search
menu
person

NEWS AND UDATES


Правовая регламентация применения Сухопутных войск США в борьбе с наркобизнесом (2003)

Правовая регламентация применения Сухопутных войск США в борьбе с наркобизнесом

Майор К Балуков,
полковник Ю. Мгимов

По взглядам американских специалистов в области юриспруденции, законы (правовые основы), в рамках которых вооруженные силы (ВС) и сухопутные войска (СВ) как их составная часть, а также воинские формирования различного уровня, решают задачи в сфере борьбы с наркобизнесом, определяют юридические нормы и положения, регламентирующие применение ВС в вышеуказанной сфере. В Соединенных Штатах существует комплекс законодательных и подзаконных актов, принимаемых на всех уровнях управления государством и ВС: от президента, конгресса и министра обороны до командующего объединенным командованием ВС и видами вооруженных сил.
Принципиальная схема формирования нормативно-правовой базы применения ВС США в области борьбы с наркобизнесом представлена на схеме.
 

Схема формирования нормативно-правовой базы использования ВС США в области борьбы с наркобизнесом

Из этой схемы следует, что весь комплекс законодательных документов подразделяется на две основные группы. Первая носит общегосударственный характер, и содержание документов, касающееся ВС, служит исходной базой для более конкретного правового обоснования основ их применения в сфере борьбы с наркобизнесом, зафиксированного во второй группе документов (подзаконные акты исполнительно-распорядительных органов).
I. Общефедеральные законы (акты), принятые конгрессом США
По данным американской печати, к этой группе правовых документов относятся Конституция США, Свод законов США и указы (директивы) президента США.
Конституция США обладает высшей юридической силой по отношению по всем источникам права. Применительно к вопросам противодействия наркобизнесу, прежде всего внутреннему, как одному из источников дестабилизации экономической и морально-психологической обстановки в США практический интерес представляет формулировка цели конституции: «Установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, содействовать всеобщему благоденствию и закрепить блага свободы для всех граждан США и их потомков».
В статье 1 раздела 8 конституции указывается, что конгресс вправе санкционировать использование регулярных войск и резервных компонентов для подавления противоправных действий внутри страны, под которые подпадает и наркобизнес, хотя характер, степень и масштаб привлечения военных структур зависят от идентичных параметров противоправных действий и их интенсивности. Основная ответственность за поддержание правопорядка возлагается конституцией на правительство штатов, губернаторов и местные правоохранительные органы, часть которых занимается только борьбой с наркобизнесом. Федеральные законы по борьбе с наркобизнесом вступают в силу с момента подписания их президентом и издаются, как правило, в том случае, если местные органы (применительно к борьбе с наркобизнесом - генерал-адъютантская служба губернатора штата и полиция) не располагают достаточными возможностями по принятию мер для восстановления порядка на территории своего штата.
Свод законов США включает два комплекта юридических документов, касающихся сферы борьбы с наркобизнесом: один носит общефедеральный характер и связан главным образом с определением общих основ этой борьбы как внутри страны, так и за ее пределами (прежде всего в странах - производителях наркотиков), а также с формированием гражданских структур федерального уровня по борьбе с наркобизнесом и регламентацией их правовой и функциональной ответственности. Второй комплект законодательных документов также федерального уровня, но касается порядка использования ВС и военных структур в интересах обеспечения и поддержки контрнаркотических действий специализированных правоохранительных органов в самой стране и за ее пределами. К числу основных документов первого комплекта относятся следующие:
Закон «О борьбе с наркотиками» 1988 года. (The Anti-Drug Abuse Act of 1988). Он устанавливал главную стратегическую цель государства в области борьбы с наркобизнесом - ликвидация или, по крайней мере, резкое ограничение такого явления в США наряду с сокращением потребления наркотиков в США, прежде всего молодежной частью населения. В связи с вышеизложенным в американском обществе был выдвинут лозунг «Америка - без наркотиков». При обсуждении закона подчеркивалось, что стратегия реализации данной цели должна быть детально проработана и научно обоснована, содержать долгосрочные цели и реально достижимые задачи. Закон предусматривает создание специализированной структуры федерального уровня: управление Белого дома по координации политики в области борьбы с наркобизнесом (The Office of National Drug Control Policy) с задачами определения приоритетов, практической реализации национальной стратегии в области борьбы с наркобизнесом, а также рассмотрения после утверждения конгрессом соответствующих бюджетных ассигнований. В 1990 году по закону № 101-510 в этом управлении создается специализированный центр оценки контрнаркотических технологий (Technology Assessment Center), а в 1998-м (закон № 105-61) он получает право передавать разработанные на базе федерального финансирования контрнаркотические
технологии непосредственно правоохранительным органам отельных штатов и местного уровня (способы борьбы с наркотраффиком, уничтожение наркосодержащих веществ, проведение лабораторных исследований).
Закон «О контроле над тяжкими преступлениями и правоохранительной деятельности» 1994 года (The Violent Crime Control and Law Enforcement Act of 1994). Согласно ему были расширены задачи управления по координации политики в области борьбы с наркобизнесом по вопросам оценки бюджета и ресурсов, а также отслеживания и определения уровня потребления наркотиков в стране, объема нелегального рынка наркотиков, возможных последствий и вытекающих из этого профилактических мер.
Закон «О дальнейшем расширении полномочий управления по координации политики в области борьбы с наркобизнесом» 1998 года (The ONDCP Reauthorization Act of 1998). Этот документ расширил права и круг обязанностей вышеуказанного управления по следующим направлениям: разработка долгосрочной стратегии борьбы с наркобизнесом, внедрение усовершенствованной системы оценки эффективности такой стратегии, расширение связей с конгрессом, активизация координации действий с другими федеральными структурами и совершенствование механизма взаимодействия, участие в разработке пятилетних бюджетов на программы контроля над наркотиками для других федеральных структур, а также разработка консолидированного бюджета и другие.
Законом предусматривалось также расширение статуса совета по борьбе с наркотиками при президенте (President's Council on Counter-Narcotics) и создание консультативного совета родителей по вопросам потребления наркотиков (Parents Advisory Council on Drug Abuse).
Закон № 105-277 «О проведении в СМИ антинаркотической кампании» от 1998 года (The Drug-Free Media Campaign Act of 1998). Согласно ему конгресс санкционировал проведение широкой национальной кампании на основе привлечения СМИ в целях борьбы с распространением наркомании в подростковой и молодежной среде под девизом «Молодежь - без наркотиков». Практическая реализация положений закона возлагалась на вышеуказанное управление.
Ниже приводятся основополагающие правовые документы Свода законов США, регламентирующие военные аспекты проблемы борьбы с наркобизнесом.
«Закон об использовании СВ против гражданских беспорядков» (Posse Comitatus Act), Титул 18, раздел 1385 Свода законов США. В нем отмечается, что «преступлением считается применение СВ для силового обеспечения исполнения гражданских законов». Запрет на привлечение воинских формирований внутри страны, в частности, в плане борьбы с наркобизнесом означает, что военнослужащие не могут быть задействованы для: задержания, обыска и ареста
наземных, воздушных и морских транспортных средств; ведения визуального наблюдения и преследования; работы в качестве информаторов, секретных агентов или следователей по гражданским делам.
Вместе с тем указанный запрет не распространяется на следующие категории военнослужащих: приписанных к национальной гвардии, если они не призваны на федеральную службу; входящих в состав резервов, если они не находятся на действительной службе или учебных сборах; относящихся к рядовому составу, если они в увольнении и действуют в качестве частных лиц, а также если участвуют в операциях по поддержанию правопорядка на военных объектах, по обеспечению сохранности стратегически важных материалов и других.
В отличие от аналогичных законодательных актов рассматриваемый закон конкретно фиксирует вид и меру наказания за нарушение правовых норм применения ВС. В частности, одно из его положений определяет, что любое должностное лицо, намеренно использующее какие-либо подразделения СВ как силу для подавления гражданских беспорядков либо в каком-либо другом качестве (например, для борьбы с наркобизнесом) с целью принудительного исполнения законов, за исключением случаев специально разрешенных конституцией или конгрессом, подвергается штрафу в размере не более 10 тыс. долларов либо тюремному заключению сроком до двух лет или виновный несет двойное наказание.
Характерной особенностью вышеуказанного закона является то, что он не запрещает министерствам армии и ВВС сдавать в аренду или передавать федеральным правоохранительным органам предметы МТО и военную технику (включая бронетехнику). Данное правовое положение имеет непосредственное отношение к контрнаркотическим операциям подразделений СВ, поскольку одним из основных видов их деятельности в этой сфере является оказание необходимой военно-технической помощи и поддержки соответствующим гражданским правоохранительным органам различного уровня. Следует подчеркнуть, что в последующем, в связи с интенсивным ростом наркомании в США и активизацией наркобизнеса в мире, конгресс, а также министр обороны приняли соответственно законы и подзаконные акты, расширяющие возможности (правовые и практические) ВС по участию в борьбе с наркобизнесом.
Титул 10 «Вооруженные силы» (разделы 124,371-380). Этот документ Свода законов США, по оценке американских экспертов, является основным документом, регламентирующим правовые основы функций и обязанностей структур и должностных лиц министерства обороны (МО) и ВС в области борьбы с наркобизнесом. Разделы этого Титула юридически закрепляют следующие аспекты деятельности МО США в вышеуказанной области: определение предназначения и ключевой задачи; использование информации, получаемой в ходе военных операций и боевой подготовки; применение военно-технических средств и оборудования; подготовка персонала гражданских правоохранительных структур; эксплуатация и содержание военной техники; ограничения на участие личного состава СВ в контрнаркотических операциях и на использование штатной военной техники; компенсация финансовых затрат; привлечение личного состава береговой охраны для выполнения правоохранительных функций, информационно-разъяснительное обеспечение и другие.
Предназначение и основная задача МО США (раздел 124). Министерство обороны является единственной головной структурой федерального правительства, ответственной за выполнение основной задачи - обнаружение и отслеживание воздушного и морского нелегального наркотрафика в США. Для решения этой задачи личный состав ВС может использовать находящиеся его распоряжении военно-технические средства для перехвата морских и воздушных судов, обнаруженных за пределами континентальной части США. При этом, если необходимо, преследование может быть продолжено и над территорией страны. Кроме того, МО брало на себя обязательство создать единую систему связи и технической разведки, связывающую военное ведомство с правоохранительными структурами в интересах борьбы с наркобизнесом.
Использование информации, получаемой в ходе военных операций или боевой подготовки (раздел 371). Министр обороны имеет право обеспечивать гражданские правоохранительные структуры федерального, отдельных штатов или местного уровня любой информацией, полученной в ходе плановой боевой подготовки или военных операций, которая требуется для решения правоохранительных задач вышеуказанными структурами. При этом необходимость представления такой информации должна учитываться при планировании и осуществлении боевой подготовки или военных операций.
Министр обороны в соответствии с требованиями обеспечения национальной безопасности несет полную ответственность за то, чтобы разведывательная информация МО, относящаяся к области воспрещения оборота наркотиков или другой деятельности гражданских правоохранительных органов, представлялась только непосредственно соответствующему гражданскому правоохранительному органу.
Использование военной техники и оборудования (раздел 372). Глава военного ведомства имеет право передавать в постоянное или временное пользование любую технику (включая сопутствующие компоненты или запасные части), оборудование или средства, принадлежащие МО, для научных исследований любому гражданскому правоохранительному органу федерального, отдельного штата или местного уровня в интересах решения правоохранительных задач.
Подготовка персонала гражданских правоохранительных структур и выполнение советнических функций (раздел 373). Министр обороны может выделять личный состав для подготовки (обучения) персонала гражданских правоохранительных структур федерального подчинения, отдельных штатов и местного уровня в области эксплуатации и содержания техники, в том числе полученной в соответствии с разделом 372 от министерства обороны. Кроме того, в гражданские структуры могут направляется военные специалисты в качестве экспертов по отдельным вопросам, например для подготовки специалистов-кинологов и дрессировки собак для поиска наркосодержащих веществ в местах их сбора, переработки и хранения.
Эксплуатация и содержание военной техники (раздел 374). Министр обороны имеет право выделять контингент военнослужащих для эксплуатации и обслуживания военной техники, переданной в гражданские правоохранительные органы всех вышеуказанных уровней. Выделенные подразделения будут привлекаться во время решения следующих задач: обнаружение воздушного и морского наркотрафика; обнаружение и отслеживание морских и наземных целей за географической границей или над территорией США, но в пределах 25-мильной пограничной зоны, если первичное обнаружение осуществлено за ее пределами; ведение воздушной разведки; перехват морских или воздушных судов, обнаруженных за пределами континентальной части страны, для установления контакта с ними и последующего принудительного направления в пункты, указанные соответствующими гражданскими правоохранительными органами; обеспечение поддержки систем управления и связи в рамках специализированных правоохранительных программ.
Наряду с вышеуказанными выделенный контингент военнослужащих может выполнять и другие задачи, но при условии, что это не влечет их прямого участия в гражданских правоохранительных операциях, если только это не оговорено другими законами.
Ограничения на прямое участие личного состава ВС в контрнаркотических операциях и на использование военной техники (разделы 375 и 376). Под руководством министра обороны разрабатываются уставы и наставления, четко фиксирующие запрет на любые действия в рамках раздела 371 Титула 10, включая правовое положение касательно использования техники и выделения контингента военнослужащих, требующие прямого участия военнослужащих СВ, а также других родов войск и видов ВС, в поиске, задержании, аресте или в каком-либо другом подобном мероприятии, если это не оговорено в соответствующем законе или подзаконном акте.
Кроме того, запрещается передача техники, выделение воинских подразделений и обслуживающего технического персонала, специалистов любой гражданской правоохранительной структуре, если это наносит или может нанести ущерб боевой и мобилизационной готовности ВС США.
Компенсация финансовых затрат (раздел 377). Исключая условия, регулируемые разделом 1535 Титула 31, известного как «Закон об экономии» (Economy Act), министр обороны обязан потребовать от поддерживаемого гражданского правоохранительного органа возмещения военному ведомству всех затрат на военную поддержку. Между тем вышеуказанный орган может не возмещать затраты МО в двух следующих случаях: если поддержка оказывается в ходе повседневной боевой подготовки, а также при участии военных в ходе контрнаркотических операций, если следствием такой поддержки является дальнейшее повышение боеготовности воинских формирований. В остальных случаях все затраты на ее оказание должны быть компенсированы.
Поддержка, оказываемая МО в рамках раздела 124 «Проведение подготовки в районах воспрещения наркотиков» (Training in Drug Interdiction Areas) Титула 10, финансируется за счет денежных средств, выделенных на боевую подготовку.
Информационно-разъяснительное обеспечение (раздел 380). Раздел обязывает руководство МО проводить ежегодные брифинги для сотрудников федеральных или отдельных штатов правоохранительных органов для разъяснения характера и условий помощи, оказываемой военным ведомством в области борьбы с наркобизнесом.
В рамках Титула 10 важное правовое значение для практической деятельности МО в области борьбы с наркобизнесом имеет глава 18 «Военная поддержка гражданских правоохранительных органов» (Military Support for Civilian Law Enforcement Agencies). Она определяет основы взаимодействия регулярных ВС, резервных компонентов и гражданских правоохранительных структур, а также конкретизирует виды поддержки, оказываемой воинскими формированиями, и порядок ее осуществления. Выработка многих положений данной главы была обусловлена необходимостью более активного привлечения ВС именно к борьбе с наркобизнесом.
«Закон об оказании помощи иностранным государствам» (Foreign Assistance Act), Титул 22 Свода законов США. Глава 8, часть I этого закона наделяет президента правом оказывать помощь иностранным государствам и международным организациям в рамках специальных программ борьбы с наркобизнесом.
В соответствии с разделом 660 указанного закона (параграф 2420) на континентальной части США и за рубежом запрещается использование иностранных фондов от имени иностранных правительств для оказания помощи правоохранительным силам (в частности полиции) или задержанным лицам, а также в рамках реализации внутренних программ разведки и наблюдения, в том числе в области борьбы с наркобизнесом. Исключения определяются юридической службой объединенных командований ВС США в зонах их ответственности.
К вышеуказанному закону были приняты две важные поправки:
- «Поправка Кеннеди» (Kennedy Amendment), Титул 22, параграф 2304 (а), (21), которая запрещает предоставлять денежные фонды в рамках помощи в интересах обеспечения безопасности иностранным правительствам, широкомасштабно нарушающим права человека;
- «Поправка Мэнсфилда» (Mansfield Amendation), Титул 22, параграф 2291 (с), (1), запрещающий личному составу ВС США осуществлять правоохранительные действия (мероприятия) в отношении иностранных граждан за пределами США.
«Закон об экономии» (Economy Act), Титул 31 Свода законов США, раздел 1535. В соответствии с этим документом федеральные исполнительные органы, в том числе МО, имеют право предоставлять другим министерствам и ведомствам, включая правоохранительные структуры, материально-техническую помощь на компенсационной основе. Однако, как свидетельствует сложившаяся практика, МО обычно не выдвигает требования о возмещении ему издержек, даже если задействованный контингент военнослужащих в ходе участия в операциях, в том числе контрнаркотических, не получает тех навыков и опыта, выработка которых планировалась в процессе учебно-боевой подготовки или самой операции. Компенсации, как правило, подлежат расходы на питание и некоторые другие. Аналогичный порядок предоставления компенсации устанавливается и за использование сил и средств национальной гвардии в интересах содействия программам борьбы с наркобизнесом.
Американская пресса отмечает, что в связи с приоритетной ролью НГ США в осуществлении внутригосударственных операций, в том числе в области борьбы с наркобизнесом, особое значение в правовом отношении имеет Титул 32 «Национальная оборона» Свода законов США, прежде всего его раздел 112 «Воспрещение наркотиков и контрнаркотическая деятельность» (Drug Interdiction and CD Activities), который устанавливает механизм, позволяющий министру обороны предоставлять фонды правительствам отдельных штатов (включая округ Колумбия, Пуэрто-Рико и территории США) на контрнаркотические операции с привлечением сил и средств НГ при условии, когда она не является составной частью регулярных ВС. Специфика этого положения состоит в том, что в таком случае на использование НГ не распространяется закон Posse Comitatus Act, запрещающий использование регулярных войск для осуществления правоохранительной деятельности. Тем не менее, согласно соответствующим уставам и наставлениям НГ, ее личный состав не может напрямую участвовать в правоохранительных действиях, но в особых случаях, в рамках законов отдельных штатов НГ, может проводить ограниченные правоохранительные мероприятия, как, например, поиск и досмотр на предмет обнаружения нарковеществ и др. В связи с этим в документе выдвигаются требования, чтобы планы губернаторов штатов по использованию НГ, представляемые на утверждение министру обороны, содержали конкретные варианты и процедуры (механизм) привлечения ее подразделений по оказанию поддержки правоохранительным органам, в том числе в области борьбы с наркобизнесом.
Свод федеральных нормативных актов включает отдельный, военный раздел
- Титул 32 «Национальная оборона». Он содержит нормативно-правовые положения и требования применения ВС, в том числе для оказания помощи правоохранительным органам в борьбе с наркобизнесом, а также конкретизацию функций и обязанностей военных структур и должностных лиц с учетом общих положений, зафиксированных в конституции и общефедеральных законах, рассмотренных выше.
II. Подзаконные акты исполнительно-распорядительных органов
К этой группе юридических документов, регулирующих непосредственно правовые стороны участия МО и ВС в борьбе с наркобизнесом, военные правоведы относят соответствующие директивы (меморандумы) министра обороны, министров видов ВС, командующих ОК ВС, а также целевые уставы и настав-. ления, прежде всего единые уставы ВС для всех их видов, разработанные под эгидой КНШ. Все эти документы, как правило, имеют силу подзаконных актов и в основе своей исходят из вышерассмотренных общих юридических норм и требований, определяющих условия применения американских ВС внутри страны и за ее пределами.
К числу наиболее важных директив министра обороны относится директива МО № 555.25. В ней впервые в рамках военного ведомства были сформулированы цели и задачи ВС в борьбе с наркобизнесом. Упомянутая директива послужила основой для разработки видами ВС с учетом их особенностей своих базовых документов (например, для СВ таким документом является наставление AR 500-51).
Меморандум МО от 18 сентября 1989 года содержит ряд дополнительных мер, направленных на дальнейшее повышение эффективности усилий МО в рассматриваемой области. Документ предусматривает: -установку мобильных РЛС в государствах-производителях наркотиков, а также на воздушных платформах над морскими (океанскими) акваториями как элемента системы обнаружения наркотиков и слежения за маршрутами их передвижения;
- проведение силами военного персонала подготовки подразделений по борьбе с наркотиками на территории государств-производителей;
- расширение программы МО по подготовке кадров для гражданских правоохранительных органов;
- откомандирование военнослужащих в федеральные правоохранительные органы и управление по национальной политике в области контроля над наркотиками для поддержания непрерывной оперативной связи, совместного планирования операций и в других целях;
- временное содержание в случае возникновения чрезвычайной обстановки в местах лишения свободы, принадлежащих МО, лиц, осужденных за преступления, связанные с нелегальным производством и распространением наркотиков.
Две директивы МО связаны с разведывательным обеспечением контрнаркотических операций: № 5240.1 «О разведывательной деятельности министерства обороны» (DOD Directive 5240.1 DOD Intelligence Activities) и № 5241-R «О контроле за деятельностью разведывательных компонентов МО, затрагивающей граждан США» (DOD Directive 5240-R Procedures Governing the Actions of DOD Intelligence Components That Affect US Persons). Эти документы, во-первых, вводят в действие исполнительный указ президента № 12333 «О разведывательной деятельности США» (Е. О. 12333 US Intelligence Activities) и, во-вторых, определяют условия, при которых разведывательные органы МО могут собирать информацию на граждан США в случае «разумного подозрения их причастности к международному нелегальному обороту наркотиков».
Основные положения директив министра обороны, министров видов ВС в дальнейшем конкретизируются и детализируются в пакете уставов и наставлений ВС по вопросам, которые либо прямо касаются организации и ведения контрнаркотической деятельности ВС, либо косвенно регламентируют наряду с прочими и такие аспекты этой деятельности, как обеспечение разведывательной информацией по наркотрафику, взаимодействие с федеральными и местными органами власти, а также с гражданскими правоохранительными органами и другими. Именно этими документами руководствуются командиры и начальники при практическом решении задач по борьбе с наркобизнесом. Их анализ позволяет заключить, что наибольший интерес с точки зрения исследования американских подходов к организационно-правовому решению проблемы борьбы с наркобизнесом с учетом возможности привлечения сил и средств МО представляют следующие документы: Единый устав ВС Joint Pub 3-07.4 «Объединенные контрнаркотические операции» (1998), наставление СВ AR190-53 «Перехват проводных и разговорных средств связи в правоохранительных целях», уставы СВ FM 100-19 (7-10) «Внутригосударственные операции», FM 100-25 «Использование сил специальных операций СВ США», FM19-10 «Действия военной полиции».
Как свидетельствует зарубежная пресса, важным элементом правовой базы проводимых в США мероприятий по борьбе с международным наркобизнесом, в том числе с привлечением вооруженных сил, направленных на противодействие нелегальному распространению наркотиков в стране, являются их многосторонние и двусторонние договоры с другими государствами. При этом особое внимание уделяется странам Латинской Америки, что обусловлено тем фактом, что с южного направления в Соединенные Штаты поступает основной поток наркосодержащих веществ. Так, США подписали так называемый «Документ Картагена», участниками которого стали Боливия, Колумбия и Перу. В этом документе были сформулированы общие цели и выработаны пути и средства ограничения производства такого сырья, как кокаин, в районе Анд.
В дополнение к таким широким правовым соглашениям, регулирующим привлечение и участие (вид, масштаб, уровень, интенсивность и т. д.) военных структур США в борьбе с наркобизнесом в других, в основном союзнических государствах, регламентируется двумя военно-правовыми документами: «Соглашением о статусе ВС в стране пребывания» (Status-of-Forces Agreement) и «Правилами ввода войск» (Rules of Engagement). При этом последний разработан КНШ применительно к контрнаркотическим операциям в условиях мирного времени как постоянно действующая оперативная инструкция.
Специфической особенностью правового регулирования участия МО в решении задач противодействия наркобизнесу является применение принципа «передачи полномочий» (Delegation of Authorities). Он заключается в периодической передаче министром обороны утвержденных полномочий по некоторым видам военной поддержки контрнаркотических операций командующих ОК в зонах их ответственности. Юридически рассмотренный принцип регламентируется инструкцией председателя КНШ № 3710.01 «Передача полномочий по утверждению оперативной поддержки правоохранительных органов по борьбе с наркотиками и развертыванию персонала МО для решения контрнаркотических задач» (CJCS Instruction 3710.01 Delegation of Authority for Approving Operational Support to Drug Law Enforcement Agencies and CD-Related Deployment of DOD Personnel).
Вышеизложенный анализ нормативно-правовой базы привлечения военных структур к решению общенациональных задач по борьбе с наркобизнесом позволяет сделать вывод о том, что использование вооруженных сил и их компонентов в решении этой задачи основывается на правовых нормах, регламентирующих их применение как внутри страны, так и за рубежом.
Деятельность ВС как инструмента внешней политики в данной области определяется также международным законодательством, много- и двусторонними договорами и соглашениями США с другими государствами. Соответствие национальных законодательных актов международным рассматривается американскими экспертами как одна из основ эффективности общих усилий по сокращению нелегального производства, распространения и потребления наркотиков.

Зарубежное военное обозрение 2003 №7 с. 27-35

Смотрите также
Категория: Законы, Уставы | Добавил: pentagonus (21.07.2003) | Автор: Майор К Балуков
Просмотров: 3519 | Теги: К Балуков, закон, норкоборьба, Ю. Мгимов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar