Действия ударных самолётов по малоразмерным целям
Генерал-лейтенант авиации запаса Г. Концевой, В США и Западной Европе есть влиятельные круги, которые хотят добиться для агрессивного блока НАТО односторонних преимуществ в военной сфере. Это стало особенно очевидным после того, как в США было принято решение о развертывании производства крылатых ракет и выделении средств на нейтронную бомбу. К новым видам вооружения относятся и созданные в странах блока телевизионные и лазерные системы, предназначенные для наведения ракет и бомб на малоразмерные цели. О них в последние годы немало пишется в иностранной военной литературе. В настоящей статье на основе материалов зарубежной печати в краткой форме даются ответы на вопросы: почему командование НАТО принимает на вооружение оружие уничтожения малоразмерных целей и каким образом предполагается использовать его в современных реакционных войнах. За рубежом к малоразмерным целям обычно относят важные стационарные и подвижные объекты, имеющие небольшие размеры К первым причисляют, например, железнодорожные мосты, переправы, электростанции, плотины, тоннели, КП, РЛС, пусковые установки ЗРК, а ко вторым - танки, самоходные орудия, зенитные самоходные установки, автомашины спецназначения, поезда. При этом считают, что каждый из таких объектов или их группа защищаются зенитными средствами от воздушного нападения. Опыт локальных войн, как об этом сообщалось в американской прессе, показал, что малоразмерную цель необходимо выводить из строя прямым попаданием. В этом случае резко снижается расход боеприпасов и полностью используется убойная сила бомбы, снаряда или ракеты. По нарушить функционирование некоторых указанных объектов на длительный срок можно только несколькими боеприпасами. По заявлению одного американского командира авиационной части, участвовавшего в войне во Вьетнаме, для разрушения железнодорожного моста необходимо было сделать не одно точное наведение на него УАБ. Если же отдельные бомбы попадали в цементные опоры или силовые элементы, то ущерб был таков, что мост восстанавливался противником в течение 2-3 сут. Обеспечить требуемую точность сброса с самолета обычных авиабомб в настоящее время не представляется возможным. Так, проведенные за рубежом бомбометания в полигонных условиях под углами пикирования 30-60е и с наклонных дальностей 3600-4800 м давали среднюю вероятную круговую ошибку 28,2 м (то есть 50 % боеприпасов ложились в круг диаметром 28,2 м), а для поражения малоразмерных целей отклонения от центра круга должны исчисляться несколькими метрами. Удовлетворить такое требование позволили боеприпасы с лазерными и телевизионными головками самонаведения. В конце войны во Вьетнаме американские летчики применяли 2000-фунтовые УАБ с лазерными головками самонаведения, а затем и УР "Мейверик" с телевизионными головками самонаведения. Вот какие преимущества использования УАБ с лазерными головками самонаведения по сравнению с обычными бомбами отмечали специалисты ВВС США. Во-первых, сокращается количество самолето-вылетов на нанесение ударов по одному объекту. Во-вторых, увеличиваются шансы самолетов-носителей избежать поражения огнем зенитных средств противника, так как появилась возможность сбрасывать боеприпасы на больших дальностях до цели. В-третьих, благодаря точному попаданию УАБ в цель не поражаются рядом стоящие объекты. По данным американского журнала "Эр форс мэгэзин", стоимость УАБ значительно выше стоимости обычной авиабомбы такого же калибра, но по результатам действия первая намного превосходит вторую. Сравнивая указанные боеприпасы, этот же журнал писал, что железнодорожный мост Тэн Хоа, расположенный в 137 км южнее Ханоя, самолеты ВВС США подвергли неоднократной бомбардировке фугасными бомбами, но безуспешно. При этом было потеряно несколько боевых самолетов. Один же налет истребителей-бомбардировщиков F-4D с 2000- и 3000-фунтовыми бомбами с лазерными головками самонаведения позволил сразу же вывести его из строя. В зарубежной литературе отмечались и недостатки указанных боеприпасов. 1. УАБ с лазерными головками самонаведении нецелесообразно применять с малых или предельно малых высот, так как они летят за счет инерции, и чем ниже высота их сброса, тем будет меньше время, за которое они достигнут цели. Этого времени может не хватить для точного наведения бомбы. Увеличение же высоты повышает вероятность поражения самолета-носителя огнем зенитных средств. Подобная особенность таких боеприпасов, как отмечалось в американском журнале "Эр форс мэгэзин", вынуждала командование ВВС перед налетами на малоразмерные объекты ДРВ (мосты, плотины) уничтожать ЗРК, прикрывающие подступы к ним. Причем самолеты, используя данные воздушной разведки, воздействовали на зенитные средства непрерывно, не давая времени боевым расчетам на смену позиций. По этому поводу швейцарский журнал "Интернэшнл дефенс ревью" писал, что боеприпасы с лазерными системами наведения найдут широкое применение тогда, когда станет возможным сбрасывать или запускать их с малых высот на расстоянии от цели 6 км и более. Чтобы достичь этого, в США ведутся работы по созданию УАБ с лучшими аэродинамическими характеристиками 2. Во время подсветки цели лазерным лучом с самолета последний становится уязвимым для зенитного огня противника. Этот недостаток компенсируется до некоторой степени тем, что самолет имеет возможность маневрировать в определенных пределах за счет отклоняющейся по азимуту и углу места оптической головки бортового лазерного целеуказателя. 3. Боеприпасы с лазерными головками самонаведения можно применять днем и ночью только в простых метеорологических условиях, а с телевизионными головками самонаведения - в дневное время при наличии контрастных целей. В связи с этим иностранные военные специалисты наиболее подходящими для использования в метеорологических условиях Западной Европы считают первые боеприпасы. Учитывая, что тактическим истребителям в современной войне придется, как правило, действовать на малых и предельно малых высотах, и то, что на поле боя будет сосредоточиваться большое количество малоразмерных целей, особенно танков, за рубежом наряду с совершенствованием боеприпасов с лазерными системами наведения стали создавать более точные и быстродействующие системы поиска, обнаружения и опознавания целей, а также сброса обычных боеприпасов. Лазерные бортовые системы, которые включают (вместе или по отдельности) приемник лазерного излучения (головку самонаведения боеприпаса) и лазерный передатчик (целеуказатель), обычно совмещают с ИК либо телевизионной аппаратурой для улучшения и ускорения поиска и опознавания наземных объектов, особенно при полетах на малых высотах. Аппаратура также может захватывать и автоматически сопровождать цели. Точность бомбометания увеличивают за счет использования лазерного дальномера, состоящего из приемника и передатчика (наклонная дальность до цели определяется временем прохождения лазерного импульса от самолета до цели и обратно). Дальномер начинает работать с дальностей 9 км. Если на борту самолета находится приемник лазерного излучения (головка самонаведения боеприпаса), то он может принимать отраженный от цели лазерный луч, который направляется на нее передовыми авианаводчиками, находящимися на земле или в воздухе. При этом дальность обнаружения и опознавания цели увеличивается по сравнению с дальностью действия ИК и телевизионной аппаратуры. На подсвеченный лазером объект могут также наводиться боеприпасы, имеющие лазерную головку самонаведения. Когда авианаводчик отсутствует, поиск и опознавание цели ведется с помощью телевизионной или ПК аппаратуры. При наличии на самолете ИК станции обзора передней полусферы (FLIR) летчик отыскивает и опознает цель в плохую погоду днем и ночью. В зарубежной печати сообщалось, что с помощью ИК станции можно обнаруживать объекты, замаскированные тонким слоем листьев или некоторыми видами дымов. Телевизионная аппаратура дешевле, чем указанная выше инфракрасная. Она дает возможность летчику видеть объекты в хорошую погоду днем на дальностях, превышающих дальность визуальной видимости. С помощью бортового лазерного целеуказателя подсвечивается уже опознанная цель, для того чтобы по отраженному лазерному лучу можно было наводить на нее управляемые боеприпасы. Бортовые системы, в которые входит та или иная упомянутая аппаратура (в различных комбинациях), в зарубежной литературе называют электронно-оптическими. Рассмотрим кратко, на основе данных иностранной печати, некоторые из них. В США появилась электронно-оптическая система "Пейв Спайк" А, устанавливаемая на двухместных тактических истребителях F-4D и F-4E. Она заменяет устаревшую систему "Пейв Найф". "Иейв Спайк"А включает телевизионную аппаратуру, а также лазерный дальномер-целеуказатель. Система осуществляет поиск, обнаружение, опознавание и подсветку цели, выдаст данные для сбрасывания с самолета как обычных боеприпасов, так и боеприпасов с лазерными головками самонаведения. Все оборудование умещается в контейнере, длина которого 366 см, диаметр 25,4 см, вес 193 кг. Система "Пейв Пенни", изготовленная для штурмовиков А-10А, совместно с бортовым электронным оборудованием даст возможность экипажу автоматически отыскивать цель и сопровождать с расстояния 16 км с помощью отраженного от цели лазерного луча, направляемого внешним источником (самолетом или наземным постом). По этому лучу на малоразмерный объект наводятся боеприпасы с лазерными головками самонаведения. Системой "Пейв Пенни" командование ВВС планирует оснастить также штурмовики A-7D и истребители F-16A. Ее аппаратура размещается в подвесном контейнере весом 14,5 кг. На страницах швейцарского журнала "Интернэшнл дефенс ревью" рассказывалось о двух перспективных системах: "Пейв Тэк", включающей ИК станцию обзора передней полусферы (FLIR), лазерный дальномер-целеуказатель; LATAR (Laser Augmented Target Acquasition/Re-cognilion), имеющей в своем составе телевизионную аппаратуру, лазерный дальномер-целеуказатель и приемник лазерного излучения. В Великобритании на некоторых самолетах "Ягуар" и "Хар-риер" смонтированы приемники лазерного излучения и лазерные дальномеры фирмы "Ферранти". Они могут применяться с малых высот. Помимо этого, командование вооруженных сил Великобритании заказало в США несколько комплектов системы "Пейв Спайк"А для установки их на бомбардировщики "Буканир", способные атаковать цели с малых высот. Для боеприпасов закуплены лазерные головки самонаведения. Во Франции фирма "Томсон-КСФ" разработала лазерный целеуказатель для одноместных самолетов "Ягуар". Тактика боевых самолетов с электронно-оптическими системами зависит от многих факторов, и прежде всего от их типа, метеорологических условий и характера ПВО противника. Она сейчас отрабатывается на полигонах и многочисленных учениях. Ниже в качестве примера рассматриваются действия по малоразмерным целям американского штурмовика А-10А, оснащенного системой "Пейв Пенни", и самолета "Харриер", имеющего на борту электронно-оптическую систему фирмы "Ферранти".
При подходе штурмовика А-10А (рис. 4. обозначен буквой А) к району боевых действий его экипаж входит в связь с ППН - передовым постом наведения (рис. 4, 1) и по его команде связывается с определенным передовым авианаводчиком (на рис. 4, обозначен буквой Б). Если последний подтверждает, что заданная для поражения цель подсвечивается, то летчик выбирает сектор сканирования оптической головки приемника лазерного излучения и режим сброса бомб, В соответствии со значением высоты полета и заданной дальности поиска оптическая головка сканирует по азимуту и углу места. Па индикаторе пространственного положения и кабине отображается направление на цель даже в том случае, если цель находится еще за пределами обзора стрелкового прицела или индикатора на лобовом стекле. Самолет выходит на курс сближения (рис.4, 2) и после захвата цели может в определенных пределах выполнить противозенитный маневр (рис. 4, 3). При этом система будет продолжать автоматическое сопровождение и выдавать летчику команды для вывода самолета на боевой курс. По свидетельству американского журнала "Авиэйшн уик энд спейс текнолоджи", во время проведенных ранее испытании самолет выполнял развороты и маневры со срывом сопровождения цели и восстановлением ее захвата летчиком по показаниям приборов. Выйдя на рубеж применения боеприпасов, самолет наносит по цели удар (рис. 4,4), а затем уходит от нее (рис. 4, 5). Если на самолете подвешены обычные боеприпасы, то после совмещения перекрестия прицела с меткой цели и достижения расчетной дальности они сбрасываются вручную или автоматически. УАБ с лазерными головками самонаведения отделяются тогда, когда их головки устойчиво захватят цели. Самолет "Харриер" летит к цели на малой высоте, используя инерциальную навигационную систему. Выйдя на связь с передовым авиационным наводчиком и получив от него сообщение о подсветке объекта, пилот включает приемник лазерного излучения и выбирает сектор поиска его оптической головки, которая начинает сканировать. На курсе сближения она захватывает цель, после чего самолет может совершать определенный маневр. Включается лазерный дальномер для выдачи ночного расстояния до цели. Далее самолет становится на боевой курс, отметка цели на лобовом индикаторе совмещается с перекрестием прицела, и на соответствующей дальности бомбы сбрасываются. При отсутствии передовых авианаводчиков цель распознается визуально, а дальность до цели в систему сброса бомб выдает лазерный дальномер. В зарубежной печати упоминалось, что такая система обеспечивает большую точность, чем подобная же система с РЛС. Однако дальность сброса бомб относительно небольшая, и самолет вынужден проходить над целью и ставить себя под удар зенитных средств. Поэтому военные специалисты Великобритании думают об установке на боеприпасах двигателей или создании своих управляемых ракет класса "воздух-земля". Судя по сообщениям зарубежной печати, УАБ с лазерными и УР с телевизионными головками самонаведения в основном состоят на вооружении ВВС США. УР с лазерными головками самонаведения еще разрабатываются. Этим и объясняется тот факт, что обычные боеприпасы, в частности кассетные бомбы, остаются главным средством уничтожения малоразмерных целей. Зарубежное военное обозрение 1978, №1, С. 53-58 Смотрите также | |||
| |||
Просмотров: 3667 | | |
Всего комментариев: 0 | |