Сбит пилот "Ночные всадники" летают, "чтобы остальные могли жить" Дейл Купер Настроение у подполковника Дуга Трейси было сродни чувствам мастера по ремонту стиральных машин "Мейтаг", ожидающего заявки, которая никогда не поступит. Но Трейси, являющийся командиром 48-й поисково-спасательной вертолетной эскадрильи "Ночные всадники" (Nightrideis), знает, что заявка на спасение оказавшегося на земле Ирака американского пилота в конце концов поступит. Когда это случится, его группы поиска и спасения будут готовы лететь "на индейскую территорию", чтобы найти и подобрать пилота прежде, чем его возьмут в плен иракцы. - Мы несем боевое дежурство в Кувейте вот уже около четырех лет, и за это время нам ни разу не довелось лететь в Ирак и кого-то спасать, - сказал Трейси. - Нам очень везет в том плане, что людям удается выбраться из так называемой "Коробки" без нашей помощи. С
того момента, как в сентябре 1996 года Трейси вступил в командование 48-й
поисково-спасательной вертолетной эскадрильей на авиабазе ВВС СШАХолломан, штат
Нью-Мексико, его "ночные всадники" провели 277 дней из последних 19 месяцев на
боевом дежурстве в Кувейте. Обыкновенно поисково-спасательные эскадрильи вроде "ночных всадников" несут службу в лагере в течение 90 суток, после чего возвращаются в Соединенные Штаты на 180 суток, а затем снова прилетают в Кувейт, чтобы провести очередные 90 суток в пустыне. Эти длительные командировки не проходят для "Ночных всадников" бесследно. - Из-за Саддама Хуссейна мы вынуждены подолгу жить в разлуке с нашими семьями, - говорит Трейси, пока мы наблюдаем, как его люди готовятся к очередному тренировочному полету. - Это плохо сказывается на семейных отношениях, - продолжает Трейси, припомнив необычно высокие показатели частоты разводов в его эскадрилье. - У нас постоянно кто-то разводится, и я считаю, что это происходит из-за командировок. Семья может перетерпеть две, ну три такие командировки... но если вы крутитесь в таком режиме два-три года, это подвергает испытанию прочность семейных уз и делает жизнь всех членов семьи весьма сложной. Если вскоре что-нибудь не придумают с Саддамом, полагает Трейси, то многие высокоподготовленные летные экипажи станут "голосовать ногами", когда выйдет срок их контракта с Дядей Сэмом. - У нас к Саддаму недобрые чувства, - говорит Трейси, - потому что из-за него мы торчим здесь. Если бы Саддама скинули, нас бы здесь не было. На вопрос, каково может быть потенциальное решение данной проблемы, Трейси сказал, что ответ прост: - Саддам Хуссейн должен уступить свою власть другому лидеру, его необходимо заставить отказаться от власти. Но старшие офицеры вооруженных сил США не имеют права проповедовать физическое устранение мировых лидеров вроде Саддама Хуссейна, как бы отчаянно они этого ни желали. После того как Саддам Хуссейн согласился допустить в восемь из своих "президентских дворцов" военных инспекторов Организации Объединенных Наций, вероятность того, что американский пилот будет сбит над территорией Ирака огнем зенитной артиллерии или зенитной ракетой, существенно снизилась. Но, говорит Трейси. количество самолето-вылетов американских ВВС на патрулирование запретных для полетов иракской авиации зон в рамках операции "Сазерн Уотч" (Southern Watch) заставляет подумать о другом сценарии. Чрезвычайное происшествие не может не произойти - Мы ожидаем, что какой-нибудь пилот совершит вынужденную посадку по причине отказа материальной части. Допустим, что-нибудь серьезное случится с гидравлической системой, из-за чего самолет не сможет держаться в воздухе, - говорит Трейси. - Наиболее вероятен сценарий, когда какой-нибудь пилот услышит по радио сигнал "Мэйдей" - сообщение об аварийной ситуации, или. скажем, ведомый доложит, что его ведущий пошел на вынужденную посадку, и это сообщение будет услышано экипажем самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиацией AWACS. который постоянно барражирует в небе над "Коробкой". Сигнал "Мэйдей" будет ретранслирован в Центр управления боевыми действиями авиации, который в свою очередь свяжется с объединенным поисково-спасательным командованием, а это командование уведомит Трейси и его парней в Кэмп-Доа, который находится примерно в 15 минутах летного времени от границы Южного Ирака. - Когда мы получаем уведомление, - говорит Трейси, - мои парни мигом взлетают, чтобы поскорее забрать оказавшегося на земле пилота. Он приказал двум группам поиска и спасения сбитых пилотов продемонстрировать свою сноровку для представителя журнала Soldier of Fortune. С момента, когда Трейси закричат: "Сбит пилот!'" - до момента, когда первый вертолет доложил о готовности к взлету, прошло менее 10 минут. Подобно своим предшественникам во Вьетнаме, сегодняшние "Джолли Грине" (Jolly Greens), как по-прежнему именуют группы поиска и спасения сбитых пилотов, идут "на индейскую территорию" не в одиночку. Мастер-сержант Роберт Барти за пулеметом М-240 в кабине вертолета HH-60G. Вертолет HH-60G не так сильно вооружен, как его предшественник времен войны во Вьетнаме, однако его огневая мощь вполне достаточна. Перед ними в район вероятного местонахождения сбитого пилота вылетает так называемый "Сэнди" (Sandy) - тактический позывной, присваиваемый первому же самолету, который прибывает на место действия. Но, если раньше обычно посылали одномоторный "Скайрейдер", то теперь для обнаружения сбитого пилота все чаще предпочитают использовать двухмоторный штурмовик А-10 "Тандерболт". - Обнаружив сбитого пилота, мы проводим зачистку района, - рассказывает капитан Стивен Отто, летчик 74-й истребительной авиационной эскадрильи, размещенной в Эль-Джабере, аэродроме в пустыне примерно в 50 милях (80 км) юго-западнее Эль-Кувейта. - Если там оказываются солдаты противника, мы убеждаем их убраться подальше или же уничтожаем их. На вопрос, возможны ли огонь по своим или неправильное опознавание обнаруженных в районе людей, капитан Отто и его ведомый, капитан Марта Мак-Доноу, ответили, что вероятность случайного поражения огнем невоюющего населения существует всегда. Однако после последнего вооруженного конфликта в зоне Персидского залива их самолеты были оснащены новыми бортовыми комплектами авиационной электроники. - После войны в Персидском заливе у нас появилась система обеспечения безопасности полета на малых высотах и повышения надежности поражения наземных целей (Low Altitude Safety and Target Enhancement - LASTE). Компьютеризованный прицел позволяет нам в момент захода на бомбометание или на штурмовку не следить за углом пикирования и воздушной скоростью. Все это делает за нас система LASTE, - сказал Отто. Поначалу LASTE разрабатывалась как система предупреждения пилота о достижении заданной высоты, но затем инженеры добавили к ней систему постоянного счисления точки попадания (Constantly Computed Impact Point - CCIP). Благодаря ей штурмовик А-10 стал значительно надежнее как платформа для доставки оружия к цели, особенно с бо(льших высот, чем во времена последней войны в Персидском заливе. - Мы теперь можем взглянуть на свой индикатор на лобовом стекле и сразу же увидеть, куда попадет бомба, - сказал Мак-Доноу. Система LASTE также позволяет пилотам штурмовика "Тандерболт" видеть, куда смотрят их ракеты "Мейверик", и тем самым некоторым образом уменьшить опасность поражения огнем своих. - На индикаторе на лобовом стекле появляется символ "Грейпфрут" (Grapefruit), который позволяет точно видеть, куда нацелена ракета "Мейверик", - сказал Отто. - Раньше мы могли узнать, куда смотрит ракета, лишь после того, как открывалась передняя крышка ее контейнера. Но, как только мы пытались повернуть ракету на цель, то тут же теряли пространственную ориентацию самолета Круглосуточная защита Парочка "Кабанов" (Warthog), как любовно именуют штурмовики А-10 те, кто на них летает, 24 часа в сутки стоит у края взлетно-посадочной полосы аэродрома Аль-Джабер в готовности к немедленному взлету. Там базируется также эскадрилья F-117 Nighthawk - лучших на сегодня в Америке штурмовиков - вместе с истребителями F-16 Национальной гвардии ВВС США и самолетами F/A-18 Hornet ВВС Кувейта. В дополнение к штурмовикам А-10 и истребителям различных типов в Персидском заливе, примерно в сотне морских миль от берега, на борту двух авианосцев размещены самолеты F-14 и F/A-18 авиации ВМС США и F/A-18 авиации Корпуса морской пехоты США, которые также обеспечивают воздушное прикрытие участникам поисково-спасательных операций. - Когда "Сэнди-1" обнаруживает сбитого пилота, его ведомый направляется навстречу нам и сопровождает нас к месту обнаружения, - говорит Трейси. Вертолеты HH-60G "Пейв Хок" (Pave Hawk) групп поиска и спасения сбитых пилотов, которых до сих пор называют "Джолли Грине", не так сильно бронированы, как их предшественники времен вьетнамской войны, но имеют более чем достаточную огневую мощь. В кабине вертолета два бортинженера управляют огнем многоствольной скорострельной авиационной пулеметной установки GAL-2 и универсального бельгийского пулемета М-240. Обе системы оружия стреляют патронами 7,62 мм. Мастер-сержант Роберт Барта сидит за одним из пулеметов с правой стороны вертолета. Как бортинженер он также контролирует режимы работы самолетных систем и расход топлива. Барти считает, что летает на одном из самых лучших в мире вертолетов. - Вертолет хорошо защищен от огня стрелкового оружия; кроме того, у нас имеются системы защиты от переносных зенитных ракет, - сказал Барти, забираясь на правое сиденье и берясь за ручки пулемета М-240. Подобно многим своим сослуживцам по эскадрилье, Барти видит как отрицательные, так и положительные стороны в том, что он ничем особенным не обременен, может сидеть на солнышке и загорать до черноты. - Ты надеешься, что твои услуги никому не потребуются, но, если представится случай, ты должен идти и делать то, к чему тебя подготовили, - сказал Барти. - Я не желаю никому быть сбитым или совершить вынужденную посадку из-за отказа материальной части, но, если такое случится, я готов делать свою работу. Капитан Митч Грейвс, один из пилотов вертолета, на котором летает Барти, также чувствует определенное разочарование. Друзья-пилоты прозвали его "Авария" (Crash), как он сам объясняет, "потому что у меня число взлетов не всегда равно числу удачных посадок". Так вот, Грейвс утверждает, что бывает довольно-таки обидно одеться для игры и не принять в ней участия. Капитан Кевин Хафф разделяет это чувство разочарования. - Я бы очень хотел рассказать вам о том, как это все бывает на самом деле, но нас здесь ни разу не использовали в реальной операции по поиску и спасению сбитого пилота, - говорит Хафф. - Конечно, это благо для летчиков-истребителей, однако для нас это в определенном смысле тяжело, - добавляет Грейвс. - Потому что это похоже на то, как если бы ты все время находился в палубном круге, но никогда не имел возможности забраться в самолет. Некоторые "ночные всадники" до сих пор обижаются, что в начале февраля 1998 года их не призвали спасать двух пилотов самолетов "Хорнет" авиации ВМС США, когда во время ночной дозаправки истребители столкнулись над морем примерно в 80 морских милях от побережья Кувейта. При столкновении погиб пилот-орденоносец подполковник Генри Ван Винкль. Он был заместителем командира 251-й истребительной авиационной эскадрильи "Торнадо" (Tornado) авиации Корпуса морской пехоты США, история которой прослеживается со времен битвы при Гуадалканале в годы Второй мировой войны. Оперативный офицер эскадрильи майор Кэри Венден выбросился с парашютом из своего поврежденного самолета и остался жив. Сигнал бедствия был передан не "ночным всадникам", а экипажу морского вертолета с английского авианосца "Инвинсибл" (Invincible), находившегося в северной части Аравийского моря. Из-за этого в эскадрилье "Ночные всадники" до сего времени остался горький осадок, оттого что их услугами не воспользовались. "Ночные всадники" посчитали, что в данном случае миссию спасения пилотов следовало поручить американской, а не английской группе поиска и спасения сбитых пилотов. Крепкая штучка Хафф согласен с Барти, что вертолет "Пейв Хок" обладает исключительной живучестью. - Наша птичка и в самом деле живуча, - сказал Хафф. - Да уж, раз ты все еще здесь, - усмехнулся в ответ Грейвс. - Машина может выдержать при пикировании перегрузку 10g. - заметил Хафф. Грейвс заявил, что наиболее важные узлы системы управления укреплены, поэтому вертолет может получить незначительные боевые повреждения и все же продолжать выполнение боевой задачи. - Но он не может выдерживать попаданий крупнокалиберных пуль, типа 12,7-мм, и люди внутри него также не могут выдержать слишком большое число попаданий, - сказал Грейвс, указывая на бронированные сиденья для членов экипажа вертолета. Экипаж вертолета надевает на боевые задания бронежилеты, хотя неизвестно, насколько они смогут защитить людей от огня с земли. Грейвс уточнил также, что "мы не очень-то можем надеяться на живучесть машины в случае попадания в нее снарядов и ракет". Трейси готов в случае необходимости рисковать ради спасения жизни сбитого пилота, но степень риска должна быть приемлемой: "Я не собираюсь оказываться в ситуации, когда мои ребята не сумеют вернуться назад". Вертолеты HH-60G оснащены устройствами для дозаправки топливом в воздухе, но решение на полет на большое расстояние в глубь территории противника для спасения сбитого пилота зависит от предполагаемого характера угрозы. - Допустим, вы спросите нас, готовы ли мы лететь до Багдада, чтобы спасти сбитого пилота, - сказал Грейвс. - Мы вероятнее всего ответим, что готовы лететь и туда. Но будет ли это реально? Скорее всего, нет. Однако люди из 48-й поисково-спасательной вертолетной эскадрильи согласны летать настолько далеко в тыл противника, насколько это необходимо. Трейси говорит, что девиз его эскадрильи: "Чтобы другие могли жить" - относится также к нему и членам его групп поиска и спасения сбитых пилотов. - Мы не хотим терять наши группы поиска и спасения сбитых пилотов, и в то же время мы готовы на серьезный риск, только этот риск обязательно должен быть рассчитанным и обоснованным. Австралийские командос В зону Персидского залива было напраатено подразделение элитной Специальной авиадесантной (разведывательно-диверсионной) службы (Special Air Service - SAS) Австралии численностью 110 человек. Предполагается, что австралийские командос будут использованы в связанных с высоким риском операциях по поиску и спасению сбитых пилотов союзных ВВС. Военнослужащие австралийской SAS подготовлены также к проведению разведывательных и антитеррористических операций. Капитан Хафф заяатяет. что в присутствии парашютистов ВВС и военнослужащих войск специального назначения в Ираке не так уж много мест, куда бы не смогли добраться фуппы поиска и спасения сбитых пилотов. Если бы Дугу Трейси было позволено выбирать, он предпочел бы лететь на операцию по поиску и спасению сбитого пилота в ночное время суток, используя инфракрасную станцию обзора передней полусферы своего вертолета. Но. говорит он. будет ли это дневная или ночная операция, зависит от обстановки. "Тако Боб" и "Сквиррел" Штаб-сержант Роберт Сиююнс из города Сан-Диего, штат Калифорния, и ефрейтор авиации Джексон Бэйрд из города Сими-Вэлли, штат Калифорния, служат в поисково-спасательной эскадрилье Дута Трейси парашютистами-спасателями. Позывной Симмонса - "Тако Боб", что связано с его любовью к тако (горячая свернутая маисовая лепешка с начинкой из руйтеного мяса. сыра, лука и бобов и острой подливой) и невозможностью лостать их в Кэмп-Доа. Симмонс подготоатен к спасению людей на любой местности, на суше и на море. - Местность не имеет значения, - поясняет Тако Боб, указывая на кучу снаряжения в кабине вертолета. - Мы готовы ко всему. Симмонс и Бэйрд. позывной которого "Сквиррел" (в переводе с английского - белка), приходят в возбуждение даже во время тренировочных занятий. Но Тако Боб признается, что было бы неплохо заняться настоящим делом. - Никому не хочется, чтобы кто-то оказался сбитым, но, если такое все же случится, мы готовы прийти на помощь, - говорит Сквиррел. - Мы очень много времени проводим в этой пустыне, и иногда это начинает нам надоедать. Но, когда приходит заявка на операцию, мы сразу же загораемся. Когда парашютисты-спасатели вроде Тако Боба и Сквиррела выпрыгивают из своего вертолета с парашютом, то берут с собой столько снаряжения, сколько способны унести. Они берут так много запасов, чтобы, оказавшись на земле, выжить и избежать пленения до того момента, когда за ними пришлют помощь. Парашютисты-спасатели не только берут с собой больше снаряжения для выживания, чем обычные члены летных экипажей, но также больше оружия и боеприпасов. В дополнение к стандартной медицинской сумке они берут с собой семь магазинов к карабину М-4, несколько гранат к 40-мм подствольному гранатомету и четыре магазина к 9-мм пистолету. - Мы вооружаемся, как только можем. - говорит Бэйрд, регулируя ремень своего карабина. - Но мы также стараемся не очень перегружаться, так как, оказавшись на чужой территории, хотим сделать свое дело как можно быстрее. Вертолет достаточно уязвим на чужой территории, поэтому мы хотим быстренько добраться до сбитого пилота и вывезти его в безопасное место. Парашютисты-спасатели вроде Симмонса и Бэйрда - не только квалифицированные снайперы, парашютисты-высотники, ныряльщики и альпинисты, но также фельдшеры по оказанию первой медицинской помощи, которые способны делать все. исключая разве что операции на открытом сердце и на мозге. Но Бэйрд признается, что он и его приятель обычно делают лишь самое необходимое, чтобы стабилизировать состояние раненого пилота. Если пилоту требуется серьезная хирургическая помощь, в дело вступают медики в Кэмп-Доа. Симмонс и Бэйрд также имеют разнообразные средства связи, чтобы переговорить с экипажем любого находящегося в воздухе летательного аппарата, включая самолет AWACS. На вопрос, почему он выбрал профессию парашютиста-спасателя, Та-ко Боб, которому сейчас 29 лет, ответил, что любит работать на свежем воздухе. Сквиррел, которому всего 21 год, сказал, что медицинская подготовка, которую они получают, намного превосходит все, что можно получить в гражданской жизни. Оба они признались также, что любят острые ощущения. Для простого человека с улицы вылазка в глубокий тыл противника для спасения сбитого пилота была бы одним из самых страшных приключений, которые только можно себе представить. Но Тако Боб не является обыкновенным среднестатистическим человеком. - Если бы вы действительно знали, кто идет на операцию вместе с нами, то не считали бы это мероприятие чрезмерно опасным. - сказал штаб-сержант Симмонс. - Рядом с нами летят другие самолеты, которые нас охраняют и расчищают нам путь. - Но если у нас возникнут неприятности, то они будут серьезными, - сказал Тако Боб, имея в виду выстроившиеся длинными рядами ударные самолеты, готовые взмыть в небо и ударить по земле огненным смерчем в случае, если иракцы попытаются захватить в плен сбитого американского пилота прежде, чем до него доберутся парашютисты-спасатели. Опасное поле Парашютисты-спасатели относятся к одной из военных профессий. которая требует от человека наибольшего напряжения физических и моральных сил. Сержант, командующий парашютистами-спасателями 48-й поисково-спасательной вертолетной эскадрильи, утверждает, что эта работа также одна из наиболее опасных в ВВС США. - Мы стараемся сделать ее как можно более безопасной, - говорит техник-сержант Джон Кингсли. - Но, как почти все, чем мы заняты, эта работа может быть смертельно опасной в случае, если делать ее неправильно. Кингсли отказался от карьеры рекрутера в одном из призывных пунктов Корпуса морской пехоты США ради более трудной службы в ВВС США. Он утверждает, что находящиеся под его командованием люди являются самыми подготовленными парашютистами-спасателями в мире. - Мы постоянно работаем в спортзале, - сказал Бэйрд. - Мы стараемся держаться в хорошей физической форме. Мы регулярно отрабатываем различные сценарии спасения людей, а также проводим тренировки в оказании раненым медицинской помощи, чтобы не забывать того, чему нас учили. Ежедневные марш-броски на 5- 10 миль (8-16 км) и изнурительные физические занятия позволяют парашютистам-спасателям не уставать, когда необходимо нести на себе раненого пилота и все свое снаряжение. Парашютисты-спасатели тренируются так, словно от этих тренировок зависит их собственная жизнь, не говоря уже о тех, кого они призваны спасти. - Нам приходится быть сильными и выносливыми. - говорит Тако Боб. - Наш парень может, лежа на скамье, выжать около 285 фунтов (около 130 кг); он может бежать по пышущей жаром пустыне, неся на плече весящего 185 фунтов (84 кг) пилота. По пути к месту, где их должен подобрать вертолет, парашютисты-спасатели выпивают столько жидкости, сколько хватит для наполнения резиновой лодки. - Если ты утолил жажду, считай, что у тебя есть фора, - пояснил Бэйрд. - Ты способен быстрее соображать и не так скоро устаешь, как тот, кто не сумел напиться. - Мы всегда стараемся пить досыта, - добавил Тако Боб. - А если на земле нам придется по-настоящему туго, то мы можем быстро восстановить водный баланс организма, вколов себе ампулу с каким-либо физраствором из тех, что всегда имеются в нашей медицинской сумке. Когда его спросили, смог бы Арнольд Шварценеггер выполнять обязанности парашютиста-спасателя, штаб-сержант Симмонс ответил: - Я думаю, он несколько медлителен. Он - крупный парень. Большинство наших парашютистов-спасателей не такие крупные и массивные, как Арнольд. Для того чтобы хорошо делать все, что от нас требуется, лучше иметь средние показатели фигуры. Парашютисты-спасатели имеют на вооружении также снайперские винтовки и приборы ночного видения. Но Тако Боб и Сквиррел не собираются вести огонь на большие дальности в случае, если "ночным всадникам" придется ответить на сигнал "911" (вызов службы спасения) сбитого над Ираком пилота. Спасатели постараются оставлять как можно меньше следов, разве что такие небольшие "Зеленые отпечатки ступней", которые вышиты на бирках с их именами как свидетельство того, что они идут следом за "Джолли Грин Джайнт" (Jolly Green Giant), который спас сотни сбитых пилотов в годы войны во Вьетнаме.
Солдат удачи №8 1999 С. 18-21 Смотрите также | |||||
| |||||
Просмотров: 3970 | | |
Всего комментариев: 0 | |