search
menu
person

NEWS AND UDATES


Планирование развития Вооружённых сил США (1977)

Планирование развития Вооружённых сил США

Подполковник В. Ларионов

Военно-политические круги США вопреки происходящему в мире повороту к разрядке напряженности продолжают идти по пути усиления военных приготовлений, уделяя большое внимание вопросам планирования развития вооруженных сил.

Основы современной системы руководства развитием вооруженных сил были заложены в США в 1947 году с принятием "Закона о национальной безопасности", в соответствии с которым ранее существующие органы руководства видами вооруженных сил были объединены в единую военную организацию во главе с министром обороны. Создание министерства обороны, куда вошли министерства видов вооруженных сил, явилось первым шагом в направлении централизации функций планирования и управления американскими вооруженными силами. В ходе последующих реорганизаций министерства обороны США в течение 50-х годов еще больше усилилась централизация этих функций под эгидой министерства обороны и комитета начальников штабов. В итоге проведенных мероприятий в вооруженных силах США впервые в истории их существования были образованы объединенные командования, подготовлены планы совместных действий всех видов вооруженных сил, а также поставлено непосредственно под контроль министра обороны распределение военного бюджета между видами вооруженных сил и приведение его в соответствие с политикой федерального правительства.

Дальнейшее развитие системы планирования в министерстве обороны США шло в направлении поиска более рациональных способов принятия решений по выбору новых систем оружия и направлений развития вооруженных сил. В результате этого к началу 60-х годов в Соединенных Штатах сложилась система военного планирования, особенностью которой, как отмечается в иностранной печати, является то, что решения о направлениях строительства вооруженных сил и распределении финансовых средств на их реализацию стали приниматься в министерстве обороны США с учетом основных военных задач, возлагаемых на вооруженные силы в целом. Эта же система продолжает действовать в министерстве обороны США и в настоящее время.

Планирование развития вооруженных сил США базируется на методах системного анализа и экономическом подходе.

Суть системного анализа состоит в рассмотрении любого явления как сложного целого, включающего совокупность взаимосвязанных элементов, функционирование которых подчинено единой цели. В соответствии с системным подходом к планированию для характеристики вооруженных сил вводится понятие "система оружия".

"Система оружия" определяется в США как комплекс элементов, способных решить определенную задачу. В нее входят боевые средства определенного вида (ракеты, бомбардировщики или подводные лодки), вспомогательные системы, обеспечивающие нормальное выполнение боевым средством возложенных на него задач (средства связи, управления, обслуживания). Для нормального функционирования системы необходимо наличие личного состава, обслуживающего боевые средства и вспомогательные системы. Примерами американских систем оружия являются ракетная система "Минитмэн", авиационная система В-52, система морского базирования "Трайдент".

Применительно к задачам планирования каждая система оружия берется в развитии. Процесс ее развития от начала создания и до снятия с вооружения получил в США наименование "жизненного цикла". Он включает четыре этапа, или фазы: формулирование основной концепции системы, обоснование возможности и целесообразности ее создания, разработка и производство, эксплуатация. Такое деление "жизненного цикла" отражает последовательность принятия решений в ходе создания системы, которые учитываются при планировании.

Суть экономического подхода состоит в том, что развитие вооруженных сил рассматривается как производственный процесс, который оптимизируется по критерию "стоимость/эффективность", представляющему Собой соотношение затраченных ресурсов и полученных результатов. Например, в качестве показателя затрат используется полная стоимость системы оружия (или соответственно боевых единиц), включающая все прямые и косвенные затраты, связанные с разработкой, производством и эксплуатацией системы оружия в течение всего ее "жизненного цикла". Конечный результат определяется боевой эффективностью систем оружия и боевых единиц.

Экономический подход позволяет выразить качественно разнородные виды деятельности по созданию вооруженных сил н вооружений в одинаковых количественных показателях и тем самым обеспечивает основу для выбора оптимальных вариантов действий по развитию вооруженных сил. Обеспечение руководства количественной информацией, которая помогает оценить экономические последствия различных вариантов принимаемых решений, рассматривается американскими специалистами как необходимый элемент процесса планирования развития вооруженных сил, особенно в условиях мирного времени.

Совместное развитие положений экономического и системного подходов в военной области привело к формированию в США специфичного механизма подготовки и принятия решений по вопросам развития вооруженных сил, получившего название "планирование - программирование - разработка бюджета" (ППБ) и позволяющего министру обороны контролировать планы, программы и бюджеты как вооруженных сил США в целом, так и отдельных видов вооруженных сил. В системе ППБ планирование развития вооруженных сил рассматривается как процесс, состоящий из трех взаимосвязанных фаз: собственно планирования, или стратегического планирования; программирования; разработки бюджета.

Стратегическое планирование в соответствии с принятым в США подходом заключается в формулировании главных военных целей, стоящих перед вооруженными силами страны н вытекающих из общегосударственных интересов, в определении способов их боевого применения, а также состава вооруженных сил, требуемых для достижения этих целей. Стратегическое планирование начинается в США с оп-
ределения Советом национальной безопасности общегосударственных военно-политических целей на период до пяти лет, которые в общем виде излагаются в ежегодно подготавливаемом (или корректируемом) Советом национальной безопасности документе "Основы политики национальной безопасности". Конкретно эти цели излагаются в директивах президента (так называемых "меморандумах по вопросам национальной безопасности") и направляются в министерство обороны и комитет начальников штабов.

Стратегическое планирование в США представляет собой непрерывный, продолжающийся в течение всего года процесс, в котором задействованы все планирующие органы вооруженных сил. В вооруженных силах США можно выделить условно три его уровня: в комитете начальников штабов (объединенное планирование), аппарате министра обороны и видах вооруженных сил. Основную роль в масштабе вооруженных сил в целом играет объединенное планирование, осуществляемое комитетом начальников штабов.

Комитет начальников штабов, как сообщается в иностранной печати, ежегодно разрабатывает четыре руководящих (так называемых "объединенных") документа: "Разведывательная оценка", "Долгосрочный стратегический анализ", "План стратегических задач" и "План стратегических возможностей", из которых определяющим для последующих этапов планирования развития вооруженных сил является "План стратегических задач". Этот документ готовится комитетом начальников штабов с помощью органов военного планирования видов вооруженных сил и состоит из трех томов.

Первый том плана содержит анализ военно-стратегической обстановки и возможных концепций использования американских вооруженных сил на период до десяти лет с учетом сил вероятных противников. Второй том определяет уровни сил, необходимых для достижения военно-политических целей США в этот период. В третьем томе оценивается военный потенциал союзников США. В целом в "Плане стратегических задач" даются рекомендации по вопросам численности и состава вооруженных сил, развертывания объединенных и специальных командований, мобилизационного развертывания, стратегических перевозок, научных исследований, разработки вооружений, тылового обеспечения вооруженных сил, капитального строительства, мобилизации промышленности, военной помощи другим государствам. Он содержит также военно-экономические оценки и в общем виде учитывает финансовые ограничения, накладываемые государственным бюджетом США. "План стратегических задач" носит лишь рекомендательный характер и служит главным ориентиром для принятия военным руководством США конкретных решений о направлениях развития вооруженных сил на следующих фазах процесса планирования. Поэтому не обязательно все рекомендации "Плана стратегических задач" реализуются в дальнейшем.

Важное значение для определения перспектив развития вооруженных сил имеет также "Долгосрочный стратегический анализ", в котором дается оценка ожидаемой стратегической обстановки и общей направленности развития вооружений через 10-16 лет. Этот документ является основополагающим для последующего выбора направлений планирования военных исследований в целях создания необходимых вооружений в отдаленной перспективе.

В аппарате министра обороны стратегическое планирование сводится прежде всего к аналитической оценке рекомендаций комитета начальников штабов, излагаемых в "Плане стратегических задач" (по критерию "стоимость/эффективность"), и выработке соответствующих директивных указаний по ориентировочному составу сил для сухопутных войск, ВВС и ВМС. Эти указания, направляемые министром обороны в виды вооруженных сил, служат основой для разработки ими официальных предложений об изменении существующих программ их развития.

В видах вооруженных сил стратегическое планирование подчинено объединенному планированию, осуществляемому комитетом начальников штабов. Первоначально стратегическое планирование основывается на имеющихся представлениях о роли и месте данного вида в достижении общих военно-политических целей США. Его результаты представляются в комитет начальников штабов для учета в объединенном стратегическом планировании. Затем стратегические планы видов корректируются с учетом директивных указаний комитета начальников штабов и министра обороны. Таким образом, стратегическое планирование представляет собой процесс последовательного согласования потребностей того или иного вида вооруженных сил в силах и средствах с задачами их строительства в целом.

Программирование - это процесс определения рациональных путей выполнения намеченных на этапе стратегического планирования задач. Сущность его выражается в соотнесении ожидаемых результатов каждого отдельного направления развития вооруженных сил с необходимыми для его реализации затратами. Итогом фазы программирования является разработка пятилетней программы министерства обороны.

Пятилетняя программа - это документ, в котором дан перечень мероприятий по строительству вооруженных сил, определенных по содержанию н срокам. Он состоит из совокупности большого числа отдельных программ, называемых программными элементами, по всем направлениям строительства вооруженных сил США. Документально программа оформляется в виде нескольких тысяч стандартных таблиц, содержащих данные о составе сил или вооружениях, сроках и стоимости их создания.

Фаза программирования, устанавливая связь между стратегическими планами и имеющимися для их реализации финансовыми средствами, является наиболее важным звеном всего процесса планирования развития сооруженных сил США. Задача программирования состоит в том, чтобы конкретизировать множество видов деятельности, осуществляемых министерством обороны но строительству вооруженных сил, а затем сгруппировать их по целевому признаку в программные элементы определенного назначения. В наиболее характерном для программы варианте каждый такой элемент объединяет в себе однородные виды деятельности по созданию какого-либо вида вооружения и относящихся к нему обеспечивающих систем, оборудования и личного состава, эффективность которых может быть соотнесена с целями национальной безопасности США. В качестве программных элементов чаще всего выделяются программы создания систем оружия или систем обеспечения. В качестве этих элементов в пятилетней программе могут выделяться программы создания боеготовых частей и соединений, совокупности определенных видов деятельности ("наблюдение и предупреждение", "подготовка летного состава" и другие), а также НИОКР по отдельным темам или целым направлениям научных исследований.

Количественно программные элементы в пятилетней программе характеризуются двумя группами показателей: материальными и финансовыми. Материальными показателями там, где это возможно, служат такие количественные величины, как число боеготовых ракет, самолетов, боевых кораблей, дивизий, авиационных крыльев и другие. Однако те программные элементы, которые отражают определенные виды деятельности или проекты научных исследовании, количественно выражаются лишь в категориях финансовых затрат. Затраты по программным элементам оцениваются в виде общей стоимости программы, распределенной по годам на весь программируемый период.

В связи с этим, прежде чем принять решение о начале производства системы оружия в полном объеме, требуется, по мнению военного руководства США, заблаговременная оценка вероятных затрат на реализацию программы в целом. Кроме того, в целях распределения расходов по основным этапам выполнения программных элементов суммарные затраты по программному элементу подразделяются на три категории: исследования и разработки, капитальное строительство и эксплуатация. Для того чтобы в дальнейшем можно было перевести затраты по программе в показатели статей военного бюджета, каждая категория затрат по программному элементу согласовывается с бюджетными категориями, то есть распределяется по соответствующим статьям бюджета.

Программные элементы представляют собой основные "блоки" пятилетней программы министерства обороны и вместе с тем самый низшим уровень планирования развития вооруженных сил, требующий принятия решения лично министром обороны. Пятилетняя программа министерства обороны США содержит более 1000 таких элементов, которые с целью соотнесения с основными задачами министерства обороны в области строительства вооруженных сил сведены в определенные группы, называемые главными программами пятилетней программы. Подобное объединение осуществляется по принципу общности задач или целей отдельных программ. Для разработки главных программ по целевому предназначению в них выделены иерархические подгруппы программных элементов в виде разделов и подразделов, называемых иногда подпрограммами первого и второго порядка.


Рис. 1. Принципиальная структура пятилетней программы министерства обороны США

В последние годы пятилетняя программа министерства обороны США включает в себя десять главных программ (рис. 1): 1-я - "Стратегические силы", 2-я - "Силы общего назначения", 3-я - "Военная разведка и связь", 4-я - "Силы для переброски войск по воздуху и морем", 5-я - "Силы национальной гвардии и резерва", 6-я - "НИОКР", 7-я- "Материально-техническое обеспечение", 8-я - "Обучение, медицинское обслуживание и другие виды общего обеспечения личного состава", 9-я - "Административно-управленческая деятельность", 10-я - "Военная помощь другим государствам". Они подразделяются примерно на 50 подпрограмм первого порядка.

Первые шесть главных программ, хотя и не являются равноценными, соотнесены с основными задачами. Остальные охватывают различные виды вспомогательной деятельности. Из всех главных программ наиболее важными являются две первые - "Стратегические силы" и "Силы общего назначения", в целом отражающие задачи подготовки США соответственно к всеобщей воине и к ограниченным войнам, а также 6-я - "Исследования и разработки", решающая задачу подготовки вооруженных сил, отвечающих требованиям будущего.

Главная программа "Стратегические силы" включает три раздела: "Наступательные силы", "Оборонительные силы" и "Гражданская оборона". В их состав входят следующие подразделы: "Авиационные силы", "Ракетные силы наземного и морского базирования", "Средства оперативного управления и связи" (наступательные силы); "Авиационные силы", "Ракетные силы", "Средства оперативного управления и связи", "Системы наблюдения и оповещения" (оборонительные силы); "Защита", "Оповещение", "Мероприятия в чрезвычайной обстановке", "Общее обеспечение" (гражданская оборона). В качестве программных элементов в первой главной программе, в частности, выделены эскадрильи МБР "Титан"2, "Минитмэн"2 и "Минитмэн"3, система управления пуском МБР "Минитмэн"3, эскадрильи самолетов В-52, FB-111, ракеты "Срэм", крылатые ракеты, система ПРО "Сейфгард", система "Бимьюс" и другие. Всего в первой главной программе насчитывается около 100 программных элементов.

Главная программа "Силы общего назначения" охватывает силы, предназначенные для ведения агрессивных ограниченных войн и участия в операциях на театрах военных действий во всеобщей войне. Эта программа составлена по видам вооруженных сил и имеет такие разделы, как "Объединенные командования", "Военно-морские силы", "Военно-воздушные силы" и т. д.

6-я главная программа "Исследования и разработки" включает все НИОКР, непосредственно не относящиеся к элементам других программ. Программные элементы в ней сгруппированы в разделы главной программы в соответствии с принятой в министерстве обороны США классификацией исследований и разработок: исследования, поисковые, экспериментальные и опытно-конструкторские разработки. Такое деление НИОКР отражает последовательность их проведения при создании новых систем оружия в США.

В классификации НИОКР министерства обороны США имеется еще один вид работ - разработка и усовершенствование действующих систем. Однако программные элементы, которые относятся к этому виду работ, не включаются в 6-ю главную программу, а распределяются па другим главным программам в соответствии с видом вооружения, на совершенствование которого они направлены. Так, НИОКР по созданию новых головных частей для существующих ракет "Минитмэн" входят в главную программу "Стратегические силы", НИОКР по совершенствованию танка, находящегося на вооружении дивизий, - в главную программу "Силы общего назначения" и т. д.

Таким образом, пятилетняя программа министерства обороны, как отмечается в иностранной печати, служит целям сбалансированного распределения ресурсов между силами, предназначенными для решения различных задач, а также между поддержанием в боеготовности существующих сил и научными исследованиями, обеспечивающими их последующее развитие. Пятилетняя программа министерства обороны разрабатывается ежегодно и после ее утверждения министром обороны становится директивным документом, обязательным для всех видов вооруженных сил и планирующих органов различных управлений военного ведомства США.

Разработка бюджета представляет собой заключительную фазу цикла планирования, в ходе которой окончательно определяются размеры и структура ресурсов, выделяемых на вооруженные силы, и осуществляется их сбалансированное распределение по главным программам, видам вооруженных сил н целевому назначению. Военное руководство США считает, что такой принцип позволяет ему всесторонне анализировать распределение и полнее контролировать использование ресурсов, выделяемых на военные цели.

Бюджет разрабатывается на один год, утверждается конгрессом и имеет силу общегосударственного закона в отличие от документов стратегического планирования и программирования, которые имеют силу лишь в пределах военного ведомства. Военный бюджет рассматривается руководством США в качестве инструмента регулирования и контроля развития вооруженных сил. Контрольно-регулирующая функция бюджета проявляется в том, что посредством выделения средств конгресс и высшее военно-политическое руководство США контролируют деятельность военных ведомств по строительству американских вооруженных сил (в то время как решения, принимаемые на стадии программирования, такой силы не имеют и носят лишь рекомендательный характер). Принятием или задержкой соответствующих решений по бюджету конгресс США регулирует ход выполнения отдельных программ создания систем оружия, поскольку решения о финансировании их разработки н производства (закупок) выносятся раздельно.

 
Рис. 2. Примерная схема рабочего цикла "планирование - программирование - разработка бюджета"

Планирование развития вооруженных сил осуществляется в США как непрерывный, ежегодно возобновляемый процесс. Рабочий цикл системы ППБ, начинающийся с разработки Советом национальной безопасности руководящего документа "Основы политики национальной безопасности" и завершающийся передачей в конгресс одобренного президентом проекта военного бюджета на очередной финансовый год, длится около полутора лет. Так, цикл планирования, завершившийся разработкой проекта военного бюджета на 197677 финансовый год (начался 1 октября 1976 года), был развернут в США со второй половины 1974 года. Соответственно со второй половины 1975 года приступили к другому циклу планирования, который завершился в начале 1977 года разработкой проекта военного бюджета на 1977/78 финансовый год и т. д Общее представление о рабочем цикле системы ППБ дает его примерная схема, приведенная на рис. 2, хотя конкретные сроки выполнения мероприятии из года в год могут изменяться.

Используемая министерством обороны США система планирования военных приготовлении все более приспосабливается к потребностям американского военно-промышленного комплекса. Проводимые военным руководством США мероприятия по повышению эффективности структуры управления развитием вооруженных сил со всей очевидностью свидетельствуют о ярко выраженной милитаристской направленности всей системы государственно-монополистического регулирования экономики и научно-технического развития в Соединенных Штатах Америки, предназначенной для обеспечения осуществления агрессивных замыслов американского империализма.

Зарубежное военное обозрение, 1977, №12, с. 13-20

Смотрите также
Категория: Финансы | Добавил: pentagonus (09.12.2012) | Автор: Подполковник В. Ларионов
Просмотров: 4885 | Теги: бюджет, развитие, В. Ларионов | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar