АФРИКОМ – новое региональное командование ВС СШАТ.Б.
Аничкина, лаборант- В феврале 2007 г. администрация Дж. Буша объявила о своих планах создать к 30 сентября 2008 г. новое региональное объединенное военное командование ВС США на Африканском континенте (АФРИКОМ). Начиная с 1983 г., большинство стран Африки принадлежали к зоне ответственности Европейского командования, поскольку они сохраняли политические и культурные связи с Европой как часть колониального наследия. Семь африканских государств были отнесены к Центральному, и еще четыре – к Тихоокеанскому командованиям. Однако даже включенные в систему военных командований африканские государства входили в разряд наименее приоритетных, так как по значимости не могли составить конкуренцию регионам Восточной Европы и Ближнего Востока, которые курировались, соответственно, Европейским и Центральным командованиями. К середине 1990-х гг. среди экспертов Министерства обороны США по делам Африки параллельно с признанием растущей важности континента сложилось мнение о необходимости учреждения отдельного африканского командования. Сам президент Б. Клинтон указывал на то, что роль Африки во внешнеполитической стратегии США достигла нового уровня значимости1. Однако на практике гибель американских солдат в Сомали в 1993 г. и геноцид в Руанде в 1994 г. привели к временному ограничению военно-политической активности США на Африканском континенте. Лишь после десяти лет обсуждения, планирования, подготовительных работ 1 октября 2007 г. АФРИКОМ вышел на стадию исходных оперативных возможностей. Это означает, что он, в течение года организационно и финансово находясь в подчинении Европейского командования ВС США, взял под свой контроль всю деятельность, которую прежде Министерство обороны осуществляло на континенте посредством трех региональных командований. АФРИКОМ координирует американские интересы в военной сфере и в сфере безопасности во всех африканских странах, кроме Египта, оставленного в ведении Центрального командования. Несмотря на заявления американских официальных лиц о том, что создание АФРИКОМа «не является ответом на недавние политические или военные события», представляется, что основными причинами, побудившими Вашингтон предпринять этот шаг, послужили борьба с международным терроризмом, обеспечение доступа к энергетическим ресурсам, и противодействие растущей активности Китая на континенте. Террористические акты 11 сентября 2001 г. заставили Министерство обороны признать Африку одним из фронтов развернутой глобальной антитеррористической кампании, поскольку слабые режимы многих африканских государств были не в состоянии контролировать принадлежащие им территории с тем, чтобы не допустить возникновения там баз террористов, а бедственное экономическое положение этих стран способствовало созданию благоприятной среды для пропаганды экстремистских взглядов. Признаком повышения роли Африки в обеспечении национальной безопасности США стали создание Объединенной оперативной группы Африканского Рога (Combined Joint Task Force Horn of Africa) и начало операции «Несокрушимая свобода – Африканский Рог» (Operation Enduring Freedom – Horn of Africa) в 2002 и 2005 гг. соответственно. Страны Африканского континента, особенно богатые нефтью Нигерия, Ангола, Ливия, Судан и Экваториальная Гвинея, представляют собой важный для США источник диверсификации импортных поставок энергоносителей. Транспортировать нефть, добытую на западном побережье Африки, дешевле, чем из региона Ближнего Востока, а обеспечивать безопасность африканских шельфовых и даже материковых месторождений значительно легче. По оценке Национального совета по разведке, к 2015 г. нефть, импортируемая из стран Африки, составит четверть всех зарубежных поставок в США. В августе 2001 г. помощник государственного секретаря по делам Африки У. Канстейнер объявил африканскую нефть «одним из национальных стратегических интересов США»2. И само Министерство обороны США находится в числе ведущих нефтепортебителей -– по данным ЦРУ, в мире насчитывается лишь 35 государств, которые ежедневно используют для своих нужд большее количество нефти, чем Пентагон3. Борьба за доступ к энергетическим ресурсам Африканского континента провоцирует острое американо-китайское соперничество, наличие которого США предпочитают не афишировать. Помимо того, что Китай – второй после Соединенных Штатов крупнейший потребитель и третий по величине импортер нефти среди стран – уже обеспечивает за счет поставок из Африки до трети необходимого ему импорта нефти, он имеет значительные финансовые и торговые интересы на континенте. По прогнозу журнала «Форин Полиси» ("ForeignPolicy”), объем торгового оборота, выросший с 2000 г. по 2007 г. с 10 до 70 млрд. долл., к 2010 г. превысит объем американо-африканского торгового обмена4. К тому же страны, подобные Судану, в котором Китай заинтересован как в одном из своих ведущих поставщиков нефти и покупателе вооружения и военной техники и на который США оказывают политическое и экономическое давление, пытаясь добиться от властей принятия мер по прекращению межэтнического конфликта в Дарфуре, становятся поводом для серьезных политических разногласий между двумя державами. Становление АФРИКОМа сопровождается рядом структурных и идеологических новаций, не характерных для традиционной концепции регионального военного командования ВС США. Определение миссии Африканского командования, представленное в президентской директиве от 6 февраля 2007 г., было сформулировано предельно широко: «укрепление наших [США] усилий, направленных на возвращение мира и безопасности народам Африки и продвижение общих целей развития, здравоохранения, образования, демократии и экономического роста на Африканском континенте»5. Позже под давлением критики со стороны тех, кто считал, что новое командование вторгается в сферу интересов гражданских ведомств США, а также национальных и международных неправительственных организаций, спектр задач, стоящих перед АФРИКОМом, был значительно сужен, но первоначальная идея соединить на базе регионального командования ресурсы Министерства обороны, прочих невоенных министерств и НГО, действующих в африканских странах, нашла отражение в управленческой структуре и штатном составе АФРИКОМа. Целям эффективного выполнения одной из основных функций нового командования – координации программ Пентагона и других правительственных ведомств Соединенных Штатов – служит межведомственная, военно-гражданская модель руководства Африканского командования. Из двух равных по статусу заместителей командующего АФРИКОМом, четырехзвездного генерала Уильяма Уарда, первый – контр-адмирал ВМФ США Роберт Моллер – отвечает за боевые операции, в то время как вторая – Мэри Карлин Йейтс, ранее занимавшая должности советника по внешней политике при Европейском командовании и посла США в ряде африканских стран, – за гражданско-военное сотрудничество в сферах здравоохранения, безвозмездной помощи, гуманитарного разминирования, устранения последствий стихийных бедствий, реформирования сектора безопасности и операций по поддержанию мира. Тот факт, что столь высокий пост в командной иерархии региональной военной структуры Пентагона занимает гражданский чиновник, не имеет аналогов в истории США. Также беспрецедентно высокой является доля гражданских служащих в составе нового командования. По заявлению Р. Моллера, который руководил Группой переходного периода на заключительном этапе создания АФРИКОМа, вакансии в новом командовании на 25% будут заполнены штатным персоналом из Государственного департамента, Агентства международного развития США, министерств сельского хозяйства, торговли и финансов6. Деятельность невоенного сектора будет финансироваться совместно из бюджетов соответствующих ведомств и Пентагона. Общее количество штатских и военных на службе в Африканском командовании составит, по разным оценкам, от 500 до 800 человек. Министерство обороны заверило, что немедленного увеличения численности американского военного контингента на Африканском континенте не последует. Во время своего визита в Бенин, Танзанию, Руанду, Гану и Либерию в феврале 2008 г. президент Дж. Буш подтвердил позицию Пентагона, сказав, что США не имеют планов строительства новых военных баз в Африке. На настоящий момент единственная постоянная военная база США на континенте – это Восточноафриканская база в Джибути, Кэмп Лемоньер (CampLemonier), где размещается 2 тыс. американских солдат в составе Объединенной оперативной группы Африканского Рога, находящейся в подчинении Центрального командования ВС США. Основой личного состава и материального обеспечения боевой компоненты АФРИКОМа станет, скорее всего, 7-ая Армия, в настоящее время подчиненная Европейскому командованию. Такой вывод подкрепляют три обстоятельства: во-первых, по сравнению с Центральным и Тихоокеанским командованиями именно Европейское несло ответственность за подавляющее большинство операций на Африканском континенте. Во-вторых, АФРИКОМ изначально функционировал как часть Европейского командования. В-третьих, Штутгарт, штаб-квартира последнего, географически расположен значительно ближе к Африканскому континенту, нежели Флорида или Гавайи, где располагаются, соответственно, Центральное и Тихоокеанское командования. Примерно 300 человек личного состава войдут в 17-ую Воздушную армию, которая будет представлять собой военно-воздушную компоненту ВС США на Африканском континенте7. Повышение роли гражданского персонала в составе АФРИКОМа определило и смену традиционной целевой установки боевого командования с ведения военных действий на их предотвращение. По словам Р. Моллера, командование будет решать следующие задачи: создание партнерств; поддержка правительственных учреждений США; сотрудничество в области безопасности по всему региону; обучение стран-партнеров приемам борьбы с терроризмом; усиление гуманитарной помощи, ликвидация последствий катастроф; обеспечение соблюдения прав человека; поддержка африканских региональных организаций; при необходимости – проведение военных операций8. Например, реформа сферы безопасности – та область деятельности АФРИКОМа, которая непосредственно направлена на повышение стандартов безопасности личности и общества до уровня, необходимого для целей развития, непосредственно связанного с обеспечением национальной, а через нее и международной безопасности. Реформирование включает в себя широкий спектр мероприятий: от повышения квалификации отдельных воинских частей посредством совместных учений и программ по обмену до перестройки всего военного комплекса страны – как, например, Совместная американо-либерийская программа реформы сектора безопасности. Роль Министерства обороны в таких проектах велика, но не всеохватна, так как они требуют экспертных знаний в различных областях. Министерство внутренней безопасности обычно берет на себя подготовку служб пограничного, таможенного и иммиграционного контроля, Министерство юстиции – систему уголовного судопроизводства и т. д. Кроме того, институциональные преобразования требуют привлечения специалистов практически всех правительственных агентств, участвующих в управлении государством, что возвращает АФРИКОМ к необходимости применения комплексного межведомственного подхода. Вероятность, с которой вышеперечисленные инновации способны лечь в основу новой модели военного командования США, напрямую зависит от результатов деятельности АФРИКОМа. Однако уже на начальной стадии своего функционирования Африканское командование столкнулось с рядом трудностей как организационного, так и политического характера. Находясь в составе Европейского командования, АФРИКОМ использует штаб-квартиру последнего, Келли Бэрракс (KelleyBarracks) в Штутгарте. Однако, в соответствии с планами американского руководства, на постоянной основе АФРИКОМ решено разместить на Африканском континенте, что сделает его вторым после Европейского командованием, чья штаб-квартира находится за пределами США. Министерство обороны сформулировало ряд требований, обязательных для принимающей страны. Среди них гарантия иммунитета американским военным, состоящим на службе в Африканском командовании, от международного судебного преследования; удовлетворительное положение в сфере защиты прав человека; политическая стабильность; достаточный уровень безопасности; доступ к региональным и межконтинентальным транспортным маршрутам; развитая инфраструктура; хорошие показатели качества жизни; близость к центральным органам Африканского Союза и других региональных организаций; расположение в зоне особых интересов США; наличие Соглашения о статусе войск. Марокканская газета «Аттаждид» («AtTajdid») утверждает, что среди условий американского правительства значатся также хороший уровень медицинского обслуживания и образования и низкий уровень коррупции9. Несмотря на трудную выполнимость некоторых из указанных условий, Министерство обороны заявило о получении приглашений на размещение центральной штаб-квартиры АФРИКОМа от ряда африканских государств. Среди наиболее вероятных претендентов называют Либерию, Марокко и Эфиопию. Хотя первоначально предполагалось, что этот вопрос будет решен в течение 2007 г., окончательный срок постоянно переносится. Проблема с местоположением нового командования появилась из-за сопротивления ряда африканских государств идее размещения управленческих структур АФРИКОМа на континенте по причине боязни расширения там американского военного присутствия и падения собственного влияния в регионе. Так, открыто высказались против размещения штаб-квартиры нового командования на территории любой из африканских стран Нигерия, ЮАР и Ботсвана. Помимо этого, не существует согласия по вопросу расположения Африканского командования и между различными видами ВС США, которые будут привлечены к деятельности АФРИКОМа. В интересах сухопутных войск размещение штаб-квартиры на континенте, в то время как для флота более выгодно приморское базирование. Возможно, эта проблема будет решена за счет уже подписанного соглашения о размещении, сроком на семь месяцев, корабля ВМС США «Форт МакГенри» (USSFt. McHenry) в Гвинейском заливе в рамках Партнерской инициативы по дислокации в Африке (AfricanPartnershipStationInitiative). Военное руководство США надеется со временем преодолеть сопротивление своих африканских партнеров, на ближайшую же перспективу единый центр управления АФРИКОМом останется в Штутгарте. Хотя существует мнение, озвученное, например, газетой Министерства обороны США «Старз энд Страйпс» ("StarsandStripes”), что «следует отказаться от планов размещения штаб-квартиры африканского командования на континенте в пользу перевода туда дополнительного персонала в случае необходимости»10. Одним из способов облегчить властям африканских стран бремя ответственности за принятие решения о размещении на своей территории штаб-квартиры АФРИКОМа было предложение о создании распределенной структуры базирования нового командования на континенте. Помимо основной штаб-квартиры, планируется размещение пяти территориальных центров управления, относительно равномерно распределенных по территории Африканского континента. Создание дополнительных центров преследует своей целью максимальный учет особенностей политического, военного и экономического развития отдельных регионов Африки. Участвовать в работе региональных отделений будет лишь административный персонал в количестве 10-20 человек в каждом, дислокация действующих войск там не планируется. Веерная структура размещения поставит центры управления АФРИКОМом перед двумя характерными для Африки проблемами в сфере логистики – большой территориальной протяжённостью зон их ответственности и неразвитостью транспортной системы. Маловероятно, что в распоряжении каждого отделения будет свой парк автомобилей, вертолёты и самолёты. Между тем, не только для собственных нужд, но и в обеспечение совместных с другими ведомствами программ АФРИКОМ должен будет гарантировать возможность транспортного сообщения, а также создать каналы связи, включающие голосовой, цифровой и видео обмен данными. Кроме того, для того, чтобы эффективно осуществлять координационные функции, каждое из региональных отделений должно получить разрешение на организацию непосредственной связи (DirectLiaisonAuthority) от командования АФРИКОМа, и те же полномочия должны иметь главы дипломатических миссий США в африканских странах. Это потребует заключения между Министерством обороны США и Государственным департаментом отдельного соглашения, в котором будут распределены роли и ответственность в данной сфере. Таким образом, создание АФРИКОМа демонстрирует изменение характера внешней и военной политики США на африканском направлении, которое ранее считалось наименее значимым по сравнению с остальными регионами мира. Ключевые элементы, способствующие повышению значимости Африки в контексте интересов национальной безопасности Соединенных Штатов, – это ее обеспеченность энергетическими ресурсами и уязвимость перед угрозой, создаваемой международным терроризмом. 1 National Security Strategy for a New Century, October 1998, p.8. 2 Lawson L. U.S. Africa Policy Since the Cold War // Strategic Insights, Vol. 4, Issue 1 (January 2007). 3 Karbuz S. U.S. Military Oil Pains (http://www.energybulletin.net/node/26194). 4 Michel S. When China Met Africa // Foreign Policy, May/June 2008, p. 40-41. 5 President Bush Creates a Department of Defense Unified Combatant Command for Africa (http://www.whitehouse.gov/news/releases/2007/02/20070206-3.html). 6 McMichael W. Plans for AFRICOM Tentative, But Underway // Defense News, May 28, 2007. 7 Weisgerber M. USAF to Begin Formal Stand Up of AFRICOM Air Arm in December // Inside the Air Force, November 16, 2007. 8 New U.S. Military Command Reflects Africa Growing Importance (http://www.america.gov/st/washfile-english/2007/February/20070212163151MVyelwarC0.4182855.html). 9 Morocco Offers To Be the Base of the America Military Command in Africa (http://www.arabeuropean.org/article.php?ID=135&PHPSESSID=ad6bd83f316adff6d6cd7845f2826dd9). 10
Coon Ch. AFRICOM Halts HQ Plan; Will Phase in Staff // Stars and Stripes,
Mideast Edition, 4 May 2008. | |
| |
Просмотров: 9094 | | |
Всего комментариев: 0 | |