Подготовка экипажа бомбардировщика В-52 к применению ракет "Срэм" Подполковник Р. Макеев На протяжении последних лет командование ВВС США, несмотря на позитивные сдвиги в международной обстановке, продолжает проводить мероприятия, направленные на дальнейшее наращивание боевых возможностей стратегической авиации. В частности, на стратегических бомбардировщиках В-52 (G и Н) устанавливаются электронно-оптические системы для полетов на малых высотах и новые управляемые ракеты "Срэм" (AGM-69A) класса "воздух-земля".
Ракета "Срам" (рис. 1) производства американской компании "Боинг аэроспейс" оснащена ядерным зарядом, мощность которого сопоставима с мощностью одного ядерного заряда боевой части МБР "Минитмэн"3. Основное се назначение - поразить средства ПВО противника, чтобы дать возможность самолету-носителю или другим ударным самолетам прорваться к намеченному для уничтожения объекту. Стартовый вес ракеты около 1000 кг, дальность стрельбы при полете на большой высоте до 300 км, на малой высоте 50 км. Размеры ракеты: длина 4,2 м, диаметр 0,44 м. Она оснащена твердотопливным реактивным двигателем двухразового включения. В полете ракета невосприимчива к помехам, создаваемым средствами РПД противника, гак как имеет инерциальную систему наведения. На бомбардировщики В-52 (G и H) может подвешиваться до 20 ракет "Срам": 12 на подкрыльевые пилоны и 8 на пусковую установку револьверного типа в бомбоотсеке (рис. 3). Они могут стартовать с пусковых устройств самолета с интервалом 5 с. В связи с появлением ракет "Срэм" на вооружении стратегических авиационных частей усложнились и появились новые функциональные обязанности у летчиков и штурманов. В состав экипажа самолета входя г: командир корабля (он же первый летчик), второй летчик, штурман навигатор, штурман-оператор систем оружия, оператор радиопротиводействия и кормовой стрелок. Особенно большая ответственность за применение ракет "Срэм" ложится на штурманов. Старшим является штурман-навигатор (более высокая штатная категория). На эту должность обычно назначаются лица, обладающие большим опытом летной работы в САК или летавшие на самолете В-52 в качестве штурманов-операторов не менее 2-4 лет. Штурманами-операторами могут быть выпускники летных училищ, имеющие отличные показатели в освоении различных систем управления оружием в период прохождения службы с авиационных подразделениях. В целях быстрейшего освоения нового оружия в ВВС США проводятся регулярные тренировки экипажей бомбардировщиков как на тренажерах, так и в ходе учебно-тренировочных полетов с условными пусками ракет "Срэм".
Из сообщении зарубежной печати известно, что во время учебных полетов экипажи американских самолетов В-52, как правило, отрабатывают широкий круг задач в комплексе, например самолетовождение на малых высотах, пуск ракет "Срэм", бомбометание, дозаправка топливом в воздухе и т. д Так было и в описываемом ниже тренировочном полете. Однако в данной статье сосредоточено внимание на описании действий отдельных членов экипажа при подготовке к учебному пуску ракет "Срэм". Подвешенные на самолет ракеты не были снаряжены ядерными зарядами, поэтому действий экипажа несколько упрощались. Так же, как и при обычных полетах, экипаж производил предварительную н предполетную подготовки. Предварительная подготовка проводилась накануне вылета. Экипаж в полном составе занимался отработкой задач предстоящего полета в специально оборудованных классах и на тренажерах. Помимо этого, штурманы готовили маршрутные карты и необходимую полетную документацию. На специальных занятиях с привлечением офицеров инженерно-технической службы проигрывались действия экипажа по подготовке и пуску ракет. Были просмотрены магнитные записи запрограммированных координат целей и траекторий полета ракет (для ракеты "Срэм" можно запрограммировать множество траекторий). Повторно прорабатывались инструкция и документация по боевому их применению. Штурманы ознакомились с порядком ввода в ракеты начальных данных от самолетной центральной цифровой ЭВМ. а также с наземными радиолокационными ориентирами, необходимыми для точного выхода на цель и подготовки к действию системы управления полетом ракеты (в ее составе имеются инерциальный блок наведения с гиростабилизированной платформой и цифровая ЭВМ), Затем члены экипажа уточнили условия радиообмена и радиопеленгации с операторами РЛС полигона. Офицер-руководитель рассказал экипажу о характере целей и дополнительных ориентирах, которые могут быть использованы в качестве вынесенных точек прицеливания. Предполетная подготовка началась с уточнения экипажем данных о метеорологической обстановке и получения дополнительных указании о предстоящем вылете и проведении предполетного осмотра. По прибытии на стоянку бомбардировщика каждый член экипажа согласно своим обязанностям приступил к осмотру и проверке работоспособности бортовой аппаратуры. Штурманы особое внимание уделили контролю состояния подвешенных ракет и бомб, а также исправности системы управления оружием. В состав последней, в частности, входят инерциальная навигационная подсистема, навигационно-бомбардировочная подсистема, центральная цифровая ЭВМ и блоки преобразования данных. На борту самолета находились три ракеты "Срэм" (две на подкрыльевых пилонах и одна на пусковой установке револьверного типа) и практические авиабомбы. Затем члены экипажа заняли свои места в самолете и доложили командиру корабля о готовности к выполнению задания. Учебно-тренировочный полет. Вскоре после взлета штурман-оператор включил электропитание системы управления оружием. Примерно через 30 мин на ее панели загорелась красная лампочка, сигнализирующая о том, что аппаратура прогрелась. При подходе к первому контрольному ориентиру штурманы ввели значения курса, скорости, высоты и другие данные в инерциальную навигационную подсистему. После чего красная лампочка погасла. Во время этой операции строго выдерживался режим прямолинейного горизонтального полета. Затем штурман-навигатор на экране индикатора РЛС точно удерживал электронное перекрестие на метке выбранною ориентира, а штурман-оператор заложил в центральную цифровую ЭВМ начальные координаты местоположения самолета. С этого момента ЭВМ непрерывно вырабатывала текущие координаты местоположения самолета. Через некоторое время штурман-оператор включил систему управлении полетом ракеты "Срэм" и скорректировал инерциальныи блок наведения по данным, поступающим от центральной цифровой ЭВМ. Перед выходом на рубеж пуска в цифровую ЭВМ ракеты была введена запрограммированная траектория полета, координаты точки пуска и поражаемой цели и другие данные. В зависимости от условий местности, силы системы ПВО противника, а также от общей военной обстановки выбирается тот или иной вариант траектории полета- ракеты к цели (рис. 4).
Система управления оружием автоматически определяет момент нахождения бомбардировщика на рубеже пуска (расстояние, которое ракета должна пролететь, чтобы поразить избранную цель). На панели управления оружием загорается сигнальное табло "Безопасно, в диапазоне дальности стрельбы". В это время в реальных условиях происходит автоматический пуск ракеты. После пуска инерциальный блок наведения сравнивает фактическую траекторию полета с запрограммированной, хранящейся в памяти цифровой ЭВМ, и вырабатывает сигналы рассогласования, которые в виде команд подаются на рули ракеты. При условном применении ракет экипаж самолета перед выходом на рубеж пуска выполнил ряд дополнительных операций. Была установлена связь с полигоном и получено подтверждение, что наземные радиолокационные посты сопровождают самолет. За 20 с до условного пуска штурман-навигатор включил специальный передатчик, по сигналам которого команда полигона контролировала момент старта ракеты или сбрасывания бомбы. Когда до рубежа пуска осталось лететь 5 с, на пульте системы управления оружием появился мигающий огонь лампочки, который известил экипаж, что ракета готова к применению. Штурман-оператор нажал на боевую кнопку. Мигание лампочки прекратилось "Старт" ракеты имитировался специальным звуковым сигналом. В этом полете экипаж при каждом заходе на цель полигона производил "пуск" одной ракеты. После выполнения задания производился разбор полета. Вооружение стратегических бомбардировщиков В-52 новыми ракетами "Срэм" и интенсификация подготовки экипажей к их применению свидетельствуют о том, что руководство Пентагона продолжает форсировать военные приготовления, направленные прежде всего против Советского Союза и других социалистических государств. Это еще раз напоминает советским воинам о необходимости проявлять высокую бдительность и сохранять постоянную боевую готовность. Зарубежное военное обозрение №3 1975 С. 53-56 Смотрите также | |||||||
| |||||||
Просмотров: 4121 | | |
Всего комментариев: 0 | |