О сбитом над Ираком в 1991 году американском лётчике
Стремление Вашингтона во что бы то ни стало Свергнуть Саддама Хусейна и установить в Ираке лояльный к себе режим заставляет наблюдателей теряться в догадках, что станет поводом для начала возможной войны. Одним из таких предлогов называется загадочная судьба американского летчика, сбитого над иракской территорией в 1991 году, во время войны в зоне Персидского залива. Истребитель-штурмовик F/A-18, пилотируемый лейтенантом военно-морской авиации США Скоттом Спейшером, подлетал в составе звена боевых самолетов в ночь на 17 января к Багдаду. Вдруг истребитель взорвался в воздухе, и его горящие обломки упали в пустынном районе. Отбомбившись, звено вернулось на авианосец, летчики доложили о потерянном самолете, и командование безуспешно стало дожидаться от Спейшера радиосигнала с просьбой о помощи. Уже через 12 часов после падения истребителя командовавший американскими войсками Колин Пауэлл и министр обороны США. Ричард Чейни официально объявил, что Спейшер «погиб при выполнении задания», а «тело его не найдено». Сегодня американские военные говорят, что это заявление было преждевременным и развязало иракцам руки в определении судьбы пилота. Вскоре после окончания войны иракцы вернули американцам то, что назвали останками летчика. Дело, казалось, было закрыто, и на военном кладбище в Арлингтоне был установлен мемориальный камень с именем погибшего. Прошло время. Появилось первое свидетельство того, что Спейшер жив: кувейтский полковник рассказал, что якобы встречал его в иракском плену. Кувейтцу не поверили. Однако затем обломки самолета Спейшера были обнаружены со спутника. Американцы стали действовать через Красный Крест, и еще через два года после получения соответствующего запроса Багдад разрешил международной комиссии побывать на месте падения истребителя. Экспертиза обломков показала, что самолет был сбит не ракетой с земли, как предполагалось ранее, а иракским истребителем, и до момента удара о землю его корпус не был сильно повреждён. Более того, обследование местности убедило специалистов, что Спейшеру удалось катапультироваться, поскольку его спасательное снаряжение было обнаружено поодаль от места падения самолета. Там же были найдены использованные гильзы сигнальных ракет. Эксперты оценили шансы на выживание пилота как 90 из 100, а отсутствие от него сигнала с просьбой о помощи объяснили, поломкой радиомаяка. Вдобавок анализ ДНК переданных иракцами останков якобы Спейшера показал, что они принадлежат другому человеку. В 2000 году Пентагон официально изменил статуе Сдейшера с «погибшего при выполнении задания» на «пропавшего без вести», а год спустя ему даже присвоили звание капитана. Есть и еще одно свидетельство того, что пилот жив. В марте нынешнего года в американскую печать попали данные из секретного доклада британских спецслужб, в котором со ссылкой на показания высокопоставленного иракского перебежчика утверждалось, что американский летчик, сбитый в 1991 году, находится в Ираке. Встречаться с ним позволено лишь узкому кругу лиц В докладе даже перечислялись тюрьмы, где в разное время содержался пилот. Американская администрация официально не отреагировала на эту информацию, ничего не опровергла и не подтвердила. Почему? Наблюдатели видят тому два возможных объяснения. Первое — это нежелание нынешних вице-президента Чейни и министра обороны Пауэлла признать сделанную ими в 1991 году ошибку. Но вероятнее всего, что Вашингтон ждет подходящего момента, чтобы объявить Спейшера узником, потребовать его освобождения и, заручившись поддержкой американского народа в деле достижения этой благородной цели, начать военную кампанию против Ирака.
Зарубежное военное обозрение №6 2007 с. 63
Смотрите также
|