Обама обнародовал план новой военной стратегии СШАВалентин Маков В четверг, 5 января, 2012 в США был представлен план новой военной стратегии. Основным посылом документа стал отказ Вашингтона от дорогостоящих операций наподобие иракской и афганской и сокращение личного состава вооруженных сил. Между тем власти страны подчеркнули, что грядущие перемены не ослабят армию, а помогут ей адаптироваться к современным реалиям, позволив США остаться мировым военным лидером. План стратегии (strategic guidance) был представлен в здании Пентагона лично президентом Бараком Обамой (что, по словам обозревателей, само по себе редкое явление), главой оборонного ведомства Леоном Панеттой и председателем Объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил Мартином Демпси. Объявление о разработке нового документа совпало по времени с серьезным бюджетным кризисом в США, который начался в 2011 году и одной из главных жертв которого стало именно министерство обороны. Впрочем, рассказывая о военном будущем США, Обама (да и не только он) несколько раз подчеркнул, что первопричиной реформ стали вовсе не финансовые затруднения, а геополитические изменения, происходившие на протяжении последних лет. Бюджетный кризис же, по его словам, стал всего лишь катализатором, который заставил руководство страны задуматься о переменах. Между тем суть предложенных реформ дает основания заподозрить американских лидеров в неполной откровенности. Одним из основных элементов новой стратегии стал отказ Вашингтона от масштабных и дорогостоящих операций наподобие военных кампаний в Ираке и Афганистане. Вместо этого Обама и Панетта обещают сократить личный состав вооруженных сил (в особенности, это касается Армии США - сухопутных войск, а также Корпуса морской пехоты), сделав армейские подразделения более мобильными, а всю структуру вооруженных сил - более гибкой и способной на быстрое реагирование. Кроме того, вооруженные силы теперь будут в большей степени полагаться на такие методы ведения войны, которые подразумевают ограниченное участие в них личного состава. В частности, за счет сокращения расходов на некоторые программы инвестиции будут увеличиваться в таких сферах, как развитие систем слежения, беспилотная техника, спутники. Также Пентагон планирует еще больше активизировать свою деятельность в киберпространстве, о чем оборонное ведомство уже говорило ранее. Еще одним важным, но не сенсационным пунктом в плане стратегии стала переориентация на Азиатско-тихоокеанский регион и в особенности на Восточную Азию, основного игрока которого - Китай - в Вашингтоне уже давно расценивают как главного потенциального противника. В связи с необходимостью сдерживания Пекина, а также своего давнего врага - Тегерана - в США указывают на необходимость поддержки подводного флота, создания нового бомбардировщика-невидимки, развития системы ПРО и расширения спутниковой группировки. Кроме того, в Вашингтоне считают своим долгом поддерживать военное присутствие на Ближнем Востоке, объясняя это неопределенным будущим региона из-за серии произошедших там революций. Что касается других стран мира, то с ними сотрудничество должно быть сокращено до уровня проведения совместных учений и отправки туда военных советников. Помимо этого в документе говорится о точечной войне с терроризмом по всему миру, борьбе с распространением оружия массового поражения и сокращении ядерного арсенала (но не отказа от него). В целом, как считают в американском руководстве, программа рассчитана на адаптацию вооруженных сил к новым реалиям и на создание армии будущего. Причем, пойдя на определенные жертвы, Вашингтон по-прежнему рассчитывает на мировое лидерство США в военной сфере. Между тем, как отмечают обозреватели, пока что военные планы Обамы и его команды остаются довольно туманными. На последовавшей после презентации программы пресс-конференции военному руководству страны были заданы несколько конкретных вопросов, однако часть из них фактически так и осталась без ответа. Причиной стало то, что подробная программа реформы окончательно еще не готова - ожидается, что она будет представлена Конгрессу только в феврале 2012 года. Как обещают военные, тогда же станут известны и параметры проекта оборонного бюджета на 2013 год. Тем временем уже сейчас ясно, что финансовый вопрос в предстоящей реформе играет далеко не последнюю роль. Более того, Обама и военные намекают, что не собираются сдаваться без боя и соглашаться на кажущееся уже неизбежным сокращение расходов Пентагона (в худшем для них случае в ближайшие десять лет оно может составить почти триллион долларов). Речь идет об автоматическом секвестре федерального бюджета, механизм которого был запущен в конце 2011 года из-за провала переговоров между демократами и республиканцами. Он, в частности, предусматривает сокращение военных расходов почти на 500 миллиардов долларов - помимо утвержденного еще раньше снижения на 450 миллиардов (о том, чтобы отменить и это сокращение, речи, похоже, не идет). Когда финансовые переговоры еще велись, но уже было понятно, что компромисс вряд ли будет достигнут, Леон Панетта выступил с серией обращений к парламентариям, обрисовав им крайне мрачную картину того, к чему может привести лишение Пентагона триллиона долларов. Как выясняется, ни Обама, ни Панетта от своих слов не отказываются: более того, они рассчитывают, что ситуацию еще можно спасти. По словам главы Пентагона, для этого еще есть время, так как максимальное сокращение бюджета вступает в силу только с января 2013 года. Между тем и он сам, и его заместитель Эштон Картер (Ashton Carter) выразили уверенность, что, увидев подробный план военной реформы, конгрессмены просто не смогут не найти способ спасти Пентагон от чрезмерных потерь. В противном случае, считают военные, последствия для армии будут катастрофическими. Впрочем, для конгрессменов доводы военных могут показаться недостаточно убедительными. Не исключено и то, что демократы и республиканцы, даже поняв всю важность требований, элементарно не смогут договориться, как это уже случалось. Между тем, несмотря на упоминание военными катастрофичности подобного сценария, предусматривает ли его новая программа, неизвестно. Еще одним слабым местом стратегического плана, как отмечают эксперты, является непредсказуемость событий на мировой арене. В связи с этим нельзя исключать и то, что США могут снова увязнуть в серьезном региональном конфликте (хотя война в Ливии, в ходе которой американские подразделения выполняли в основном вспомогательные функции, продемонстрировала, что в Белом доме все же научились не кидаться на передовую сломя голову). Тем временем объявление о предстоящей реформе пришлось на начало предвыборной кампании в преддверии выборов президента США, что также может быть объяснением сложных маневров Обамы. Выполнив предвыборное обещание вывести войска из Ирака и почти завершив кампанию в Афганистане, президент может попытаться развить успех. Причем если противников участия Америки в подобных конфликтах должны убедить планы Обамы отказаться от крупномасштабных войн, то "ястребов" могут удовлетворить предъявленные амбиции на сохранение военного превосходства Вашингтона в мире. Смотрите также | |
| |
Просмотров: 3585 | | |
Всего комментариев: 0 | |