search
menu
person

NEWS AND UDATES


Направления развития информационно-телекоммуникационного обеспечения сетей боевого управления сухопутных войск США (2019)

Направления развития информационно-телекоммуникационного обеспечения сетей боевого управления сухопутных войск США

Полковник С. Корчагин,
полковник С. Паршин

Изменения военно-политической обстановки (ВПО) в Восточной Европе и на Ближнем Востоке привели к новому витку соперничества ведущих государств. Это послужило причиной масштабного пересмотра администрацией США планов усовершенствования национальных ВС, в особенности сухопутных войск. Развитие вооруженных сил, по оценке Вашингтона, не учитывает наличия почти равных по боевым возможностям соперников, реально способных оспаривать превосходство США в воздухе, киберпространстве и электромагнитном спектре, а также противостоять им в космосе.

В соответствии с новой концепцией "Третья стратегия Пентагона по удержанию превосходства в военно-технической сфере" считается, что преимущество национальных ВС над любым потенциальным противником должно быть обеспечено как в области обычных военных технологий, так и цифровых. Главенствующая роль в этой сфере деятельности позволяет реализовать "стратегическую мечту" военного руководства США о создании единого информационно-телекоммуникационного пространства (ЕИТКП), формируемого сетью, которая способна поддерживать управление ВС США во всех пяти операционных системах, а также организовывать тесное взаимодействие с союзниками и между театрами войны.

В октябре 2017 года была разработана и утверждена программа "Большая шестерка сухопутных войск" (Army’s Big Six), в которой определены шесть основных направлений совершенствования боевых возможностей сухопутных войск:
1. Высокоточные средства дальнего огневого поражения.
2. Боевые машины следующего поколения.
3. Перспективные авиационные средства с вертикальным взлетом и посадкой.
4. Сетевое информационно-коммуникационное обеспечение и средства управления, связи и разведки.
5. Противовоздушная и противоракетная оборона.
6. Индивидуальные средства поражения в составе боевой экипировки военнослужащих.

Создание перспективной единой тактической сети боевого управления сухопутных войск "Амктн" (Army Mission Command Tactical Network - AMCTN) рассматривается в качестве ключевого элемента обеспечения боеготовности и боеспособности войск. Изменен подход к использованию, согласованному применению и упреждающему внедрению всего перечня новых информационных и телекоммуникационных технологий для обеспечения адаптации используемой инфраструктуры, реализуемых программ, эксплуатируемых систем вооружения и военной техники к современному характеру ведения военных (боевых) действий.

Сложившуюся ситуацию предложено изменить за счет формирования специального центрального органа, контролирующего программы по разработке и внедрению всех современных и перспективных информационно-телекоммуникационных технологий.


Download Commander's Handbook (PDF)

Особое внимание было уделено анализу оперативно-технических возможностей системы связи тактического звена управления, в том числе автоматизированной системы связи (АСС) оперативно-тактического звена WIN-T (Warfi ghter Information NetworkTactical)1. Она продолжает развиваться с ориентацией на информационно-телекоммуникационное обеспечение ведения войсками операций против слабого в технологическом отношении противника, действующего асимметричными методами. Оценке подвергнут поэтапный план создания единой тактической сети боевого управления сухопутных войск "Амктн", в том числе с использованием функций АСС WIN-T:
- непосредственного применения сети в операциях сухопутных войск (Warfi ghting Mission Area - WMA) - главная сфера;
- единого информационного пространства (Enterprise Information Environment Mission Area - EIEMA);
- оперативного анализа работоспособности и киберзащиты функционирования сети (Intelligence Mission Area - IMA);
- управления развитием сети, проектов НИОКР, работ с подрядчиками,
закупок и принятия на вооружение систем автоматизации и связи (Business Mission Area - BMA).

Руководство министерства армии США, вскрыв проблемы в существующей системе приобретения ВВТ и внедрения инноваций в информационно-телекоммуникационное обеспечение (ИКО) управления действиями войск, признало их негативное влияние на обеспечение интуитивно понятными, надежными и защищенными тактическими сетями, соответствующими концепции создания ЕИТКП для системы управления вооруженных сил "Нек" (Network-Enabled Capability - NEC). Отмечено также принятие на вооружение большого количества специализированных автоматизированных систем боевого управления и обслуживающих их сетей, дублирующих и не согласованных между собой программ внедрения информационных и коммуникационных технологий.

По оценкам министерства армии и института оборонных исследований США, причина отмеченных недостатков - отсутствие единого органа, ответственного за горизонтальную и вертикальную целостность в сложившейся иерархии уровней управления в тактическом звене сухопутных войск. Первое приняло решение сформировать совет по надзору за ИТ-технологиями (Information Technology Oversight Council - ITOC), возложив на него функцию центра руководства модернизацией действующей и строительством перспективной сети.

Данный орган будет руководить мероприятиями, контролировать их выполнение и анализировать экспертные оценки во всех четырех функциональных сферах действующей и перспективной тактической сети, определять приоритеты в инвестировании и распределении ресурсов. Совет возглавят два сопредседателя: заместитель министра и заместитель начальника штаба армии.

В сухопутных войсках приступили к созданию межфункциональных групп2 (cross functional teams) по управлению взаимодействием заинтересованных органов и структур при решении вопросов модернизации и перспективного строительства тактической сети. На эти же группы возлагается выполнение задач поддержания единства в требованиях и целеполагающих закупках, повышения уровня руководства при проведении экспериментов, демонстрации опытных образцов и оценки их в частях и подразделениях.

Для улучшения руководства процессами выработки стандартов и архитектуры в рамках модернизации АСС WIN-T и строительства сети "Амктн" (AMCTN) руководство СВ назначило помощника начальника штаба - начальника управления информационного обеспечения сухопутных войск (Chief Information Offi cer/G-6) ответственным за рассмотрение предложений, внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий в интересах сухопутных войск США.

Согласно результатам оценки главная проблема ИКО СВ состоит в том, что используемая в настоящее время система WIN-T задумывалась, разрабатывалась и поэтапно принималась на вооружение для применения в боевой обстановке с низкой динамикой в ходе военных конфликтов (практически статичной в Ираке, Афганистане), и не соответствует современным требованиям относительно ее применения в операции высокой интенсивности против оснащенного высокотехнологичным вооружением противника.

Начиная с 2001 года АСС WIN-T развивалась постоянно. При этом устранялись проблемы, связанные с формированием единой картины оперативной (боевой) обстановки, которая не могла использоваться совместно всеми формированиями даже одного уровня управления; хранением данных и их передачей; использованием автоматизированных систем боевого управления, у которых отсутствовала возможность взаимодействия с другими системами сухопутных войск, системами других видов ВС США и вооруженных сил стран - партнеров по коалициям; ограничением средств формирования ситуационной осведомленности о своих силах и средствах.

За этот период времени разработчики и поставщики компонентов сети совершенствовали свою продукцию поэтапно, планово разрешая возникающие проблемы. Конгресс США утверждал запрашиваемые на развитие финансовые средства, и министерство армии было в состоянии приобретать технологии, которые соответствуют задачам, и которые решались в обстановке начала 2000-х годов с низкой динамикой. Такой подход привел к формированию тактической сети, удовлетворяющей потребностям командования при действиях в "комфортных" условиях оперативной обстановки, когда войска не ограничены в использовании ресурсов электромагнитного спектра, киберпространства и космоса.

Командование СВ США также пришло к выводу, что эффективность решения стоящих перед войсками задач и их боевого применения в условиях новой обстановки или новых угроз, исходящих из различных сфер ведения боевых действий, наличие проблем, связанных с особенностями эксплуатации, сложностью и гибкостью ее использования, и, собственно, работоспособность самой сети и объединяемых ею АСУВ в значительной степени зависит от полевого обслуживания компонентов WIN-T силами сервисных служб поставщиков и подрядчиков.

В ноябре 2016 года в штабе СВ США была проведена командно-штабная игра с участием представителей от различных заинтересованных органов и структур, в ходе которой был всесторонне обсужден вопрос об основных требованиях, предъявляемых к сети информационно-коммуникационного обеспечения сухопутных войск с учетом военно-политической обстановки в мире, стремительного укрепления собственного военного и военно-технического потенциала России и Китая.

Командующий командованием сил специальных операций ВС Соединенных Штатов генерал Р. Томас позже признавал, что именно в Сирии боевое пространство стало "…самой агрессивной средой ведения электронной войны. Вооруженные Силы РФ "тестируют" каждый день американские войска (силы), нарушая их связь и даже блокируя работу бортовой радиоэлектронной аппаратуры летательных аппаратов, созданных для решения задач электронной войны. Проблема с электронной войной в широком смысле заключается в том, что она способна исказить единую картину оперативной (боевой) обстановки, суть оперативной действительности, что может привести к ужасающим ошибкам в управлении формированиями и оружием".

В ходе командно-штабных игр был выдвинут ряд важнейших оперативных требований к действующей сети на всех этапах ее модернизации, а также к ее перспективному облику. Одним из ключевых, предъявляемых к функционированию сети, остается направленность на "объединенность и интегрированность", что связано с продолжающейся эксплуатацией сухопутными войсками не единой сети, а множества разнородных информационно-коммуникационных сетей.

К ним относятся прежде всего сети оперативного управления войсковыми формированиями, разведки, огневой поддержки, противовоздушной и противоракетной обороны, инженерного, материально-технического и медицинского обеспечения.

Такое положение не соответствует перспективным потребностям сухопутных войск США и руководство потребовало сосредоточить усилия на концепции "одной сети", гибкой и адаптивной.

Для реализации концепции "одна сеть" обращено внимание на необходимость выполнения ряда условий и проведения критического анализа программ, связанных с ИКО войск. Основные ее положения включают пять пунктов, сформулированных согласно градации типов операций в наставлении КНШ ВС США JP 3-0 "Объединенные операции" 2017 года и требующих необходимости наличия в тактическом звене различных систем автоматизации управления войсками и связи на всех этапах подготовки и проведения операции.

Во-первых, это организация непрерывного учебно-тренировочного процесса в пунктах постоянной дислокации войск, к которому прежде всего относится цикл мероприятий по обучению личного состава, предваряющий этап переброски формирований в район оперативного предназначения.

Это связано с все более сложными современными и прогнозируемыми условиями боевого применения войск, необходимостью задействовать силы и средства экспедиционной направленности, высокой интенсивностью боевых действий, требующей от боевых и обеспечивающих формирований высокой маневренности, а также постоянной смены мест пунктов управления. В таких условиях войска не могут позволить себе продолжать опираться на поставщиков и подрядчиков, специалистов сервисных служб полевого обслуживания, сопровождающих войска для оказания помощи в использовании систем и средств информационно-телекоммуникационного обеспечения. Необходимо найти подходы и способы сделать эту технику для личного состава интуитивно более понятной и простой в эксплуатации.

Во-вторых, во время переброски по воздуху сухопутные войска США должны иметь штатные средства ИКО. Вне зависимости от того, находятся ли они в воздухе или на земле, собираются ли они решать боевые задачи в воздушно-десантной операции либо приземлиться на аэродроме для выполнения миротворческой миссии, их командование в любом случае должно иметь возможность актуальной оценки обстановки, используя те же функциональные приложения АСУВ, что и в пункте постоянной дислокации.

Базовым для реализации этой возможности на этапе воздушной переброски является аппаратно-программный комплекс ИКО системы управления экспедиционным формированием EMC2 (Enroute Mission Command Capability). Он позволяет силам быстрого реагирования поддерживать боевое управление и связь.

После десантирования или высадки в зоне проведения операции военнослужащие должны иметь возможность сразу же вступить в бой с противником вне зависимости от факторов и условий обстановки (физико-географических и климатических условий, инфраструктуры, радиоэлектронной обстановки, противодействия со стороны противника). Разворачиваемые информационно-коммуникационные сети (в первую очередь на базе радиостанций командной связи) должны обеспечить эффективность боевых действий.

В-третьих, воздушно-десантные (воздушно-штурмовые) и другие мобильные (экспедиционные) формирования в ходе развертывания в оперативном районе и решения задач в составе, как правило, небольших подразделений должны получить возможность подключения к информационно-коммуникационным сетям вышестоящих органов боевого управления и, соответственно, передавать и принимать секретную или несекретную информацию в течение получаса.

Для этого предназначены переносная система спутниковой связи для тактического управления T2C2 (Transportable Tactical Command Communications) и экспедиционный комплект интегрированных межвидовых аппаратно-программных средств управления и боевого обеспечения действий подразделений тактического звена C5ISR JEIC (Joint Expeditionary Integrated C5ISR kit). Оба средства обеспечивают непрерывность надежной сетевой связи с высокой пропускной способностью при действиях в районе высадки и глубине территории противника, в условиях прямой и вне прямой видимости как с места (стационарное положение, короткие остановки), так и в движении.

В-четвертых, при ведении основной (активной) фазы наземной операции войска должны использовать такую информационно-коммуникационную сеть, которая при необходимости позволяет им в автоматизированном режиме подключаться к сетям с максимальной пропускной способностью для получения больших объемов информации.

Это относится к АСС WIN-T тип 2 и, в частности, к таким элементам ее комплектации, как:
- тактический узел связи "Ткн-Л" (TCN-L), выполняющий функции системообразующего элемента тактической сети и обеспечения функционирования командных пунктов;
- командно-штабная машина (КШМ, PoP), которая поставляется в дивизии, бригады и батальоны, позволяя мобильным группам боевого управления перемещаться в районе предназначения и поддерживать связь в движении как в прямой радиовидимости, так и за ее пределами;
- мобильный узел дальности связи в звене рота-взвод "Сне" (SNE), обеспечивающий расширенную связь в движении для формирования неразрывной сети в звене управления "бригада - рота".

В-пятых, по завершении активного этапа (фазы) операции и при переходе к проведению мероприятий по стабилизации обстановки должны решать вопросы свертывания части компонентов сети, использовавшихся в период достижения информационного превосходства над противником в боевой обстановке, и развертыванию стационарных сетей связи. При этом не предъявляются особые требования к их эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту. Нагрузка на множество различных систем автоматизации и связи в течение неопределенно длительного периода времени требует не только технически сложных решений, но и значительного финансирования. Прежде всего это касается отдельных элементов связи мобильного абонентского оборудования MSE (Mobile Subscriber Equipment) и межвидовой системы связи TRI-TAC, использовавшихся до принятия на вооружение АСС WIN-T.

В результате проведенного критического анализа3 всех действующих и предлагаемых к утверждению новых программ, направленных на повышение ИКО управления в тактическом звене, командование СВ США приняло решение обратиться к конгрессу с обоснованием необходимости изменения стратегии развития данного процесса в тактическом звене и предложением проводить модернизацию соответствующей техники в период ее оперативной эксплуатации, а также использовать для этого отдельную статью финансирования, не связанную с общей законодательно утвержденной программой.

Это должно обеспечить более гибкое внедрение новых технологий в сеть сухопутных войск с одновременным продолжением оперативной эксплуатации ее базовых компонентов, такого как система WIN-T.

Основной объем выделяемых для отдельного финансирования денежных средств было предложено перенаправить на повышение возможностей сети в следующих областях: устойчивость к воздействию средств РЭБ, кибербезопасность, мобильность и простота эксплуатации, функциональная совместимость с автоматизированными системами боевого управления различного уровня управления сухопутных войск и с АСУВ других видов ВС США и ВС стран НАТО, управление функционированием сети.

После проведенного обсуждения подкомитет конгресса США отказал в изменении порядка финансирования, законодательно потребовав разработать и предоставить конкретную стратегию модернизации тактической сети сухопутных войск. В феврале 2018 года этот законодательный орган рассмотрел "Стратегию модернизации тактической сети", в которой детально изложен подход к перспективному развитию специализированных воздушных и наземных АСУВ, мобильной тактической связи и сетей передачи данных.

В документе министерство армии предложило:
- провести интеграцию эксплуатируемых сухопутными войсками информационных и сетевых инфраструктур (объектов) в единую управляющую информационно-коммуникационную структуру с обязательным одновременным порядком решения вопросов, связанных с устойчивостью к киберугрозам и действиями средств РЭБ противника;
- достичь единого стандарта в использовании процессов и технологий для обеспечения возможностей межпрограммного управления функционированием и другими этапами жизненного цикла любых АСУВ, а также оценки степени соответствия характеристик этой техники современным требованиям по информационно-коммуникационному обеспечению;
- стимулировать поиск новых инновационных решений в области передачи данных для расширения возможностей сети;
- усовершенствовать систему подготовки специалистов для обслуживания информационно-телекоммуникационных сетей;
- оптимизировать с союзниками и странами - партнерами по коалициям общую операционную среду за счет создания совместно эксплуатируемой инфраструктуры и средств управления для расширения возможностей по ИКО действующих военнослужащих, специальных групп и органов управления, независимо от их уровня управления и местонахождения;
- разработать легко интегрируемые в сеть модульные мобильные командные пункты с пониженной сигнатурой.

Стратегия модернизации предусматривает поэтапную реализацию направлений развития единого информационно-коммуникационного обеспечения СВ США. При этом планируется закрыть программы, которые не соответствуют выдвинутым оперативным требованиям, критические операционные недостатки будут устраняться и дорабатываться; предлагается реализация новой методологии приобретения соответствующей военной техники с быстрым внедрением новых технологий при ее разработке и строительстве.

Данные меры должны повысить существующие возможности войск в таких областях, как мобильность и безопасность сетей, спутниковая связь, тактические радиостанции, приложения автоматизированных систем боевого управления, позиционирование, навигация и временная синхронизация.

Среди значимых положений стратегии модернизации 2018 года предполагается завершить программы разработки и принятия на вооружение транспортируемых радиостанций MNVR, которые разрабатывались в рамках трехуровневой модели организации связи с использованием воздушных узлов связи и ретрансляции, предусмотренных системой WIN-T тип 3.

Ожидается, что в сухопутных войсках США прекратится принятие на вооружение элементов сети WIN-T тип 2 после 2018 года.

Реализация программы WIN-T тип 3 запланирована только в части разработки сетевых сигналов и повышения уровня кибербезопасности. Бронетанковые бригады СВ США продолжат эксплуатацию WIN-T тип 1б до момента поступления на их вооружение сети связи нового поколения, дополнительно обеспечивающей работу в составе сети размещенных на транспортных средствах автоматизированных систем боевого управления в движении. Этой версией будут оснащаться также сухопутные войска национальной гвардии и резерв армии.

СВ продолжат закупать компоненты АСС WIN-T тип 2, обеспечивающей связь в движении для пехотных бригад и механизированных бригад "Страйкер" регулярной армии. Хотя эта система является достаточно надежной и устойчивой к кибератакам, министерство армии все же планирует ставить задачи межфункциональным группам по поиску других возможностей, которые лучше подходят в операциях против близких по боевому потенциалу противников.

В ближайшей перспективе (2020 год) в рамках "Стратегии модернизации тактической сети" предполагается устранить вскрытые недостатки исходя из текущих угроз. Важное место в планах командования по развитию информационно-коммуникационного обеспечения войск занимает устранение уязвимостей АСС, в первую очередь связанных с недостаточной устойчивостью связи к воздействию средств радиоэлектронной борьбы сил киберопераций противника.

Данная задача будет решаться следующим образом: за счет совершенствования форм сигналов и снижения их электромагнитной сигнатуры (повышение скрытности работы средств связи); путем обеспечения ситуационной осведомленности в киберпространстве и электромагнитном спектре (проведение анализа радиоэлектронной обстановки); благодаря использованию в борьбе с противником "сетевых решений" двойного назначения для обеспечения себя дополнительными возможностями по организации связи.

В отдаленной перспективе (среднесрочный период 10-20 лет) предполагается осуществить следующие шаги:
- Повысить живучесть и мобильность командных пунктов в тактическом звене управления, устойчивость (живучесть) линий связи от стационарного тактического оперативного центра через действующего командира до рядового пехотинца.
- Осуществить интеграцию средств транспортного уровня тактической сети (будет рассмотрено ряд мер по интеграции множества путей передачи информации в объединенный транспортный уровень для повышения устойчивости к воздействию стремительно развивающихся средств киберопераций и радиоэлектронной борьбы).
- Внедрить комплект функциональных приложений автоматизированной системы целенаправленного боевого управления, нацеленный на устранение несовместимости между уровнями управления.

Предполагается внедрение межвидовых и коалиционных радиошлюзов с доступом к тактическим каналам передачи данных, что позволит интегрировать каналы связи "воздух - поверхность" для повышения уровня межвидового взаимодействия и непосредственной авиационной поддержки.

- Улучшить межвидовую и коалиционную функциональную совместимость информационно-коммуникационных сетей и доступ к объединенным системам огневой и непосредственной авиационной поддержки. В 2018 году сухопутные войска приступили к интеграции ряда проверенных и доступных решений в области информационно-коммуникационного обеспечения, используемых в настоящее время другими видами ВС США и ВС ряда стран НАТО.

В обозримой перспективе (после 2030 года) для развития ИКО сухопутных войск намечается использовать экспериментальные прототипы и на их основе быстро внедрять новейшие технологии.

Закон США на 2019 финансовый год (National Defense Authorization Act FY 2019) позволяет отойти от финансирования масштабных, длящихся десятилетиями законодательно утвержденных программ и перейти к программам быстрой разработки экспериментальных образцов (прототипов), ускоренной оценке и тестированию существующих и новых технологий.

Дальнейшее развитие сети связи и обмена информацией предполагает внедрение новых информационных и телекоммуникационных технологий, расширение возможностей по аппаратно-программному обновлению сети благодаря совершенствованию стационарной инфраструктуры тактической спутниковой связи, применению "виртуализации" и терминалов, подключенных к общему для всех пользователей серверу.

Таким образом, по мнению американских военных специалистов, создание и принятие на вооружение единой тактической сети связи позволит проводить подготовку и вести скоротечные высокомобильные наземные операции против любого противника. Эта задача потребует изменений в подходах к развитию операционной системы информационно-телекоммуникационного обеспечения АСУВ, а также значительных структурно-организационных преобразований. Важнейшим элементом "Стратегии модернизации тактической сети" 2018 года явилась организационно-институциональная реформа, к проведению которой приступило командование сухопутных войск.

1 См: Зарубежное военное обозрение. - 2016. - № 1 - С. 57-61.

2 Межфункциональная рабочая группа - сведение вместе ряда руководителей высокого ранга и/или специалистов для координации работ и решения проблем, требующих участия специалистов из ряда подразделений организации.

3 Критический анализ (Critical Analysis) - это честный и непредвзятый подход с главным критерием - объективность, то есть всестороннее рассмотрение методом выявления сильных и слабых сторон.

Зарубежное военное обозрение. - 2019. - № 3. - С. 40-48

Смотрите также
Категория: Техническое обеспечение | Добавил: pentagonus (14.03.2019) | Автор: Полковник С. Корчагин
Просмотров: 12166 | Теги: АСУ, С. Корчагин, WIN-T | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar