Происки США в зоне Индийского океана
Подполковник П. Кочуров, Крупномасштабные военные приготовления, развернутые за последнее время Пентагоном в зоне Индийского океана, особенно в районе Персидского залива, вызывают оправданное беспокойство мировой общественности. Как заявил Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР товарищ Л. И. Брежнев в своем выступлении 10 декабря 1980 года на встрече с членами обеих палат парламента Республики Индии, "все более опасным очагом международной напряженности становится район Персидского залива и Индийского океана. Под надуманным предлогом защиты своих "жизненных интересов" державы, расположенные за многие тысячи километров от этого района, сосредоточили здесь военную армаду и усиленно наращивают вооружения, расширяют сеть своих военных баз, подвергают нажиму и угрозам малые страны, не идущие у них на поводу". Резкое усиление военного присутствия, угроза развязать войну против народов, сбросивших империалистическое ярмо, наращивание помощи контрреволюционным силам, борющимся против Демократической Республики Афганистан, наконец, прямая попытка использовать американские вооруженные силы против Ирана - вот далеко не полный перечень тех мер, к которым прибегает руководство Соединенных Штатов для того, чтобы превратить еще один район мира в зону высокой конфликтности, в новый плацдарм военного противоборства с силами прогресса и мира. Для оправдания своей провокационной деятельности Белый дом с конца 1979 года широко использовал ирано-американский конфликт, в частности проблему заложников, захваченных в здании посольства США в Тегеране. Кроме того, в ход пущена версия о необходимости американских военных шагов ввиду развития событий в Афганистане - ввода в эту страну по просьбе ее законного правительства ограниченного советского военного контингента. Если же восстановить хронологию событий, то станет ясно, что все это лишь предлог, пропагандистское "прикрытие" подлинных намерений Вашингтона. Возросший интерес США к этому региону определяется рядом моментов. По замыслам американских стратегов, военное присутствие в Индийском океане должно сыграть роль устрашающего средства, способного приостановить развитие прогрессивных тенденций в странах региона, а то и ликвидировать их. Выдвинув теорию существования "кризисной дуги" в зоне Индийского океана, американские правящие круги пытаются этим оправдать свое намерение противопоставить военную силу США стремлению народов к социальному освобождению. Немаловажное значение придается и задаче обеспечения экономических интересов империалистических стран. 50 % нефти, потребляемой западноевропейскими государствами и Австралией, и 90 %, приходящихся на долю Японии, перевозится по коммуникациям Индийского океана. Возрастает значение этих путей сообщения и для США. В качестве обоснования американских претензий на эту зону была выдвинута так называемый "доктрина Картера", предусматривающая, по существу, установление мирового господства США. Она объявляет, в частности, зону Индийского океана, и прежде всего Персидский залив, районом "жизненно важных интересов" Соединенных Штатов и, следовательно, считает необходимым его "защищать" е помощью прямого применения вооруженных сил. Речь идет, как видно, о попытке установить военный контроль над регионом, в котором проживает 1/3 человечества. Согласно сообщениям иностранной печати, курс Белого дома на милитаризацию Индийского океана предполагает осуществление мероприятий краткосрочного и долгосрочного характера, предпринимаемых Соединенными Штатами как индивидуально, так и с привлечением союзников. К середине 1980 года США развернули в районе Персидского залива и водах, прилегающих к нему, военно-морскую группировку в составе свыше 30 кораблей, в которую вошли два авианосца, корабли охранения и амфибийная группа, включающая пять десантных кораблей с 1800 морскими пехотинцами на борту1. В нее попеременно включаются авианосцы из состава 7-го и 6-го флотов - "Китти Хок", "Мидуэй", "Форрестол", "Корал Си", "Честер У. Нимитц", "Констеллейшн". Согласно сведениям из американской печати, военно-морское присутствие США в Индийском океане переведено на постоянную основу и разрабатываются планы его расширения. Об опасности замыслов, связанных с постоянно развернутыми в данном регионе военно-морскими силами, свидетельствует предпринятая Пентагоном в нарушение всех норм международного права попытка вооруженного вторжения в Иран2. Провал этой наглой акции не остановил американскую военщину. В США рассматривали новые варианты использования военно-морской группировки, например для минирования нефтяных портов Ирана, блокады Персидского залива, бомбардировки иранских нефтепромыслов, высадки десантов и т. п. С января 1980 года США начали регулярно проводить полеты стратегических бомбардировщиков В-52 с целью освоения района Индийского океана. В полетах участвуют самолеты, базирующиеся на о. Гуам. В марте 1980 года два В-52, вылетевшие с континентальной части США, совершили беспосадочный кругосветный перелет с заходом в зону Персидского залива. Они дозаправлялись над Великобританией, Испанией, в районе о. Диего-Гарсия и о. Окинава. Ближневосточный театр осваивает и тактическая авиация США, деятельность которой обеспечивают самолеты ДРЛО и управления Е-ЗА системы АВАКС, использующие базы в Египте и Саудовской Аравии. По мнению американских "ястребов", наличия только военно-морских и военно-воздушных сил США в этом районе недостаточно. "Они убеждены, - писала газета "Нью-Йорк тайме", - что необходимо размещение американских наземных сил". К этому следует добавить, что на состоявшейся в марте 1980 года встрече с журналистами высокопоставленные чиновники Пентагона дали понять, что "в случае возникновения необходимости не исключена возможность использования Соединенными Штатами в Персидском заливе тактического ядерного оружия". Постоянное военное присутствие в зоне Индийского океана рассматривается в США лишь как первый шаг на пути "освоения" этого района. Одновременно Вашингтон большое внимание уделяет созданию "сил быстрого развертывания", которые, по словам бывшего помощника президента по национальной безопасности Бжезннского, позволят "применять быстрые, эффективные и возможно упреждающие меры в тех районах мира, где могут быть затронуты жизненно важные интересы США". Основу этого интервенционистского корпуса, как сообщается в иностранной печати, составят части 1-й и 3-й дивизий морской пехоты, а также 82-й воздушно-десантной и 101-й воздушно-штурмовой дивизий, имеющих опыт ведения агрессивных боевых действий во Вьетнаме. По расчетам Пентагона, переброска сил, предназначенных для действий в Индийском океане, может начаться через сутки после соответствующего приказа и продолжаться до двух недель. Тяжелое вооружение для первого эшелона будет размещаться на специальных транспортных судах (так называемых плавучих складах оружия и боевой техники); их развертывание намечается начать с середины 1983 года. Планируется, что эти суда-склады с запасами тяжелого вооружения, боеприпасов топлива и воды на борту будут размещаться в "портах дружественных США стран" недалеко от районов кризисных ситуаций. В случае обострения обстановки они будут перебрасываться к месту конфликта в ожидании доставки по воздуху войск из Соединенных Штатов. В 1981 финансовом году министерству обороны США выделяется 210 млн. долларов на строительство первых двух таких плавучих баз. Предварительно до вступления их в строй к о. Диего-Гарсия направлено семь обычных грузовых транспортов с вооружением для 10-тысячной группировки, предназначенной для действий в районах Ближнего и Среднего Востока. Расширить возможности по переброске сил вторжения в страны бассейна Индийского океана предполагается путем разработки и производства примерно 50 новых транспортных самолетов. По плану американских специалистов, они предназначены для перевозки танков и другого тяжелого вооружения в интересах сил, перебрасываемых для захвата аэродромов, расположенных вблизи портов или районов побережья, которые необходимы для разгрузки плавучих складов оружия и боевой техники. В настоящее время основу парка военно-транспортной авиации составляют самолеты С-5А (74 единицы) и C-I41 (241). Американское командование продлевает срок службы всего парка самолетов С-5А с 7100 до 30 000 ч и увеличивает полезную нагрузку самолетов С-14l на 30 % за счет удлинения фюзеляжей, Для обеспечения их полетов министерство обороны США планирует дополнительно закупить 26 самолетов-заправщиков. Согласно сообщениям американской прессы, действенность американской военной политики в значительной мере определяется возможностью США пользоваться военными базами в зоне Индийского океана. Ключевая их база здесь находится на о. Диего-Гарсия (архипелаг Чагос)3. По соглашению между США и Великобританией от 30 декабря 1966 года Соединенные Штаты могут использовать этот остров в течение 50 лет. К настоящему времени на нем имеются крупный узел связи ВМС США, аэродром с бетонной ВПП длиной 3600 м, пирс, способный принимать любые боевые корабли, склады ГСМ и боеприпасов, а также другие объекты. Работа по дальнейшему совершенствованию базы продолжается. Расположение острова на пересечении коммуникаций в географическом центре региона позволяет США, как считают зарубежные специалисты, осуществлять эффективный контроль над ними. В результате создания базы на о. Диего-Гарсия Индийский океан стал связующим звеном стратегической системы, объединяющей группировки США в Тихом и Атлантическом океанах и на Средиземном море. Соединенным Штатам также удалось добиться согласия на использование военно-морских и военно-воздушных баз в Омане, Кении и Сомали. Кроме того, они уже имеют доступ к австралийской базе Кокбёрн-Саунд. Большая ставка делается на использование территорий Египта, Израиля и Пакистана в случае необходимости переброски американских войск в страны Ближнего и Среднего Востока. При осуществлении своих агрессивных замыслов Белый дом рассчитывает на союзников по НАТО и Японию, надеясь предпринять определенное "разделение обязанностей" в связи с перспективой широкой военной интервенции США в.районе Персидского залива. Согласно сообщениям западной печати, Вашингтон требует от партнеров по Североатлантическому блоку разработать программы, позволяющие ускорить в случае обострения обстановки призыв военнослужащих запаса, чтобы заменить американские войска в Европе, которые могут понадобиться на Ближнем Востоке. Западноевропейские пассажирские самолеты, как считают в Пентагоне, должны быть готовы доставить американские подразделения из Соединенных Штатов в Европу, если военно-транспортная авиация США будет использована для перебросок на Ближний Восток. Кроме того, союзникам по НАТО предписывается увеличить свои военно-морские силы и морскую авиацию в целях обеспечения их участия в патрулировании в Атлантическом океане в условиях, когда Соединенным Штатам придется направить свои военные корабли и самолеты в Индийский океан. В роли "младшего партнера" в осуществлении милитаристских планов Пентагона активно выступает Великобритания, заявившая о намерении "играть большую роль в Индийском океане". В рамках этой политики в середине 1980 года объявлено об отправке в зону Индийского океана двух эскадренных миноносцев, трех фрегатов и нескольких судов снабжения из состава английских ВМС. В конце апреля 1980 года на несколько месяцев в этот регион впервые был направлен отряд кораблей ФРГ. Зарубежная печать сообщила о возможности прибытия в Аравийское море австралийской авианосной группы, а также боевых кораблей Италии и Нидерландов. На Индийский океан распространена зона действия военного блока АНЗЮС. Аналогичное давление оказывается на Японию. Пентагон планирует привлечь ВМС этой страны к выполнению некоторых задач 7-го флота США (противолодочная борьба в северо-западной части Тихого океана, контроль морских коммуникаций от о. Гуам до о. Тайвань и другие), чтобы выделить дополнительное количество американских кораблей для действий в зоне Индийского океана. Государства Индийского океана жизненно заинтересованы в том, чтобы их район не стал ареной конфронтации, настойчиво добиваются материализации идеи о предотвращении развертывания здесь гонки вооружений. На сессии Специального комитета ООН по вопросу об Индийском океане, завершившей работу в июне 1980 года, активно обсуждался вопрос о превращении региона в зону мира. Показательно, что американская делегация приложила немало усилий, чтобы затруднить работу комитета. Эти действия США вызвали осуждение со стороны вышеназванных государств, расценивших их как еще одно подтверждение курса Вашингтона на дальнейшее нагнетание напряженности в регионе. Двурушническую позицию занимает руководство Китая. Выступая на словах за нормализацию положения в Индийском океане, маоистская пропаганда ведет клеветническую кампанию против Советского Союза, повторяет империалистические вымыслы о советском флоте в Индийском океане, пытаясь оправдать тем самым развертывание Пентагоном базы на о. Диего-Гарсия и его другие милитаристские действия. Военные приготовления и политические мероприятия, осуществляемые Вашингтоном в индийскоокеанской зоне, направлены против народов этого региона. В Декларации, принятой в мае 1980 года на совещании Политического консультативного комитета государств - участников Варшавского Договора, говорится, что "крупное наращивание присутствия и деятельности американского военного флота в Индийском океане, расширение существующих и создание там новых иностранных военных баз находится в прямом противоречии с одобренным ООН планом превращения Индийского океана в зону мира, вызывает угрозу безопасности и независимости многих стран, ведет к созданию нового очага международной напряженности". 1 Подробнее об этом см. "Зарубежное военное обозрение>, 1980, № 6, с. 59-83. - ред. 2 Подробнее об американской вооруженной авантюре в Иране см. "Зарубежное военное обозрение". 1980. № 9, с. 9-13. - Ред. 3 Подробнее об этой базе см. "Зарубежное военное обозрение", 1979, № 1 с 84-88. - Ред. Зарубежное военное обозрение". 1981. №2, с. 13-16 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 2635 | | |
Всего комментариев: 0 | |