Опыт использование аутсорсинга в вооружённых силах СШАПолковник В. Печорский В США под аутсорсингом понимается использование на конкурсной основе сторонних организаций для выполнения непрофильных (вспомогательных) функций военного ведомства путем заключения соответствующего долгосрочного контракта. Сторонними организациями могут быть как государственные организации, так и (в основном) частные компании. В вооруженных силах США аутсорсинг используется как для обеспечения повседневной, так и боевой деятельности. В соответствии с американским законодательством военное ведомство обязано оптимально (с точки зрения стоимости и качества работ) организовывать выполнение вспомогательных функций, используя в качестве альтернативы возможности коммерческих специализированных предприятий. Согласно многолетним наблюдениям Пентагон является основным федеральным органом Соединенных Штатов, масштабно привлекающим для обеспечения своей жизнедеятельности и решения иных задач сторонние частные организации. Наиболее востребованными функциями, которые в ВС США традиционно передаются для исполнения компаниям-подрядчикам, являются: материально-техническое обеспечение; содержание объектов инфраструктуры, пунктов дислокации и обслуживание территорий; техническое обслуживание и ремонт ВВТ; предоставление бытовых и финансовых услуг; выполнение ремонтных и строительных работ. По мнению экспертов Пентагона, аутсорсинг позволяет обеспечить: - необходимое качество при существенном сокращении расходов за счет привлечения узких специалистов со значительным опытом работы в той или иной сфере; - высокие боеготовность и боеспособность войск за счет сосредоточения основного внимания на решении основных задач; - внедрение современных технологий; - высокий уровень гибкости и оперативности при принятии решений; - экономию за счет исключения временных и финансовых затрат на повышение профессионального уровня и совершенствование квалификации персонала, организацию рабочих мест, обеспечение страховых и премиальных выплат; - высвобождение времени и ресурсов руководства ВС всех категорий для выполнения ими основных служебных обязанностей; - возможность выбора наиболее оптимальных вариантов использования компаний-подрядчиков за счет конкуренции на рынке потенциальных исполнителей, их адаптированности к требованиям заказчика и заинтересованности в поддержании взаимодействия на долгосрочной основе; - финансовые и юридические гарантии компенсации внешними организациями возможного ущерба. К главным недостаткам аутсортинга относят: - риск утраты (в том числе необратимой) персоналом вооруженных сил США уникальных знаний и опыта, необходимых при решении ряда специфических задач, таких как ремонт, подготовка к эксплуатации и обслуживание современных образцов вооружения и военной техники, ведение разведки, оценка и обработка получаемой информации, обучение личного состава по прикладным дисциплинам в качестве инструкторов; - возможность значительной недооценки базовых накладных расходов при принятии решения о передаче функций внешней организации; - сложность контроля за ходом выполнения масштабных работ, что приводит к риску их некачественного выполнения; - ограниченность рычагов управляющего воздействия на исполнителей; - отсутствие преемственности при смене компании-подрядчика. После начала военных операций ВС США и союзников в Ираке и Афганистане, а также в ходе последующей стабилизации обстановки и постконфликтного урегулирования в этих странах беспрецедентный размах приобрело привлечение персонала частных военных компаний (ЧВК) к выполнению задач в интересах воинских контингентов американских войск. На текущий момент на афганской и иракской территории по контракту с Пентагоном действуют около 138 тыс. представителей различных ЧВК (из них только 42,9 тыс. - граждане США). Сильными сторонами аутсорсинга при использовании частных военных компаний в ходе операций по стабилизации обстановки и постконфликтному урегулированию в передовых зонах в Пентагоне считаются: - значительно более короткие, чем у резервных компонентов ВС США, сроки подготовки персонала, оборудования и материальных средств ЧВК к переброске за рубеж и выполнению возлагаемых на них функций; -
отсутствие жесткого, определенного законом, периода пребывания персонала частных
компаний в передовых зонах или районах; - широкое задействование компаний-подрядчиков, что позволяет Пентагону сократить численность группировок американских войск в передовых зонах и районах боевых действий и, как следствие, уменьшить расходы на их содержание и ротацию, а также значительно снизить боевую нагрузку на личный состав и освободить его от выполнения несвойственных военнослужащим функций.
К основным недостаткам привлечения частных военных компаний относятся: - полное отсутствие фактора идейной (идеологической) мотивации персонала; - «излишняя самостоятельность» в действиях и решениях представителей частных компаний, выражающаяся в неправомерном или непропорциональном применении силы против местного населения, игнорировании установленных командованием контингента требований и правил, нарушении дисциплины и т. д.; - отсутствие эффективного контроля за деятельностью ЧВК, способствующее увеличению случаев коррупции и финансовых махинаций. Несмотря на продолжающуюся практику широкого задействования аутсорсинга в ВС США, руководство Пентагона в последние годы предприняло ряд мер, направленных на снижение ведомственной зависимости от сторонних компаний. В апреле 2009 года министр обороны США Р. Гейтс объявил о своем решении открыть в 2010 финансовом году 13 тыс. новых должностей для гражданского персонала с целью передачи ему функций, традиционно выполняемых представителями коммерческих структур. К 2015 финансовому году общее число таких должностей предполагается довести до 30 тыс. В сентябре 2011 года Пентагон уведомил национальный конгресс о том, что в течение 2010 финансового года были открыты 16 782 должности гражданских служащих для замены персонала внешних организаций (42 проц. новых должностей в сухопутных войсках, 28 проц. - в ВВС, 16 проц. - ВМС и 14 проц. - в органах центрального подчинения Минобороны). Данные изменения были проведены в основном (более половины случаев) из соображений экономии бюджетных средств. Руководство министерства обороны США и федеральных контрольных органов признает, что на текущий момент не представляется возможным в полной мере объективно оценить результаты предпринимаемых шагов, поскольку финансовые, социальные и кадровые последствия могут проявиться только через значительный период времени. Зарубежное военное обозрение 2013 №2 с.37-39 Смотрите также | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 6148 | | |
Всего комментариев: 0 | |