Разработка самолёта РЭБ ЕА-18G «Гроулер» ВМС США
Майор А. Быков
В США продолжаются испытания нового палубного самолета РЭБ EA-18G «Гроулер» (его прототип впервые поднялся в воздух 15 августа 2006 года). Первый из двух предсерийных самолетов, созданный компанией «Боинг», выполнил взлет с ВПП международного аэропорта Ламберт (г. Сент-Луис, штат Миссури, см. цветную вклейку). Контракт на разработку самолета был выдан компании «Боинг» (является головным подрядчиком) в декабре 2003 года. Кроме того, в программе участвуют фирмы «Нортроп-Грумман» (отвечает за разработку комплекса радиоэлектронного вооружения самолета), «Рейтеон» (отдельные узлы радиоэлектронного вооружения), «Дженерал электрик» (силовая установка) и другие компании.
Наземные и летные испытания обеих предсерийных машин планируется проводить на базе ВМС США Иатаксент-Ривер (штат Мэриленд). Поступление его на вооружение ожидается не ранее 2009 года.
EA-18G должен будет сменить в составе палубной авиации ВМС США самолеты радиоэлектронной борьбы ЕА-6В «Проулер» (находятся в строю с 1971 года, их авиапарк в настоящее время включает 120 единиц, запланировано полное снятие самолетов с вооружения в период до 2015).
EA-18G представляет собой версию многоцелевого палубного истребителя-штурмовика F/A-18F «Супер Хорнет». Он предназначен для решения широкого спектра задач, связанных с радиоэлектронным противодействием противнику: от радиоразведки до радиоэлектронного подавления средств радиосвязи и его радиолокационных станций ПВО различного назначения. Основное вооружение -противорадиолокационные ракеты AGM-88 HARM. Тактико-технические характеристики EA-18G «Гроулер» приведены в таблице.
Специальное оборудование - подвесные контейнеры комплекса РЭБ, созданного на базе ICAP-3 (Improved Capability III), и цифровая станция РТР ALQ-218(V)2 (руководство компании-разработчика ожидает, что в период до 2013 года будет выпущено 220 комплектов). Установку нового оборудования на самолет планируется проводить поэтапно: Block 1 получит модернизированную аппаратуру РЭБ ALQ-99 и цифровую станцию ALQ-218(V)2, a Block 2 и 3 - новую станцию РЭБ взамен ALQ-99, активную БРЛС с электронным сканированием луча AN/APG-79 AESA.
Проектирование нового самолета РЭБ компания «Боинг» начала в 1993 году, причем в инициативном порядке. Первый демонстрационный полет прототипа (переоборудованный строевой F/A-18F) состоялся 15 ноября 2001 года. Самолет нес на внешних узлах подвески три контейнера ALQ-99 с аппаратурой радиоэлектронной борьбы и два подвесных топливных бака.
В общей сложности ВМС США запросили средства на производство 90 самолетов EA-18G. К настоящему времени принято предварительное решение о выделении до конца 2009 финансового года необходимых средств для закупки 56 машин.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТА EA-18G
Длина, м |
18,36 |
Высота, м |
4,88 |
Размах крыла, м |
13,60 |
Площадь крыла, кв |
2 46,5 |
Масса, кг: |
|
пустого |
14976 |
боевая |
19913 |
взлетная максимальная |
29937 |
Силовая установка 2 двигателя |
F414-GE-400 |
Тяга двигателя, кН |
97,86 |
Запас топлива, кг: |
|
во внутренних баках |
6 560 |
в пяти подвесных баках |
7440 |
Скорость, км/ч (М): |
|
максимальная |
2150(1,8) |
отрыва |
263 |
посадочная |
263 |
Длина разбега, м не более |
426 |
Практический потолок, м |
15850 |
Боевой радиус, км: |
|
с двумя ПТБ и полезной нагрузкой 1 000 кг |
740 |
с тремя ПТБ |
833 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка, g |
7,5 |
Экипаж |
2 человека (пилот и оператор вооружения и средств РЭБ) |
Количество точек подвески |
11 |
Вооружение: |
|
УР класса «воздух - земля» |
AQM-65 «Мейверик»; AGM-84 «Гарпун»; AGM-84E SLAM; AGM-84H SLAM-ER; AGM-88 HARM |
УР класса «воздух - воздух» |
2 х AIM-9 и 6 х AIM-120C/AIM-7 либо 8 AIM-120C/AIM-7 |
Радиоэлектронные средства |
БРЛС AN/APG-73 постановки помех; ALQ-99 (подвесные контейнеры); станция FTP ALQ-218(V)2; станция РЭБ (подавление РЛС) LR-700; прибор сигнализации об облучении противником AN/ALR-67(V)3; комплекс связи USQ-113 ES/EA; буксируемая станция помех AN/ALE-50 или AN/ALE-55; ИК-ловушки AN/ALE-47 или AN/ALQ-214RF |
Бортовое радиоэлектронное оборудование самолета EA-18G «Гроулер»: 1 - станция РТР ALQ-218(V)2; 2 - антенна системы РЭП средств радиосвязи; 3 - антенна спутниковой связи; 4 - контейнер системы ALQ-218(V)2; 5 - противо-радиолокационная ракета; 6 - контейнерная станция постановки помех в СВЧ-диапазоне ALQ-99; 7 - блок системы РЭП средств радиосвязи ирадиолокации; 8 - контейнерная станция постановки помех в УКВ-диапазоне ALQ-99
|
|
АМЕРИКАНСКИЙ САМОЛЕТ РЭБ EA-18G «ГРОУЛЕР». Его основные характеристики: экипаж два человека (пилот и оператор средств РЭБ), максимальная взлетная масса 29 937 кг (пустого 14 976 кг), максимальная скорость полета М = 1,8, практический потолок 15 850 м. Силовая установка состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей F414-GE-400 максимальной тягой на форсаже 97,8 кН.
Вооружение: встроенная шестиствольная 20-мм пушка М61А1 «Вулкан» (боекомплект 570 патронов), на 11 узлах подвески (два на законцовках крыла - только для УР «Сайдвиндер», три подфюзеляжных и шесть подкрыльевых) могут устанавливаться УР «Мейверик» AGM-65G, SLAM AGM-84E класса «воздух - земля», ПКР «Гарпун» AGM-84D, противорадиолокационные УР HARM AGM-88, УР AMRAAM AIM-120A, AIM-7 «Спарроу», AIM-9 «Сайдвиндер» класса «воздух - воздух.
Радиоэлектроные средства: БРЛС AN/APG-73 постановки помех, ALQ-99 (подвесные контейнеры), комплекс РЭБ ALQ-218(V)2, станция РЭБ (подавление РЛС) LR-700, прибор сигнализации об облучении РЛС противника AN/ALR-67(V)3, комплекс связи USQ-113 ES/EA, буксируемая станция помех AN/ALE-50 или AN-ALE-55, ИК-ловушки AN/ALE-47 или AN/ALQ-21 4RF.
Размеры самолета: длина 18,36 м, высота 4,88 м, размах крыла 13,6 м, площадь крыла 46,5 м2.
Зарубежное военное обозрение №1 2007
Смотрите также
|