Управляемые ракеты класса "воздух-воздух"Подполковник-инженер Б. Семёнов Милитаристские круги капиталистических стран не отказались от количественного и качественного наращивания вооружении, несмотря на требования мировой общественности. В этом плане важное внимание уделяется дальнейшему совершенствованию управляемых ракет, которые, по взглядам западных военных специалистов, и в дальнейшей останутся наиболее перспективным оружием авиации. Поэтому за рубежом продолжаются работы по совершенствованию существующих н созданию новых авиационных УР, в том числе и класса "воздух-воздух". Но мнению американских военных специалистов, главными предпосылками дальнейшего совершенствования ракет класса "воздух - воздух" являются следующие: создание потенциальным противником мощных активных средств системы ПВО, которые значительно снижают выживаемость самолетов; большие возможности использования в УР и самолетных системах управления оружием последних достижений в области радиоэлектроники; ожидаемое появление в ближайшие годы новых самолетных систем опознавания воздушных целей, исключающих необходимость их визуального распознавания. Судя по материалам иностранной печати, при совершенствовании и создании УР класса "воздух - воздух" основное внимание уделяется повышению точности стрельбы, помехозащищенности и надежности, а также снижению стоимости самих ракет и уменьшению эксплуатационных расходов. Американские эксперты считают, что для успешного ведения борьбы с воздушными целями в различных условиях боевой обстановки на вооружении авиации необходимо иметь ракеты малой, средней и большой дальности стрельбы. Поатому в США ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию перспективных 1'Р всех типов. Европейские страны, имея меньшие экономические возможности, разрабатывают, как правило, УР малой и средней дальности стрельбы. Ниже дается краткая характеристика существующих ракет класса "воздух- воздух" и рассматриваются перспективы их дальнейшего развития. Управляемые ракеты малой дальности стрельбы. К ним относятся "Фалкон" и "Сайдвиндер" (США), "Файрстрик" и "Ред Топ" (Великобритания), "Матра" R.530 и "Мажик" R.550 (Франция), "Шафрир" (Израиль), ААМ-1 (Япония). УР "Фалкон", "Файрстрвк" и "Ред Топ" выполнены по нормальной аэродинамической схеме, остальные - по схеме "утка". Все модификации ракеты "Фал-кон" (за исключением двух) и УР "Сайдвиндер" AIM-9C оснащаются полуактивными радиолокационными головками самонаведения (ГСН), что дает возможность применять их со стороны задней и передней полусфер цели. Однако, как отмечает зарубежная пресса, они обладают недостаточной помехозащищенностью, что снижает эффективность ракет при атаке целей, находящихся на фоне земной поверхности. Другой недостаток радиолокационных ГСН заключается в том, что в течение всего времени полета ракеты к цели требуется ее подсветка бортовой РЛС самолета-носителя, а это значительно ограничивает его маневр. Остальные ракеты (исключая УР "Матра" R.530, которая оснащается полуактивной радиолокационной или инфракрасной головкой) имеют инфракрасные ГСН, которые обеспечивают их наведение только со стороны задней полусферы, что резко снижает дальность пуска ракет. Как отмечается в иностранной прессе, большинство УР с такими головками самонаведения имеют относительно невысокую помехозащищенность. Естественными помехами для них могут быть освещенные солнцем кромки облаков и земная поверхность, а искусственными (позволяющими "сорвать" наведение) - ИК ловушки и трассеры, выстреливаемые с самолета-цели. В последние годы помехозащищенности УР с инфракрасными головками самонаведения уделялось большое внимание, однако, как считают зарубежные военные специалисты, эта проблема окончательно не решена. Одна из последних модификаций УР "Сайдвиндер" - AIM-9L - оснащена всеракурсной инфракрасной ГСН, что значительно расширяет условия ее боевого использования. Другая важная ее особенность заключается в том, что система охлаждения чувствительного элемента головки самонаведения установлена на самой ракете, а не в пусковой установке. Это дает возможность подвешивать AIM-9L на самолеты, не оборудованные системой охлаждения головок. Кроме того, в ракете используются рули сложной конфигурации (в отличие от треугольных), что позволяет достичь большей ее маневренности. УР малой дальности стрельбы комплектуются осколочно-фугасными и стержневыми боевыми частями весом 4-30 кг. Ядерную боевую часть несет только "Фал-кон" АIМ-26А. Подрыв боевых частей осуществляется неконтактными (пассивными инфракрасными или активными радиолокационными) и контактными взрывателями. AIM-9L оснащается активным лазерным взрывателем, который при таких же примерно габаритах и весе, что и у взрывателей других ракет, имеет лучшие точность срабатывания и помехозащищенность. На этих ракетах используются одни- и двухрежимные твердотопливные двигателе. Минимально возможная дальность их стрельбы 0,3- 1 км, максимальная 5-20 км. Следует заметить, что максимальная дальность достигается на больших высотах, а на малых она резко уменьшается и, как правило, не превышает 3-10 км. УР малой дальности (за исключением "Сайдеиндер" AIM-9L и "Мажик" R.550) накладывают ограничение на маневр самолета-носителя во время пуска и не во всех случаях обеспечивают перехват целей, маневрирующих с большой перегрузкой. Эти было подтверждено опытом боевого использования американских ракет "Фалкон" и "Сайдвиндер" в агрессивной войне в Юго-Восточной Азии. Специалисты ВВС США считают, что их низкая эффективность обусловливалась конструктивными недостатками и тем, что они создавались главным образом для поражения бомбардировщиков на больших высотах. Поэтому, судя по сообщениям иностранной прессы, в дальнейшем все американские ракеты дорабатывались главным образом в направлении уменьшения минимальной дальности стрельбы и повышения их маневренности. Бак считают зарубежные военные специалисты, при совершенствовании существующих и разработке новых УР, предназначаемых для использования в маневренном бою, должны учитываться следующие общие требования: минимально возможная разрешенная дальность стрельбы, автономность наведения ракеты на цель после пуска (при атом стреляющему самолету обеспечивается возможность выполнить любой маневр), независимость ракеты от радиолокационных систем самолета-носителя, расширение зон пусков и в лучшем случае обеспечение возможности использования ракет под любым ракурсом со стороны задней и передней полусфер цели, снятие ограничения по величине перегрузи самолета-носителя в момент пуска УР, возможность поражать высокоманевренные воздушные цели, нахождение ракеты в течение длительного времени в высокой степени боевой готовности, простота и небольшая стоимость технического обслуживания. В настоящее время в соответствии с этими требованиями за рубежом ведутся работы по совершенствованию УР "Сайдвиндер" AIM-9L, "Мажик" R.550 и разработке новых ракет LCLM, ASRAAM, SRAAM и Rb.72. "Сайдвиндер" AIM-9L принята на вооружение в США в 1976 году и выпускается серийно. Однако, несмотря на то, что она имеет значительные преимущества по сравнению с другими американскими и европейскими УР этого типа, в настоящее время ведутся работы по дальнейшему ее совершенствованию (новая модификация получила обозначение АIM-9М), Ракету АIM-9М предполагается оснастить усовершенствованными двигателем (снаряжается топливом с пониженной дымностью) и инфракрасной головкой самонаведения с лучшей помехозащищенностью. Это предполагается достичь путем использования нового датчика цели. Планируется также облегчить эксплуатацию УР и уменьшить стоимость ее технического обслуживания, что станет возможным при применении модернизированной системы охлаждения чувствительного элемента, которая является замкнутой в не требует перезарядки хладагентом, как у AIM-9L. По сообщениям зарубежной печати, весной 1979 года в США было осуществлено девять пусков AIM-9M с новой ГСН, в одном из них ранета прямым попаданием поразила низколетящую цель. Ракету AIM-3M планируется принять на вооружение в первой половине 80-х годов, основными ее носителями будут истребители F-15 и F-16. Уделяя внимание дальнейшему совершенствованию ракеты "Сайдвиндер", американские специалисты ведут работы по созданию новых УР, в частности LCLM (Low Cost Light Weight Missile) и ASRAAM (Advanced Short Range Air-to-Air Missile). LCLM должна иметь вес, не превышающий 40 кг. Ее предполагается оснастить инфракрасной ГСН, активный радиовзрывателем и твердотопливный двигателем. Датчик головки самонаведения будет охлаждаться многоступенчатой термоэлектрической системой, устанавливаемой на ракете. Захват цели может осуществляться по сигналам целеуказания от самолетной системы управления оружием или самостоятельно головкой, для чего она будет сканировать по определенному закону для обнаружения и захвата цели. Предполагается использовать малодымное топливо, что уменьшит демаскирование самолета-носителя при пуске ракет. Небольшой вес и габариты позволят, но расчетам американских специалистов, устанавливать иа самолете ракет LCLM вдвое больше, чем "Сайдвнндер". Самолетом-носителем будет предположительно истребитель F-16. В 1978 году ВВС и ВМС США разработали совместные требования к летно-техническим характеристикам перспективной УР ASRAAM, которая должна заменить УР "Сайдвиндер". Одним из них является обеспечение возможности пуска управляемой ракеты в сторону от курса, чтобы снизить требования к маневренности самолета-носителя при ведении ближнего воздушного боя. Ракета, по сообщениям зарубежной прессы, должна значительно меньше весить по сравнению с УР "Сайдвиндер". Инфракрасная ГСН будет иметь матричный чувствительный элемент, что повысит ее помехозащищенность от искусственных н естественных помех. Срок создания ракеты ASRAAM - вторая половина 80-х годов. В Великобритании продолжаются работы над ракетой SRAAM. Она имеет бескрылую аэродинамическую схему с небольшим раскрывающимся после пуска хвостовым стабилизатором, а управление осуществляется с помощью устройства изменения вектора тяги двигателя. Это обеспечивает ей высокую маневренность в широком диапазоне скоростей и высот полета. По данным иностранной печати, в 1977 году с истребителя "Хантер" осуществлены первые пуски опытных образцов ракеты. Несмотря на то что английские ВВС склонны выбрать в качестве ракеты ближнего воздушного боя американскую "Сайдвиндер" АШ-SL, работы по созданию УР SRAAM планируется продолжить. Во Франции ведется совершенствование ракеты "Мажик" R.550. В частности, предусматривается повысить чувствительность головки самонаведения, увеличить по-мех ("защищенность от инфракрасных ловушек и трассеров, улучшить маневренность, особенно на начальном участке траектории, повысить надежность при длительном пребывании на самолете-носителе на земле. По мнению французских специалистов, это позволит расширить зону возможных пусков ракеты и применять ее со стороны не только задней, но и передней полусферы. Однако, как отмечается в зарубежной прессе, новый вариант будет значительно дороже существующего. В Швеции с 1975 года разрабатывается УР Rb.72 (первоначально имела наименование SAAB-372), предназначаемая для ведения ближнего боя и поражения целей на малых дальностях стрельбы. Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме, оснащается инфракрасной ГСН, которая должна обеспечить наведение ракеты со стороны задней и передней полусфер цели. По своим характеристикам она сравнима с французской УР "Мажик" R.550. В качестве носителя предполагается использовать самолет "Вигген". УР средней дальности стрельбы, состоящие на вооружении авиации стран НАТО, представлены следующими основными образцами: "Спарроу" (США), "Скайфлэш" (Великобритания) и "Супер Матра" R.530 (Франция). Ракеты "Спарроу" и "Скайфлэш" (вторая создана на базе УР "Спарроу" AIM-7E) выполнены по одинаковой аэродинамической схеме с крестообразными крылом и стабилизатором, УР "Супер Шатра" имеет крыло большого удлинена". Все они наводятся по методу пропорциональной навигации и оснащаются полуактивными радиолокационными ГСН. На "Скайфлэш" установлена моноимпульсная ГСН и по сравнению с головками самонаведения конического сканирования (на УР "Супер Матра" и "Спарроу") имеет лучшие точность определения местоположения целей и помехозащищенность, особенно от отраженных от земли сигналов самолетной РЛС. Ракеты оснащаются осколочно-фугасными я стержневыми боевыми частями весом 30-40 кг. Их подрыв осуществляется неконтактными (активными радиолокационными) и контактными взрывателями. На них устанавливаются твердотопливные двигатели, имеющие один или два режима работы. Вес ракет составляет более 200 кг, и вследствие этого они имеют ограничения по скорости маневрирования (при интенсивном маневре цели могут уходить из зоны поражения). Максимальная дальность стрельбы 22-50 км. В настоящее время активные работы по дальнейшему совершенствованию существующие и разработке новых УР средней дальности стрельбы ведутся в Италии и США. В Италии создается ракета "Аспид" 1А (на базе американской "Спарроу" AIM-7E), имеющая по сравнению с последней увеличенную почти вдвое дальность стрельбы и повышенную помехозащищенность. Первое достигнуто за счет увеличения габаритов двигателя (в электронной схеме ракеты использованы твердотельные элементы, занимающие малый объем), а второе - путем оснащения УР новой моноимпульсной ГСН. Первоначально вооружить ракетой "Аспид"1А самолеты F-104S намечалось в 1978 году, однако, как сообщает иностранная пресса, из-за финансовых затруднений это мероприятие переносится на начало 80-х годов. Несмотря на то что УР AIM-7F, являющаяся последней модификацией в семействе ракет "Спарроу", имеет увеличенную почти вдвое максимальную дальность стрельбы и повышенную в восемь раз надежность (по сравнению с AIM-7E), она, как сообщается в зарубежной печати, имеет ряд существенных недостатков. Проведенные испытания показали, что A1M-7F имеет низкую помехозащищенность от отраженных от земли сигналов самолетной РЛС. В связи с этим проводятся работы по совершенствованию этой УР путем оснащения моноимпульсной ГСН и новым активным радиолокационным взрывателем (новый вариант получил обозначение AIM-7M). В настоящее время ракета АIМ-7М проходит летные испытания. По заявлению представителей министерства обороны США, она может поступить на вооружение в начале 80-х годов. С целью определения требований к перспективным УР средней дальности стрельбы в США ВВС и ВМС участвовали в совместной программе по изучению основных направлений развития ракет с учетом возможности появления у вероятного противника самолетов, которые будут состоять на вооружении в конце 80-х - начале 90-х годов. По мнению американских специалистов, в будущих воздушных боях будет значительно затруднено визуальное опознавание целей, поскольку противник сможет произвести атаку на дальностях, превышающих дальность визуального обнаружения. Размеры и вес существующих УР средней дальности стрельбы ограничивают радиус действия самолета-носителя и ухудшают его маневренность. Кроме того, последовательность применения существующих ракет, включая поиск цели и ее опознавание, подготовку и пуск ракет, значительно усложняет их использование при наличии многих целей. В связи со всем вышеизложенным ставится задача разработки новой УР средней дальности стрельбы, а также создания новых систем опознавания. Решающим требованием считается обеспечение возможности автономного наведения ракеты на цель. ВВС и ВМС проявляют большую заинтересованность в разработке всепогодной УР, оснащенной активной радиолокационной ГСН. Ракеты с такой системой наведения позволят производить пуск по нескольким целям за значительно меньший промежуток времени и сразу же после пуска последней ракеты самолет-носитель сможет выполнять любой маневр. В настоящее время в интересах ВВС и ВМС разрабатывается УР AMRAAM (Advanced Medium Range Air-to-Air Missile). Она выполняется по нормальной аэродинамической схеме, имеет небольшое лобовое сопротивление и обеспечивает возможность достижения больших скоростей полета и маневренности. На начальном и среднем участках траектории наведение ракеты предполагается осуществлять с помощью инерциальной системы и специального блока, в который от самолетной РЛС будут передаваться координаты цели. На конечном участке траектории в работу включается активная радиолокационная моноимпульсная ГСН, которая должна иметь лучшую помехозащищенность, чем у современных моноимпульсных головок самонаведения ракет класса "воздух-воздух", особенно в условиях применения противником средств радиоэлектронного подавления. Кроме того, она должна надежно выделять сигналы цели, находящейся на предельно малых высотах на фоне земной и водной поверхности. С учетом того, что УР Судет иметь большую точность стрельбы, вес ее Соевой части может быть снижен до 14-22 кг, а максимальная дальность стрельбы будет примерно такой же, как у УР AIM-7M (при меньшем почти вдвое стартовом весе). По сообщениям иностранной печати, в 1979 году с фирмами "Хьюз" и "Рейтеон" подписаны контракты (45 и 39 млн. долларов), в соответствии с которыми они должны спроектировать и изготовить по 16 опытных образцов. Испытания ракет планируется провести осенью 1980 года. Решение о серийном производстве должно состояться в 1985 году. Всего намечается изготовить около 16 000 ракет AMRAAM в вооружить ими самолеты F-14, F-15, F-16 и F-18. УР большой дальности стрельбы. В настоящее время американская УР "Феникс" АIМ-54А, состоящая на вооружении истребителя F-14A "Томкэт", является единственным представителем этого типа ракет за рубежом. Она построена на нормальной аэродинамической схеме, оснащается комбинированной (радиолокационной полуактивной и активной) системой наведения, осколочно-фугасной боевой частью, радиолокационным и контактным взрывателями, двухрежимным твердотопливным двигателем. Самолет F-14A может нести до шести УР "Феникс", а его система управления оружием AN/AWG-9 способна следить за 24 целями и одновременно наводить все шесть ракет на различные цели. При этом вычислитель системы управления оружием автоматически определяет очередность поражения целей в зависимости от степени угрозы. УР "Феникс" могут поражать разнообразные цели, находящиеся как на больших, так и на предельно малых высотах. Максимальная дальность стрельбы более 100 км. По
сообщениям зарубежной прессы, боевые возможности УР "Феникс" продемонстрированы
более чем в 150 пусках по мишеням, имитировавшим скоростные высотные цели и
крылатые ракеты. Пуски проводились как в обычных условиях, так и в условиях
применения средств радиоэлектронного подавления, причем в среднем 85 % из них
были успешными. Однако, по мнению американских военных специалистов, УР "Феникс"
имеет ограничения при стрельбе по крылатым ракетам и будет недостаточно
эффективной Усовершенствования в основном касаются активной системы наведения, автопилота, боевой части и неконтактного взрывателя. В системе наведения предполагается использовать твердотельные элементы, что повысит надежность ракеты. Аналоговые вычислительные устройства будут заменены цифровыми. Большое внимание уделяется повышению помехозащищенности системы наведения и радиовзрывателя, особенно на малых высотах. Рассматривается вопрос об оснащении ракеты новой боевой частью. Принять AIM-54C на вооружение планируется в 1982-1983 годах. В США разрабатывается также новая ракета большой дальности стрельбы AIAAM (Air Intercept Air-to-Air Missile). Ее предполагается создать на базе УР AMRAAM, которая будет оснащаться двухрежимной ГСН и комбинированным двигателем (твердотопливным и прямоточным воздушно-реактивным). Но сообщениям американской прессы, появление па вооружении новой ракеты AIAAM ожидается в конце 80-х - начале 90-х годов. Военное руководство НАТО надеется, что совершенствование существующих и разработка новых ракет класса "воздух-воздух" расширят боевые возможности тактической авиации стран, входящих в этот агрессивный блок. Зарубежное военное обозрение №2 1980 С.57-63 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 5049 | | |
Всего комментариев: 0 | |