search
menu
person

NEWS AND UDATES


Информационное обеспечение военных операций в ВС США и ОВС НАТО
HTML clipboard

Информационное обеспечение военных операций в ВС США и ОВС НАТО

Полковник В. Жуков

В связи с ростом активности средств массовой информации (СМИ) по освещению кризисных ситуаций, военных операций и конфликтов в различных регионах мира руководство вооруженных сил (ВС) стран НАТО в последние годы приняло ряд мер по урегулированию взаимоотношений со СМИ.

В наибольшей степени эти вопросы регламентированы в ВС США, где разработаны законодательная и правовая база, сформированы структуры, взявшие на себя эти функции. Общие вопросы информационного обеспечения (ИО) американских вооруженных сил изложены в директиве министра обороны 5122.5, а основные принципы - в наставлениях комитета начальников штабов (КНШ) ВС США «Ведение боевых действий объединенными формированиями вооруженных сил США» и «Доктрина использования службы по связям с общественностью при проведении операций». Вопросы, определяющие порядок работы представителей СМИ в войсках, наиболее детально рассмотрены в уставах и наставлениях всех видов вооруженных сил, в том числе: FM 100-5, FM 100-6, FM 46-1, FM7-34.

Согласно требованиям, изложенным в указанных документах, основная работа в этой области организуется и проводится службой по связям с общественностью. Она представляет собой систему специальных органов, подразделений и должностных лиц, решающих задачи целенаправленного информационного воздействия на гражданскую и военную аудитории как внутри страны, так и за рубежом в интересах формирования у них позитивного отношения к деятельности американских вооруженных сил. Организует и направляет всю деятельность службы помощник министра обороны по связям с общественностью. В этом ему содействует созданная в ВС США разветвленная информационная структура, в состав которой входят аппарат помощника министра обороны, информационная служба и информационная школа при министерстве обороны (МО).

Помощник министра обороны по связям с общественностью, во-первых, обеспечивает деятельность высшего военного руководства страны путем подготовки заявлений и публичных выступлений министра обороны и официальных представителей Пентагона перед общественностью и в конгрессе, статей для печати в военных и гражданских СМИ. Во-вторых, он организует и руководит процессом пропагандистского воздействия на американских военнослужащих, национальную и международную общественность. Специальная информационная служба Пентагона готовит ему рекомендации по вопросам организации информационной деятельности; определяет порядок распространения аудиовизуальной информации и руководства работой службы радио- и телевизионного вещания ВС; обеспечивает подготовку печатных, радио- и телевизионных материалов, а также фильмов для использования в национальных и зарубежных информационных программах.

Схема 1. Организация службы по связям с общественностью объединенного оперативного формирования

Схема 2. Организация объединенного информационного бюро ООФ

Примечание. ОПС со СМИ - офицер по связям со средствами массовой информации
Схема 3. Организация службы по связям со средствами массовой информации сил по выполнению соглашений в Боснии и Герцеговине

Виды вооруженных сил располагают собственными службами по связям с общественностью. Их министерства несут ответственность за кадровую и техническую политику в отношении штатных подразделений, занимающихся подобной деятельностью- Министерства обеспечивают потребности объединенных группировок ВС в вопросах организации связи с общественностью за счет предоставления необходимых ресурсов (личного состава, оборудования и техники) из состава штатных подразделений. В учреждениях, соединениях и частях видов вооруженных сил штатом предусмотрены соответствующие аппараты (подразделения) по связям с общественностью.

В рамках МО издаются многочисленные журналы, газеты, брошюры, плакаты и другая печатная продукция, которая распространяется как в войсках, так и среди гражданского населения Соединенных Штатов и тех стран, где дислоцируются соединения и части американских войск (сил). Служба радио- и телевизионного вещания ВС имеет более 200 радио- и около 100 телевизионных станций. На военных кораблях функционирует до 70 теле- и радиостанций. Использование трех спутников связи позволяет вести круглосуточные передачи, ориентированные на военную аудиторию как в самой стране, так и за рубежом. Министерства видов вооруженных сил выпускают десятки ведомственных газет и журналов (тираж некоторых достигает 100 тыс. экземпляров), готовят и распространяют теле- и радиопродукцию.

В составе объединенных командований ВС США в зонах для работы со СМИ на период боевых действий предусматривается развертывание оперативных центров по связям с общественностью (штатная категория начальника центра - подполковник). В отдельных случаях центр может быть создан в объединенном оперативном формировании (армейском корпусе). На этот орган наряду с разработкой мероприятий по информационным операциям, возлагаются следующие задачи: обеспечение информацией представителей СМИ; подготовка и отправка на теле- и радиовещательные студии материалов и репортажей с мест событий; оказание помощи командирам объединений, соединений и частей в подготовке к выступлениям на брифингах и в СМИ.

Для информационного обеспечения боевых действий в тактическом звене (дивизия -бригада) могут создаваться отряды по связям с общественностью, в корпусах - мобильные отряды, в оперативном звене - оперативные отряды вещания. Отряд по связям с общественностью (штатная категория начальника отряда - капитан) привлекается для обеспечения действий дивизии, отдельной бригады (бригадной тактической группы) или отдельного бронекавалерийского полка, а при необходимости подразделений сил специальных операций (ССО). Наряду с информационно-пропагандистской работой на него возложены задачи по обеспечению деятельности представителей СМИ.

Типовая организация службы по связям с общественностью в объединенном оперативном формировании (ООФ) представлена на схеме 1. Подразделения этой службы ООФ оснащаются самой современной цифровой аппаратурой, позволяющей готовить видео-и аудиоинформацию, распространять ее в войсках, а также среди гражданского населения через СМИ и глобальную компьютерную сеть Интернет. Информационные бюро и их филиалы являются основными органами, которые непосредственно обеспечивают взаимодействие командования ООФ со СМИ.
В зависимости от масштабов проводимой операции и состава объединенной группировки войск (сил) может создаваться информационное и объединенное информационное бюро, а также коалиционный информационный пресс-центр. Типовая организация объединенного информационного бюро приведена на схеме 2. Его начальник подчиняется непосредственно офицеру по связям с общественностью ООФ и отвечает за организацию работы с представителями СМИ, координирует с оперативным штабом объединенной группировки вопросы, связанные с обеспечением точности и своевременности всех предоставляемых в СМИ данных.

Секция ИО является основным подразделением, которое непосредственно взаимодействует с корреспондентами (журналистами) и обеспечивает их информацией. Она организует интервью и пресс-конференции, занимается подготовкой сообщений для прессы, ответов на запросы журналистов, а кроме того, оказывает содействие командному и оперативному составу в ходе их контактов с представителями СМИ.
Секция технического обеспечения осуществляет аккредитацию журналистов, координирует вопросы обеспечения их связью, транспортом и другими материально-техническими средствами, организует посещение частей и подразделений представителями СМИ. Кроме того, она проводит мероприятия, направленные на подготовку командного и оперативного состава к незапланированным контактам с представителями печати, радио и ТВ.

Представители по связям с общественностью компонентов ООФ решают задачи по уточнению передаваемой в СМИ информации, касающейся деятельности в ходе операции частей и подразделений видов вооруженных сил и родов войск.

Примером организации взаимодействия командования коалиционной группировки войск (сил) со СМИ является структура коалиционных органов по связям со СМИ (схема 3), сформированных в 1996 году одновременно с развертыванием международных сил по выполнению Дейтонских соглашений в Боснии и Герцеговине (ИФОР). В ее состав вошли: службы по связям со СМИ, действовавшие при штабах ИФОР, сил быстрого реагирования (СБР) и группировки ОВС НАТО на Южно-Европейском (ЮЕ) ТВД; службы по связям со СМИ штабов дивизий СБР; офицеры по связям со СМИ отдельных частей и подразделений; коалиционные информационные пресс-центры в городах Сараево и Загреб; специализированные пресс-центры коалиционных сил, развернутые при штабах дивизий СБР в городах Тузла, Баня-Лука и Сараево, штабах и органах управления группировок объединенных сухопутных войск, ОВВС и ОВМС НАТО на ЮЕ ТВД; корреспондентские пункты в основных перевалочных базах, обеспечивавших переброски войск и грузов.

Общее руководство этой структурой было возложено на офицера по связям со СМИ штаба ИФОР. Главными ее элементами являлись службы по связям со СМИ штабов ИФОР и СБР, которые совместно обеспечивали работу развернутого в Сараево коалиционного пресс-центра. Он нес основную информационную нагрузку, поскольку в этом городе были сосредоточены все важные органы управления коалиционной группировкой и представительства СМИ.

Большую роль в организации взаимодействия со СМИ сыграли также пресс-центры, действовавшие при штабах дивизий СБР. Они ежедневно выпускали пресс-релизы, устраивали пресс-конференции, проводили другую информационно-пропагандистскую работу. В общей сложности службы и органы ИО 60-тысячной коалиционной группировки насчитывали в своем составе около 90 военнослужащих.
Основными моментами в работе командования по регулированию информационного освещения в СМИ хода военной операции (конфликта) являются планирование работы со средствами массовой информации, регламентация допуска журналистов и их работы, контроль за содержанием информации.

Планирование информационного обеспечения военной операции (конфликта) начинается с получением боевой задачи и осуществляется параллельно с разработкой ее оперативного плана. При этом уточняются цели и задачи ИО на различных этапах операции, оценивается возможная реакция национальной и международной общественности на предстоящие боевые действия, в обязательном порядке разрабатывается приложение по информационному обеспечению к плану операции, в котором учитываются технические возможности и особенности средств массовой информации.

Особое внимание при планировании работы со СМИ уделяется проведению активной политики в области информирования общественности. Как свидетельствует опыт деятельности сил по выполнению соглашений в Боснии и Герцеговине, она заключалась в организации по инициативе командования ежедневных пресс-конференций, пресс-релизов, интервью с его представителями и организованные посещения журналистами воинских частей. Несмотря на то что командование имеет ограниченную возможность влиять на характер интерпретации в СМИ происходящих событий, определение порядка допуска журналистов в войска и содержания передаваемой для публикации информации полностью находится в его компетенции.

В ходе военных операций (конфликтов) на деятельность представителей средств массовой информации в войсках накладывается ряд дополнительных ограничений. В частности, им необходимо оформить аккредитацию при информационном бюро (пресс-центре). Ее отсутствие рассматривается как нарушение установленного порядка и влечет за собой высылку журналистов из зоны боевых действий. При аккредитации командование определяет границы зоны боевых действий, в пределах которой представители СМИ обязаны строго соблюдать установленные правила. Журналисты тесно сотрудничают с представителями службы по связям со СМИ, которые организуют брифинги, посещения частей и подразделений, предоставляют при необходимости транспортные средства и охрану (каждый из них закрепляется за тем или иным должностным лицом или подразделением). Они имеют право на получение со стороны офицеров по связям со СМИ квалифицированных разъяснений по поводу происходящих в зоне боевых действий событий. Представители прессы должны отдавать себе отчет в том, что они могут случайно получить доступ к информации, которую нельзя предавать гласности до определенного срока или в полном объеме. Кроме того, им запрещается брать интервью у членов экипажей и боевых расчетов перед выполнением теми боевых заданий.
Журналистам предоставляется право на беспрепятственную передачу подготовленных ими материалов по имеющимся во временном пресс-центре или собственным каналам связи. Вместе с тем, на связную аппаратуру, используемую журналистами и корреспондентами, могут быть наложены ограничения, обусловленные необходимостью соблюдения норм электромагнитной совместимости и маскировки.

Представители СМИ обязаны соблюдать правила безопасности в зоне боевых действий. Им запрещается самостоятельно (без сопровождения представителей командования) перемещаться, использовать осветительную, передающую и иную аппаратуру в режимах, которые могут привести к демаскировке частей и подразделений, и как результат этого — к потерям личного состава, выводу из строя оборудования и военных объектов. В случае нарушения установленных командованием правил журналисты лишаются аккредитации и высылаются из зоны боевых действий.

Основная роль в практическом обеспечении деятельности представителей СМИ в войсках возлагается на информационные бюро (пресс-центры), которые являются главным источником информации для СМИ.

Необходимость сохранения военной тайны и обеспечения безопасности является основным требованием при работе командования с представителями средств массовой информации. В этих целях может вводиться военная цензура или строго дозированное предоставление им информации. Кроме того, может временно задерживаться публикация материалов, способных повлиять на результат проводимой операции. Один из способов подачи дозированной информации - предоставление СМИ специально отобранных и утвержденных командованием фото- и видеоматериалов о боевой деятельности войск, отснятых военными операторами.

В ходе военной операции могут ограничиваться контакты и строго регламентироваться поведение военнослужащих при общении с представителями СМИ. В этих целях широко практикуется издание специальных инструкций для органов службы по связям с общественностью и памяток для личного состава, в которых определен перечень вопросов для обсуждения с журналистами. Согласно требованиям руководящих документов ВС США и ОВС НАТО в СМИ при подготовке и проведении операций разрешается передавать сведения, касающиеся:
- сроков прибытия частей и подразделений в районы оперативного предназначения:
- примерной численности и оснащения войск (сил);
- приблизительных потерь в личном составе по видам вооруженных сил, числа захваченных в плен военнослужащих противника;
- несекретной информации об операциях с участием сухопутных войск, ВВС, ВМС и ССО;
- данных о местоположении и характере целей, по которым уже нанесены удары, и о типах использованных боеприпасов;
- сроков и районов проведенных операций и их результатов;
- количества самолето-вылетов американской тактической и палубной авиации, в том числе на боевое патрулирование и ведение воздушной разведки:
- метеоинформации из районов боевых действий;
- участия контингентов ВС союзников, участвующих в операции (типы подразделений сухопутных войск, кораблей, самолетов);
- открытого наименования проводимой операции;
- масштабов участия своих войск (сил) в операции, для чего используются общие термины, например «оперативное соединение ВМС» или «оперативно-тактическая группа многобатальонного состава»;
- видов применяемых подразделений и типов боевой техники.

Секретные данные, касающиеся хода проводимой операции, боевых возможностей вооружения и порядка его использования, должны быть надежно защищены от разглашения через СМИ. Последним не рекомендуется также передавать информацию, которая может поставить под сомнение успех боевых действий, повысить степень риска для военнослужащих, затронуть интересы союзников, раскрыть методы и источники получения разведданных. Не подлежат разглашению:
- сведения о боевом составе и численности войск (сил), количестве самолетов, систем оружия, используемого снаряжения и запасах средств материально-технического обеспечения;
- детали разрабатываемых планов будущих операций или ударов, включая отмененные и отложенные;
- дислокация войск (сил), организация охраны и обороны военных объектов;
- порядок боевого применения американских войск (сил);
- источники и методы ведения разведки;
- состав, дислокация, районы развертывания и маневр участвующих в операции сил и средств, включая нумерацию подразделений и частей;
- базы и районы дислокации боевой авиации;
- тактика действий войск (сил) и данные, характеризующие эффективность применения боевых систем;
- сведения о не вернувшихся с боевого задания самолетах или кораблях до завершения поисково-спасательных операций;
- тактика и способы боевого использования, а также данные об оснащении подразделений ССО;
- недостатки в системе оперативного и тылового обеспечения войск (сил);
- темпы проведения операции.

Не подлежат также опубликованию обобщенные данные о потерях войск. В этом вопросе американцы придерживаются принципа доводить до общественности только те сведения о потерях, которые стали известны противнику. Согласно требованиям, изложенным в руководящих документах, передаваемая представителям СМИ информация должна соответствовать плану предстоящей операции, освещать в общих чертах ее цели и задачи, быть направлена на защиту национальных интересов США или выполнение взятых ими на себя международных обязательств.

На практике, однако, через СМИ зачастую распространяются заведомо ложные сведения, ориентированные на дезинформацию противника. Так, с началом подготовки к проведению операции «Буря в пустыне» американское командование, используя их, активно распространяло ложные сведения о боевом составе, состоянии группировок союзных войск, преднамеренно искажая данные об их численности и сроках применения. Кульминацией всей деятельности американского командования по введению противника в заблуждение явилось переданное по телевидению 14 января 1991 года выступление министра обороны США Р. Чейни, в котором он дал понять, что Соединенные Штаты и их союзники пока не готовы к военным действиям против Ирака. Данное заявление сыграло решающую роль в достижении внезапности при нанесении первого удара по Ираку в ночь с 16 на 17 января 1991 года.

По опыту действий ВС США и ОВС НАТО в зоне Персидского залива, в югославских республиках (Босния и Герцеговина, Союзная Республика Югославия) СМИ активно использовались как для освещения хода военных операций, так и для распространения дезинформации на государственном и военном уровне. Для этого, как правило, привлекались проверенные журналисты и средства массовой информации, которые брали на себя обязательства освещать происходящие события в выгодном для военно-политического руководства США и НАТО направлении.

В целом, по оценке военных экспертов США, освещение деятельности вооруженных сил по решению стоящих перед ними задач, особенно в зонах боевых действий, с помощью СМИ является важной составляющей информационного противоборства в ходе вооруженных конфликтов.

Зарубежное военное обозрение №4 2000 С.2-7

Смотрите также
Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (18.03.2010) | Автор: Полковник В. Жуков
Просмотров: 11449 | Теги: информационное противоборство, В. Жуков | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar