Военно-морские силы - прогнозы, проекты, решения
Капитан 1 ранга В. Чертанов
В августе 2005 года, через месяц после вступления в должность начальника штаба ВМС США, адмирал Майкл Г. Муллен публично заявил о намерении командования наращивать морскую мощь страны в соответствии с более глубоко детализированной стратегической концепцией «Си пауэр-21» и на основе сбалансированной структуры сил американского флота, нацеленного на тесное взаимодействие в мирное и военное время с военно-морскими силами и службами береговой охраны (БОХР) союзных держав в глобальном масштабе. По мнению адмирала, ВМС США должны всей своей мощью влиться в 1 000-корабельный состав международных военно-морских сил, объединяющих наиболее боеспособные флоты основных своих союзников, с целью более эффективного разрешения национальных и глобальных проблем в Мировом океане.
В дальнейшем НШ ВМС развил свои идеи в директивных указаниях на 2006 год (CNO Guidance for 2006) и в докладе по бюджету на 2007 финансовый год, представленном конгрессу США в середине января .
К основным приоритетам в директиве НШ отнесены совершенствование организации и подготовки, технического обеспечения и оснащения боеготовых сил флота, способных решать четыре основные стратегические задачи:
- достижение победы в глобальной войне с террором и в других вооруженных конфликтах;
- сдерживание любой агрессии, откуда бы ни исходила угроза;
- стабильное обеспечение свободы мореплавания;
- поддержание мира, национальной и коллективной безопасности.
Главные свои усилия командование военно-морских сил планирует сосредоточить на достижении постоянной готовности сил флота, дальнейшем развитии системы их боевого управления, а также на совершенствовании будущей структуры ВМС с целью повышения их сбалансированности, способности к плановому (на ротационной основе) и экстренному развертыванию в передовые районы. Силы флота, по замыслам командования, должны быть достаточны по своему составу и боевым возможностям, чтобы активно участвовать в объединенных и комбинированных военных операциях с моря и на берегу, поддерживать и усиливать флоты партнеров (настоящих и будущих), сдерживать потенциальных противников и наносить поражение неприятелю.
Директива призывает также к увеличению вклада ВМС в совместные с морской пехотой действия в составе объединенных и экспедиционных соединений, к дальнейшему развитию кооперации с береговой охраной США и другими государственными и негосударственными ведомствами, установлению лидирующей роли флота в грядущих преобразованиях и инновациях.
Ближайшие и более долгосрочные перспективы развития флота и морской пехоты США отражены в последнем четырехлетнем прогнозе
министерства обороны (QDR - Quadrennial Defence Review), опубликованном в феврале 2006 года, а также в проекте оборонного бюджета на 2007 финансовый год, представленном администрацией президента Буша для обсуждения в конгрессе.
Определяя на последующие четыре года состав и структуру ВМС, МО в своих прогнозных расчетах предусматривает, в частности, увеличение числа развертываемых оперативных ударных групп с 19 до 36. В это число войдут: 11 авианосных ударных групп (АУГ), составляющих по-прежнему основу флота, 12 экспедиционных ударных (ЭУГ), созданных на базе АДГ и усиленных боевыми надводными кораблями и ПЛА, девять корабельных ударных (или ракетных групп надводных сил) и четыре ударных ПЛАРК (переоборудованных в носители КР «Томахок» из ПЛАРБ типа «Огайо»). В соответствии с действующим планом оперативного использования боеготовых сил флота (FRP - Fleet Response Plan) предусматривается немедленное развертывание в угрожаемый период шести из 11 АУГ и еще двух в течение последующих 90 сут. В соответствии с этим дан ход выполнению программ строительства надводных кораблей и подводных лодок, в том числе новых проектов, а также судов тылового обеспечения и заблаговременного складирования.
В целях более полного обеспечения и усиления поддерживающих действий флота в наземных операциях министерство обороны планирует возрождение речных сил (развертывание трех эскадр речных катеров в передовых районах), формирование командования специальных операций морской пехоты (в качестве компонента ССО ВС США), экспедиционных сил обеспечения безопасности (Expeditionary Security Force) и национального морского объединенного разведывательного центра (National Maritime Intelligence Integration Centre). Эти нововведения должны финансироваться из оборонного бюджета, предложенного в этом году администрацией президента в объеме 439,3 млрд долларов.
В начале 2006 года в рамках формируемого на 2007 финансовый год бюджета министерство и штаб ВМС представили конгрессу долгосрочную кораблестроительную программу (до 2020 года), разработанную на базе
текущего планирования и прогнозных расчетов МО. В соответствии с ней предусматривается существенное увеличение численности корабельного состава флота (с 280 до 313 кораблей и судов). С учетом планируемого в текущем году вывода из боевого состава 12 кораблей (включая АВМ «Джон Ф. Кеннеди») она возрастет к 2007 году до 285 единиц (с 281 в 2006-м), а к 2011-му-до 304. При ежегодных вложениях капитала в 14,1 млрд долларов программа, как ожидается, будет полностью
реализована к 2020 году (с некоторым отставанием, как сообщается, по строительству атомных многоцелевых подводных лодок). Дополнительные расходы (в размере 2,0-3,0 млрд в год) потребуются на сопутствующие работы (перезарядку ядерных реакторов авианосцев и подводных лодок, переоборудование, модернизацию и оснащение кораблей). Более осторожные расчеты бюджетного комитета конгресса свидетельствуют о том, что затраты ВМС на новую кораблестроительную программу могут составить в среднем до 19,6 млрд долларов в год, а с учетом сопутствующих расходов и до 20,8 млрд, с достижением 313-корабельного состава лишь к 2035 году. Эксперты в этой области полагают, что ВМС удастся уложиться в планируемую смету расходов в случае принятия всесторонних мер для сдерживания роста стоимости работ в кораблестроительной отрасли.
Основные статьи расходов по программе касаются поддержания количества авианосных ударных групп на уровне 11 АУГ, форсирования строительства многоцелевых кораблей прибрежной зоны проекта LCS, крейсеров CG (X) и эскадренных миноносцев DD (X), атомных многоцелевых подводных лодок, десантных кораблей, судов для будущих сил заблаговременного складирования MPF (F) и ряда других. (Структура 313-корабельного флота приведена ниже в таблице.)
В связи с отставанием в сроках строительства нового авианосца проекта CVN-21 и запланированным выводом из боевого состава АВМА «Энтерпрайз» количество АУГ может сократиться до 10 только в 2013-2014 годах.
В строительстве атомных многоцелевых подводных лодок планируется возвратиться к стабильным темпам производства (по две ПЛА типа «Вирджиния» в год) не позднее чем с 2012 года, чтобы своевременно пополнить подводные силы флота в связи с выводом из их состава ПЛА типа «Лос-Анджелес» (SSN-688). Каждая новая лодка обойдется США в 2 млрд долларов. В течение ближайших одного-двух лет намечается также форсировать переоснащение четырех ПЛАРБ типа «Огайо» с БРПЛ «Трайдент» на КРМБ «Томахок» с обычными боевыми частями.
В поддержку амфибийно-десантных операций и программы подвижного тылового обеспечения флота (в соответствии с концепцией Sea Basing) продолжится строительство десантных кораблей новых проектов, и санкционируется закупка транспортных судов в рамках поэтапного формирования будущих сил заблаговременного складирования MPF (F) - Maritime Preposition Force (Future). К 2013 году намечается построить девять (из 12) таких кораблей и транспортов (с началом строительства первого в 2009-м). Полностью эскадра MPF (F) должна быть сформирована к 2018 году.
Возрастающее значение боевых действий в прибрежных районах стимулирует ускоренное выполнение программы закупки кораблей нового класса проекта LCS (Littoral Combat Ship) - боевых кораблей прибрежной зоны. В период с 2007 по 2011 год планируется построить 23 из 55 таких кораблей (первые два - «Фридом» и «Индепенденс» - уже достраиваются на судоверфях компаний «Локхид-Мартин» и «Дженерал дайнэмикс»).
По бюджету 2007 финансового года на кораблестроение выделяется 8,7 млрд долларов, но уже к 2008-му эти расходы должны возрасти до 14,4 млрд и поддерживаться на таком уровне до 2011 года, после чего вновь вырастут до 17,1 млрд с началом строительства крейсеров УРО CG(X) и ускорением темпов постройки судов MPF (F).
В 2007 финансовом году будет построено семь новых кораблей (на один больше, чем в 2006-м), включая два эскадренных миноносца DD(X), два корабля проекта LCS, одну атомную подводную лодку типа «Вирджиния», один универсальный десантный корабль LHA (R) и один транспорт тылового обеспечения Т-АКЕ. Вместо закрытой программы закупки универсальных быстроходных транспортов снабжения Т-АОЕ(Х) в 2010 и 2011 годах намечается дополнительно приобрести еще два универсальных транспорта Т-АКЕ типа «Льюис и Кларк».
Закупки авиационной техники акцентируются на программах производства всех трех вариантов самолета JSF (Joint Strike Fighter), а также разработки и приобретения для ВМС новых беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Сводная программа боевых беспилотных систем предусматривает разработку БЛА дальнего действия, базирующегося на
авианесущем корабле и способного дозаправляться в воздухе, а также форсирование закупок аппаратов типов «Предатор» и «Глобал Хок».
Планируется закупить 165 новых самолетов в 2007 финансовом году и довести их число до 256 к 2011-му. В частности, в 2008 году в ВМС поступят первые восемь истребителей JSF (F-35) и четыре самолета ДРЛО и управления E-2D «Хокай», первоначальный вариант военно-транспортного самолета «Оспрей», а в 2010-м - первый из тяжелых транспортных десантных вертолетов СН-53Х.
Численность личного состава ВМС сократится с 352 700 человек в 2006 финансовом году до 340 700 в 2007-м, а комплектование морской пехоты останется на уровне 175 000 военнослужащих.
У ряда военных обозревателей в западных средствах массовой информации новая кораблестроительная программа ВМС, и особенно методология подсчета корабельного состава флота будущего, вызвали некоторое недопонимание. В частности, возникают вопросы по поводу невключения в его структуру таких категорий, как минно-тральные корабли, патрульные катера, в том числе входящие в состав новых речных эскадр, а также в отношении оставшихся вне всякого учета патрульных кораблей и катеров БОХР США, которые активно развертываются в передовые районы вместе с кораблями флота. По всей вероятности, командование ВМС предполагает заменить к обусловленным программой срокам традиционные минно-тральные силы автономными и дистанционно управляемыми подводными и надводными аппаратами, носителями которых будут боевые корабли, в том числе нового проекта LCS в варианте противоминного. Не исключается также, что оставшиеся патрульные катера будут переданы в состав БОХР.
Что касается береговой охраны США в целом, то штаб ВМС и адмирал М. Муллен неоднократно подчеркивали необходимость дальнейшего усиления взаимодействия с этой службой, и не только в вопросах обеспечения внутренней национальной безопасности и защиты морских границ страны, но и в ходе проведения целого ряда совместных операций, в частности по перехвату контрабандных судов и противодействию наркотрафику, борьбе с терроризмом, пиратством и некоторых других. На новый уровень планируется поднять также взаимодействие и по линии подготовки сил, и по линии разведки обстановки, и по закупке вооружений. Так, предусматривается создание совместных морских разведывательных центров в ВМБ Норфолк и Аламеда, повышение готовности к участию сил флота и БОХР (так же как и морской пехоты) в операциях в составе объединенных соединений. Комендант БОХР и начальник штаба ВМС подтвердили недавно свое соглашение о дальнейшей совместной работе в рамках так называемого национального флота и национальной стратегии по обеспечению безопасности на море (National Strategy for Maritime Security). Существенное обновление корабельного состава и авиационного парка БОХР предусматривается самостоятельной программой «Deep Water».
Дальнейшая детализация новой кораблестроительной программы ВМС и ее корреляция с четырехлетним прогнозом министерства обороны останутся предметом обсуждения в конгрессе в течение последних нескольких месяцев текущего года, а повышение ассигнований на оборону в рамках предложенного администрацией президента бюджета на 2007 финансовый год обеспечит, по всей вероятности, возможности ее реализации. В связи с этим, штаб ВМС твердо надеется на создание более сбалансированных по составу и боевым возможностям сил флота, готовых встретить любые угрозы XXI столетия.
Структура корабельного состава ВМС США к 2020 году
Категории кораблей и судов |
Кол-во, единиц |
Детализация состава по классам и типам кораблей |
Авианосцы |
11 |
В процессе перехода к новым АВМА проекта CVN-21 |
Боевые надводные корабли |
88 |
19 КР УРО CG (X), 62 ЭМ УРО (DOG) и семь эсминцев DD(X) |
Боевые корабли прибрежной зоны |
55 |
Корабли нового класса проекта LCS |
Многоцелевые атомные подводные лодки |
48 |
ПЛА типа «Вирджиния» SSN-774, «Си Вулф» SSN-21 и «Лос-Анджелес» SSN-688 (усовершенствованная) |
Подводные лодки с крылатыми ракетами |
4 |
Четыре ПЛАРБ типа «Огайо» (SSBN), переоборудованные в ПЛAPK (SSGN) |
Атомные ракетные подводные лодки |
14 |
14 ПЛАРБ (SSBN) типа «Огайо» |
Десантные корабли |
31 |
10 ДВКД (LPD))типа «Сан-Антонио», 12 ДКД (LSD), девять УДК (LHD/LHA-R) |
Силы подвижного тылового обеспечения |
30 |
15 танкеров-заправщиков (Т-АО), четыре БУТС (Т-АОЕ), 11 универсальных транспортов (Т-АКЕ) |
Силы заблаговременного складирования |
12 |
В составе одной эскадры судов-складов: три транспорта класса «ро-ро» (LMSR), два УДК LHA-R и один LHD, три УТРС (Т-АКЕ) и три мобильные десантные платформы нового проекта MLP |
Вспомогательные суда |
20 |
Четыре СПС (ARS), две ПБПЛ (AS), четыре океанографических судна (гидроакустической разведки - СГАР) T-AGOS, один быстроходный обеспечивающий корабль (HSS), четыре океанских буксира (T-ATF), три быстроходных судна (JHSV), два штабных корабля (JCC) |
Итого в боевом составе флота |
313 |
|
Зарубежное военное обозрение №10 2006
Смотрите также
|