Военная политика США в Азиатско-Тихоокеанской зоне
Подполковник П. Кочуков, Тихоокеанское направление традиционно является одним из важнейших в агрессивном внешнеполитическом курсе американского империализма. Только в послевоенные годы против народов, населяющих азиатские страны, Соединенные Штаты дважды использовали крупные контингента своих вооруженных сил - во время агрессий в Корее (1950-1953) и во Вьетнаме (1965-1973). В этом регионе длительное время действовали сколоченные американскими правящими кругами в 50-е годы, а затем развалившиеся империалистические блоки СЕАТО и СЕНТО, а АНЗЮС и АНЗЮК существуют и сейчас Кроме того, с Японией, Южной Кореей, Филиппинами и некоторыми другими азиатскими странами США заключили долгосрочные двусторонние военно-политические соглашения. Такое "внимание" империалистов к азиатско-тихоокеанскому региону, как считают зарубежные специалисты, объясняется несколькими факторами. Во-первых, правящие круги США придерживаются мнения, что без обеспечения ведущих позиций в этом регионе нельзя рассчитывать на достижение главной цели - господствующего политического, экономического и военного положения в мире. Исходя из геополитических концепций, экономических интересов и удобства военно-стратегического планирования, Пентагон включает в тихоокеанское направление континенты - Азию и Австралию, а также обширные водные пространства Тихого и Индийского океанов: от Берингова пролива до Антарктики и от Западного побережья Америки до восточных берегов Африки. Во-вторых, экономические связи Соединенных Штатов с азиатскими странами постоянно растут, торговля с государствами этого региона, начиная со второй- половины 70-х годов, превышает товарооборот с "Общим рынком". В 1978 году она достигла 73 млрд. долларов и составила около 25 % внешней торговли США. Американские монополии вывозят в значительных количествах из этих стран такое стратегически важное сырье, как каучук, руды цветных и редких металлов и т. д. Особое значение имеет импортируемая из стран Персидского залила и Индонезии нефть, доля которой в общем импорте этого сырья Соединенными Штатами превышает 50 % В-третьих, азиатско-тихоокеанская зона рассматривается б милитаристских планах как важнейший элемент американской глобальной военной системы, созданной после второй мировой войны в целях "сдерживания коммунизма". Здесь развернута вторая (после Европы) по численности зарубежная группировка американских вооруженных сил. По Тихому и Индийскому океанам пролегают важнейшие коммуникации, которые связывают США со многими странами Азии и Африки. Как сообщалось в иностранной печати, Пентагон выделяет в рамках описываемой зоны четыре района: Северо-Восточную Азию, Юго-Восточную Азию, юго-западную часть Тихого океана и Индийский океан. Последний получил самостоятельное значение в начале 70-х годов, когда существенно обострилась проблема обеспечения стран Запада нефтью. Соединенные Штаты, стремясь сохранить и упрочить свои позиции в указанном регионе, широко используют и расширяют военное присутствие, бесцеремонно, часто с применением вооруженных сил вмешиваются в дела суверенных государств. В основе военной политики США в Азии лежит "гуамская доктрина" (1969), главные положения которой были развиты в "новой тихоокеанской доктрине" (1975) и в выступлениях представителей администрации Дж. Картера. "Гуамская доктрина" предполагала заставить "азиатов воевать против азиатов", что, по мнению иностранных специалистов, позволило бы перегруппировать и сократить американские войска в Азии. В то же время США обещали продолжать выполнение своих договорных обязательств, обеспечить "ядерный щит" для государств-союзников и оказывать им помощь в случае возникновения локальных конфликтов. Однако уже в середине 70-х годов правящие круги США пришли к выводу, что приостановить прогрессивное развитие стран Азии путем преимущественной опоры на реакционные режимы союзников без активного использования собственных вооруженных сил не удастся. В "новой тихоокеанской доктрине", провозглашенной бывшим президентом Соединенных Штатов Дж. Фордом, на первый план вновь выдвигалось намерение укрепить военное присутствие в регионе. При этом предусматривалось, что США будут опираться как на вооруженные силы союзников, так и на собственную военную мощь. "Новая тихоокеанская доктрина", по оценке иностранных специалистов, представляла собой разъяснение и уточнение ряда положений "гуамской доктрины" в соответствии с получившими к этому времени в США широкое распространение взглядами о необходимости вновь расширить масштабы применения военной силы. Администрация Дж. Картера, придя к власти, проводила курс, разработанный ее предшественниками. Это подтверждается и заявлениями представителей американского правительства. Так, заместитель помощника госсекретаря Р. Салливен в одном из выступлений прямо указал, что Соединенные Штаты не намерены сокращать свое военное присутствие в западной части Тихого океана. В действительности речь идет о продолжении прежней линии на использование американских вооруженных сил в качестве мирового жандарма, укреплении и создании новых блоков и двусторонних соглашений, строительстве баз и военных объектов за рубежом. Пересмотр военной политики США в Азии, подготовленный прежде всего внутриполитическими процессами в этой стране, был значительно ускорен под воздействием таких двух разноплановых событий, как крах шахского режима в Иране и пособничество китайского руководства силам империализма в этом регионе. С падением монархии в Иране Соединенные Штаты лишились своего главного союзника в западной Азии, выпало основное связующее звено блока СЕНТО, который после этого фактически распался. Белый дом оказался перед необходимостью искать другие инструменты сохранения империалистического влияния. Основной упор был сделан на развертывание собственных вооруженных сил США в северозападной части зоны Индийского океана. "Нормализация" связей с Пекином позволила администрации Картера по-новому подойти к проблемам военной политики в Азии" изменить их суть. США получили дополнительную поддержку от китайских гегемонистов в таких аспектах своей деятельности, как противодействие росту влияния социализма в Азии, расширение американо-японского сотрудничества в рамках "договора о безопасности", сохранение американского военного присутствия далеко за пределами Американского континента. Теоретической базой обоснования развертывания вооруженных сил Соединенных Штатов (прежде всего сил общего назначения) на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии, как считают зарубежные военные специалисты, является стратегическая концепция "полутора войн", согласно которой США должны быть в состоянии совместно с союзниками вести одну большую войну в Европе и одновременно участвовать в вооруженном конфликте в любом другом районе земного шара. Как сообщалось в иностранной печати, важную часть американской военной мощи в регионе составляют стратегические силы, представленные десятью атомными ракетными подводными лодками и крылом стратегических бомбардировщиков В-52. В начале 80-х годов стратегические силы в азиатско-тихоокеанской зоне планируется укрепить за счет ввода в строй атомных ракетных подводных лодок с баллистическими ракетами "Трайдент" и оснащения стратегических бомбардировщиков В-52 крылатыми ракетами. Сухопутные войска США дислоцируются главным образом в Южной Корее, Японии и на Гавайских о-вах. Корейский п-ов считается удобным плацдармом, который можно использовать для расширения агрессии в материковой Азии, США содержат в Южной Корее около 32 тыс. человек. Здесь имеются штабы 8-й армии и американо-южнокорейского армейского корпуса, 2-я пехотная дивизия, 38-я бригада ЗУР, части армейской авиации и тылового обеспечения. В Японии находятся штаб армейского корпуса и некоторые тыловые части и подразделения. На Гавайских о-вах дислоцируется пехотная дивизия. Основную часть сил общего назначения США в азиатско-тихоокеанской зоне составляют соединения и части ВВС и ВМС. ВВС США в зоне Тихого океана - вторая по численности группировка тактической авиации, размещенной на иностранных территориях. Командование ВВС зоны включает около 400 самолетов и вертолетов, в том числе свыше 250 боевых. Зона этого командования простирается от Аляски до Новой Зеландии и от Западного побережья континентальной части США до Индии. Она, по оценке иностранных специалистов, занимает около 40 % территории всего земного шара. Основные силы 5-й и 13-й воздушных армий, входящих в командование, размещены на 15 авиабазах и аэродромах Японии (Йокота, Мисава, Кадена и другие), в Южной Корее (Осан, Кунсан, Кванчжу, Тэгу), на Филиппинах (Кларк) и в других районах региона.
Особая роль в обеспечении интересов американского капитала на Дальнем Востоке и
в Юго-Восточной Азии отводится ВМС. В них на- Для высадки десантов и захвата плацдармов на чужих территориях в указанном регионе США разместили 3-ю дивизию морской пехоты (о. Окинава, Япония) и авиационное крыло (авиабазы Ивакуни, Футема, Япония). Для обеспечения действий дивизии в составе 7-го флота находятся амфибийные силы: десантный вертолетоносец, десантно-вертолетный корабль-док, три танкодесантных корабля и другие средства десантирования морской пехоты. Авиационный парк 7-го флота, кроме палубных самолетов (около 240 единиц), включает четыре авиационные эскадрильи базовой патрульной авиации (авиабазы на Филиппинах и в Японии). Помимо Тихого океана, американские корабли постоянно находятся в зоне Персидского залива. Здесь они представлены командованием ВМС США на Среднем Востоке, в которое постоянно входит один штабной корабль и два эсминца. С начала 70-х годов Соединенные Штаты регулярно (два-три раза в год) посылают в зону Индийского океана оперативные соединения в составе авианосца или крейсера и нескольких кораблей охранения. Развернув мощную группировку войск в азиатско-тихоокеанском регионе, Пентагон активно разрабатывает планы ее дальнейшего усиления как в качественном, так и в количественном отношении. Например, принято решение перевооружить авиацию ВМС и ВВС самолетами F-14 и F-15 и к 1983 году организовать постоянное боевое дежурство четырех самолетов ДРЛО и управления Е-ЗА (система АВАКС) на авиабазе Кадена (Япония). Об этом свидетельствуют также планы по созданию так называемого "корпуса быстрого реагирования", увеличению численности кораблей в Индийском океане, а также демонстрационные переброски авиации в страны этой зоны. Так, "корпус быстрого реагирования" численностью 100-110 тыс. человек, как заявил министр обороны США Г. Браун, может использоваться в любом районе земного шара (кроме Европы), и прежде всего в зоне Персидского залива и других регионах Азии. Состав сил "корпуса" позволяет производить его быструю переброску и немедленно применить в вооруженном конфликте. В него включены дивизии сухопутных сил и морской пехоты, а также части и подразделения ВВС. Одновременно с созданием новой разновидности интервенционистских сил Пентагон намерен усилить военно-морское присутствие в Индийском океане. В частности, предполагается постепенное наращивание группировки как путем увеличения численности кораблей командования ВМС США на Среднем Востоке (с трех до пяти), гак п посредством более частой посылки специальных соединений для демонстрации силы. Конечные цели американских империалистов - создать в Индийском океане 5-й флот - были раскрыты бывшим государственным секретарем США Г. Киссинджером, который заявил, что Соединенным Штатам необходим флот в Индийском океане. Единственный вопрос состоит в том, когда его создать - сейчас или немного позже. Новым элементом демонстрации военной мощи в Азии стала переброска в район Персидского залива соединений ВМС США в период обострения американо-иранских отношений (1979). Как сообщалось в иностранной печати, в Вашингтоне были срочно разработаны "чрезвычайные планы" нанесения удара по Ирану. Пентагон сосредоточил у входа в Персидский залив самую крупную армаду кораблей (свыше двух десятков, в том числе авианосцы, эскадренные миноносцы УРО), когда-либо находившуюся в этом районе. Беспрецедентные по своим масштабам военные провокации сопровождались установлением жесткой экономической блокады: замораживанием иранских вкладов в американских банках и их филиалах за рубежом, установлением эмбарго на поставки продовольствии и других товаров в Иран и т. д. Для достижения этих целей США активно пытались привлечь своих союзников по блоку НАТО, а также Японию. Этим шагом американский империализм вновь показал, что он готов пойти достаточно далеко для сохранения контроля монополий США над нефтеносными районами Ближнего и Среднего Востока. Обеспечение военного присутствия, подчеркивается в иностранной прессе, требует совершенствования инфраструктуры и улучшения отношений с союзниками. После окончания войны во Вьетнаме для США возросло значение военно-морских и военно-воздушных баз, расположенных на островах по периметру Азиатского материка. Наиболее важные для Соединенных Штатов базы находятся в Японии, Южной Корее, на Филиппинах, в Австралии, на Гавайских о-вах и о. Гуам. В связи с повышением внимания к зоне Индийского океана все большее значение приобретают БМБ на о. Диего-Гарсия, строительство которой планировалось завершить к 1980 году, а также базы на о-вах Микронезии ввиду их ключевого положения на морских и воздушных коммуникациях Тихого и Индийского океанов. Своим главным союзником в Азии США считают Японию. Значительным шагом в расширении военных связей стали выработанные и одобренные в 1978 году "основные принципы" совместных японо-американских действий в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств. В них предусматривается дальнейшее расширение консультаций командований вооруженных сил двух стран по военным проблемам, увеличение количества и масштабов совместных маневров и учений, отработка боевых действий в случае вступления одной из сторон в вооруженный конфликт в районе Дальнего Востока и т. д. Военно-политическое руководство США усиливает нажим на Японию с целью увеличения ее военных ассигнований, расходов на содержание американских войск, размещенных на Японских о-вах. Кроме того, Пентагон планирует привлечь к выполнению некоторых задач 7-го флота США (противолодочная борьба в северо-западной части Тихого океана, патрулирование морских коммуникаций от о. Гуам до Тайваня и другие) военно-морские силы Японии, чтобы выделить дополнительное количество американских кораблей для действий в зоне Индийского океана. В соответствии с курсом на закрепление раздела Кореи администрация Белого дома стремится обеспечить значительное расширение всех видов помощи сеульскому режиму в качестве существенного дополнения военной поддержке. Предполагается, что в течение ближайших пяти лет США окажут Южной Корее помощь на сумму 5-8 млрд. долларов. Стремление Пентагона сохранить военное присутствие в Азии хорошо видно на примере отношений с Филиппинами. Американское командование три года тянуло переговоры о будущем своих баз в этой стране, в результате запугиваний и давления ему удалось сохранить возможность использования авиабазы Кларк (самой крупной военной сазы аа пределами США) и военно-морского комплекса в Субик-бей. Другим аспектом развития многосторонних связей между США и их союзниками в зоне Тихого океана является настойчивое стремление к созданию системы блоков. США подталкивают Японию к военно-политическом у сближению с Австралией и Новой Зеландией- членами блока АНЗЮС, который в последние годы значительно усилил свою активность. Об активизации милитаристской деятельности АНЗЮС свидетельству гот и такие факты, как проведение совместных американо-австралийских маневров, сооружение ВМБ Кокберн-саунд на западе Австралии с расчетом на корабли 7-го флота США, использование австралийских Кокосовых о-вов самолетами американских ВВС, летящими с тихоокеанских баз на о. Диего-Гарсия. В последнее время американские правящие круги прилагают огромные усилия по превращению Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в военно-политический блок. Они делают ставку на расширение сотрудничества между странами АСЕАН в области строительства вооруженных сил, а также на использование их военных связей с США. Воспользовавшись напряженной обстановкой в Юго-Восточной Азии, созданной в результате китайской агрессии против Вьетнама, Вашингтон запугивает страны АСЕАН "вьетнамской угрозой". Он пытается подтолкнуть ассоциацию иа военные рельсы, спровоцировав конфронтацию между государствами АСЕАН и социалистическими странами Индокитая. Одновременно США стремятся оживить манильский договор, бывший в свое время основой обанкротившегося блока СЕАТО. В западной части Азии, как сообщается в иностранной печати, американское руководство намерено не только усилить военное присутствие США, но и создать очередную "систему безопасности", члены которой могли бы взять на себя хотя бы частично функции развалившегося СЕНТО. Ставка делается прежде всего на Израиль и Египет, при поддержке и участии которых Пентагон надеется сколотить новый военный блок. Таким образом, политика США в азиатско-тихоокеанской зоне, в основе которой лежат агрессивные устремления американского империализма, предполагает не только качественное совершенствование вооруженных сил, но и наращивание военных группировок при активном использовании в этих целях как собственных ресурсов, так и возможностей союзников. Подобные действия направлены прежде всего против стран социализма указанного региона, на подрыв интересов мира и безопасности. Зарубежное военное обозрение №2 1980 С.3-8 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 5488 | | |
Всего комментариев: 0 | |