К вопросу о политизации военнослужащих в ВС США и ФРГМайор С. Мудров Критические высказывания американского генерала Стэнли Маккристала в адрес отдельных членов администрации президента США Барака Обамы свидетельствуют о нарастающей политизации офицерского корпуса, отмечается в опубликованной в газете "Лос-Анджелес тайме" статье, автором которой является профессор права и политологии Йэльского университета Брюс Аккерман. В статье, в частности, отмечается, что есть искушение сравнить критику, высказанную генералом Стэнли Маккристалом в адрес членов администрации Обамы, с вызывающим поведением генерала Дугласа Макартура в отношении президента Трумэна во время войны в Корее. Однако за последние 60 лет произошли важные изменения. Хотя Макартур и бросал вызов Трумэну, офицерский корпус в целом тогда был жестко привержен принципам гражданского контроля. Но сегодня действия Маккристала свидетельствуют о более широкой политизации командования ВС. В начале XX века беспартийность военных была нормой в этой профессии. Подавляющее большинство офицеров даже отказывались голосовать на выборах, поскольку это подразумевало, что они должны были бы обозначить себя как сторонники какой-то из партий, когда придется опускать в урну избирательный бюллетень. И в 1976 году еще 55 % старших офицеров (от майора и выше) продолжали считать себя независимыми в этом отношении. Вьетнамская война решительным образом повлияла на позицию, занимаемую военными. В условиях, когда находившиеся тогда у власти демократы бросали вызов сложившемуся консенсусу в отношении "холодной войны", партийная политика начала становится угрозой для ключевых интересов военных и многие офицеры начали отказываться от своей беспристрастной позиции. С приходом к власти в стране Рональда Рейгана число сторонников республиканцев в верхушке офицерского корпуса увеличилось с 33 % в 1976 году до 53 % в 1984-м. К 1996 году уже 67 % старших офицеров причисляли себя к республиканцам и только 7 % - к демократам, и это соотношение в основном сохранялось до 2004 года включительно. Если обратить внимание на военные академии, подчеркивается в статье, то будущее сулит еще большую политизацию. Согласно опросу, проведенному в военной академии Вест-Пойнт накануне выборов в 2004 году, 61 % респондентов считали себя республиканцами. 12 % - демократами и остальные - независимыми. При этом почти половина курсантов заявили, что "подвергались давлению с целью идентифицировать себя с определенной партией". В то время как курсанты-республиканцы стремились минимизировать степень такого давления, 2/3 нереспубликанцев подтвердили наличие давления, как и 4/5 незначительного меньшинства, которые идентифицировали себя как демократы. В статье отмечается, что растущая политизация военных явно ставит под утро зу сами основы гражданского кош роля. Но офицерский корпус пока твердо не усвоил основополагающие принципы. Как показывают результаты проведенных за последние 10 лет исследований, "большинство находящихся на действительной службе офицеров полагают, что старшие офицеры должны проявлять "настойчивость", чтобы заставить гражданских служащих принять их точку зрения", а 65 % старших офицеров считают вполне уместным публично агитировать за ту политику в военной сфере, которая, по их мнению, "наилучшим образом отвечает интересам Соединенных Штатов". В противоположность этому только 29 % из них убеждены, что высокопоставленные гражданские служащие, а не их военные коллеги, "должны выносить окончательное решение о том. какой вид вооруженных сил следует использовать". Учитывая данный контекст, президенту Обаме было достаточно трудно настаивать на отставке Маккристала. Но в любом случае в настоящее время в учебной программе военных академий и колледжей чрезвычайно мало внимания уделяется такому важнейшему аспекту, как гражданский контроль. С будущими офицерами не проводится занятий по этой теме. Это должно стать задачей кодекса военной этики. И, подобно сравнимому с ним кодексу этики для сулей, такой документ обязан предусматривать, что офицерский корпус предан принципам конституционного правления. Но в условиях современного мира в эти принципы следует внести ясность. Первоочередной целью должна стать тщательная разработка учитывающих контекст четких директив для последующего использования на практике. Новый кодекс правил не должен касаться исключительно военных. Новые директивы будут затрагивать и гражданских политических стратегов в Пентагоне, Белом доме и на Капитолийском холме. Для достижения подлинного прогресса необходимо, чтобы гражданские и военные руководители предпринимали совместные усилия с целью разработки реалистичный кодекса поведения. Этому в наибольшей степени будет способствовать деятельность президентской комиссии по отношениям между гражданскими и военными. Глава Белого дома должен подчеркнуть всю важность данного проекта и привлечь к его разработке высокопоставленных руководителей. Он также должен предложить реальные временные рамки для реализации данного проекта: несколько месяцев, с последующим проведением обсуждений на постоянной основе, что займет несколько лет. Этот проект может стать фундаментальным ответом на ускоряющуюся политизацию военных. Новые правила станут для них не просто набором практических директив, а будут способствовать более глубокому переосмыслению всего вопроса о гражданском контроле. И тогда офицерский корпус мог бы активно сотрудничать с гражданским обществом в деле со здания новых критериев, которые военные взяли бы за основу своей деятельности, заключает автор статьи. Аналогичные проблемы испытывает и бундесвер. Около 45 % молодых офицеров в ФРГ полагают, что германские политики слишком много говорят, но мало делают, а 11 % хотят ограничить власть парламента. Около 44 % респондентов убеждены в том, что "национальные интересы по отношению к загранице надо реализовывать более жестко и энергично". Это исследование, цель которого составить "ландшафт политических воззрений" молодого поколения офицерского корпуса ФРГ, было проведено еще в 2007 году, но гласности предано только сейчас. Как признают сами авторы, речь идет "о представлениях о мире, которые для офицеров могут быть охарактеризованы как небеспроблемные". Как и следовало ожидать, политические симпатии молотых людей в бундесвере носят в основном правоцентристский характер: 70 % опрошенных ощущают, что наилучшим образом их интересы и политические идеалы выражает блок ХДС/ХСС. "Всего" 4 % респондентов являются сторонниками маргинальных партий и группировок крайне правого, правоэкстремистского и неонацистского толка, что авторы исследования сочли "очень позитивным". Их насторожило, однако, что 13 % опрошенных высказали "ясные симпатии" к идеям так называемых новых правых, идеологию которых Федеральное ведомство по защите конституции (БФФ) определяет как "интеллектуальное течение, пытающееся привнести интеллект в правый экстремизм" и опирающееся на "антидемократических мыслителей, которые послужили в Веймарской республике предтечами национал-социализма". "Новые правые", указывает "Зюддойче цайтунг", хотят лишить конституционное государство легитимности и коренным образом изменить политическую систему страны. Так, 38 % опрошенных согласились с тем, что Германией вновь должна руководить "сильная элита", а 25 % респондентов высказались в пользу того, чтобы остановить иммиграцию иностранцев в ФРГ, за что также ратуют "новые правые". Вопрос о политических симпатиях офицеров бундесвера, гордящегося тем, что он, по сути, представляет собой "парламентскую армию", на самом деле является весьма щекотливым, поскольку "аполитичность" немецких военных не имеет прочных исторических корней. По мнению историков, в отличии от армий большинства крупных европейских стран, традиционно державшихся вдали от политики, немецкая армия не может похвастайся подобными традициями, так-как "прусский милитаризм" не только никогда не чуждался поли гики, но и старался активно ее формулировав и направлять. Так, вовсе не кайзер, несмотря на воинственную риторику, и не германская дипломатия, испытывавшие до последнего момента сильные колебания, а именно генштаб развязал Первую мировую войну. Генералы играли заметную роль даже во время диктатуры Гитлера, организовав прошв него несколько путчей. Проводимые в офицерской среде ВС США и ФРГ исследования свидетельствуют о том, что руководству этих стран предстоит много сделать, чтобы сохранить вооруженные силы в конституционном поле. Зарубежное военное обозрение. - 2010. - №11. - С. 27-28 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 2480 | | |
Всего комментариев: 0 | |