Модернизация штурмовиков А-10А «Тандерболт» ВВС США
Подполковник И. Самойлов
Программа модернизации штурмовика А-10А «Тандерболт», разработанного компанией «Фэйрчайлд Репаблик» (ныне «Нортроп-Грумман») и принятого на вооружение ВВС США в 1975 году, реализуется с 2004 года. Целью проекта является обновление несущих узлов фюзеляжа, а также усовершенствование БРЭО и программного обеспечения. Официальное представление первого штурмовика А-ЮС «Тандерболт-2» состоялось 29 ноября 2006 года.
Штурмовики А-10 предназначены для непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск на поле боя, уничтожения танков и бронированных целей. Главным оружием этого самолета является 30-мм авиационная пушка GAU-8 «Авегер» с вращающимся блоком стволов (боекомплект 1 350 снарядов). Кроме того, на внешних пилонах А-10 может нести до 7,3 т различного управляемого и неуправляемого вооружения.
По информации представителей ВВС США, штурмовик подвергся самой существенной модернизации за 30-летний срок службы. В ходе проведенных работ значительно повышены возможности управления самолетом и системами вооружения.
Теперь управление штурмовиком, выбор и применение вооружений осуществляются пилотом по принципу HOTAS (Hands-On-Throttle-And-Stick) - не снимая рук с ручки управления и рычага управления тягой двигателей.
Система SADL (Situational Awareness Data Link), представляющая собой цифровой канал обмена тактической информацией о ситуации, позволяет летчику отслеживать цель с помощью дополнительной системы целеуказания, размещенной в подвесном контейнере, определять ее координаты, а также получать данные от внешних источников. Также предусмотрена установка новой панели приборов с двумя многофункциональными цветными дисплеями размером 5x5 дюймов.
|
|
Модернизированный штурмовик
А-10 С «Тандерболт-2» |
Новая шина данных стандарта MIL-STD-1760 позволяет управлять большинством систем вооружения, включая управляемые авиационные бомбы JDAM, и кассетные боеприпасы, оснащенные модулем корректировки полета WCMD (Wind Corrected Munitions Dispenser). Модернизация также включает установку компьютерной системы контроля расхода боеприпасов. Она учитывает тип и количество боеприпасов, загруженных на самолет.
Благодаря новому оборудованию, модернизированный штурмовик А-ЮС стал всепогодным боевым самолетом и может выполнять боевые задачи независимо от времени суток.
На самолет можно подвешивать контейнеры целеуказания типа «Лайтенинг» (компании «Нортроп-Грумман») или «Снайпер-XR» («Локхид-Мартин»). Данное дополнительное оборудование позволяет пилоту передавать информацию о цели другому самолету или подразделениям СВ США.
Ранее сообщалось, что запланированная модернизация двигателей самолета была отложена из-за проблем с финансированием. Компания «Дженерал электрик» остановилась на улучшенном варианте TF34-GE-100B, обеспечивающем прирост тяги на 9-12 проц. по сравнению с применяемым двигателем TF34.
Первые модернизированные штурмовики А-ЮС «Тандерболт-2» достигли оперативной готовности. В настоящее время модернизированы и проходят усовершенствование 75 самолетов А-10. Всего проектом предусматривается модернизация 356 самолетов А-10А. До конца 2007 года будут модернизированы 93 машины. Ориентировочная стоимость проекта составляет около 500 млн долларов. ВВС США намерены завершить программу к 2011 году.
Зарубежное военное обозрение №11 2007 с. 59
Смотрите также
|