Разработка в США наземных дистанционно управляемых машин В. Зубов, В настоящее время в Ираке и Афганистане вооруженными силами США и их союзников по коалиции задействовано более 6 тыс. наземных роботизированных средств различного назначения. При этом их количество постоянно растет. Дистанционно управляемые машины (ДУМ) применяются для решения задач разведки местности, обнаружения взрывных устройств, разминирования и других задач. Как считают американские военные специалисты, использование ДУМ позволяет существенно сократить потери среди личного состава, а в определенных видах боя, например в городских условиях, роботы могут стать одним из основных и эффективных средств достижения победы. В США наиболее значимой программой, в рамках которой предусмотрено создание нескольких типов наземных военных роботизированных подвижных средств, до недавнего времени являлась программа «Перспективные боевые системы» (Future Combat System - FCS)*. Однако в результате сокращения финансирования в июне 2009 года она была приостановлена. Тем не менее наработки в рамках данной программы позволяют сделать вывод, что в перспективе ВС США будут только наращивать число роботизированных средств на поле боя. Некоторые типы ДУМ заслуживают более подробного рассмотрения. Многоцелевая дистанционно управляемая машина MULE (Multifunctional Utility Logistics and Equipment platform или «Мул») разрабатывается корпорацией «Локхид-Мартин» на базе более легкой шестиколесной платформы 6x6 массой 2,5 т в трех вариантах: транспортном, штурмовом и противоминном. Транспортный MULE-T (Transport) -робот-транспортер грузоподъемностью 800-1000 кг предназначен для подвоза боеприпасов, военного снаряжения, материальных средств. Так как солдат при выполнении боевого задания несет на себе груз массой около 30 кг, то главная задача транспортного MULE — «снять тяжелую ношу с плеч солдата». Кроме того, оператор такой машины, находясь непосредственно на поле боя, при необходимости может вызывать се к подразделению, чтобы доставить боеприпасы или отвезти в ближайший тыл раненого. Эта версия MULE находится на самой продвинутой стадии разработки и существует в виде рабочего прототипа. Прототип имеет гибридный дизель-электрический двигатель, позволяющий развивать скорость до 45 км/ч по пересеченной местности и 90 км/ч по асфальтированной дороге. На машине установлена гибкая подвеска, которая позволяет вращать любое из шести колес в разных направлениях и поворачиваться на месте как танк. Она имеет систему централизованного регулирования давления воздуха в шинах. У нес нет «переда» и «зада». Она, не разворачиваясь, может двигаться в двух направлениях - вперед или назад. Машина способна самостоятельно провести диагностику подвески, занимая последовательно все доступные ей положения. Она может преодолевать различные препятствия, при этом резко крениться вправо и влево, сгибать передние колеса и подтягивать их вверх, забираться на высоту до 0,5 м. Своей проходимости «Мул» обязан одному из основных его элементов - интеллектуальной системе управления независимой подвеской, позволяющей самостоятельно решать, как преодолевать то или иное препятствие. Она не только выбирает тактику преодоления бездорожья, но и использует управляемую подвеску для компенсации различного расположения центра тяжести груза. Перемещением каждого колеса вверх-вниз робот может управлять произвольно, поднимая перед препятствием го «переднюю лапу», то колеса в центре, или приподнимая над дорогой сам кузов полностью, либо его переднюю, либо заднюю часть. В последнее время машина подвергается активному тестированию. Без вмешательства оператора этот колесный робот взобрался на 76-см ступень и прополз над провалом шириной 1,78 м, полагаясь на запрограммированные заранее описания препятствий и свой искусственный интеллект. Основываясь на результатах испытания прототипа, армия США рассчитывала использовать эти машины в 1/3 своих боевых операций. Предполагалось, что в каждой бригаде будет до 100 единиц различных типов наземных дистанционно управляемых машин, в iom числе около 40 транспортных MULE, каждый из которых сможет пере-возить груз до 20 солдат. Задействовать это средство в военных операциях планировалось уже в 2014 году Штурмовой MULE/ARV -A(L) (Assault Light) 6удет использоваться для атак на укрепления противника и обеспечивать огневую поддержку наземных войск. Его предполагается оснастить четырьмя ПТУР «Джавелнн» или «Хеллфаир», 7,62-мм пулеметом (либо 30-мм пушкой, либо 40-мм автоматическим гранатометом) и опто-злектронными сенсорами, причем аппарат будет в состоянии идентифицировать цели. Машина обладает способностью самостоятельной навигации и может перемещаться автономно. Начать поставки в войска машин ARV предполагается в 2013-2014 годах. Противоминный MULE-C (Countermine) создастся для проделывания проходов но заминированным зонам. Для уменьшения удельною давления на грунт на колеса надеваются бесшарнирные гусеницы. При помощи широкозахватного миноискателя и перспективной разработки -системы дистанционного обнаружения мин - GSTAMIDS (Ground Standoff Mine Detection System) он будет способен обнаруживать и уничтожать мины отмечая проделанные проходы в минных полях, и передавать данные на пункт управления. Машины класса MULE способны преодолевать рвы шириной до 1 м, двигаться по наклонной плоскости с уклоном более 40 проц., преодолевать «вброд» водные препятствия глубиной до 0.5 м, наземные - высотой 0.5 м и имеют запас хода по топливу 400 км. С помощью лазерного дальномера и системы глобального позиционирования (КРНС NAVSTAR) машины могут самостоятельно прийти в точку с заданными координатами. Наземный малогабаритный переносной дистанционно управляемый аппарат SVGV разработан американской компанией к AйРобот» (iRobot). Он предназначен для обезвреживания взрывных устройств, разведки и обнаружения противника в труднодоступных местах - зданиях, тоннелях, коллекторах, пещерах и т. д. Робот представляет собой платформу на гусеничном шасси. Разработано несколько модификаций: SUGV-300, -310 и -320. Их масса в зависимости от комплектации составляет от 11,3 до 14,5 кг. Средняя скорость передвижении 10 км/ч, время функционирования около 6 ч. SUGV-320 - первый робот, который полностью соответствует требованиям пехотных подразделений. Он оборудован двумя видеокамерами для управления - на шасси и в «голове»; цветной видеокамерой с 26-кратным увеличением; инфракрасными видеокамерой и прожектором: приемником КРНС NAVSTAR; лазерным дальномером с дальностью действия до 1 км и устройством двухсторонней аудиосвязи. Возможна установка манипулятора. Опытные образцы прошли проверку в боевых условиях в Ираке и Афганистане. Первые роботы-разведчики были поставлены армии для проведения испытаний в мае 2008 года. Поступление в войска серийных образцов SUGV ХМ1216 ожидается в 2011 году. Первоначально планировалось, что поставки новых аппаратов в боевые подразделения начнутся лишь в 2013 голу. Однако командование решило ускорить данный процесс. Причиной этого стал успешный опыт применения в Ираке и Афганистане более ранней разработки компании «АйРобот» - робота «ПакБот» (PackBot). «ПакБот» - гусеничный робот, выполненный на той же платформе, что и SUGV, широко применялся в Афганистане для обнаружения с помошью видеокамер взрывных устройств и неразорвавшихся боеприпасов. Недавно компания «АйРобот» в сотрудничестве со специалистами Бостонского университета оснастила «ПакБот» комплектом обнаружения снайпера (Sniper Detection Kit), усилив тем самым его разведывательные возможности. Новая модификация робота получила название REDOWL (Robotic Enhanced Detection Outpost With Lasers), которое переводится с английского (red owl) как «красная сова». Система обнаружения снайпера состоит из лазерного дальномера, звукометрических датчиков, приемника КРНС NAVSTAR и видеокамер, работающих в оптическом и инфракрасном диапазонах. Масса системы 2,5 кг. (С помощью оптической камеры можно прочесть надпись на именном жетоне военнослужащего с расстояния 100 м). ИК-камера позволяет вести наблюдение ночью и в неосвещаемых помещениях. Кроме того, с помощью инфракрасного лазера на расстоянии до 1,6 км робот может подсветить цель. Так как ИК-свет невидим человеческому глазу, то снайпер источника излучения не обнаружит, но для ИК-камеры робота и солдат с приборами ночного видения он будет хорошо виден. Если до выстрела с помощью камеры снайпера обнаружить не удалось, то после выстрела с помощью четырех микрофонов робота по временному сдвигу и амплитуде падающей на них звуковой волны программное обеспечение позволит в доли секунды определить направление выстрела и развернуть систему в ту сторону, откуда пришел звук. Кроме того, анализируя частотные и другие характеристики выстрела, система может установить тип оружия и игнорировать звуки выстрелов дружественной стороны, а также эхо, возникающее при стрельбе в городских условиях. Зная свои координаты, с помощью магнитного компаса и лазерного дальномера REDOWL может с точностью до 94 проц. определить местоположение цели, находящейся на удалении до 900 м. В случае если цель не удастся уничтожить пехотным подразделением, оператор может сообщить координаты позиции снайпера артиллерийскому или авиационному подразделению для нанесения точечного удара. Теоретически робот может сам открыть ответный огонь, но для этого надо решить проблему снижения нагрузки на шасси, возникающей при стрельбе из пулемета или какого-либо другого оружия. По мнению американского военно-политического руководства, массовая поставка боевых дистанционно управляемых машин в армейские подразделения приведет к значительному снижению потерь личного состава при проведении боевых операций в различных регионах мира. Несмотря на их высокую стоимость, эксперты убеждены, что даже самые дорогостоящие роботы обойдутся Пентагону дешевле, чем люди, если сложить воедино затраты на подготовку, содержание, пенсии и льготы ветеранам. • Подробнее см.: «Зарубежное военное обозрение». - 2007. - № 2. - С. 31-39. Зарубежное военное обозрение». - 2010 - № 2. - С. 41-44 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 5255 | | |
Всего комментариев: 0 | |