Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Среда, 07.12.2016, 19:21
Ключевые слова
В. Печорский, стратегия

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
ВМС общие вопросы [153]
Флот [140]
Авиация [87]
Морская пехота [77]
Уставы и руководства [7]
вооружение [86]
снаряжение [18]
Боевые операции [33]
Структура и организация [110]
Стратегия и тактика [74]
Техническое обеспечение [98]
История [24]
ТТХ [12]
НИОКР [83]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 129
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » ВМС » Стратегия и тактика

Национальная стратегия США по защите морских рубежей часть 2 (2006)

Национальная стратегия США по защите морских рубежей часть 2

Полковник В. Печорский

Первая часть "Национальной стратегии США по защите морских рубежей" была опубликована в февральском (№2)* номере журнала. В ней рассматривались возможные угрозы безопасности США на море - терроризм, транснациональные преступные группировки и пираты, экологические катастрофы, нелегальная миграция - и вопросы их предотвращения и защиты.

Обеспечение безопасности на море требует выполнения и ряда других мероприятий, относящихся согласно программе действий официальных американских органов к стратегическому уровню. Повышение качества информационного обеспечения. Осведомленность о возможностях противника, его намерениях, целях, идеологии, организационной структуре, методах и формах криминальных действий используется для оценки его потенциала, выявления слабых мест в системе управления и планирования террористических операций. Такие сведения крайне важны для принятия решений практически на всех уровнях при планировании, определении потребностей, расстановке приоритетов в ходе распределения ресурсов и проведения мероприятий по обеспечению безопасности. Информированность позволяет выявлять появление угрозы на ранней стадии и своевременно реагировать адекватным образом, включая принятие мер превентивного характера.

Достижение максимальной информированности является чрезвычайно сложной задачей. Огромная протяженность Мирового океана и его береговых линий, обширные акватории портов и сопутствующей инфраструктуры способствуют возникновению большого количества неконтролируемых участков возможной высадки диверсионных групп.
Недостаточная транспарентность в области регистрации судов, идентификации владельцев судов и грузов, так же как и низкая достоверность сведений о составе экипажей, предоставляет экстремистам дополнительные возможности скрытного проникновения в запретные зоны, использования морских грузоперевозок в криминальных целях и не способствует обеспечению безопасности на море.

США намерены использовать все возможности по разведке и наблюдению в морских районах со стороны боевых формирований флота, i также опыт информационного обеспечения в органах разведывательного сообщества и правопорядка. Существующие ныне возможности по получению и накоплению сведений о ситуации в Мировом океане должны быть интегрированы в единую разведывательную систему предназначенную для сбора, обобщения, анализа и своевременной распределения информации. Эта система окажет всемерное содействие американской администрации и иностранным партнерам в области обеспечения безопасности в океанских и морских районах. Кроме того министерства внутренней безопасности, обороны и юстиции буду] контролировать своевременное доведение данных об обстановке до со> ответствующих инстанций. Различные организации государственной и частного уровня будут также иметь доступ к обобщенным данные системы в части их касающейся.

Соединенные Штаты продолжат совершенствование возможностей уже существующих систем, а также внедрение новых форм и методов оперативной работы по обнаружению и отслеживанию возникающих угроз и криминальной деятельности на море. Инициативы по повышению качества информационного обеспечения включают в себя наращивание усилий в следующих областях:
1. Повышение возможностей по дальнему и ближнему обнаружению и отслеживанию судов. Создание системы слежения за обстановкой в океанских и морских районах.
2. Стандартизация и унификация правил частного сектора, регламентирующих порядок заблаговременного уведомления о прибытии и движении судов, необходимые меры безопасности и процедуры декларирования имеющихся грузов.
3. Оптимизация международной нормативно-правовой базы, содействующей повышению прозрачности в области обеспечения морского судоходства, перемещения судов, экипажей и пассажиров.
4. Разработка и внедрение передовых технических средств, наращивание возможностей агентурной разведки, аналитических подразделений для непрерывного наблюдения и контроля за морскими коммуникациями.
5. Формирование международных организаций для отслеживания обстановки в акватории Мирового океана и прилегающих районах в реальном масштабе времени.
Своевременное доведение информации до заинтересованных потребителей на всех уровнях.
6. Использование новейших автоматизированных систем, позволяющих осуществлять обработку больших объемов данных в интересах выявления и анализа любых, даже незначительных, признаков преступной деятельности с одновременным соблюдением конфиденциальности и других прав и свобод граждан.
7. Реализация программ НИОКР для создания перспективных технических средств обработки и анализа информации в интересах повышения возможностей по выявлению угроз.

Внедрение мер безопасности в коммерческую практику необходимо в целях снижения уязвимости и обеспечения свободы торговли.
Принимается во внимание, что потенциальный противник будет пытаться использовать наиболее уязвимые места, выбирая время для нанесения удара именно в слабое звено. Частные владельцы объектов инфраструктуры и ресурсов подвергаются наибольшей опасности, и именно они должны направлять основные усилия на обеспечение охраны своей собственности, укрепляя местную систему защиты от террористических актов и преступной деятельности путем поэтапного внедрения в коммерческую практику специальных мер, снижающих системную или физическую уязвимость.
С 2001 года администрация США разработала и приступила к реализации Стратегии по обеспечению безопасности контейнерных перевозок в интересах идентификации и проверки грузов до их отправки в порты страны. Для проверки информации о всех без исключения грузах, направляющихся в американские порты, привлекаются органы разведки. При этом все вызывающие подозрение контейнеры проходят проверку с использованием рентгеновского оборудования и средств обнаружения радиоактивных материалов.
Заблаговременное предоставление информации о всех контейнерах, направляемых в США, осуществляется за сутки до их погрузки на борт судна (так называемое «правило 24 часов»).
Государственные органы и частные компании будут продолжать производить оценку уязвимости ключевых объектов для определения необходимых мер по укреплению их безопасности. При этом владельцам и управляющим компаний должно оказываться содействие в проведении такой работы, а также в добровольной реализации защитных мероприятий, рекомендованных федеральными органами. Внедрение в частном секторе современных технологий и процедур, обеспечивающих большую прозрачность в отчетности о поставках, результатах проверок и т.д., позволит государственным органам надежно и быстро выявлять грузы, представляющие тот или иной риск. В свою очередь, частные компании, удовлетворяющие всем требованиям по обеспечению безопасности, получат возможность сократить время и количество проверок как при загрузке и перемещении грузов, так и при их доставке в США. Соответствующие инвестиции рассматриваются в качестве целевого финансирования и включаются в бизнес-планы.
Каждая передача (перегрузка) контейнера является слабым звеном в системе доставки грузов к конечному терминалу. Обеспечение безопасности на каждом промежуточном пункте в сочетании с уверенностью в добропорядочности компании, отвечающей за целостность контейнеров, оценивается как критически необходимое в течение всего процесса грузоперевозок. Персонал, работающий в системе доставки грузов, должен применять различные методы для предотвращения фальсификации данных и использования контейнеров и их содержимого в интересах нелегальных перевозок.
Частные компании обязаны предпринимать эффективные меры по контролю допуска на свои объекты. Во взаимодействии с частным сектором государственные органы США установят общую систему идентификации личности для сотрудников, которые по роду своей деятельности должны иметь допуск без сопровождения на закрытые, охраняемые и критические объекты морской инфраструктуры. В идентификационной карте доступа будут использоваться биометрические технологии, позволяющие уверенно и безошибочно распознавать лицо, входящее в закрытую зону. Для получения такой карты кандидаты должны проходить соответствующую проверку. Подобной проверке могут также подвергаться на добровольной основе отдельные лица, совершающие частые служебные поездки.
Чрезмерно жесткие и дорогостоящие меры по обеспечению безопасности могут в конечном итоге инициировать долговременный негативный эффект как для самих США, так и для глобальной экономики, непроизвольно нарушая нормальное функционирование системы торговых отношений. Необходимо, чтобы эти меры, напротив, содействовали более быстрому перемещению большего количества людей и грузов при неуклонном соблюдении права на конфиденциальность информации и других юридических норм. Они должны быть взаимоувязаны в интересах обеспечения устойчивого роста объемов международного товарооборота с информационным сопровождением процесса своевременной доставки грузов конечному получателю; постоянно адаптироваться к развитию этого процесса, оптимизировать использование существующих баз данных и применяться с минимальным воздействием на сложившуюся практику поддержания торговых отношений с точки зрения стоимостных затрат.
Развертывание многоуровневой системы безопасности. Государственные органы и частный сектор, действуя совместно, способны предотвратить совершение террористических актов и преступлений только путем реализации дополнительных комплексных мер, не полагаясь на отдельные, изолированные друг от друга действия. Многоуровневый подход в области обеспечения безопасности на море означает выполнение ряда мероприятий в каждой из следующих уязвимых сфер: транспортная система, контроль доступа обслуживающего персонала и пассажиров, перегрузочные средства, грузы и багаж, порты и маршруты следования.
Такая многоуровневая система безопасности не является статичной и способствует предотвращению террористических акций. Ее постоянное совершенствование, своевременное определение потребностей в преобразованиях, их внедрение и реализация вносят элемент неопределенности в планы террористов и дискредитируют данные их разведки.
Министерства внутренней безопасности, обороны, юстиции, а в случае необходимости применения дипломатических мер и государственный департамент будут играть ведущую роль в усилиях США по интеграции всех федеральных программ в области обеспечения безопасности на море и выполнению всех инициатив по поэтапному формированию многоуровневой системы. Под этим подразумевается координация деятельности между соответствующими министерствами и ведомствами, частным сектором и другими странами.
Обеспечение физической защиты является основным элементом общей системы безопасности. Первичные меры, предпринимаемые федеральными министерствами и ведомствами в этом направлении, включают в себя поддержание безопасности или усиление режима в отдельных зонах, осуществление контроля за движением судов и проведение проверок подозрительных грузов. Зоны безопасности устанавливаются в непосредственной близости от конкретных стационарных объектов, судов, находящихся на переходе морем, и в представляющих особую опасность географических районах. Это делается для ограничения доступа к ним и применяется исключительно федеральными структурами. Вокруг таких зон представители частного сектора могут использовать другие формы физической защиты, такие как установка ограждения, освещения и камер видеонаблюдения, организация контрольно-пропускных пунктов, охрана по периметру объектов. Это делается для сведения в единую систему безопасности элементов критической инфраструктуры и ключевых ресурсов, которые находятся в частном владении. Стандарты и процедуры безопасности, применяемые в США, разработаны в тесном взаимодействии с другими странами и едины для федеральных властей, органов управления штатов, а также местных органов управления.
Быстрая и точная идентификация лиц при допуске на закрытые объекты, объекты с ограниченным допуском и в контролируемые зоны является самой действенной и первоочередной мерой, которая должна реализовываться деловыми кругами во взаимодействии с федеральными властями.
Граждане перед прибытием в США обязаны проходить процедуру установления личности, а при пограничном контроле - проверку на соответствие биометрических данных в интересах подтверждения законности их въезда в страну.
Многоуровневый характер обеспечения безопасности предусматривает также осуществление обязательного контроля судов с точки зрения потенциальных рисков. Неукоснительное соблюдение требований и правил в рамках национальной системы отслеживания перемещений судов абсолютно необходимо для всех плавсредств, прибывающих или покидающих американские порты. Силы безопасности, ответственные за защиту элементов критической инфраструктуры и ключевых объектов, должны быть подготовлены и оснащены для выявления, распознавания и задержания судов, представляющих угрозу.
Степень защиты для различных объектов, структур и систем, функционирующих в сфере морских перевозок, не может быть одинаковой. Администрация США будет тесно взаимодействовать с властями различных уровней и частными компаниями для оценки и определения приоритетных критических объектов и ресурсов, уровень угрозы для которых будет значительно выше, чем для других.
Физические проверки грузов представляют собой очередной уровень системы безопасности. Учитывая, что количество прибывающих в США контейнеров ежедневно составляет около 30 тыс. единиц, физическая проверка всех грузов не может быть признана эффективной и отрицательно влияет на экономику. Проведение инспекций является достаточно дорогостоящей и не всегда эффективной мерой. Использование в обязательном порядке предоставляемых судовладельческими компаниями отчетных документов на прибывающие грузы практически полностью обеспечит проведение их предварительной проверки, а также физического контроля за наиболее подозрительными из них (в идеале - еще до погрузки в порту отправки).
Кроме того, все прибывающие грузы будут проходить проверку на наличие компонентов ОМП. Создание управления внутренней защиты от радиологического оружия позволит повысить возможности США по выявлению попыток ввоза в страну с морских направлений ядерных взрывных устройств и расщепляющихся материалов.
Воспрещение проникновения людей, предметов и материалов, представляющих угрозу безопасности США или Мировому океану, является еще одним важным элементом общей системы. Усилия по предотвращению въезда на территорию страны террористов, ввоза средств их материально-технического обеспечения, компонентов ОМП, других видов контрабанды будут с высокой степенью точности координироваться с целью определения приоритетных направлений приложения усилий разведывательного сообщества, привлечения других ресурсов и, при необходимости, проведения решительных силовых акций.
США совместно со своими международными партнерами будут осуществлять проверку судов, грузов и людей, начиная от места погрузки, при прохождении через перевалочные порты и вплоть до конечного пункта доставки, в интересах обеспечения уверенного контроля над перевозками морем, а также с целью организации перехвата и проведения досмотра подозрительных судов. Соединенные Штаты намерены способствовать международным усилиям по повышению эффективности процесса идентификации и определения статуса не имеющих четкого опознавания или принадлежности судов, людей и грузов.
Ответные действия правоохранительных органов и вооруженных сил представляют собой четвертый ключевой элемент системы обеспечения безопасности на море. Для проведения соответствующих мероприятий в своих территориальных, внутренних водах, исключительной экономической зоне, речных районах, портах и на водных путях сообщения необходимо использовать хорошо подготовленные и оснащенные силы из состава ВС США и органов правопорядка федерального и других уровней. Они должны обладать высокой мобильностью и готовностью действовать быстро, эффективно и непредсказуемо для террористов.
В большинстве случаев за функционирование каждого из элементов системы обеспечения безопасности на море несут ответственность различные министерства и ведомства, имеющие свои специфические обязанности и юрисдикцию. Для интеграции действий этих разрозненных элементов требуется четкое распределение функций.
Традиционно в операциях по обеспечению безопасности на море (MSO - Maritime Security Operation) предусматривается последовательное подключение к их проведению сил и средств из всех федеральных министерств и ведомств, в первую очередь, министерств внутренней безопасности (МВБ) и МО. При этом используются их разведывательные возможности, авиация, корабли и суда, сухопутные подразделения, береговые и обеспечивающие службы, которые должны входить в единую информационную систему связи и передачи данных.
Качественное совместное планирование и эффективное управление распределением ресурсов различных структур федерального и местного уровней является основой эффективного реагирования на кризисы. Министерства и ведомства должны обмениваться накопленным опытом в области проведения подготовки и обучения персонала, разработки оперативных планов и в других сферах, если это необходимо, для стандартизации нормативно-правовой базы использования имеющихся сил и средств, координации бюджетного процесса и разработки общих технологий в интересах повышения боевой совместимости в совместных операциях на море.
Обеспечение гарантированной устойчивости морских транспортных систем необходимо в интересах развития коммерческой деятельности и боеспособности национальных ВС.
США должны быть готовы к обеспечению непрерывности коммерческих и военных морских перевозок в целях поддержания необходимого уровня боеспособности национальных ВС после террористического акта любого масштаба или аналогичного по последствиям инцидента в морских и океанских районах. Указанные события и ликвидация их последствий не должны привести к автоматическому прекращению функционирования морской транспортной системы. Необходимость обеспечения ее устойчивости требует наличия:
- совместной структуры кризисного управления с четко определенной ролью каждого из входящих в нее элементов;
- формирований, подготовленных и оснащенных для деятельности по ликвидации последствий терактов (в том числе с применением ОМП);
- тщательно проработанных и проверенных планов по реагированию на чрезвычайные ситуации, оценке ущерба и
ликвидации последствий;
- высокой степени координации действий государственных и деловых структур с международным сообществом.
В соответствии с положениями американского законодательства и Национального плана реагирования на чрезвычайные ситуации МВБ (в основном силами береговой охраны) несет первоочередную ответственность за обеспечение безопасности на морских рубежах, включая координацию комплекса мер по восстановлению инфраструктуры и транспортной системы в морских зонах за исключением объектов, относящихся к сфере ответственности министерства обороны.
Несмотря на то что данная стратегия предусматривает целесообразность урегулирования инцидентов на возможно более низком организационном и юридическом уровне, предотвращение инцидентов национальной значимости либо ликвидация их последствий потребует комбинированного участия всех федеральных органов управления и негосударственных структур, а также координации действий с международными торговыми партнерами. В этих целях будут создаваться единые координационные структуры, предусмотренные Национальным планом реагирования на чрезвычайные ситуации и Национальной системой кризисного реагирования. Необходимо также наличие аналогичного координационного механизма международного уровня для восстановления системы функционирования торговли и снижения глобального воздействия на нее последствий крупномасштабного террористического акта или других угроз.
На переднем крае в общей системе реагирования на теракты находятся полицейские, пожарные, медики, представители муниципальных служб, сотрудники федерального управления по действиям в чрезвычайных ситуациях. Однако они имеют весьма ограниченные возможности по ликвидации последствий применения ОМП в море или прилегающих зонах, например при подрыве ядерного заряда или «грязной бомбы» на борту судна в акватории порта. США должны создать силы быстрого реагирования, способные действовать в условиях совершения террористического акта любого масштаба и характера, включая попытки применения ОМП. Для создания таких сил, подготовленных, оснащенных и организованных для действий в условиях зараженной местности и других последствий применения ОМП, необходимо использовать опыт и возможности как государственного, так и частного сектора. В частности, эти силы должны располагать средствами по распознаванию химических и биологических компонентов ОМП, а также возможностями по организации эвакуации пострадавших и проведению дегазации и дезактивации на море.
В чрезвычайных условиях действия по поддержанию бесперебойных морских торговых перевозок необходимо осуществлять в самые сжатые сроки с упором на восстановление морской инфраструктуры, транспортных систем и сопутствующих структур. Выверенное и адекватное реагирование, реальность выполнения и степень отработки планов действий всех органов и ведомств должны проверяться и отрабатываться на практике. При проведении оценки ущерба и восстановительных мероприятий требуется правильно расставлять приоритеты с учетом местных, региональных и национальных интересов. При этом точное выяснение
обстоятельств совершения теракта и оценка его последствий осуществляются с использованием данных, полученных от разведывательного сообщества. В результате крупного инцидента на море транспортная система не должна автоматически прекращать свое функционирование.
Огромные пространства Мирового океана значительно осложняют решение задачи по поддержанию безопасности в его акваториях. В настоящее время большое количество враждебно настроенных по отношению к Соединенным Штатам лиц и группировок находится в полной готовности к использованию морских районов в своих преступных целях.
Противодействие всему спектру нетрадиционных угроз транснационального масштаба может быть организовано только коллективными усилиями, позволяющими спасти жизни людей, защитить объекты инфраструктуры, свести к минимуму ущерб от террористических актов или ликвидировать в короткие сроки их последствия. Это требует интеграции и координации всех существующих ведомственных программ по обеспечению безопасности на море с целью формирования единого государственного подхода к решению данной проблемы, предусматривающего эффективное использование возможностей федеральных и местных органов, а также частного сектора.
После событий 11 сентября 2001 года администрация США значительно повысила внимание к вопросу обеспечения безопасности на море. Но даже предпринимаемых в настоящее время энергичных усилий явно недостаточно.
Реально обеспечить безопасность в Мировом океане можно только путем наращивания совместных усилий с иностранными структурами - государственными и частными, национальными и интернациональными. Выполнение положений новой стратегии требует дальнейшего расширения масштабов сотрудничества, укрепления мер доверия, практического привлечения возможностей, сил и средств заинтересованных сторон, повышения интенсивности и качества информационного обмена.

* Начало см.: Зарубежное военное обозрение. - 2006. - №2. - С. 37-48.

Зарубежное военное обозрение 2006 №3

Категория: Стратегия и тактика | Добавил: pentagonus (12.03.2006) | Автор: Полковник В. Печорский

Просмотров: 1815 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов