search
menu
person

NEWS AND UDATES


Комплектование Сухопутных войск США (1989)

Комплектование Сухопутных войск США

Полковник Ю. Мгимов

В армиях стран Североатлантического союза человеческому фактору придается большое значение. Командование сухопутных войск США, например, считает, что успех любой военной стратегии в конечном итоге зависит от качества подготовки и количества людей, участвующих в ее практической реализации. Такой взгляд отражает официальную политику военно-политического руководства страны в области комплектования вооруженных сил.
Ключ к пониманию особенностей и остроты данной проблемы следует искать прежде всего в ее историческом своеобразии. Соединенным Штатам никогда не приходилось защищать собственную территорию от нашествия неприятеля. В течение полутора веков своего существования они не нуждались в обязательном призыве и вооруженные силы комплектовались добровольцами. Впервые к обязательной воинской повинности правительство страны прибегло в годы первой мировой войны, а затем после более чем 20-летнего перерыва уже в начале второй мировой войны. Понимая, что вступление в войну - вопрос времени, в августе 1940 года принимается закон о воинской повинности.
В послевоенные годы, когда США взяли курс на мировое господство, полностью удовлетворить потребности вооруженных сил в личном составе за счет добровольцев, особенно их наиболее многочисленного вида - сухопутных войск, оказалось практически невозможно. Так, в период агрессии против Вьетнама (1971) сухопутные войска США были укомплектованы рядовым и сержантским составом по найму только на 15 %, остальные 85 % набирались согласно закону о воинской повинности. Этот закон, отмененный в марте 1947 года, был вновь принят в июне 1948-го и предусматривал срок службы в регулярных войсках в течение 24 месяцев, а в резерве - пяти лет после увольнения из вооруженных сил. В последующие годы его действие неоднократно продлевалось, что было связано с агрессивными акциями американского империализма за пределами своей территории: война в Корее, вооруженное вмешательство в Ливане, Доминиканской Республике и, наконец, агрессия против Вьетнама.
Именно в ходе вьетнамской войны перед командованием американских вооруженных сил остро встала проблема повышения боеспособности войск. Одним из путей ее решения могло быть, по мнению специалистов Пентагона, изменение системы комплектования. В марте 1969 года президентом Р. Никсоном создается специальная комиссия во главе с бывшим министром обороны Т. Гейтсом, которая в 1970-м рекомендовала переход на добровольный принцип комплектования при консервации в мирное время существующей системы воинской повинности. В 1971 году на основе этих рекомендаций ряд частей и подразделений сухопутных войск, а также пехотная школа и учебный центр в Форт-Беннинг были переведены на добровольную систему комплектования. Проанализировав их опыт, а также изучив результаты специальных исследований, проведенных соответствующими научно-исследовательскими организациями США, и опыт добровольного комплектования вооруженных сил партнеров по НАТО, в частности Великобритании и Канады, было принято решение о переходе к комплектованию по найму. С 1 июля 1973 года по настоящее время вооруженные силы США комплектуются добровольцами.
Организационно система комплектования сухопутных войск США рядовым, сержантским и офицерским составом включает органы найма и соответствующих должностных лиц. В аппарате министра армии и, в его штабе, согласно сообщениям иностранной военной печати, ответственность за решение вопросов комплектования несут помощник министра по личному составу и резервам и заместитель начальника штаба по личному составу. Последнему подчиняется командование набора добровольцев, которое и осуществляет набор, отбор и зачисление добровольцев на военную службу через подчиненное ему командование зачисления на военную службу и сеть вербовочных и приемных пунктов. Последние являются общими для всех видов вооруженных сил. На вербовочных пунктах организуется собеседование и заполняются специально разработанные стандартные анкеты. На приемных пунктах проводится медицинское обследование, оценивается уровень умственного развития и выявляются способности кандидатов.
В условиях военного времени в соответствии с американским законодательством дополнительно к добровольной системе комплектования предусматривается введение в действие законсервированной в настоящее время службы воинской повинности как основного источника пополнения личного состава вооруженных сил. На эту службу будет возложено решение задач по регистрации, учету и уведомлению призывного контингента и по развертыванию административных органов в этих целях. Введение в действие службы воинской повинности осуществляется решением конгресса США по представлению президента.
Процесс комплектования сухопутных войск личным составом включает два основных этапа: определение общих потребностей в личном составе; практический набор, отбор и зачисление на военную службу.
В ходе первого этапа (на уровне министра и штаба армии) определяются потребности сухопутных войск в личном составе в зависимости от сложившегося исторического момента и проводимого военно-политического курса страны. При этом также учитываются демографический и социально-экономический факторы. Первый вызван постоянным уменьшением в стране численности мужского населения призывных возрастов (17-21 год), что не может не отразиться на притоке добровольцев. По оценкам одних американских демографов, это уменьшение в 90-е годы превысит 8 %, а по мнению других, достигнет 25 %. Второй фактор требует проведения анализа общего состояния экономики страны, уровня безработицы, соотношения денежного содержания военнослужащих и оплаты в гражданском секторе. Последнее, по мнению американских военных специалистов, непосредствен. но влияет на возможности и уровень финансового обеспечения лиц, вербуемых в сухопутные войска, сказывается на всей системе добровольного найма. Определение потребностей в личном составе, кроме того, осуществляется с учетом стратегического планирования и конкретных программ (планов), разрабатываемых в интересах данного вида вооруженных сил.
Основными нормативными документами для армии США являются 'Руководство по долгосрочному планированию строительства сухопутных войск', 'План строительства сухопутных войск', 'Пятилетняя программа сухопутных войск', представляющая так называемую 'сухопутную' часть общей 'Пятилетней программы министерства обороны США', и, наконец, 'Меморандум целей программ сухопутных войск'. В них наряду с другими параметрами обычно определяется необходимая текущая и перспективная численность личного состава войск и штабов. В настоящее время численность регулярных сухопутных войск определена на уровне 772 тыс. человек, национальной гвардии и резерва-863 тыс. при ежегодном наборе добровольцев в количестве 130-140 тыс.
Второй этап процесса комплектования (набор, отбор и зачисление на службу) начинается после утверждения потребностей сухопутных войск в личном составе министром армии, а затем и министром обороны.
На добровольную действительную службу по существующему законодательству США принимаются граждане США - мужчины и одинокие женщины в возрасте с 17 (женщины с 18) до 34 лет, годные по состоянию здоровья и умственному развитию, имеющие незаконченное (мужчины) и законченное (женщины) среднее образование. На службу они зачисляются согласно контракту на срок от трех (для женщин - двух) до шести лет. По истечении первого контракта или даже раньше добровольцы могут продлить его действие еще на такой же срок. Обычно им предоставляется право выбора воинской части и места службы. Вместе с тем существующие юридические положения, регламентирующие набор добровольцев, содержат и ряд ограничений в отношении лиц, имеющих судимость, находящихся под следствием или условно осужденных, отказывающихся от военной службы по религиозно-этическим причинам, а также хронических наркоманов, алкоголиков, гомосексуалистов. и других.
При проведении набора и отбора добровольцев органы комплектования сухопутных войск большое внимание уделяют качественным аспектам набираемого контингента. В связи с этим широко используются специально разработанные методики для оценки физического состояния и. умственных способностей поступающих на военную службу. Физическое развитие новобранцев оценивается по трем степеням:, годен без ограничений (категория А), годен с незначительными ограничениями (В) и ограниченно годен (С). Добровольцы последней категории в мирное время на военную службу не зачисляются. Уровень умственного развития и способности определяются на основе специального тестирования, по 100-балльной шкале, подразделяющего кандидатов на следующие категории: 1 (набравшие 93-100 баллов), II (65-92 балла), III (31-64 балла), IV (10- 30 баллов) и V (0-9 баллов). Согласно его результатам кандидаты распределяются по соответствующим военно-учетным специальностям. Пригодность к военной службе определяется по минимально допустимому количеству проходных баллов для данной специальности, причем добровольцы V категории вообще не учитываются.
Наряду с умственными и физическими способностями тщательно проверяется также политическая благонадежность желающих служить в армии. Для этих целей привлекаются местные полицейские органы и агенты ФБР. Отобранные новобранцы подписывают контракт, принимают присягу и направляются в учебные центры сухопутных войск для прохождения курса начальной подготовки. День подписания контракта и присяги считается датой зачисления на военную службу.
Комплектование сухопутных войск офицерским составом осуществляется за счет слушателей военного училища Вест-Пойнт, курсов вневойсковой подготовки при гражданских высших учебных заведениях и офицерских кандидатских школ. Наряду с этим часть офицеров набирается из числа ворэнт-офицеров, офицеров национальной гвардии и резерва сухопутных войск, а также из гражданских специалистов-юристов, врачей и т.д.
Принятая в настоящее время система комплектования сухопутных войск на первоначальном этапе испытывала значительные трудности, связанные с хроническим недобором личного состава (вплоть до 1981 года), усилением текучести кадров (с 1973 по 1980 год по различным мотивам из армии было уволено свыше 600 тыс. рядовых и сержантов досрочно до истечения контракта), понижением качественного состава набираемого контингента (численность новобранцев со средним образованием, например, в начале 80-х годов составляла 50 %., а кандидаты IV категории умственного развития-52 %.).
Кроме того, изменился расовый состав армии. Предполагалось, что с переходом к добровольному принципу комплектования общее число лиц негритянского происхождения в сухопутных войсках не превысит 19 %., однако их доля среди рядового и сержантского состава регулярных войск возросла с 18,4 до 30,4 %, а среди офицеров-с 4 %. до 10,4 %.
Наличие всех этих проблем, по признанию американского военного руководства, отрицательно сказывалось в первую очередь на боеспособности и боеготовности войск, а также на престиже и авторитете армии. Поэтому необходимость устранения этих негативных моментов или снижения их остроты потребовала проведения в сухопутных войсках ряда компенсирующих мероприятий: повышения денежного содержания личного состава; увеличения поощрительных мер (в 1988 финансовом году эта сумма составляла 39,4 млн. долларов, в 1990-м - 58,6 млн.); финансирования образовательных программ военнослужащих (например, в 1989 финансовом году выделялось 58,5 млн. долларов); наращивания усилий в рекламно-вербовочной работе (в этом году ассигновано 71,4 млн, долларов); реализации программы поощрительного обеспечения семей военнослужащих (в 1988 финансовом году - 93 млн., а в 1989-м - 104,4 млн. долларов). В таблице приведены данные комитета по делам вооруженных сил палаты представителей конгресса США, характеризующие основной оклад американских военнослужащих по состоянию на 1989 год.
Финансовые и организационные затраты, а также ряд других мероприятий, реализованных в последние годы, по свидетельству иностранной военной печати, благоприятно сказались на комплектовании сухопутных войск. Ежегодные планы набора добровольцев в настоящее время выполняются при качественном повышении уровня подготовленности личного состава. По официальной статистике такое состояние дел подтверждается также данными министерства армии. В частности, в период 1980 -1988 финансовых годов показатель укомплектованности рядового и сержантского состава возрос с 80,7 до 84,2 %, а средний срок службы увеличился с 5,5 года до 6,2. Доля новобранцев со средним образованием в 1988 г. уже составляла 93 %. По уровню умственного развития число новобранцев первых трех категорий, судя по методике оценки их способностей, увеличилось до 66 %, а низшей категории снизилось почти до 4.
Тем не менее состояние войск (армии), и прежде всего качественное, по-прежнему вызывает беспокойство американского военного руководства. По его мнению, все еще существует тенденция значительного притока добровольцев негритянского происхождения и представителей других национальных меньшинств, в текущем году по сравнению с 1988 годом несколько уменьшился набор добровольцев (на 2 %) и сократилось (на 14 %) количество новобранцев трех верхних категорий, Ощущается нехватка высококвалифицированных специалистов дефицитных специальностей. Более того, по прогнозам иностранных военных экспертов, на комплектование сухопутных войск могут также негативно повлиять другие социальные явления (демографические, политические, психологические и т. д.).
В целом же, по оценке американских специалистов, существующая система комплектования не имеет альтернативы и позволяет в основном обеспечить достаточно высокую боеспособность и боеготовность сухопутных войск.

Зарубежное военное обозрение 1989 №12

Другие материалы по теме
Смотрите также
Категория: Личный состав | Добавил: pentagonus (18.12.2007) | Автор: Полковник Ю. Мгимов
Просмотров: 7047 | Комментарии: 1 | Теги: комплектование, Ю. Мгимов | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
avatar
1 valentin2106 • 20:55, 14.12.2008
отличный сайт!!!!!!!
avatar