Хроника потерь истребительной элиты Корея,
1951—53 гг. ч1 (ч2) Леонид Крылов Юрий Тепсуркаев
Временами линия, отделяющая аса от военнопленного, чертовски тонка, и не
потому, что ты плох или глуп, просто иногда обстоятельства сильнее тебя. Еще
одна причина, — давай смотреть правде в глаза, — неважно, насколько ты хорош, но
где-то есть пилот, который чуть-чуть лучше... В Корейской войне, как и почти в любой другой, большая часть сбитых самолетов противника приходится на относительно небольшую группу пилотов, пилотов-асов. Это слово, — ас, — официально не принято ни в ВВС СССР, ни в ВВС США. Однако и у нас, и у них так называют наиболее выдающихся летчиков. У нас часто не связывают титул аса с числом воздушных побед, асом может быть бомбардировщик или разведчик. Американцы идут по другому пути — ас должен иметь не менее пяти сбитых. Пилот может иметь тысячи часов налета, сотни боевых вылетов, десятки уничтоженных целей на земле, но если нет пяти побед в небе — он не ас, просто классный авиатор. Ниже мы будем говорить об асах войны в Корее. И у нас, и у американцев было немало первоклассных летчиков, однако мы не можем рассказать о них всех, нам придется в качестве критерия принадлежности к элите, к асам, исходить из числа побед. Традиционно цифры потерь одной из воюющих сторон и побед другой не сходятся, и Корейская война — не исключение. Результаты боевой работы советских летчиков нам известны из архивных документов. Деятельность пилотов ВВС США описана многими западными исследователями, и мы надеемся, что их работы имеют под собой документальную основу. Сравнивая их и наши данные, иногда создается впечатление, что мы и они воевали в двух разных войнах, ведшихся в разных странах,' но имевших по прихоти судьбы одно название. Однако данная статья не ставит целью разрешение или объяснение статистических противоречий, об этом мы надеемся поговорить в другой раз. А сейчас договоримся считать победой не сам факт уничтожения самолета противника, а факт его атаки при таких условиях, которые позволили летчику заявить о победе, а его командованию подтвердить ее, даже если противник потерь не понес. Для начала — немного статистики. Летчики 64-го истребительного авиационного корпуса ВВС СССР, принимавшего участие в войне, сбили в воздушных боях 1106 самолетов противника. Победы записаны на счета 347 пилотов, 52 из них имели по пять и более побед. Асы 64-го ИАК составили 15 % от числа результативных летчиков, но на их счету 416 побед, или 37,6 %. Все асы 5-й воздушной армии Дальневосточных ВВС США летали на «Сейбрах». За время войны 365 пилотов F-86 сбили 818 самолетов. Асами стали 39 человек, или 10,7 %. На счета американских асов записаны 305,5 побед, или 37,3 %. Это, так скажем, позитивная статистика. Есть и негативная. О победах асов говорят часто, редко — об их поражениях. Сложилось мнение, что асов не сбивают, они сами сбивают кого угодно. Замечательный тому пример — легендарный герой люфтваффе Эрих Хартманн. Его 352 победы хорошо известны, о том же, что он был сбит 13 раз, мы слышим реже. И асы Кореи так же не были непобедимы. Продолжим изучение статистических данных. 64 ИАК потерял непосредственно в воздушных боях 268 МиГ-15. В это число не входят потери, связанные с посадками поврежденных в боях самолетов. Советские асы были сбиты 8 раз, еще один погиб при посадке на поврежденном самолете. Общее число советских летчиков, участвовавших в войне, мы оцениваем в 1100 человек. При этом исходим из того, что боевой опыт получили 10 авиадивизий или 29 авиаполков. По «корейскому» штату в составе полка было 30—34 летчика, в управлении дивизией — 4. С учетом потерь и редких пополнений цифра 1100 вполне правдоподобна. Таким образом, 23 % летного состава 64 ИАК было сбито. Среди асов потери достигли 15 %. По западным данным, в воздушных боях были потеряны 78 F-86. МиГами были сбиты 5 асов. Общее число пилотов «Сейбров» мы можем оценить следующим образом. F-86 совершили 87 177 боевых вылетов при норме на одного пилота в 100 вылетов. Учитывая недолеты и, иногда, перелеты нормы, а также то, что иностранные летчики, летавшие на «Сейбрах», имели нормой 50 вылетов, оценим общее число пилотов F-86 в 900 человек. Тогда в среде пило-тов-не асов потери в воздушных боях составили 8 %, в среде асов — 12,8 %. На примере советских ВВС мы видим, что асов сбивали не намного реже обычных летчиков. Цифры по 5-й ВА США еще более впечатляют — асов сбивали чаще! Последнее, впрочем, можно объяснить тем, что именно асы чаще всего лезли в самое пекло воздушного боя, зарабатывая победы и терпя поражения. А теперь мы представляем Вашему вниманию хронику потерь среди истребительной элиты. 18 января 1951 г. Из вылета на непосредственную поддержку наземных войск не вернулся пилот F-86 334 ИАЭ 4 ИАКр к-н Джо X. Пауэре (Joe II. Powers, Jr.). Во Вторую мировую войну Пауэре одержал 14,5 побед, открыть счет в Корее не успел. С конца декабря 1950 г. по 2 января 1951 г. 4 ИАКр — единственное в Корее на то время авиакрыло на «Сейбрах» — эвакуировалось с южнокорейского передового аэродрома Кимпхо на авиабазу Джонсон в Японии из-за угрозы скорого захвата Кимпхо китайскими войсками во время так называемой «Второй стадии Большого Китайского Наступления». 14 января 1951 г. подразделение 334-й эскадрильи перелетело на аэродром Тэгу на юге Корейского полуострова. Большая удаленность Тэгу от района действия МиГов 64 ИАК вынудила использовать «Сей-бры» лишь на линии фронта. Однако F-86 не могли нести никакого дополнительного вооружения, поэтому вылеты на поддержку наземных войск оказались неэффективны. Кроме того, пилоты 4 ИАКр, чьей задачей до прихода в Корею была ПВО американской столицы, просто не были достаточно хорошо обучены пилотажу на предельно малых высотах, тем более над сильно пересеченной местностью. По одной из версий, именно из-за ошибки пилотирования в горах погиб к-н Пауэре. Вторая версия относит его гибель на счет огня стрелкового оружия со стороны войск противника. 17 июня 1951 г. В воздушном бою с F-86 сбит и катапультировался гвардии старший лейтенант Лев Щукин из 18 ГвИАП 303 ИАД. К этому времени на его счету были 1 F-51, 1 F-80 и 1 F-86, сбитые лично, и один F-51, сбитый в группе. «Сей-бр», кстати, был сбит в том же бою. Позже его счет возрастет до 15. Победу над Щукиным одержал офицер штаба 4-го ИАКр капитан Сэмьюэл Песакрета (Samuel Pesacreta). 18 июня 1951 г. В воздушном бою с F-86 сбит гвардии капитан Серафим Субботин из 176 ГвИАП 324 ИАД. К этому дню на счету капитана Субботина были 2 В-29, 1 F-84,1 F-86. Еще два F-86 были уничтожены 18 июня 1951 г., причем один из них — более чем необычно. В ходе того боя 8 МиГ-15 атаковали 16 F-86. В первой же атаке капитан Субботин сбил один «Сейбр». Затем завязался маневренный воздушный бой. Уходя из-под атаки двух F-86, Серафим Субботин заметил МиГ-15, который поливали пулеметным огнем два «Сейбра». Субботин открыл по ним заградительный огонь и в этот момент почувствовал, как в двигатель попала пулеметная очередь. Двигатель заскрежетал и остановился. В кабину погнало керосин и густой белый дым, разглядеть в котором что-либо было невозможно. Летчик аварийно сбросил фонарь и, осмотревшись, перевел поврежденный истребитель в нисходящую спираль. О дальнейшем капитан Субботин в послеполетном рапорте писал: «...При выводе из правой нисходящей спирали я был дважды атакован преследующими меня «Сейбрами», идущими на очень малой дистанции. Они все время стреляли. В результате последней пулеметной очереди на моем самолете оказалось перебито управление элеронами, а обнаглевший противник продолжал меня преследовать, все время обстреливая с малой дистанции... Я выпустил воздушные тормоза и почти сразу же почувствовал удар в заднюю часть моего МиГа и дикий скрежет, а в следующую секунду увидел с левой стороны фюзеляж F-86 с обломанной правой плоскостью — «Сейбр» врезался в мой самолет. Поврежденный МиГ стало резко «рвать» и бросать из стороны в сторону, создавая различные перегрузки. Меня начало мотать по кабине. Выбрав момент, когда отрицательная перегрузка оторвала меня от кресла, я покинул неуправляемый самолет. Благополучно раскрыл парашют и приземлился в горах, километрах в 12-ти от города Тайсен...» Вероятно, американский пилот при столкновении был тяжело ранен или убит, поскольку не катапультировался и разбился вместе с самолетом. На месте падения были найдены документы на имя капитана Уильяма Д. Кроуна (William D. Crone). В день гибели Уильяму Кроуну исполнялось 34 года... К концу пребывания в Корее Серафим Павлович Субботин довел счет своих побед до девяти. 26 октября 1951 г. В бою с F-80 и F-84 сбит старший лейтенант Федор Шебанов из 196 ИАП 324 ИАД.
В ходе боя над сплошной облачностью пара Шебанова с большой дистанции была атакована «Шутинг Стара-ми». В то время, как ведомый выходил из-под атаки с набором высоты, он увидел, что его ведущий уходит вниз и скрывается в облаках. Больше Федора Шебанова не видели, на аэродром он не вернулся. Поисковая партия, высланная в район боя, обнаружила останки сгоревшего МиГа. Местные жители сообщили, что самолет, следуя курсом на юг, в пикировании под углом 35—40° вывалился из облаков, на высоте 50—70 м перешел в отвесное пикирование и разбился. На месте падения была найдена бортовая аптечка, пробитая крупнокалиберной пулей. Размещение аптечки в кабине и характер ее повреждения позволили предположить, что старший лейтенант Шебанов при атаке F-80 был смертельно ранен и у самой земли потерял сознание... На день своей гибели Федор Акимович Шебанов имел на счету 1 В-29 и 5 F-86. В этот день победы пилотам F-80 или F-84 не засчитаны. 28 ноября 1951 г. В
бою с F-86 сбит и погиб капитан Герман Шаталов из 523 ИАП 303 НАД. На день
гибели Герман Тимофеевич Шаталов имел на своем счету 2 F-51, 1 F-80 и 2 F-86. 1951 г. — дополнение В 1951 году при выполнении боевого задания погиб пилот США майор Лиланд Р. Молланд (Leland R. Molla-nd). Обстоятельства его гибели, принадлежность к конкретной авиачасти нам не известны. Молланд во время Второй Мировой войны стал асом с 10 победами, в Корее сбитых не имел. 6 января 1952 г. В бою с F-86 поврежден МиГ-15 гвардии старшего л-та В. И. Степанова из 18 ГвИАП 303 ИАД. При посадке отказала тормозная система, самолет выкатился за пределы ВПП и сгорел, летчик погиб. На его счету были 1 В-29, 2 F-84 и 2 F-86. 7 января 1952 г. 8 бою с F-86 сбит и катапультировался капитан Борис Абакумов из 176 ГвИАП 324 ИАД. К сожалению, в результате ранения 12,7-мм пулей Абакумов потерял большой палец левой руки и после выздоровления был списан с летной работы. На 7 января 1952 г. Борис Степанович Абакумов имел на своем счету 5 побед. В тот день победы над МиГ-15 имели пилоты 25 ИАЭ 51 ИАКр капитаны Джон М. Херд (John М. Heard) и Ральф X. Эшби (Ralph Н. Ashby). 11 января 1952 г. В
бою с F-86 сбит гвардии капитан Лев Щукин из 18 ГвИАП 303 ИАД. Он описал событие
весьма лаконично: «...На высоте пять или шесть тысяч пробило бак, — пары
керосина поползли в кабину, ~ и перебило лямку подвесной системы парашюта слева,
дырка была миллиметров 20. Перевел самолет в горку с углом 45 градусов, в наборе
выключил двигатель, чтобы не взорваться. Набрал на горке полторы тысячи метров
и, когда самолет начал подрагивать, катапультировался...» 11
января 1952 г. победы над МиГ-15 имели: 17 января 1952 г. В бою с F-86 сбит гвардии капитан Сергей Крамаренко из 176 ГвИАП 324 ИАД. Через сорок лет Герой Советского Союза Сергей Макарович Крамаренко вспоминал: «...В январе меня сбили. Я атаковал противника, сбил его, и в этот момент, по самолету пошли удары, он начал крутиться. Очень сильное вращение, ручка не действует... Я сразу нажал на рычаг катапульты, вылетел, раскрыл парашют и повис под куполом. Смотрю — мимо проносится американец, что меня сбил, отходит, разворачивается и идет на меня. Открыл огонь, трассы проходят подо мной. Я еще, помню, ноги поджал... Самолет метров за сто отворачивает и делает второй заход. Подо мной облака, близко. Думаю — я раньше до них долечу или американец стрелять начнет? Как только он развернулся, я влетел в облако. Сыро, темно. А мне приятно, никто меня не видит. Подольше бы, думаю, здесь висеть. Потом опустился под облако, осмотрелся — американца не видно, видимо, побоялся входить в сплошную облачность. Посмотрел вниз, а там, в тысяче метров подо мной, сопки, на сопках лес, а деревья голые такие, как колья. Сяду, думаю, на такой кол и буду торчать! Потом увидел поляну в стороне. Подтянул к себе парашют и заскользил туда. Вижу, что попадаю на ту поляну, развернулся, ударился о землю и кувыркнулся пять-шесть раз по склону. Смотрю, а рядом, в десятке метров, камень. Даже не камень, скала. Вот если бы на нее упал!.. Стал себя ощупывать. По мне стреляли, думаю, кровь должна быть. Я думал, что он по мне попал, но не чувствую. Посмотрел кровь на руках — нет, на голове — нет, на ногах тоже нет. Видно, пули мимо прошли. Стал кости ощупывать, удар-то о землю сильный был. Кости на руках целы, смотрю, кисти вращаются, ноги тоже целы. Голову потрогал — шишка. И голова болит чуть-чуть. Когда упал, видно, о камень ударился, или когда из кабины вылетал. Но в общем ничего, собрал парашют и пошел вниз по склону. Спустился, смотрю — дорога. Время было обеденное. Стал держаться так, чтобы солнце было слева, шел в сторону моря. Там была дорога к мостам на Анею. Потом слышу справа скрип. Прошел немного, остановился, вижу — подходит проселочная дорога и по ней едет старик кореец на двуколке на каком-то ослике. Я стою. Он подъехал, смотрит на меня. Мне надо объясниться, что свой, защищаю их. Говорю, что я, мол, советский летчик, помогал корейцам. Нас там учили корейскому языку. Но, вижу, он меня не понимает. Произношение не то. Тогда прямо говорю: «Москва — хо», — хорошо значит. Он понял. Москва хо? Хо! Пхеньян хо? Хо! Сталин хо? Хо! Ким Ир Сен хо? Хо! Понял, что я свой, посадил меня на двуколку, на арбу свою, и привез в деревню. Там уже пришла корейская полиция. Стали меня проверять. Принесли карты Москвы, Кореи. Стал им показывать — воевал здесь с американцами, вот в этом месте меня сбили, по мне стреляли... Они посадили меня за стол, стали угощать корейской едой. Дали мне водки своей. Капусту. А она с перцем. Меня обожгло. Корейцы показывают — надо водкой запивать. Я выпил — прошло. Наконец дали мне машину и отвезли в полк...» В то время на счету капитана Крамаренко были 2 «Метеора», 1 F-80 и 10 F-86. 17
января 1952 года победы над МиГ-15 были записаны на счета: 6 февраля 1952 г. В результате катастрофы F-86 погиб майор Майкл Брезас (Michael Bre-zas). Его принадлежность к какой-либо конкретной эскадрилье нами не установлена. Во Вторую Мировую войну Брезас одержал 12 побед. В Корее сбитые на его счет не записаны. 10 февраля 1952 г.
При выполнении боевого задания сбит и погиб майор Джордж А. Дэвис-младший (George
A. Davis, Jr.) из 334 ИАЭ 4 ИАКр. На то время майор Дэвис был самым
результативным пилотом F-86, имевшим на своем счету 9 МиГ-15 и 3 Ту-2, сбитых в
Корее. Еще 7 побед были одержаны им во Вторую Мировую войну на Тихоокеанском
ТВД. 12 побед в Корее Дэвис одержал чуть более, чем за две недели, дважды сбив
за один день два, и дважды четыре самолета противника. Сослуживцы говорили, что
он был болен «Мировой лихорадкой», и зачастую ради очередной победы неоправданно
рисковал собой. 10 февраля он довел свой корейский счет до 14 — буквально за
несколько секунд до гибели. Джордж Дэвис стал одним из четырех авиаторов,
награжденных Почетной медалью Конгресса — высшей наградой Америки. Майор Дэвис был сбит летчиком 148 ГвИАП 97 ИАД старшим лейтенантом Михаилом Авериным. Мир авиации №1 1996
С.16-24
Смотрите также
| |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 6984 | Комментарии: 1 | | |
Всего комментариев: 1 | |
| |