search
menu
person

NEWS AND UDATES


Черная неделя Бомбардировочного Командования. Корея, октябрь 1951 г. ч2
HTML clipboard

Черная неделя Бомбардировочного Командования. Корея, октябрь 1951 г. ч2 (ч1)

Леонид Крылов Юрий Тепсуркаев

Теперь перейдем к американцам. Вероятно, впервые цифру потерь в три В-29 назвал Роберт Фрэнк Фут-релл. Со второй половины 1950-х он написал отдельные главы о войне для нескольких сборников как по общей истории ВВС США, так и по их использованию в Корее, а затем выпустил свой классический труд "ВВС США в Корее, 1950-53". Его работы стали основным источником информации для многих западных авторов, а цифра потерь 23 октября, соответственно, перекочевала и в их книги.
Однако, у нас есть серьезные сомнения в ее правдивости. Многие западные источники сообщают, что потери, понесенные 23 октября, заставили Бомбардировочное Командование перейти на исключительно ночные вылеты В-29 в "Аллею МиГов" до самого конца войны, и "Черный вторник" стал последним днем, когда "Суперфортрессы" вылетали к Ялуцзяну днем. Реально бомбардировщики еще появлялись в зоне действия 64-го ИАК 24 и 27 октября, однако их потери в те дни были несравненно более легкими. Таким образом, поворотным для истории дневных налетов В-29 действительно стало 23 октября 1951 года. Но почему именно этот день, ведь для Бомбардировочного Командования результаты боев 1 марта и 12 апреля были, казалось бы, не менее трагичными?11 На наш взгляд, это объясняется намного более высоким уровнем реальных потерь по сравнению с официальными.
Американские ветераны, очевидцы "Черного вторника", дают другую версию событий. Гарольд Е. Фишер (Harold Е. Fischer), бывший в то время пилотом "Шутинг Стара" 80-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи, вспоминал:
"В один из самых страшных дней для наших ВВС, большая группа из 12-ти самолетов вылетела в Северную Корею под прикрытием F-86. При отходе от цели их встретили МиГ-15 противника в превосходных четырехсамолетных звеньях, которые произвели несколько атак по группе В-29, не обращая внимание на истребительное сопровождение, оказавшееся совершенно неэффективным. МиГи вели огонь из пушек, даже не входя в зону оборонительного пулеметного огня В-29, и стрелки бомбардировщиков оказались бессильны перед подобной тактикой. То была встреча самолетов Второй Мировой с современными реактивными истребителями. Восемь В-29 были сбиты, а остальные оказались столь серьезно повреждены, что не рискнули тянуть через море на Окинаву и сели на передовых авиабазах в Южной Корее. Позже мы вылетали на поиск членов экипажей В-29, покинувших свои изрешеченные машины над морем.
Мы проходили фронтом от острова Чходо вдоль побережья до устья Ялуцзяна и обратно на высоте нескольких футов, до боли в глазах всматриваясь в волны, но не смогли заметить ни одного спасательного жилета. Из-за малой высоты время поиска предельно сократилось, и, к великому сожалению, мы были вынуждены скоро покинуть район. Единственным встреченным нами самолетом был спасательный "Дамбо"12, так же занимавшийся поиском экипажей "Дамбо" ушел из района вслед за нами, опасаясь, что МиГи могут вернуться и сбить его. ...Мы взяли курс на базу и набирали высоту, чувствуя горечь и понимая, что в тактике необходимо что-то менять - либо увеличить и улучшить сопровождение, либо прекратить дневные налеты и перейти на ночные. И так случилось, что это оказался последний раз, когда В-29 появлялись в небе днем."
По показаниям одного из членов экипажа В-29, сбитого зенитным огнем 23 января 1952 года, в октябре 1951-го в течение недели Бомбардировочное Командование теряло "Суперфортрессы" в каждом вылете, причем в "Черный вторник" потери от МиГов составили девять машин.
Как говорила Кэролловская Алиса - "все страньше и страньше". Теперь, не считая нашей, мы имеем три западных версии события, причем версии почти полярные. Истина же часто лежит посредине. Еще одно, последнее толкование итогов боя 23 октября мы находим у Ларри Дэвиса. Он сообщает: "...К концу битвы все В-29 получили тяжелые повреждения. Три из них были потеряны над целью, еще четыре разбились на авиабазах Южной Кореи. Оставшиеся три дотянули до Кадены13 но были списаны и пущены на слом. Таким образом, МиГи уничтожили всю группу В-29. Той ночью появился приказ - никаких более дневных вылетов ни в саму "Аллею МиГов", ни в прилегающие к ней районы". Причем далее Дэвис, говоря о суммарных потерях В-29 в воздушных боях в Корее, пишет: " Официально их потери были очень легкими - 17 самолетов за три года конфликта. Но в это число входят только те, что упали в Северной Корее или на территории, занятой противником. Самолеты, упавшие в воды Желтого и Японского морей или разбившиеся в Южной Корее, не считались потерянными в бою. Не считались потерями и те самолеты, что из-за сильных повреждений были списаны по возвращении домой."
Принимая это утверждение во внимание, нам, возможно, следует сказать, что 23 октября 1951 года в Северную Корею вылетели 10 В-29, из которых три были потеряны, а остальные... скажем, выбыли из состава Бомбардировочного Командования. Звучит несколько бредово, но вполне компромиссно для всех сторон.
Что же касается несоответствия с нашими документами в числе бомбардировщиков, то, как нам кажется, следует признать, что все три полка атаковали одну и ту же группу. Причем ни один полк не определил правильно число самолетов в ней - ситуация, которая для любой войны скорее правило, чем исключение. Впрочем, вполне возможно, что на уровне полков численность В-29 была определена точно, а сумятицу внесло объединение полковых отчетов в дивизионные, сведенные затем в единое корпусное описание воздушного боя.
Из приведенного выше корпусного описания следует, что полки 303-й дивизии, последовательно вступая в бой, столкнулись с группами соответственно по 8, 9 и 11 бомбардировщиков. Поскольку численность В-29 росла, то создается впечатление, что они шли тремя разными группами - в противном случае одна группа, проходя "сквозь строй" советских полков, должна была редеть.
Начнем с 18-го Гвардейского полка, встретившего "Суперфортрессов" первым. В корпусном описании сообщается, что группа состояла из восьми В-29 в строю "фронт". Прямо скажем - подобный строй не позволяет организовать эффективную систему оборонительного огня. Однако упрекать противника в глупости было бы неверно. Вероятно, 18-й ГвИАП встретился с бомбардировщиками в то время, как те разворачивались и ложились на обратный курс после бомбометания. И тогда вполне возможно, что В-29 были сосчитаны неверно, а часть их, ушедшая вперед, осталась незамеченной. Эта версия становится тем более вероятной, если учесть такие неблагоприятные для подсчета условия, как обнаружение В-29 на встречных курсах и посредственная видимость.
Через три минуты 523-й полк встретил группу из девяти В-29 - новую группу, по логике корпусного описания боя. Но, согласно дивизионному описанию, 523-й ИАП обнаружил 9 бомбардировщиков "в плотном боевом порядке: ведущее звено Б-29 в "клину" в плотном строю; ведомая группа 6 В-29, ранее атакованная группой подполковника СМОРЧКОВА (выделено нами - Авт.), следовала на дистанции 4-5 км сзади справа на интервале 400-600 м в боевом порядке "фронт звеньев".
14
Еще через две минуты в бой вступил 17-й ИАП, его целью стали одиннадцать В-29. Но в дивизионном описании, составленном на основе полковых, первоначально сообщалось о группе лишь из восьми "Суперфортрессов"! Однако затем цифру 8 исправили карандашом на 11, и " таком виде она перекочевала в штаб Корпуса.
15 Таким образом, численность группы бомбардировщиков все же уменьшалась, и это дает основания утверждать, что группа была единственной.
По словам А. П. Сморчкова, вернувшиеся из вылета 23 октября командиры полковых групп "...могли уверенно говорить максимум о действиях своих групп. Каждый вылет нами анализировался и делались необходимые выводы - но только за свой полк. В целом о действиях соседей мы имели очень краткое представление. Все это делалось в штабах дивизии и корпуса. В итоге, за весь период боевых действий при мне не было каких-либо конференций по обобщению боевого опыта, т. к. мы постоянно находились в готовности для очередного вылета. А затем - внезапный конец для нас и выезд на Родину".
* * *
В среду 24 октября, несмотря на вчерашний разгром, бомбардировщики вновь вылетели в "Аллею МиГов". Целью восьми В-29 98-й БАГ стал железнодорожный мост у Сунчхона. 4-е авиакрыло выставило истребительный "заслон" у Ялуцзяна. Прикрытие района осуществляли 16 "Метеоров" из 77-й эскадрильи Австралийских Королевских ВВС, для непосредственного сопровождения бомбардировщиков были выделены 10 "Тандерджетов".
В 14:58 РТС 64-го ИАК на рубеже Пхеньян-Нампхо обнаружили противника, через три минуты полки 303-й ИАД были приведены в готовность № 1. В 15:06 начался подъем истребителей, в течение девяти минут на перехват ушли 16 МиГов 523-го, 20 МиГов 18-го Гвардейского и 18 МиГов 17-го полков. Под общим командованием подполковника Сморчкова группы взяли курс на район Анджу-Кочхон.
В воздухе командирам групп были поставлены задачи: 523-му ИАП связать боем "заслон", 17-му и 18-му прорываться к бомбардировщикам. К этому времени, однако, В-29 уже успели отбомбиться и начинали отходить из района в сторону Восточно-Корейского залива. В 15:22 в районе Сунчхона 523-й полк встретил "Метеоров" и "Сейбров" групп "заслона" и вступил с ними в бой.
20 МиГов 18-го ГвИАП, пытаясь догнать "Суперфортрессы", на высоте 9500 метров последовали в юго-восточном направлении. В 15:35 в районе города Яндок летчики обнаружили группу В-29 под прикрытием "Метеоров", "Тандерджетов" и "Сейбров". Подполковник Сморчков решил силами 1-й эскадрильи сковать истребителей, 2-й и 3-й атаковать бомбардировщиков.
Встреча произошла в непосредственной близости от линии Пхеньян-Вонсан, пересекать которую истребители 64-го ИАК не имели права, поэтому летчикам удалось провести по "Суперфортрессам" лишь по одной атаке. При этом большинство отстрелялись с дистанций полутора-двух километров и более. Единственной результативной стала атака гвардии подполковника Сморчкова, который открыл огонь, сблизившись на дистанцию 700 метров, и вышел из атаки, когда до В-29 оставалось только 300 метров. В результате бомбардировщик загорелся. Однако и А. П. Сморчкону не удалось выйти из боя невредимым. Он вспоминал, как "...напоролся на очередь сразу, как только сбил В-29. Смотрю - Тандерджет бьет МиГа. - "Крепости" справа внизу, и все их стрелки палят. А я махнул. боевой разворот влево и на трассу налез. Кабина разгермети-зировалась, пуля - в ногу, но кости, но кость цела... Но я его все-таки выбил..."
Группе 17-го ИАП участвовать в бою не довелось, поскольку бомбардировщики успели уйти за линию Пхеньян-Вонсан. По итогам боя на счета летчиков 18-го и 523-го полков были записаны сбитыми 4 F-86, 4 "Метеора" и 1 В-29.
Американские издания сообщают, что 24-го октября в самом начале боя один "Метеор" был поврежден огнем МиГов, и после отказа правого двигателя сорвался в штопор. Его пилоту флаинг-офицеру Хэмилтону-Фостеру (Hamilton-Foster) удалось восстановить управление и посадить самолет в Кимпхо несмотря на то, что на глиссаде смолк и левый двигатель. Пострадал и один В-29 98-й группы, который был поврежден настолько серьезно, что совершил аварийную посадку на воду в бухте Вонсана. На счет стрелка 344-й эскадрильи техник-сержанта Гарольда Сеттерза (Harold М. Setters) записали один сбитый МиГ.
Реально 24-го октября от огня "Суперфортрессов" МиГи потерь не понесли, хотя в бою с "Сейбрами" был сбит и катапультировался летчик 523-го ИАП старший лейтенант Георгий Харитонович Дьяченко. Единственным пилотом F-86, на счет которого в тот день была записана победа, стал ас Второй Мировой войны полковник Харрисон Р. Тинг (Harrison R. Thing) из управления 4-го авиакрыла - будущий командир крыла и ас Кореи.
Кроме того, помимо самолета Сморчкова, были повреждены еще три МиГа 18-го ГвИАП - один получил одну пулевую пробоину в носовой части, второй был поврежден гильзой 37-мм снаряда, и третий получил одну пробоину в крыле от осколков своих снарядов.
Мы не можем обойти вниманием тот факт, что Герой Советского Союза Александр Павлович Сморчков в сложнейших вылетах сбивал по бомбардировщику три дня подряд, причем все его победы над "крепостями" признаны противоположной стороной - случай крайне редкий!
* * *
Суббота 27 октября стала последним днем "Черной недели". Вылет девяти В-29 19-й БАГ против железнодорожного моста в районе Анджу обеспечивали 32 F-84 49-й и 136-й авиагрупп и 16 австралийских "Метеоров". Поскольку было известно, что МиГи избегают полетов над морем, маршрут группы построили гак, чтобы бомбардировщики находились над водами Желтого моря как можно дольше, и пересекли береговую черту лишь в непосредственной близости от цели. Над Ялуцзяном, как обычно, поставили заслон "Сейбры".
В 10:02-10:04 для перехвата В-29 были подняты 22 МиГ-15 523-го ИАП под командованием гвардии майора А. Н. Карасева - ударная группа 303-й ИАД. Группы 17-го и 18-го Гвардейского полков, по 20 истребителей каждая, получили задачу связать боем истребители "заслона" и непосредственного сопровождения.

В "Черную неделю" на счета бортстрелков В-29 "Command Decision" были записаны сбитыми 5 МиГов, три из них-27 октября.
The gunners of В-29 "Command Decision" amassed five MiG-kill credits in October 1951

Вспоминает Д. А. Самойлов: "..Я вылетел своей парой (ведомый - старший лейтенант Михаил Зыков - Авт.) в звене Попова, командира нашей 2-й эскадрильи. 1-я и 3-я АЭ были ударными, а мы прикрывающими, и гили замыкающей группой полка.
Подлетаем к району встречи, и я вижу картину: вправо к заливу уходит группа "крепостей", - совершенно свободная, не прикрытая никем, - а за ней огромный клубок истребителей. Говорю Попову: "Наверное, надо "больших" атаковать." Он командует: "Атакуем!" -и сразу на них. Я справа от него находился, и те вправо уходят. Не захотелось мне почему-то перестраиваться, и я тоже резко развернулся вправо. Крен пришлось сделать почти 90 градусов, Попова из виду потерял, подтянул еще немного и вывел самолет на прямую. Огляделся - Зыков справа мотается, и никого больше... Куда Попов подевался - не знаю, и потом после вылета спросить забыл. "
В это время пара капитана Попова вступила в бой с F-84 из группы прикрытия. Из шести МиГов 2-й эскадрильи к "Суперфортрессам" удалось прорваться лишь Д. А. Самойлову со своим ведомым. Он продолжает: "...И вот передо мной девятка В-29-х. Они с дымком, на форсаже удирали в залив, знали, что мы там не летаем. Но, тем не менее, у меня скорость тысяча с лишним, а у них нет и семисот, сближаемся быстро. Они палят из пулеметов, трассы на встречных курсах не видны, но по огонькам на всех башнях ясно - стреляют. Провел атаку, зажег одного... Мне бы проскочить над или под ними, как угодно, -скорость большая, мог бы оторваться, -а там развернуться и вторую атаку в лоб... Но не захотел на встречных курсах, сзади атаковать удобнее, скорость сближения меньше. И как только прекратил огонь, сразу начал боевой разворот -почти над их группой. И вот тут Зыков кричит: "Я подбит!" Когда зависли над ними, они его и зацепили. Всё, раз подбит, то надо выходить из боя.
Отворачиваем и видим, что к "крепостям" несется вся та свора истребителей - и МиГи, и F-84. Один "Тандерджет" попался мне, легко так... На встречно-пересекающихся, под ракурсом примерно 3/4. Дал очередь, смотрю - повалился... Ну, а домой прилетели, посмотрели - у Зыкова всего одна пробоина, в фюзеляже где-то..."
В целом следует признать, что истребителям прикрытия удалось сковать действия МиГов. Как отмечалось в выводах по результатам боя, "...к бомбардировщикам мало прорвалось наших истребителей. Много пар и звеньев излишне увлеклись боем с истребителями непосредственного прикрытия"16
На счета летчиков 523-го ИАП были записаны сбитыми 2 В-29 и 2 F-84. Кроме того, обеспечивавшие удар 17-й и 18-й Гвардейский полки записали в свой актив 2 F-86 и 1 F-84. Все МиГи вернулись с задания, но три получили повреждения от огня F-84. Западные издания сообщают, что 27-го октября МиГами были повреждены 4 В-29, один из них серьезно. Пять стрелков "Суперфортрессов" получили на счета по сбитому МиГу, еще один МиГ был заявлен пилотом "Метеора" флаинг-офицером Ридингом (Reading) как тяжело поврежденный.
* * *
В октябрьских боях летчики 64-го ИАК окончательно выработали тактику успешной борьбы с "Суперфорт-рессами". На опыте было установлено, что "...АЭ МиГ-15 способна вести успешный воздушный бой с группой до 8 Б-29, прикрытых до 12 Ф-80, Ф-84. Атака - на максимальной скорости одновременно или последовательно звеньями. Такая атака лишает прикрытие возможности оказать противодействие, т. к. они не успевают изготовиться.
Атака: сзади под ракурсом 0/4-2/4 по подвижной сетке <прицела>, целиться по бакам, моторам, кабине. Огонь с дистанции 800-300 метров длинными очередями. По прекращении огня проходить вплотную над Б-29 с последующим выходом вперед с отворотом на 20-30 градусов. Пройдя 1-1,5 минуты, развернуться на 180 градусов в противоположную отвороту сторону и произвести повторную атаку спереди под ракурсом 0/4-2/4. Огонь открывать с дистанции 1300-1200 метров; прекращать на дистанции 400 метров, после чего не изменяя направления со скольжением выходить из атаки".17
Но этот опыт уже не пригодился. Для летчиков Корпуса вопрос "как сбить" отошел на второй план перед вопросом "как найти", поскольку 27 октября МиГи и В-29 последний раз встретились при свете дня.
28 октября на встрече командного состава БАК и 5-й ВА на авиабазе Итадзуке был сделан вывод о том, что удержать МиГи от прорыва к "Суперфортрессам" силами сколь угодно большого числа истребителей сопровождения практически невозможно. Пилоты "Тандерджетов" и "Метеоров", сопровождая В-29 на высотах более 6000 метров, летали почти на предельном для их устаревших самолетов числе Маха. Любая попытка выполнить энергичный маневр в бою с МиГами заканчивалась для них потерей управления. Единственной реальной защитой для бомбардировщиков мог стать лишь непробиваемый "заслон" "Сейбров", но 5-я ВА не располагала достаточным для постановки такого "заслона" числом F-86. В этих условиях глава БАК генерал Джо У. Келли (Joe W. Kelly) предложил перейти на ночные вылеты. При имеющемся уровне оснащения бомбардировщиков радиолокационной аппаратурой, В-29 могли выполнять каждую ночь пять-семь одиночных вылетов на бомбометание с использованием системы SHORAN, пять-семь вылетов по наведению с земли, два
"психологических" вылета на разброс листовок и вылеты на разведку по требованию. Главной же задачей Келли назвал как можно более скорый переход всех экипажей к бомбометанию по системе SHORAN. Главком ДВ ВВС генерал Отто П. Уэйленд согласился с Келли.
Позже "Суперфортрессы" еще совершили ряд дневных вылетов на поддержку наземных войск на поле боя, но севернее Пхеньяна уже не появлялись. В карьере дневных стратегических бомбардировщиков В-29 летчики 64-го ИАК поставили последнюю точку. Однако борьба с ни-
ми не закончилась. Она переместилась в ночь.
Пребывание в этом мире не бесконечно, Уход закономерен и неизбежен, но... Ветераны уходят, и мы теряем творцов и свидетелей целой эпохи. В работе над корейской темой мы неизменно получали помощь прекрасного человека - Александра Павловича Сморчкова - Героя Советского Союза, ветерана Великой Отечественной и Кореи, Авиатора, бесподобного рассказчика. 16 ноября 1998 г. на 78-м году он ушел из жизни...
Мы бесконечно признательны летчикам и техникам 64-го ИАК, поделившимся своими воспоминаниями - Виктору Георгиевичу Монахову, Дмитрию Павловичу Оськину, Виктору Павловичу Попову, Дмитрию Александровичу Самойлову, Александру Павловичу Сморчкову, Николаю Михайловичу Чепелеву, Николаю Ивановичу Шкодину и многим другим, а так же Гарольду Е. Фишеру, предоставившему рукопись своих мемуаров.
Неоценимую помощь оказали представители Российско-Американской Совместной Комиссии по поиску военнопленных и пропавших без вести Данз Ф. Блас-сер и Ричард У. Харрисон.

11 Официально в эти дни потери БАК составляли по три В-29.
12 Dumbo - персонаж мультфильма Уолта Диснея, летающий слоненок, использующий уши в качестве крыльев - Прим. авт.
13 Авиабаза на Окинаве, в то время место базирования 19-й и 307-й БАГ.
14 ф. 303 ИАД оп. 539825с, д. 2, л. 116.
15 Там же, л. 104.
16 Там же, л. 311.
17 ф. 17 ИАП, оп 683351 с, д. 5, л. 51, 52.
Литература:
1. Документы ЦАМО РФ.
2. Davis, Larry. Air War over Korea. Squadron/Signal Publ.lnc, Carrollton, 1982.
3. Davis, Larry. MiG Alley. Squadron/Signal Publ.lnc, Carrollton, 1978.
4. Detzer, David. Thunder of the captains. Thomas Y.Crowell Co., N.Y.,1977.
5. Dorr, Robert F., Lake, Jon, Thompson, Warren Korean War Aces. London etc., Osprey Publishing, 1995.
6. Futrell, Robert F. The United States Air Force in Korea, 1950-1953. Duel, Sloan and Pearce, Reprinted 1996.
7. Hallion, Richard P. The Naval Air War in Korea. The Nautical & Aviation Publ.Co. of America, 1986.
8. Jackson, Robert. Air War over Korea. Ian Allan, London, 1973.
9. Johnson, James E. Full circle. The story of air fighting. Chatto & Windus, London, 1964.
10. McDonald, Callum A. Korea: The War before Vietnam. McMillan Press Ltd., 1986.
11. Simpson, Albert F. Historical study No. 81: USAF Credits for the Destruction of Enemy Aircraft, Korean War. Office of Air Force History, HQ USAF, 1975.
12. Stewart, James T. Airpower: the Decisive Force in Korea. Van Nostrand, Toronto, London, N.Y.,1957.
13. Air Enthusiast, Air Force Magazine, Air International, Aviation Week, Flight International, Herald Tribune, International Defence Review, Newsweek, U.S.Naval Institute Proceedings, U.S.News, Washington Post.

Источник Мир авиации №2 1999 С.20-24

Смотрите также
Категория: Корейская война 1950-1953 | Добавил: pentagonus (15.12.2008) | Автор: Л Крылов Ю Тепсуркаев
Просмотров: 4345 | Теги: В-29, Корейская война, Бомбардировочное командование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar