Артиллерия [9] | ПВО [3] |
Бронетехника [11] | Стрелковое оружие [3] |
Связь [1] | Снаряжение [0] |
Авиация [25] | Вертолёты [5] |
БЛА [7] | Специальные самолёты [5] |
Флот [22] | ДУМ [1] |
Авиабомбы [4] |
Американский экспериментальный палубный разведывательно-ударный БЛА Х-47ВКапитан О. Лосев Американский экспериментальный палубный разведывательно-ударный БЛА Х-47В разрабатывается компанией «Нортроп-Грумман» в рамках программы UCAS D (Unmanned Combat Air System Carrier Demonstration), финансируемой управлением перспективных исследований МО (ДАРПА) и министерством военно-морских сил США. Его предшественником был экспериментальный БЛА Х-47А «Пегас». Новый аппарат построен по аэродинамической схеме «летающее крыло». Ромбовидная форма фюзеляжа, получившая обозначение cranked kite, Обеспечивает требуемое аэродинамического качество БЛА при снижении уровней демаскирующих признаков в радиолокационном диапазоне. Кроме этого, такая компоновка способствует увеличению продолжительности полета, повышению живучести, улучшению аэродинамических качеств при малых скоростях полета, что необходимо при выполнении взлета/посадки при эксплуатации с авианосца. Воздухозаборник и реактивное сопло силовой установки вынесены на верхнюю поверхность фюзеляжа, что наряду с общей компоновкой соответствует положениям технологии «стелт». В конструкции планера используются титан и компози ци-онные материалы на основе углерода. По правому борту в носовой части фюзеляжа размещается заправочная штанга. Управление аппаратом по крену и тангажу осуществляется двумя элевонами, по углу рысканья - двумя «расщепляющимися» вниз и вверх створками, которые используются также в качестве тормозных щитков. Взлетно-посадочные устройства Х-47В (разработчик - фирма «Смит аэроспейс») рассчитаны на применение катапульты при взлете и аэрофинишера при посадке при работе с авианосцев ВМС США. Согласно концепции комплекс БРЭО Х-47В может включать в свой состав: БРЛС с АФАР; активный лазерный локационный комплекс; оптоэлектронную обзорно-прицельную станцию; аппаратуру радиотехнической разведки, связи, навигации и опознавания, а также систему управления оружием и станцией предупреждения об облучении. Дальность действия бортовых средств разведки составит около 180 км. В состав связного оборудования входят линия передачи данных стандарта Link-16 и аппаратура спутниковой связи. Для контроля полета аппарата намечено использовать станции управления корабельного, наземного и воздушного базирования. При передаче команд и приеме информации на удалении от командного пункта более 400 км планируется задействовать спутниковые системы связи, другие БЛА или самолеты-ретрансляторы. Полет аппарата будет осуществляться в полуавтоматическом либо автономном режиме с использованием инерциальной навигационной системы с коррекцией по данным КРНС NAVSTAR. На БЛА установлена система автоматического управления GuideStar фирмы «Афена». Эта же компания заключила контракт на реализацию в системе GuideStar возможности адаптации к изменениям в аэродинамике летательного аппарата, вызванным повреждениями в ходе выполнения боевого полета.
Внутренняя компоновка также учитывает требования по минимизации заметности. Все
антенные устройства радиочастотных систем будут размешены вдоль передней и
задней кромок фюзеляжа, как это принято на боевых самолетах 5-го поколения.
Аналогично вдоль передней кромки конусообразной носовой части фюзеляжа справа и
слева от его осевой линии должны размещаться две части антенной решетки БРЛС.
Однако в качестве более перспективного варианта радиолокационной станции
предполагается рассмотреть использование конформной АФАР. В рамках программы UCAS-D предполагалось, что машина будет нести самое разнообразное вооружение современного типа: У\Б, УАК и управляемые ракеты, размещаемые в двух внутрифюзеляжных отсеках, однако основным вооружением станут УАБ JDAM калибра 2000 фунтов и бомбы SDB. Общая масса боевой нагрузки составит 2 040 кг. Основные характеристики БЛА: максимальная взлетная масса 19 600 кг, практический потолок около 12 000 м, продолжительность полета 6 ч, дальность полета 3 900 км. Первый полет аппарат (AV-1) совершил в феврале 2011 года. По заявлению специалистов фирмы «Нортроп-Грумман», летные испытания с авианосца (взлет и посадка) начались в мае 2013 года. 14
мая 2013 года БЛА Х-47В впервые в истории успешно выполнил катапультный старт с
борта авианосца «Джордж Буш» (CVN-77) ВМС США. После 65 мин полета, в ходе
которого аппарат совершил несколько запланированных маневров и пересек
Чесапикский залив, он совершил посадку на испытательной станции ВМС США
Патаксент-Ривер (штат Мэриленд). В ходе дальнейших испытаний Х-47В должен
совершить несколько облетов авианосца с целью постепенного снижения высоты
прохода и гарантированного выполнения посадки на палубу. Зарубежное военное обозрение №6, 2013, с. 68-69 |
|