внутренних помещений корабля, где расположены главные и вспомогательные механизмы, а также радиоэлектронное оборудование, проектировщики максимально применили принцип открытой архитектуры и модульного строительства, который прежде всего направлен на снижение трудоемкости, сроков и стоимости модернизации кораблей.

Модульность упрощает как строительство (за счет применения готовых модулей со стандартизированными габаритами и предустановленными агрегатами и системами), так и ремонт (модернизацию) корабля за счет несложной замены поврежденных или технически устаревших модулей новыми с такими же или лучшими параметрами. Для того чтобы упростить процесс ремонта (модернизации), конструкторы уже на стадии проектирования предусмотрели возможность перемещения крупного оборудования (пульты управления системами, серверные стойки и т. п.) через специальные технологические вырезы в палубах и межотсечных переборках эсминца.

В пределах одного отсека для быстрого монтажа и демонтажа оборудования, а также реконфигурации помещений будут применяться технические решения, предусматривающие монтаж:
- палубных направляющих для установки палубного покрытия;
- переносных переборок с целью создания отдельных помещений;
- потолочных направляющих для установки подволока;
- переборочных направляющих для изменения места расположения оборудования по горизонтали и вертикали.

В месте расположения оборудования к палубе отсека на расстоянии 25 см друг от друга привариваются штифты, к которым крепятся палубные направляющие.

Чтобы соответствовать техническим требованиям к прокладке между палубой и палубным покрытием различных кабельтрасс, трубопроводов и линий связи, направляющие будут иметь высоту 152, 229 и 305 мм.

Затем к палубным направляющим крепятся переносные переборки, благодаря чему создается отдельное помещение. За счет потолочных направляющих в отсеке устанавливается подволок, что позволит обеспечить необходимые места освещением, системами кондиционирования воздуха, видеонаблюдения и т. д.

Для монтажа оборудования на переборках отсека будут также устанавливаться направляющие (горизонтальные и вертикальные). Они позволят разместить оборудование на необходимом расстоянии и оптимальной высоте друг от друга.

В процессе модернизации корабля данные технические решения существенно упростят процессы монтажа и демонтажа оборудования, реконфигурации помещений отсека, а также сократят сроки и стоимость проводимых работ.

Данные шаги позволят снизить стоимость модернизации кораблей и находиться им в боевом составе на протяжении 40-50 лет.

МСУО "Иджис". За годы эксплуатации данная система неоднократно совершенствовалась с целью повышения ее эффективности. В настоящее время она представляет собой МСУО, которая объединяет системы оружия и радиоэлектронного вооружения, позволяет принимать и обрабатывать информацию как от собственных источников, так и от средств других кораблей, летательных аппаратов, наземных комплексов и выдавать целеуказания системам оружия. В соответствии с изменяющимися требованиями "Иджис" модернизируется, внедряются новые технические решения, за счет чего расширяются ее возможности.

В целом программное обеспечение (ПО) МСУО совместимо с предыдущими поколениями, что позволяет использовать ее как при модернизации МСУО уже построенных кораблей, так и при строительстве новых, а также минимизировать или устранять потребность в новых разработках ПО. На каждом этапе усовершенствования системы ей присваивается очередной номер. Так, на ЭМ УРО типа "О. Бёрк" мод. 2А, строительство которых ведется с 2012 года, устанавливаются МСУО "Иджис" мод. 9. Главным отличием этой модификации от предыдущих (мод. 4-8) является возможность решения задач в объединенной системе ПВО/ПРО за счет наличия дополнительного аппаратно-программного обеспечения под условным наименованием "Иджис-ПРО".

В настоящее время для ЭМ УРО типа Arleigh Burke Flight III разрабатывается МСУО "Иджис" мод. 10, которая будет включать обновленное аппаратное и программное обеспечение для интеграции в радиолокационный комплекс (РЛК) "Амдр".

Радиолокационный комплекс "Амдр". В его задачи входят обнаружение, сопровождение и распознавание баллистических ракет (в том числе за пределами атмосферы), наведение противоракет, контроль воздушной и надводной обстановки в целях обеспечения самообороны корабля и зональной ПВО группировки кораблей.

Общий вид радиолокационного антенного модуля и его расположение в каркас

Основные подсистемы радиолокационного комплекса «Амдр»:
1 – панель с излучателями (37 ед.); 2 – радиолокационный антенный модуль (37 ед.); 3 – калибровочный модуль (0,1524 × 0,1524 × 0,1524 м) (2 ед.); 4 – инерциальная навигационная система; 5 – система сопряжения антенной решетки/частотно-временная система; 6 – система цифрового формирования луча (3 стойки); 7 – система моделирования обстановки в масштабе реального времени (1 стойка); 8 – система цифровой обработки сигналов (7 стоек); 9 – подсистема обработки данных и управления РЛС AN/SPY-6/система управления радиолокационным комплексом «Амдр» (2 стойки); 10 – источники бесперебойного электроснабжения; 11 – аккумуляторные батареи; 12 – охлаждающие установки (2 ед.); 13 – блоки распределения электроэнергии на антенные решетки (4 ед.); 14 – общее распределительное устройство антенных решеток

Комплекс будет иметь в своем составе РЛС AN/SPY-6 ("Амдр-S", S-диапазон - 2-4 ГГц) с четырьмя активными фазированными антенными решетками (АФАР) и AN/SPQ-9B ("Амдр-Х", X-диапазон 8-12 ГГц) с тремя АФАР. Станция "Амдр-S" предназначена для обзора пространства, обнаружения и сопровождения воздушных и баллистических целей, наведения зенитных управляемых ракет и противоракет, а также оценки результатов стрельбы. Станция "Амдр-Х" обеспечит обзор в плоскости горизонта, сопровождение низколетящих воздушных и надводных целей, обнаружение перископов и плавающих мин, а также навигацию.

Первоначально командование ВМС планировало вести работы по созданию РЛС X- и S-диапазонов одновременно, но в 2012 году было принято решение сосредоточить основные усилия на РЛС "Амдр-S". Данное решение помогло снизить затраты, но в то же время увеличило сроки разработки станции "Амдр-Х" ориентировочно до 2023 года.

Таким образом, на первых 11 эскадренных миноносцах УРО типа Arleigh Burke Flight III в состав РЛК "Амдр" будет входить РЛС "Амдр-S", а вместо станции "Амдр-Х" - ее модернизированный вариант.

Антенная система РЛС AN/SPY-6 будет состоять из четырех АФАР с цифровой модуляцией сигнала. Их основным конструктивным элементом является радиолокационный антенный модуль.

Каждая антенная решетка станции AN/SPY-6 включает 37 таких модулей.

По сравнению с антенной решеткой РЛС SPY-1D(V), устанавливаемой на ЭМ УРО типа "О. Бёрк" мод. 2А, у станции AN/SPY-6 она будет иметь значительно бóльшую массу и толщину и при этом располагаться на корабельной надстройке на более высоких позициях.

В РЛС AN/SPY-6 намечается использовать адаптивное цифровое формирование диаграммы направленности при приеме, что в сочетании с более высокой мощностью излучения станции позволит надежно обнаруживать и распознавать баллистические ракеты.

Для электропитания антенных решеток РЛС разрабатывается модуль преобразования электроэнергии (PCM - Power Conversion Module), который обеспечит преобразование переменного тока напряжением 4160 В корабельной электросети в постоянный - 1000 В.

В декабре 2014 года завершилась экспертиза проекта аппаратной части, в апреле 2015-го - всей РЛС в целях проверки на соответствие заданным требованиям. После этого был создан опытный образец антенной решетки, а в мае 2016 года окончились его испытания на измерительном комплексе разработчика, в ходе которых проводились измерения характеристик антенны в ближней зоне.

С июня 2016 года по настоящее время РЛК "Амдр" проходят испытания в составе РЛС AN/SPY-6 (на базе одной антенной решетки) и AN/SPQ-9B (в лаборатории оценки радиолокационных систем на Тихоокеанском ракетном полигоне, штат Гавайи). За указанный период отрабатывались вопросы по сопровождению космических аппаратов, воздушных целей и баллистических ракет. При этом дальность действия РЛС AN/SPY-6 по воздушной цели составила около 1 000 км, что в 2,5 раза больше, чем у AN/SPY-1D(V).

Весной 2017 года по результатам успешных испытаний при решении задач ПРО головному подрядчику (компании "Рейтеон") был выдан контракт на сумму 327 млн долларов на производство РЛС AN/SPY-6 для первых трех кораблей.

(Окончание следует)

Зарубежное военное обозрение. - 2019. - №8. - С. 74-81

Смотрите также
Категория: Флот | Добавил: pentagonus (08.09.2019) | Автор: Подполковник Е. Леонов
Просмотров: 4221 | Теги: О. Бёрк, Ю. Соловьёв, Е. Леонов, А. Гусев, Arleigh Burke, О. Бережной | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar