Военные аспекты избирательной системы в США
Полковник Ю. Мгимов
В ходе предвыборной кампании в США 1991-1992 годов, завершившейся избранием нового президента Билла Клинтона, наряду с другими проблемами широко обсуждались и вопросы военной политики, строительства вооруженных сил, их новой роли в условиях окончания "холодной войны". При этом постоянно подчеркивалась важность и необходимость вооруженных сил как инструмента обеспечения национальных интересов Соединенных Штатов. Так, еще будучи кандидатом в президенты страны, Б.Клинтон отметил, что "США по-прежнему необходимо иметь наилучшим образом оснащенных и подготовленных военных, чтобы противостоять сегодняшним угрозам". Во время предвыборной кампании нередко разыгрывалась своеобразная "военная карта" в надежде заручиться поддержкой со стороны личного состава вооруженных сил как потенциальных избирателей. И это несмотря на то, что в соответствии с американским законодательством "военнослужащие служат избранным конституционным путем лидерам нации безотносительно к их партийной принадлежности и собственным политическим позициям". В связи с этим определенный интерес представляют вопросы реализации декларированного законодательством конституционного права голоса военнослужащих американских вооруженных сил в рамках общей избирательной системы, существующей в США. Она является одним из важных элементов государственно-политической системы, регулируемой правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право населения страны, в том числе военных. Характерными особенностями выборов по взглядам американских правоведов, являются высокая интенсивность и размах, а также отработанная система охвата личного состава вооруженных сил как части избирателей. В официальном документе министерства обороны "Руководство по оказанию содействия выборам" говорится, что гражданам США, включая военнослужащих, в ходе такого рода кампаний приходится избирать около 500 тыс. должностных лиц, находящихся на различных уровнях управления государством. Указанные особенности избирательной системы требуют соответствующей организации и проведения значительной работы среди населения США, в том числе в вооруженных силах, в периоды выборных кампаний. В связи с этим в стране разработана и постоянно действует "Федеральная программа содействия выборам". Юридическую основу этого документа составляют два закона, принятых американским конгрессом в 1955 и 1975 годах: "О содействии федеральным выборам" и "Избирательные права граждан США, находящихся за рубежом", с дополнениями, утвержденными в ноябре 1978-го. В рамках "Федеральной программы содействия выборам" и на ее базе министерства, ведомства и организации, в том числе министерство обороны, разрабатывают собственные программы. Применительно к вооруженным силам такая программа охватывает все уровни руководства ими и предназначена для решения следующих основных задач: обеспечение военнослужащим как гражданам США своего конституционного права голоса, оказание всесторонней поддержки в ходе выборов личному составу, членам их семей и лицам, проходящим службу за пределами континентальной части страны, а также всем американцам, находящимся в этот момент вне своего избирательного округа (практика голосования по почте, для чего специально разработан стандартный бланк). Решением данных задач в вооруженных силах США занимается определенный круг должностных лиц. За реализацию вышеуказанной программы, как правило, отвечают командиры (начальники) различных воинских формирований. Они назначают специального офицера (или советника) пс содействию выборам в соответствующих подчиненных им структурах для выполнения приказаний и распоряжений, связанных с проводимой кампанией. В свою очередь, эти офицеры выдвигают из числа офицерского или сержантского состава в нижестоящих частях и подразделениях ответственных за непосредственное содействие выборам. Деятельность должностных лиц по обеспечению выборов осуществляется согласно разработанному плану. В соответствии с ним командиры обязаны проводить с офицерами по содействию выборам инструктажи о работе в ходе кампании, брифинги с личным составом, семьями военнослужащих и гражданскими служащими, на которых они дают информацию по вопросам регистрации и процедуры голосования. Особенно интенсивно такие мероприятия проводятся в ходе организуемых месячников и недель избирателей вооруженных сил. Наряду с названными официальными лицами в осуществлении программы содействия выборам участвуют: - Генеральный юрисконсульт министерства обороны, начальник военно-юридической службы и их представители в видах вооруженных сил отвечают за юридическое (законодательное) обеспечение выборов и фактически являются советниками командиров (начальников) по этим вопросам. Данные лица оказывают юридическую пвмощь офицерам по содействию выборам. - Офицеры по связи с общественностью обеспечивают публикацию необходимых предвыборных материалов в средствах массовой информации: бюллетенях, газетах и других изданиях министерства обороны. Указанные лица взаимодействуют с офицерами по содействию выборам, в частности, при проведении Недели избирателей в вооруженных силах. - Офицеры службы генерального инспектора занимаются вопросами, касающимися прав личного состава и членов семей военнослужащих, несут ответственность за подготовку и оснащенность офицеров по содействию выборам. - Капелланы (военные священники) отвечают за создание устойчивого морально-нравственного климата среди военнослужащих в период выборной кампании, а также за распространение соответствующей информации. Кроме этих должностных лиц, офицеры по содействию выборам к участию в предвыборных кампаниях широко привлекают общественно-массовые организации: скаутов, ветеранов, клубы жен военнослужащих и другие. Для обеспечения устойчивой, оперативной и надежной связи в ходе предвыборной кампании и во время голосования в военных и содействующих им гражданских структурах создается сеть центров связи и почтовых отправлений. Она находится в постоянной готовности к отправке соответствующих материалов по всем средствам связи на протяжении выборной кампании (год). Оперативные центры должны знать фамилию, номер телефона и места нахождения офицеров по содействию выборам и при необходимости незамедлительно устанавливать с ними связь. В процессе предвыборных кампаний в вооруженных силах проводятся конкурсы на лучший лозунг по соответствующей тематике. При этом, как свидетельствует американская военная пресса, обычно он не столько связан с конкретной избираемой личностью, сколько отражает общее патриотическое настроение военнослужащих, их отношение к выборам как одной из форм волеизъявления, а также их права и обязанности как граждан США в соответствии с социально-правовым статусом. В течение выборной кампании 1991-1992 годов к числу наиболее характерных лозунгов, представленных на конкурс в американских вооруженных силах, относились следующие; "Голосуя на выборах, ты служишь своей стране", "Выборы - это шанс заявить о себе", "Участие в выборах обеспечивает равные возможности для всех" и другие. Первое и второе места заняли два из них: "Когда граждане голосуют, к ним прислушиваются" и "Америка, я голосую за тебя". С целью стимулирования активности военнослужащих руководство министерства обороны установило поощрительные денежные премии для первых шести лозунгов, прошедших по конкурсу. В ходе предвыборных кампаний министерство обороны США во взаимодействии с министерствами видов вооруженных сил, радио- и телеслужбой за рубежом, пресс-службой вооруженных сил, соответствующими федеральными учреждениями, а также официальными представителями администраций различных штатов осуществляет подготовку и распространение среди личного состава значительного количества информационных материалов по этой тематике: брошюр, статей, комментариев, кино- и видеофильмов. Таким образом, предвыборная деятельность в вооруженных силах США связана с широким диапазоном проблем - от разработки юридической базы обеспечения выборов, назначения специальных должностных лиц по оказанию содействия им и до конкретной работы с личным составом в частях и подразделениях. В целом, рассмотренные военные аспекты избирательной системы в США свидетельствуют о том, что проводимая в ее рамках организационная и информационная работа в войсках обеспечивает практическую реализацию конституционного права голоса военнослужащих и членов их семей. Тем не менее в соответствии с существующим законодательством в этой области имеется ряд ограничений. В частности, военнослужащим в ходе выборной кампании запрещается использование своей власти или своего служебного положения с целью влияния на выборы либо их результаты, участие в политических съездах или организационных комитетах (комиссиях), публикация целенаправленных политических статей в прессе и т.п. Однако за военнослужащими сохраняется право на выражение личной неофициальной точки зрения по любым политическим вопросам, в том числе и касающимся избираемых кандидатов.
Зарубежное военное обозрение 1993 №4
Смотрите также
|