Совершенствование тылового обеспечения вооружённых сил США Подполковник В. Гаврилов В
вооруженных силах США большое внимание уделяется развитию информационной
инфраструктуры тылового обеспечения. С этой целью проводятся комплексные
мероприятия, направленные на модернизацию существующих и разработку новых
компонентов автоматизированных систем управления (АСУ) тылом. Пентагоном ведутся работы по созданию адаптивной интегрированной информационной инфраструктуры тылового обеспечения с единой операционной средой и стандартизированными формами представления данных. Основу такой инфраструктуры составят объединенная автоматизированная система тылового обеспечения и закупок, а также объединенная система обработки технических данных и контроля информации. В интегрированной информационной инфраструктуре тылового обеспечения будут использоваться не только штатные АСУ и вычислительные сети военного назначения, но и элементы глобальных коммерческих сетей. Кроме того, в вооруженных силах США активно реализуется программа единого учета ресурсов тылового обеспечения, основной целью которой является обеспечение всех заинтересованных потребителей своевременной и точной информацией о местоположении, перемещении, состоянии и принадлежности подразделений, личного состава и материально-технических средств (МТС).
Прототипом данной программы послужили информационные и тыловые подсистемы
различного уровня, которые создавались на основе общей операционной среды
информационной инфраструктуры американских вооруженных сил. Ее основу составит
глобальная система управления тылом ВС США - GCSS (Global Combat Support System),
используемая развернутыми частями с 1997 года. Система GCSS обеспечивает: С
конца 1989 года для планирования развертывания воинских формирований
министерство обороны США использует набор постоянно совершенствуемых Планирование и контроль (отслеживание) грузоперевозок железнодорожным, автомобильным и водным транспортом в настоящее время производятся с использованием систем ТС ACCIS (Ttransportation Coordinator Automated Command and Control Information System) и планомерно ее заменяющей-ТС-AIMS II (Ttransportation Coordinator Automated Information Movement II). Для управления и контроля всем процессом движения грузов военного назначения в масштабе всех вооруженных сил США была разработана глобальная сеть управления перевозками GTN (Global Transportation Network). Технические средства сети развертываются в любом регионе мира, где находятся контингенты американских ВС. Данная сеть предназначена для сбора данных от большого количества различных систем МО, видов вооруженных сил, управлений и коммерческих систем управления перевозками для обеспечения функционирования системы управления командования перевозок ВС США и потребностей Пентагона в информации по прохождению грузов военного назначения. Она обеспечивает контроль за грузами с целью повышения эффективности их перевозок и управления основными транспортными потоками. GTN разработана в качестве подсистемы глобальной системы оперативного управления вооруженных сил GCCS по заказу командования перевозок ВС США. Она находится на вооружении с 1997 года и объединяет более 10 тыс. автоматизированных рабочих мест. Эта сеть может сопрягаться и взаимодействовать с коммерческими и государственными АСУ грузоперевозками стран, на территории которых располагаются ее узлы. Кроме различных органов министерства обороны США и видов вооруженных сил, ответственных за материально-техническое обеспечение и перевозку войск и грузов военного назначения, доступ к несекретной базе данных сети GTN через глобальную компьютерную сеть Интернет имеют несколько тысяч государственных и коммерческих транспортных компаний, предоставляющих услуги по автомобильным, морским и воздушным перевозкам, а также фирм -отправителей и получателей грузов. Разработаны информационные системы, позволяющие автоматизировать отдельные процессы перевозок. Так, система ICODES обеспечивает планирование загрузки до четырех судов различного типа в час (ранее один план загрузки разрабатывали три человека в течение трех дней). Система управления перемещением грузов на континентальной части США CFMS (Conus Freight Management System) помогает диспетчерам получать услуги фрахтовки коммерческого транспорта в мирное и военное время при повышении качества обслуживания и боевой готовности, а также при снижении затрат. Между подрядчиками и заказчиками ведется электронный обмен данными заявок, счетов, информацией о перевозках. Сокращен бумажный документооборот, исключен многократный ввод данных, до 60-70 проц. заявок проходит через сеть обмена.
Кроме того, большое значение при организации перевозок придается использованию широкополосных систем службы глобального вещания GBS (Global Broadcast Service). Прием данных могут осуществлять абоненты, оснащенные терминалом космической связи, оборудованием криптографической защиты данных и установленными кодами аутентификации. В сухопутных войсках продолжается развертывание глобальной автоматизированной спутниковой системы контроля за перемещением транспортных средств тылового обеспечения MTS (Movement Tracking System). Она предназначена для решения в масштабе времени, близком к реальному, ряда задач: определения местоположения транспортных средств, обеспечения устойчивой двухсторонней связи и оперативного управления на всем маршруте их движения, контроля технического состояния транспортного средства, учета перевозимых грузов, формирования единой картины перемещения транспортных средств тылового обеспечения. Данная система является элементом АСУ тыловым обеспечением сухопутных войск. Комплекты ее аппаратуры устанавливаются на бронеавтомобили Ml 114 «Хамви», грузовые автомобили общего и специального назначения, используемые для перевозок МТС. В состав MTS входят транспортабельные станции управления и комплекты аппаратуры для транспортных средств. Первые развертываются при командных пунктах. Такая станция включает в себя: носимый коммерческий компьютер типа ноутбук, адаптированный для использования в полевых условиях; спутниковый приемопередатчик МТ-2011; приемник космической радионавигационной системы (КРНС) NAVSTAR/GPS и портативный цветной струйный принтер.
Комплект, устанавливаемый на транспортном средстве, состоит из бортового
малогабаритного компьютера, спутникового приемопередатчика МТ-2011 и приемника
системы NAVSTAR/GPS. Аппаратура крепится при помощи специального монтажного
оборудования, разработанного для каждого типа автомобиля. Компьютеры оснащены специальным программным обеспечением MTS Messendger с удобным графическим интерфейсом пользователя. Оно позволяет отображать местоположение транспортных средств и станций управления на фоне электронной карты местности, а также редактировать, передавать и принимать текстовые сообщения, обмен которыми осуществляется по принципу электронной почты. Для работы с электронными картами используется коммерческая программа TracerLink, поддерживающая векторный и растровый графические форматы изображений и дающая возможность работать как с крупномасштабными картами (например, карта Мира), так и более детальными малого масштаба. Программа позволяет изменять размер изображения без потери качества, а также совмещать на экране карты разного масштаба. При решении задач тылового обеспечения на театре военных действий каждой (одной или нескольким) станции управления придается соответствующая группа транспортных средств, оборудованных аппаратурой MTS. На мониторе компьютера такая группа выделяется своим цветом с указанием условного наименования и времени нахождения в данной точке каждой единицы техники. Специальным маркером на условном обозначении отображается состояние спутникового приемопередатчика и приемникаКРНС (включен или выключен). Обновление информации о местоположении осуществляется автоматически с периодичностью 5 мин. В случае если приемник КРНС NAVSTAR/GPS выключен, на карте отображается последнее известное местоположение объекта. Для учета перевозимых грузов и контроля технического состояния транспортных средств применяется технология радиочастотной идентификации RFID (Radio Frequency IDentification). С этой целью на кузовах, контейнерах и основных узлах автомобилей устанавливаются специальные радиочастотные датчики, сигнал от которых передается по одним каналам связи с текстовыми сообщениями и информацией о местоположении машин. Система полностью сопрягается с находящимися на вооружении в каждом звене управления стандартными средствами автоматизированной обработки информации системы тылового обеспечения STAMIS (Standard Army Management Information System), что позволяет обрабатывать и комплекси-ровать информацию из базы данных системы MTS в АСУ тылом армейского корпуса сухопутных войск CSSCS (Combat Service Support Control System), a также использовать ее при формировании единой картины тактической обстановки в АСУ сухопутных войск ABCS. Также реализована возможность прямого подключения терминала MTS к АСУ тактического звена FBCB2 для обновления информации в соответствующих базах данных.
Система MTS характеризуется глобальностью применения, высокой оперативностью обмена сообщениями между пользователями (до 10 с), высокой безопасностью информации, достигнутой благодаря использованию широкополосного сигнала с последующим шифрованием данных, а также простотой развертывания аппаратуры. Наличие резервных аккумуляторных батарей и малое энергопотребление обеспечивают большой запас автономности аппаратуры. Систему MTS можно применять также в качестве резервного средства связи между подразделениями в чрезвычайных обстоятельствах. Для совершенствования методов сбора и анализа данных о продукции военного назначения при их хранении и транспортировке широко используются технологии автоматической идентификации AIT (Automatic Identification Technology). Они позволяют повысить эффективность получения, объединения и распределения данных в автоматизированных системах тылового обеспечения и управления грузовыми перевозками. Кроме того, они сводят к минимуму участие человека в технологических процессах. Для маркировки отдельных образцов, упаковок, оборудования, паллетов или контейнеров на основе технологий автоматической идентификации AIT созданы маркировочные устройства нанесения линейных и двумерных штрих-кодов, магнитной полосы с информацией для компьютерного считывания, смарт-карты, блоки радиочастотной идентификации RFID и др. Системы контроля перевозки грузов с помощью ИСЗ позволяют в реальном масштабе времени отслеживать и определять точное местонахождение (широта, долгота) транспортных средств (грузовик, железнодорожный состав и др.), оборудованных приемопередатчиками, которые с определенной периодичностью передают данные через ИСЗ на наземные станции контроля. В рамках программы автоматизированной идентификации в интересах органов тылового обеспечения МО США активно внедряется технология автоматизированного учета материально-технических средств ATOS (Advanced Technology Ordnance Surveillance). Это вызвано тем, что в процессе сопровождения и учета продукции военного назначения (ПВН) фиксируется значительное количество фактов их утраты или ошибочной доставки адресату. Кроме того, большое внимание уделяется поддержанию необходимых условий хранения и транспортировки МТС. ATOS использует следующие аппаратно-программные средства: блок радиочастотной идентификации RFID; устройства считывания данных с датчиков состояния каждой ПВН, размещаемые в стационарных и полевых условиях; устройства предварительной обработки информации и единую специализированную базу данных. Все эти элементы объединяются каналами радиосвязи в локальные вычислительные сети.
Блоки радиочастотной идентификации (RFID) специальным образом закрепляемые на ПВН, контейнерах и стеллажах, с заданной периодичностью опрашиваются устройствами считывания. Блок управления считывающим устройством RCU (Reader Control Unit) предназначен для установки в стационарных складах боеприпасов, вещевых складах, корабельных и судовых погребах и складских помещениях с боезапасом для ретрансляции данных от RFID к местному процессору предварительной обработки. Портативное считывающее устройство HHR (HandHeld Reader) предназначено для сканирования и обработки всех используемых в министерстве обороны линейных и двумерных штрих-кодов, которыми промаркированы боеприпасы, а также для считывания данных с блоков радиочастотной идентификации. Предпроцессор РР (Pre-processor) выполняет функции управления блоками RFID, а также обработки принимаемых от них данных. При этом получаемая информация преобразуется в формализованный вид для дальнейшей передачи учетных сведений в автоматизированную информационную систему, а данных по условиям хранения - в базу данных по защищенным каналам связи.
Все пользователи системы имеют возможность разграниченного доступа к
информационным ресурсам базы данных и предпроцессора на основе запросов. По оценке командования вооруженных сил США, новые технологии автоматизированной идентификации МТС позволяют обеспечить точное знание местоположения и перемещения материальных средств, а также своевременную и надежную доставку этих ресурсов в войска. В текущем году американцы планируют завершить переход от существующей системы тылового обеспечения своих ВС к более подвижной, основанной на широком использовании новых информационных технологий. Ее эффективность будет определяться точным знанием местоположения и перемещения МТС и служб, а также возможностью их управления через «бесшовную» систему поддержки принятия решений и связи.
В целом военное руководство США высоко оценивает результаты использования АСУ тыловым обеспечением и заинтересовано в их дальнейшем совершенствовании путем создания единой инфраструктуры, позволяющей существенно улучшить взаимодействие заказывающих и довольствующих органов МО, повысить качество принимаемых решений командирами всех уровней управления и их доведение до подчиненных, обеспечить своевременное снабжение потребителей. По оценке американских специалистов, широкое применение в процессе создания новых и модернизации существующих систем тылового обеспечения передовых информационных технологий, в том числе автоматизированной идентификации МТС, обеспечит более эффективное управление тылом вооруженных сил США, сократит время на получение и всестороннюю оценку сведений по материально-техническим ресурсам на всех этапах их движения, повысит эффективность кадрового, медицинского и финансового обеспечения, а также улучшит взаимодействие с аналогичными системами союзников. Современные АСУ и их информационные системы будут создаваться на основе открытых архитектур, обеспечивающих простоту и надежность взаимодействия с унифицированными средствами сопряжения и эволюционную модернизацию в процессе эксплуатации, что позволит улучшить показатели их работы и расширить функциональные возможности. Реализация программы создания и внедрения в процессы тылового обеспечения вооруженных сил современных АСУ в перспективе приведет к сокращению ряда подразделений тыла американских ВС. В целом планируемая в ближнесрочной перспективе замена существующей системы тылового обеспечения на более современную значительно расширит боевые возможности вооруженных сил США и позволит организовать своевременную доставку и восполнение материально-технических средств частям и подразделениям, находящимся в местах постоянной дислокации на континентальной части страны и за ее пределами, а также принимающим участие в боевых действиях и миротворческих операциях. Зарубежное военное обозрение №5 2011 С. 37-43
| |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
Просмотров: 9430 | | |
Всего комментариев: 0 | |