Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Среда, 23.08.2017, 22:28
Ключевые слова
терроризм, стратегия, А. Холмагоров

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Финансы [73]
Общевойсковые вопросы [449]
Разведка и контрразведка [79]
ВПК [70]
Календарь [2]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 170
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Общевойсковые вопросы » Общевойсковые вопросы

О подходах военно-политического руководства США к проблеме борьбы с международным терроризмом (2005)

О  подходах военно-политического руководства США к проблеме борьбы с международным терроризмом

Подполковник А. Холмагоров

После террористических актов 11 сентября 2001 года, своего рода «второго Пёрл-Харбора для Соединенных Штатов», особую актуальность для Вашингтона приобрела задача борьбы с терроризмом. Американское военно-политическое руководство пришло к выводу о том, что страна больше не может считать себя защищенной, а ее территория в современных условиях становится досягаемой для террористических группировок.
Для приведения антитеррористической деятельности в соответствие с существующим уровнем угроз американская администрация провела значительную работу. Были определены главные задачи в данной области, ключевые направления реорганизации существующих и порядок формирования новых структур, а также создана основательная законодательная база.
За период с 1958 по 2001 год в Соединенных Штатах было принято более 40 правовых актов, в той или иной степени касающихся борьбы с терроризмом. После событий 11 сентября введен в действие новый закон о единении и сплочении США в целях принятия мер по борьбе с терроризмом - USA PATRIOT Act (Uniting and Strengthening America by Providing Appropriate Tools Required to Intercept and Obstruct Terrorism). Он предполагает обеспечение в стране условий, необходимых для эффективной борьбы с этим негативным явлением и предотвращения в дальнейшем терактов на ее территории.
USA PATRIOT Act стал своего рода обобщением американской законодательной базы, существовавшей до этих трагических событий, и значительно расширил права федерального руководства, правоохранительных органов и администрации штатов по выявлению и пресечению готовящихся террористических актов как на территории страны, так и за рубежом. В совокупности с другими правовыми актами США он определил новый, более системный подход к противодействию терроризму в XXI веке.
Вопросы борьбы с терроризмом нашли отражение в ряде других важных документов. В «Стратегии национальной безопасности США» (2002) определены главные угрозы интересам национальной безопасности - международный терроризм, распространение оружия массового поражения (ОМП) и чувствительных технологий. Исходя из этого, в качестве приоритетной задачи администрация Дж. Буша выдвинула уничтожение международных террористических организаций с использованием всех возможностей своей страны, союзных и дружественных государств до того, как террористическая угроза достигнет национальных границ. В борьбе с терроризмом Белый дом не намерен делать различия между террористами и их пособниками, включая суверенные государства, по которым в случае необходимости Соединенные Штаты намерены наносить превентивные удары. Особые усилия направляются на недопущение попадания ОМП и современных военных технологий в руки террористов. В связи с этим сохранение мощного военного передового присутствия США на постоянной или временной основе рассматривается в качестве важнейшего сдерживающего фактора, а также инструмента воздействия на обстановку при развитии кризисных ситуаций.
«Национальная стратегия по борьбе с терроризмом», введенная в действие директивой президента США в 2003 году, определяет ключевые направления в этой области, а также пути предотвращения терактов против объектов и граждан США в различных регионах мира. При этом в основу такой борьбы положен принцип превентивности действий против терроризма, предполагающий оказание прямого, повсеместного и непрерывного воздействия на объекты террористической инфраструктуры с использованием для этого всего комплекса военных, политических, дипломатических, экономических и других средств. Главное внимание обращается на необходимость заблаговременного вскрытия планов и намерений террористов для того, чтобы исключить возможность их практической реализации.
В «Национальной стратегии по физической защите критической инфраструктуры и объектов национального достояния» (2003) сформулированы цели и принципы обеспечения безопасности национальной инфраструктуры США, а также определены условия объединения усилий различных государственных и частных структур по повышению степени их защищенности. Стратегия охватывает все сферы критической инфраструктуры страны, включая объекты сельскохозяйственной и пищевой промышленности, водных ресурсов, здравоохранения, оборонной промышленности, телекоммуникаций, энергетического комплекса, транспортной сети, финансовой и банковской системы, химической промышленности, морского и речного транспорта.
«Национальная стратегия по защите киберпространства» (2003) охватывает область обеспечения защиты технических и программных средств, объединенных в компьютерные сети, и систем решения задач управления и информационного обеспечения на различных уровнях государственных, общественных и частных структур, в том числе в различных сферах национальной экономики. Главная цель этой стратегии - предотвращение компьютерных атак против объектов критической инфраструктуры, снижение их эффективности, а также максимальное сокращение периода ликвидации последствий нападения на компьютерные сети. В целом задачи, стоящие перед американскими министерствами и ведомствами в области обеспечения безопасности национальной территории с точки зрения борьбы с терроризмом, формулируются следующим образом:
- ведение целенаправленной разведки для определения вероятных районов, характера и способов осуществления терактов, а также мест базирования, отдыха и лечения террористов.
- усиление охраны границ и системы коммуникаций в целях предупреждения террористических актов на всех видах транспорта.
- контрразведывательное обеспечение с привлечением к работе помимо ФБР других правоохранительных органов (выявление лиц, подозреваемых в терроризме; организация негласного наблюдения за ними; установление связей, источников финансирования и т. д.) для своевременного пресечения террористической деятельности.
- защита ключевых объектов инфраструктуры, нарушение работы которых может привести к серьезным сбоям в функционировании государственных институтов.
- предотвращение доступа террористических организаций к технологиям и материалам, необходимым для создания оружия массового поражения, подготовка к ликвидации последствий террористических актов, способных повлечь за собой массовые жертвы среди населения.
- создание национальной системы реагирования на чрезвычайные ситуации (планирование деятельности, оснащение и подготовка специализированных подразделений из состава полицейских сил, пожарной охраны, медицинских и коммунальных служб).
Ведущей структурой в области координации деятельности по предупреждению терактов на национальной территории, снижению уязвимости страны для террористов, минимизации потенциальных угроз, а также восстановления и ликвидации последствий террористических нападений стало министерство внутренней безопасности (МВБ), которое начало функционировать с января 2003 года. В качестве основных его задач определены следующие:
- обобщение и анализ разведывательной информации от различных источников, всесторонняя оценка уязвимости объектов критической инфраструктуры и угроз их безопасности;
- охрана госграниц, обеспечение безопасности транспортных перевозок и защита объектов критической инфраструктуры;
- оповещение об угрозах и организация взаимодействия федеральных и местных органов власти, а также частных структур по подготовке к чрезвычайным ситуациям, в том числе по защите населения от ОМП;
- подготовка и техническое оснащение подразделений реагирования на чрезвычайные ситуации, координация действий всех сил и средств в чрезвычайных условиях.
В ходе создания (МВБ) ему были переподчинены ведомства и структуры, занимающиеся вопросами внутренней безопасности государства, с передачей их функций новому ведомству. Общая численность сотрудников
министерства достигает 170 тыс. человек, а годовой бюджет составляет около 40 млрд долларов.
В целях обеспечения доступа МВБ к разведывательной информации, касающейся контртеррористической деятельности, а также в интересах организации более тесного взаимодействия со структурами разведсообщества США в 2003 году был создан Межведомственный центр оценки террористических угроз (МЦОТУ) для сбора, анализа и оценки разведданных, получаемых от всех членов разведсообщества, и подготовки аналитических докладов для руководства страны.
В рамках осуществляемого в настоящее время реформирования разведывательного сообщества на базе МЦОТУ создается национальный контртеррористический центр, руководитель которого назначается президентом и утверждается сенатом. Он предназначен для сбора, накопления, обработки и анализа всех поступающих разведданных о возможных терактах и отвечает за информационное обеспечение контрртеррористических операций.
Расширяется участие национальных вооруженных сил в решении задач обеспечения внутренней безопасности государства. Вооруженным силам США отводятся обеспечивающие функции, связанные с оказанием разведывательно-информационной, военно-технической и других видов помощи гражданским структурам, правоохранительным органам и спецслужбам.
Решение этих задач является одним из приоритетных направлений деятельности созданного в 2002 году объединенного командования (ОК) ВС США в зоне Северной Америки. Для их выполнения в сфере ответственности ОК развертывается сеть региональных отделений по координации действий с местными правоохранительными органами и управлениями МВБ, которые в перспективе будут функционировать в каждом штате.
В аппарате министра обороны США введена должность помощника министра по вопросам защиты национальной территории. Ему поручены координация деятельности Пентагона в этой сфере с другими силовыми ведомствами, курирование соответствующих структур ОК американских ВС в зоне Северной Америки, а также выполнение функций советника министра в данной области.
На качественно новый уровень выведен процесс взаимодействия военного ведомства с главным управлением пограничной охраны и транспортной безопасности МВБ. Организован постоянно действующий канал передачи данных об обстановке в приграничных районах, в том числе добытых воздушно-космической разведкой ВС США. Для получения разведсведений в реальном масштабе времени принято решение об активизации использования имеющихся на вооружении в войсках беспилотных летательных аппаратов.
Уточнены и конкретизированы задачи разведывательного управления национального МО, которое ориентировано теперь не только на оценку внешних военных угроз, но и на вскрытие связей международных террористических группировок и государств - спонсоров терроризма с экстремистскими организациями, действующими на национальной территории. Признано целесообразным повысить роль и расширить возможности агентурной разведки. Организована подготовка кадров, способных выполнять специальные задания, находясь на нелегальном положении в странах, где активно проявляют себя террористические группировки.
Таким образом, администрация США считает борьбу с международным терроризмом первостепенной задачей и намерена и впредь активизировать проведение контртеррористических мероприятий, ужесточать законодательство и расширять полномочия спецслужб. В частности, заявлено о необходимости предоставить правоохранительным органам право проводить против организаций и лиц, подозреваемых в террористической деятельности и связях с террористами, специальные следственные действия (негласный обыск, наружное наблюдение, прослушивание телефонов, а также перлюстрация корреспонденции) по приказу руководителя органа ФБР регионального уровня без предварительного получения соответствующего решения суда. Кроме того, подозреваемые должны быть лишены права освобождения под залог с тем, чтобы исключить возможность их побега за пределы страны.

Зарубежное военное обозрение 2005 №5, С. 15-19

Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (11.05.2005) | Автор: Подполковник А. Холмагоров

Просмотров: 1972 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2017

Рейтинг Военных Ресурсов