Обновление парка самолетов электронной войны ВВС США (2020)Полковник С. Погодин В доктринальных документах США превосходство с позиции силы рассматривается как "действенный" инструмент реализации национальных интересов государства. При этом главную роль в решении данной задачи американское руководство возлагает на национальные ВВС. В то же время отмечается, что в условиях стремительного наращивания возможностей современных средств ПВО основными противниками Соединенных Штатов, прежде всего Россией и Китаем, американские ВВС могут и не достичь превосходства в воздухе. Значительный вклад в решение задачи завоевания превосходства в воздухе вносят силы и средства электронной войны (ЭВ). По оценке военного руководства США, их применение позволяет существенно снизить потери летного состава и авиационной техники в ходе военной операции. В соответствии с наставлениями КНШ. электронная война (Electronic Warfare)* определяется как: "... любые действия войск (сил), включающие в себя использование энергии электромагнитных волн (излучений) и направленной энергии для управления использованием электромагнитного спектра или непосредственного воздействия на противника". ЭВ состоит из трех взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга элементов: электронной атаки (ЭА), электронной защиты и обеспечения (поддержки) системой ЭВ. Электронная атака предусматривает использование энергии электромагнитных излучений, направленной энергии и самонаводящегося на электромагнитное излучение оружия для воздействия на личный состав, объекты инфраструктуры, вооружение и военную технику противника с целью снижения или подавления его боевых возможностей (боеспособности), вплоть до лишения возможности продолжать военные (боевые) действия вообще. ЭА, считающаяся одной из форм поражения противника, предполагает: Для осуществления задач электронной атаки тактическая авиация ВВС США располагает 13 самолетами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) ЕС-130Н "Компасс Колл", которые имеются на вооружении 41-й и 43-й эскадрилий 55-й группы РЭБ 55-го авиакрыла. Все машины находятся в составе регулярных сил и приписаны к авиабазе Девис-Монтан (штат Аризона). Самолеты РЭБ ЕС-130Н "Компасе Колл" относятся к авиационным средствам групповой защиты и предназначены для радио- и радиотехнической разведки и подавления РЛС обнаружения, систем радиосвязи, радионавигации и опознавания с целью дезорганизации управления силами и средствами ПВО и авиации противника. Кроме того, они применялись для подавления радиолиний управления детонацией самодельных взрывных устройств (в том числе с использованием сотовой связи), а также систем управления БПЛА незаконных вооруженных формирований в ходе операций в Афганистане и Сирии. Экипаж самолета состоит из 13 человек: четверо из них (командир экипажа, второй пилот штурман и бортинженер) это летный экипаж, остальные девять отвечают за применение бортовых средств РЭБ. Основным способом применения ЕС-130Н является постановка помех из зоны, находящейся вне досягаемости средств ПВО противника. Типовая схема применения предусматривает барражирование этого самолета над своей территорией на удалении около 70 км от линии соприкосновения войск с решением задачи по подавлению РЭС противника на глубину до 300 км. Основу комплекта бортового оборудования ЭА ЕС-130Н составляет подсистема радиоразведки и подавления "Тракс-Си". включающая станции радиопомех AN/ALQ-175, AN/ALQ-198 и AN/ALQ-173 (последняя позволяет создавать мерцающие помехи моноимпульсным РЛС), которые обеспечивают ведение радиоразведки в диапазоне 20 - 1500 МГц, постановку заградительных и прицельных по частоте помех, а также передачу дезинформирующих сообщений. Комплект передатчиков радиопомех мощностью по 800 Вт позволяет производить одновременную постановку помех 20 радиолиниям (радиосетям), работающим в диапазоне от 20 до 2 000 МГц. На самолетах ЕС-130Н модификации блок 35 установлен подвесной контейнер SPEAR с фазированной антенной решеткой, включающей 144 дискретных приемо-передающих модуля. Данный контейнер обеспечивает ведение разведки и радиоподавления в диапазоне 0,03-3 ГГц по четырем автоматически формируемым независимым лепесткам диаграммы направленности антенны. В связи с постепенной выработкой назначенного ресурса ЕС-130Н командование ВВС США активно занимается модернизацией авиационного парка самолетов ЭВ. В июле 2018 года компания "БАэ системз" начала работы по переносу большей части (около 70%) оборудования ЭВ с самолетов ЕС-130Н на ЕС-37В (военная версия "Гольфстрим" G550). Первые две машины намечается ввести в эксплуатацию к 2023 году. Всего планами командования ВВС США предусмотрено приобретение 10 новых самолетов РЭБ ЕС-37В. По ряду летно-технических характеристик самолет ЕС-3 7В превосходит ЕС-130Н.
Увеличение крейсерской скорости ЕС-37В будет способствовать повышению оперативности переброски авиационных сит ЭВ в районы проведения операций, а также применению такого способа прикрытия боевых порядков ударной авиации, как электронная атака, при сопровождении вне боевого порядка прикрываемых самолетов без захода в зону поражения средств ПВО противника с известным местоположением. Возросшая более чем в 2 раза практическая дальность полета самолета ЕС-37В позволяет сократить количество дозаправок топливом на земле в ходе перебросок на удаленные ТВД. расходование других материально-технических ресурсов и численности привлекаемого для обслуживания авиационной техники личного состава. Практический потолок новой машины, вдвое превосходящий аналогичный показатель ЕС-130Н, выше верхнего эшелона гражданской авиации, что не только обеспечит большую безопасность перелетов на удаленные ТВД, но и увеличит дальность ведения радио- и радиотехнической разведки на 30%, что позволит осуществлять радиоэлектронное подавление большего количества радиоэлектронных объектов противника. Благодаря сравнительно небольшим показателям длины разбега (1801 м) и пробега (844 м) ЕС-37В может применяться с аэродромов, имеющих ВПП длиной до 2000 м. Кроме того, важным преимуществом при эксплуатации этих машин, по мнению руководства ВВС США, является прогнозируемое снижение на 50% расходов на содержание (обслуживание) парка новых машин. Однако, несмотря на все достоинства самолетов РЭБ ЕС-37В, имеет место и ряд проблемных вопросов. Так, после оснащения этого самолета комплексом РЭБ его лётно-технические характеристики несколько снизятся (ввиду ухудшения аэродинамики за счет дополнительной установки антенных систем). Размещаемое в настоящее время на этом самолете оборудование ЭВ не позволяет вести радио- и радиотехническую разведку и радиоэлектронное подавление в диапазоне от 470 до 614 МГц, так как имеющиеся на нем антенны указанного диапазона не предназначены для использования на больших скоростях и высотах полета ввиду воздействия на них повышенных аэродинамических нагрузок, а разработка новых антенн не была предусмотрена программой переоснащения. Таким образом, успешная реализация программы переоснащения позволит руководству ВВС США обновить парк самолетов РЭБ, первые два из которых поступят на вооружение к 2023 году, что повысит эффективность обеспечения действий ударной авиации, а также снизит эксплуатационные расходы. * Термин "электронная война" (Electronic Warfare), используемый в руководящих документах США и стран НАТО, не является синонимом термина "радиоэлектронная борьба", употребляемого в Вооруженных Силах Российской Федерации. ЭВ имеет различия с РЭБ по составу, задачам и объектам воздействия. Смотрите также | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 2051 | | |
Всего комментариев: 0 | |