Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 27.05.2017, 03:39
Ключевые слова
ГОиЧС, Инфраструктура, М. Вильданов, го

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Финансы [73]
Общевойсковые вопросы [443]
Разведка и контрразведка [78]
ВПК [70]
Календарь [2]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 472
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Общевойсковые вопросы » Общевойсковые вопросы

Обеспечение безопасности ядерного сектора гражданской инфраструктуры США (2017)

Обеспечение безопасности ядерного сектора гражданской инфраструктуры США

Генерал-майор М. Вильданов,
кандидат военных наук, доцент;
капитан 1 ранга Н. Башкиров,
профессор Академии военных наук,
кандидат военных наук

Чрезвычайная зависимость безопасности государства от состояния высокоразвитой инфраструктуры на фоне возрастания террористической угрозы в мире вынудила руководство США приступить с начала XXI века к созданию расширенной системы ее защиты. В результате была развернута соответствующая организационно-штатная структура, включающая органы управления, планирования и координации комплекса мероприятий по выявлению, оценке и нейтрализации угроз основным секторам1 инфраструктуры страны, защите объектов, снижению и ликвидации последствий террористического, природного или техногенного деструктивного воздействия на ключевые объекты.

Угроза ядерного терроризма2, проведения терактов с применением радиоактивных веществ стали значимым фактором, обусловившим первостепенное внимание американского руководства к безопасности ядерного сектора гражданской инфраструктуры. Данный сектор включает: атомные электростанции (АЭС), научно-исследовательские ядерные реакторы (НИЯР), предприятия ядерного топливного цикла (ЯТЦ), объекты хранения и переработки отработанного ядерного топлива (ОЯТ), другие объекты производства, хранения и использования ядерных и радиоактивных материалов (ЯРАМ), а также источников ионизирующего излучения в медицинских, промышленных, научно-исследовательских и прочих целях. Гражданский ядерный сектор не включает объекты как министерства обороны (МО) США, так и ядерного оружейного комплекса (ЯОК) страны.

Географическая распределенность АЭС США
Ядерная энергетика дает 19-20% производимой США электроэнергии. В перспективе ожидается снижение этой доли до 16%
Структура совместного консультативного совета по партнерству в сфере безопасности гражданской ядерной инфраструктуры США

Министерство внутренней безопасности (МВБ) ведет учет всех объектов инфраструктуры на территории Соединенных Штатов. Согласно данным МВБ, в настоящее время здесь имеются:
* 99 реакторов АЭС, расположенных в 31 штате и производящих примерно 19-20% электроэнергии в стране;
* 41 научно-исследовательский реактор мощностью от 0,1 Вт до 250 МВт, в 23 штатах, в основном в университетах и национальных лабораториях, а также несколько реакторов в федеральных правительственных учреждениях и частных компаниях);
* пять крупных предприятий по производству ядерного топлива в шести штатах;
* один газоцентрифужный завод по изотопному обогащению урана (штат Нью-Мексико);
* девять предприятий по переработке ЯРАМ и источников ионизирующего излучения;
* три предприятия по переработке радиоактивных отходов с низкой радиоактивностью в городах Барнуэлл (штат Южная Каролина), Ричлэнд (Вашингтон) и Клайв (Юта) и др.

ОЯТ хранится главным образом на территории АЭС в бассейнах выдержки и хранилищах сухого типа. Кроме того, имеются 42 отдельных хранилища такого типа. По некоторым данным, в стране накоплено более 110 тыс. т ОЯТ (не менее трети мирового объема).

Запасы высокообогащенного урана в США составляют примерно 600 т. Их основная часть хранится преимущественно на объектах ЯОК комплекса министерства энергетики (МЭ).
Основными документами, регламентирующими деятельность гражданского ядерного сектора США, являются:
* закон об атомной энергетике 1954 года (Atomic Energy Act);
* закон о реорганизации энергетической отрасли США 1974-го (Energy Reorganization Act);
* закон о нераспространении ЯО 1978-го (Nuclear Non-Proliferation Act);
* закон о ядерных отходах 1982-го (Nuclear Waste Policy Act);
* поправки 1985 года к закону о ядерных отходах от 1982-го касательно низкоактивных отходов (Low-Level Waste Policy Amendments Act 1985);
* закон об энергетике США 1992 года (Energy Act 1992);
* закон об энергетической политике США 2005 года (Energy Policy Act - EPAct);
* 10-й свод федеральных нормативных актов (Code ofFederal Regulations - CFR);
* закон о безопасности национальной инфраструктуры США 2002 года (Homeland Security Act);
* План защиты национальной инфраструктуры МВБ США и приложение к нему, посвященное гражданскому ядерному сектору (Nuclear Reactors, Materials, and Waste Sector Specific Plan 2010);
* закон об информации о критической инфраструктуре США 2002 года (Critical Infrastructure mformation Act 2002) и др.

Впервые приложение к Плану защиты национальной инфраструктуры МВБ США, посвященное ядерному сектору, было опубликовано в 2007 году. В настоящее время действует редакция приложения от 2010 года. Кроме того, ежегодно публикуется доклад о состоянии защищенности объектов ядерного сектора, в котором определены приоритеты и меры по координации усилий в целях защиты ядерной инфраструктуры, а также представлены результаты реализации ранее принятых мер.

Согласно вышеупомянутому приложению основные усилия в обеспечении безопасности объектов гражданского ядерного сектора направлены на:
* выявление и ликвидацию возникающих угроз на ранних стадиях их формирования, обнаружение первичных звеньев террористической цепочки и принятие мер по нейтрализации угроз;
* физическую и киберзащиту объектов;
* подготовку и обучение личного состава сил охраны и обороны, персонала объектов к действиям в условиях чрезвычайный ситуаций (ЧС);
* принятие своевременных мер по минимизации возможного ущерба объектам инфраструктуры, окружающей среде и здоровью населения;
* ликвидацию последствий возможного радиоактивного заражения окружающей среды в результате деструктивного воздействия;
* восстановление функционирования объектов ядерного сектора после террористических атак, стихийных бедствий или техногенных катастроф.

Основную ответственность за безопасность ядерного сектора в США несет МВБ. Входящее в его состав управление защиты инфраструктуры (Office of Infrastructure Protection) имеет шесть подразделений, выступающих в роли ведущих координаторов деятельности шести из 18 секторов инфраструктуры, в том числе ядерного. В рамках реализации плана защиты ядерного сектора гражданской инфраструктуры образован Совместный консультативный совет по партнерству (Critical Infrastructure Partnership Advisory Council).

Он включает два межведомственных координационных совета (созданы в 2004 году): федеральных органов (Nuclear Government Coordinating Council) и частных компаний (Nuclear Sector Coordinating Council).

Членами межведомственного совета федеральных органов являются представители: управления МВБ по защите инфраструктуры; МЭ; министерства транспорта (МТ); администрации транспортной безопасности (Transportation Security Administration) МТ; ФБР; комиссии по ядерному регулированию3 (КЯР) (Nuclear Regulatory Commission); госдепартамента; управления по охране окружающей среды; МО; федерального агентства по ЧС; таможенной и пограничной службы; береговой гвардии; управления МВБ по обнаружению ЯРАМ на территории США (Domestic Nuclear Detection Office); властей штатов Делавэр, Флорида и Техас; содружеств (штатов) Массачусетс и Пенсильвания.

Совет частных компаний состоит из представителей ядерной промышленности, а также компаний, лицензированных КЯР (научно-исследовательские учреждения; операторы и владельцы АЭС; предприятия ЯТЦ, хранения ОЯТ и переработки радиоактивных отходов; компании-производители и поставщики ядерного топлива и изотопов; транспортные предприятия - перевозчики ЯРАМ и др.). В частности, членами Совета частных компаний являются представители компании "Дженерал электрик", института ядерной энергии (Nuclear Energy Institute), университетов Миссури, Орегона и др.

Советы федеральных органов и частных компаний проводят ежеквартальные совещания по актуальным вопросам безопасности объектов ядерного сектора, в том числе касающимся планирования мероприятий по защите ядерных объектов.

Комиссией по ядерному регулированию США разработана и введена в эксплуатацию информационная система отслеживания ЯРАМ (National Source Tracking System - NSTS) на основе единой базы данных. Она обеспечивает сопровождение всех источников радиационного (ионизирующего) излучения с момента их производства до утилизации, облегчает проведение инспекций, позволяет определить легитимность транспортировки и применения ЯРАМ в медицине, промышленном производстве и в ходе научных исследований. NSTS создана для реализации национального регистра таких материалов в соответствии с Кодексом по обеспечению безопасности радиоактивных источников МАГАТЭ, опубликованным в январе 2004 года.

Согласно закону об энергетической политике США 2005 года (EPAct) под руководством КЯР функционирует межведомственная группа из 12 представителей по защите ЯРАМ от террористической угрозы. Раз в четыре года она представляет доклад конгрессу и президенту о состоянии защищенности этих материалов и радиационной безопасности в США.

В ведении КЯР помимо 99 реакторов АЭС и 41 НИЯР находятся около 4,4 тыс. научно-исследовательских, промышленных и медицинских учреждений, деятельность которых связана с использованием ЯРАМ. Комиссия делегировала часть своих полномочий по контролю и лицензированию деятельности частных организаций и государственных органов в ядерном секторе на органы власти штатов. При этом она продолжает оказывать им техническое содействие в инспектировании объектов, подготовке и обучении персонала к действиям в условиях ЧС и по реагированию на инциденты с ЯРАМ. Сегодня насчитывается 37 так называемых штатов соглашения с КЯР, которые лицензировали и контролируют около 17 тыс. организаций.

На каждом крупном ядерном объекте предусмотрено наличие постоянно присутствующих там инспекторов КЯР по безопасности. На АЭС их число обычно сопоставимо с количеством ядерных реакторов, но не менее чем два на каждую. Периодически, не реже чем раз в три года, проводятся инспекции с проверкой действий персонала по нескольким сценариям нападения на объект учебной террористической (диверсионной) группы. Цель учебной группы - проникновение на объект, захват ЯРАМ и/или условное уничтожение оборудования либо нарушение его работы в степени, которое может привести к аварии, выбросу ядерных и радиоактивных материалов и заражению прилегающей территории.

В плане усиления мер безопасности органы и предприятия, лицензированные КЯР, заключили дополнительные соглашения с Национальной администрацией МЭ США по ядерной безопасности (НАЯБ) (National Nuclear Security Administration). В частности, они обязались добровольно выполнять программы безопасности в соответствии с международной инициативой НАЯБ по снижению угрозы в мире (Global Threat Reduction Initiative - GTRI)4.

В США реализуется правительственная программа уменьшения количества ЯРАМ на ядерных объектах при поддержке НАЯБ в рамках инициативы GTRI (Off-Site Source Recovery Project)t-Так, к октябрю 2009 года с более 700 ядерных объектов было вывезено не менее 24 тыс. источников радиационного излучения.

Управление МВБ по обнаружению ЯРАМ на территории США играет важную роль в вопросах защиты страны от ядерного терроризма и обеспечивает функционирование развернутой в ее пределах системы датчиков радиоактивного излучения, а также поддержание ситуационной осведомленности о местонахождении и попытках незаконных перевозок таких материалов. Управление возглавляет межведомственную программу оценки риска ядерного терроризма (Radiological/Nuclear Terrorism Risk Assessment), а также обеспечивает функционирование технического центра ядерной криминалистики (National Technical Nuclear Forensics Center).

К 2007 году управлением обнаружения ЯРАМ на территории США внедрена система полного радиационного сканирования всех гражданских самолетов, прибывающих в страну. Данная мера - только часть замысла по созданию глобальной архитектуры обнаружения опасных материалов с тотальной проверкой всех транспортных средств и их грузов для гарантированной защиты национальной территории от ядерного терроризма.

Министерство энергетики США отвечает за общую безопасность и защиту объектов ядерной энергетики, а также ведет НИОКР в сфере обеспечения безопасности использования источников радиоактивного излучения и специальных ядерных материалов.

Обмен информацией по вопросам безопасности ядерного сектора США осуществляется в том числе в рамках следующих организаций:
- американского института бетона (American Concrete tostitute);
- американского сообщества ученых и инженеров в области ядерной энергетики и технологий (American Nuclear Society);
- национального института стандартов США (American National Standards Institute);
- американского сообщества инженеров (American Society of Mechanical Engineers);
- американского сообщества специалистов по неразрушающему контролю и испытаниям (American Society for Nondestructive Testing);
- института электроэнергетических исследований США;
- сообщества специалистов по защите от ионизирующего излучения (Health Physics Society);
- института инженеров по электротехнике и радиоэлектронике (Institute of Electrical and Electronics Engineers);
- института по проблемам обращения с ЯРАМ (Institute of Nuclear Materials Management);
- сообщества ядерной медицины (Society for Nuclear Medicine);
- совета по радионуклидам и радиофармацевтическим препаратам (Council on Radionuclides and Radiopharmaceuticals) и др.

Все операторы АЭС США являются членами:
- института использования ядерной энергии США (Institute of Nuclear Power Operations), созданного в 1979 году;
- всемирной ассоциации операторов АЭС (World Association of Nuclear Operators), штаб-квартира - г. Вена;
- мирового института ядерной безопасности (World Institute for Nuclear Security), образованного 2008 году;
- института ядерной энергетики США, сформированного в 1994 году для лоббирования интересов кругов американской ядерной промышленности.

С 2007 года киберугрозы включены в список угроз объектам ядерного сектора. Одно из основных условий получения лицензии КЯР - представление этими объектами плана обеспечения кибербезопасности, соответствующего определенным требованиям. Директивные указания комиссии RG 5.7 "Программа кибербезопасности для ядерных объектов" впервые были опубликованы в 2010 году.

Дополнительно отдел МВБ по киберугрозам ведет Программу оценки уязвимости систем управления к кибератакам (Control System Security Program) и занимается разработкой аппаратно-программного инструментария оценки уязвимости (Cyber Security Evaluation Tool), облегчающего выработку рекомендаций по кибербезопасности с указанием их приоритетности.

Реагирование на ЧС и инциденты, связанные с объектами ядерного сектора и ЯРАМ, осуществляется в рамках национального плана реагирования на ЧС (National Response Framework), разработанного под руководством МВБ, а также приложения к нему, относящегося к инцидентам с ЯРАМ. Его компонентами являются план реагирования на инциденты с ядерным оружием (Nuclear Weapons Incident Response Program) и государственный план киберзащиты (National Cybersecurity Response Plan).

Ведущий координатор деятельности ядерного сектора в сфере безопасности МВБ тесно взаимодействует с Федеральным агентством по ЧС, МЭ, КЯР, ФБР и другими федеральными органами, а также с частным сектором по вопросам реализации планов реагирования на ЧС.

На основе НАЯБ МЭ формируется группа реагирования, которая включает следующие структуры:
- систему воздушного наблюдения за радиационной обстановкой по обнаружению радиационных выбросов и определению уровня загрязнения;
- центр моделирования радиоактивных выбросов и распространения ЯРАМ в
атмосфере (National Atmospheric Release Advisory Capability - NARAC), который оценивает размеры и границы зоны радиоактивного заражения;
- группу реагирования на инциденты с ядерным оружием США во всех регионах мира (Accident Response Group), которая развертывает оперативный отряд на месте выброса ЯРАМ;
- федеральный межведомственный центр координации мер по мониторингу и оценке радиационной обстановки (Federal Radiological Monitoring and Assessment Center - FRMAC), включающий группу ликвидации последствий радиационного заражения;
- группу научно-технической поддержки мероприятий реагирования МО и ФБР на теракты с использованием ЯРАМ (Nuclear Emergency Support Team),
- программу радиологического обеспечения (Radiological Assistance Program) НАЯБ МЭ по немедленному реагированию и минимизации последствий инцидентов с ЯРАМ;
- центр медицинского обеспечения реагирования на радиационную угрозу (Radiation Emergency Assistance Center/ Training Site), оказывающий необходимую помощь при радиационных поражениях, а также проводящий консультации и подготовку медперсонала.

Прогнозирование последствий радиационных выбросов (в том числе возможного распыления террористами ЯРАМ) центрами моделирования NARAC, FRMAC и рядом других осуществляется с использованием компьютерной программы RASCAL (Radiological Assessment System for Consequence Analysis).

Анализ последствий распространения в атмосфере опасных веществ проводит также межведомственный центр моделирования и оценки атмосферы (Interagency Modeling and Atmospheric Assessment Center) на основе результатов оценок аэрокосмического агентства НАСА и Национальной администрации исследований океана и атмосферы (National Oceanic and Atmospheric Administration).

Предполагается широкое задействование региональных групп реагирования армии США и национальной гвардии (НГ) на радиологические инциденты, управления Пентагона по снижению угрозы, института радиобиологических исследований национальных вооруженных сил, подразделения оценки масштабов радиационного заражения ВВС страны, а также армейского подразделения оказания медицинской помощи в зонах радиационного заражения и др. В ряде случаев предусматривается развертывание в районах расположения АЭС подразделений НГ.

В составе управления по охране окружающей среды США есть группа реагирования на чрезвычайные ситуации, связанные с ЯРАМ (Radiological Emergency Response Team). Данная группа оказывает содействие органам власти всех уровней: федеральным, штатов и местным. Имея в своем составе две мобильные лаборатории, она проводит технические консультации, мониторинг радиационной обстановки и сбор данных, а также дезактивационные мероприятия.

Подготовка федерального агентства по ЧС к инцидентам, связанным с ЯРАМ, проводится в рамках программы REP (Radiological Emergency Preparedness). Этот орган является председателем федерального координационного комитета по готовности к ЧС, связанным с ЯРАМ (Federal Radiological Preparedness Coordinating Committee). Комитет, включающий представителей 20 федеральных министерств и ведомств, оказывает содействие в соответствующих вопросах органам власти штатов и местным. Кроме того, Федеральное агентство по ЧС председательствует в региональных комитетах поддержки (Regional Assistance Committees), которые помогают правительству штатов и местным органам власти в разработке планов действий в ЧС и проведении мероприятий оперативной подготовки по их отработке.

В процесс обеспечения радиационной безопасности США и реагирования на соответствующие ЧС также активно вовлечены разведсообщество страны, министерство транспорта, береговая охрана США, таможенная и пограничная служба и другие органы.

Существует межведомственное специализированное подразделение быстрого развертывания DEST (Domestic Emergency Support Team), куда входят представители ФБР, МО, МЭ, федерального управления по охране окружающей среды, федерального агентства по ЧС и министерства здравоохранения.

Планы реагирования на инциденты с ядерными объектами на территории США основаны на концепции "зон чрезвычайного планирования", размер которых в основном зависит от типа объекта, типа и мощности ядерного реактора и не зависит от причин инцидента (отказ оборудования, ошибка оператора, стихийное бедствие или теракт).

Предусматриваются три типа таких зон, определяемых наличием:
- ядерных реакторов мощностью более 250 МВт: 10-мильная зона распространения радиоактивных материалов и 50-мильная опасного облучения вследствие загрязнения почвы и воды;
- реакторов с газовым охлаждением и реакторов мощностью менее 250 МВт: размеры зон специфичны в каждом конкретном случае;
- НИЯР: размеры зон специфичны в каждом конкретном случае. Обычно зона распространения составляет до 1 мили.

После терактов 11 сентября 2001 года КЯР подписала соглашение с объединенным командованием ПВО/ПРО Североамериканского континента о заблаговременном информировании ядерных объектов о возможной воздушной угрозе для принятия своевременных мер по переводу ядерных реакторов на безопасные режимы функционирования.

При реагировании на ЧС и инциденты, связанные с объектами ядерного сектора и ЯРАМ, используются:
- информационная сеть оперативного обмена информацией МВБ (Homeland Security Information Network-Critical Sectors);
- национальный координационный центр защиты инфраструктуры (National Infrastructure Coordinating Center), функционирующий в круглосуточном режиме и привлекаемый МВБ для формирования единой картины оперативной обстановки, а также для оперативного оповещения и доведения информации;
- группа готовности и реагирования на кибератаки (United States Computer Emergency Readiness Team), обеспечивающая анализ киберугроз, оповещение и восстановление информационных систем после кибератак;
- группа реагирования на кибератаки в отношении промышленных предприятий (Industrial Control Systems Computer Emergency Readiness Team) - электроэнергетики, химических производств, НПЗ, газоперекачивающих станций, транспортных систем и др.;
- рабочая группа по межсекторной кибербезопасности инфраструктуры
(Cross-Sector Cyber Security Working Group);
- подсовет по кибербезопасности ядерного сектора межведомственного координационного совета федеральных органов и частных компаний Совместного консультативного совета по партнерству.

Реагирование на ЧС и инциденты, связанные с объектами ядерного сектора и ЯРАМ, осуществляется на базе следующих оперативных центров (с круглосуточным режимом функционирования):
- национального оперативного центра МВБ;
- совместного центра анализа управления обнаружения ЯРАМ на территории США МВБ;
- оперативного центра штаба КЯР;
- стратегического информационно-оперативного центра ФБР;
- оперативного центра ЧС МЭ;
- национального центра реагирования на ЧС;
- национального центра кибербезопасности и связи МВБ (National Cybersecurity and Communications Integration Center).

КЯР выделяет персонал в состав штабов национального оперативного центра МВБ и стратегического информационно-оперативного центра ФБР. Оперативный центр ЧС МЭ тесно взаимодействует с МВБ и КЯР.

Национальный оперативный центр МВБ - основной федеральный орган поддержания ситуационной осведомленности и координации действий всех федеральных органов при реагировании на ЧС. Обеспечивает руководство МВБ информацией для принятия решений и осуществляет мониторинг множества источников угроз в США и во всем мире. В его состав входят два подразделения: национальный координационный центр защиты инфраструктуры и национальный центр координации реагирования на ЧС (National Response Coordination Center), который одновременно является оперативным центром Федерального агентства США по ЧС. Его численность может быть увеличена за счет развертывания вспомогательных локальных центров с вводом в их состав представителей частных компаний.

Совместный центр анализа Управления МВБ по обнаружению ЯРАМ на территории США включает специалистов МО, МЭ, ФБР, и КЯР. Он реализует функции глобальной архитектуры обнаружения ЯРАМ США, обобщает данные разведсообщества, технических средств обнаружения ЯРАМ и мониторинга радиационной обстановки, а также отчеты правоохранительных органов, что позволяет поддерживать ситуационную осведомленность в реальном масштабе времени.

Оперативный центр штаба КЯР обеспечивает поддержку действий правительств штатов и местных органов власти по реагированию на ЧС, связанные с организациями - обладателями лицензии КЯР.

Стратегический информационно-оперативный центр ФБР, который располагается в штабе этого ведомства, содействует раннему распознаванию, предотвращению и срыву тератак против США благодаря наличию в его составе представителя совместной национальной антитеррористической оперативной группы.

Оперативный центр ЧС министерства энергетики, созданный для сбора и анализа информации об электроэнергетической системе страны и реагирования на ЧС, имеет непосредственное отношение к работе АЭС США.

Национальный центр реагирования на ЧС осуществляет мониторинг обстановки и оповещение КЯР и МЭ о радиоактивных выбросах, а также координирует действия реагирования на ЧС совместно с ФБР и 20-м командованием поддержки СВ США.

В рамках национального центра кибербезопасности и связи МВБ (осуществляет мониторинг киберугроз и реагирования на кибератаки) функционирует национальный центр кибербезопасности (National Cybersecurity Center), который, в свою очередь, объединяет шесть крупнейших федеральных киберцентров, а также центр разведки и анализа МВБ (Office of Intelligence and Analysis) и партнеров частного сектора.

Программы НИОКР по повышению безопасности ядерного сектора страны реализуют несколько членов Совместного консультативного совета по партнерству, частные компании, а также институт электроэнергетических исследований США и международные партнеры, например МАГАТЭ. Ядерный сектор участвует в формировании плана НИОКР МВБ. Как правило, соответствующие заявки подаются раз в год после обоснования межведомственными координационными советами федеральных органов и частных компаний потребностей Совместного консультативного совета по партнерству.

НАЯБ США ведет НИОКР по созданию неядерных технологий вместо существующих, предусматривающих применение высокоактивных источников. Например, ведется поиск альтернативы использованию радиофармацевтического молибдения-99. Создание неядерных технологий взамен использования изотопов в промышленном производстве (Alternative Technology Initiative) предусмотрено и в рамках НИОКР, проводимых Управлением по охране окружающей среды США.

Высокую активность в сфере НИОКР проявляет Управление МВБ по обнаружению ЯРАМ на территории США. Эти исследования предполагают разработку инструментов и систем обнаружения радиоактивного излучения на основе новых, детекторных материалов, способных обнаруживать тщательно экранированные источники. К таким системам относятся, в частности: система неразрушающего контроля и радиационного сканирования грузов (Cargo Advanced Automated Radiography System); портативный интеллектуальный детектор (Intelligent Personal Radiation Locator), способный идентифицировать различные радиоизотопы, направление и интенсивность излучения; система превентивного обнаружения ЯРАМ (Preventive Radiological/Nuclear Detection), которая позволит предотвращать тератаки. Детекторы имеют беспроводную систему связи, используемую для комплексирования данных, повышения чувствительности и передачи данных в центры анализа.

К проведению НИОКР в интересах безопасности ядерного сектора привлекаются:
- институт электроэнергетических исследований США (Electrical Power Research Institute) - проблемы борьбы с пожарами и вероятностные модели рисков;
- университет Пенсильвании - термогидравлика и поведение ядерного топлива;
- университет Тенесси - обнаружение радиоактивного излучения;
- университет Огайо - оценка надежности цифровой техники в условиях радиационного излучения;
- массачусетский технологический институт - перспективные ядерные технологии;
- национальный институт стандартов и технологий (National Institute of Standards and Technology) - математическое моделирование пожаров и др.

Наряду с вышеуказанными изучаются проблемы взаимодействия "человек -машина", моделирования функционирования ядерных реакторов, создания реакторов новых типов, выявления потенциальных уязвимостей, моделирования процессов и последствий радиоактивного заражения и др.

Организации ядерного сектора США активно участвуют в международной деятельности в рамках глобального режима нераспространения ядерного оружия. Особо в этом плане выделяются КЯР и НАЯБ США.

Комиссия сотрудничает с МАГАТЭ, международной ассоциацией по ядерному регулированию (International Nuclear Regulators Association), а также с органами ядерного надзора различных государств. Так, было заключено более 60 соглашений по научным исследованиям с другими странами по ядерной безопасности (обмен информацией и специалистами, совместные проекты и
др.). С 2002 года КЯР США развивает программы партнерской помощи другим странам в вопросах повышения безопасности ЯРАМ. К основным областям сотрудничества относятся: создание реестра ЯРАМ; разработка и развитие регулирующего законодательства в сфере лицензирования, инспектирование ядерных объектов и ЯРАМ; обеспечение кибер- и физической защиты ЯРАМ и др.

В рамках международной инициативы GTRI НАЯБ проводятся различные мероприятия в более чем 100 странах мира. С мая 2004 года конверсии с переводом на низкообогащенный уран подверглись 18 ядерных реакторов, а шесть были выведены из эксплуатации. В период с 2008 по 2009 год конверсия затронула следующие ядерные реакторы: в США в университете штата Орегон и национальной лаборатории в Айдахо; ЮАР, реактор SAFARI-1 (в г. Пелиндаба); Аргентине, реактор RA-6 (в г. Барилоче); Украине, реактор ВВР-М и др. (в киевском институте ядерных исследований) и ряд других.

С мая 2004 года увеличена интенсивность возврата в Россию ядерного топлива НИЯР. В 2008-2009 годах было вывезено, в частности: 173 кг из Венгрии; 74 кг из Казахстана; 53,8 кг из Румынии; 14,4 кг из Латвии; 6,3 кг из Болгарии и др. Ярким примером деятельности в рамках GTRI является завершение в 2012 году вывоза 72,8 кг высокообогащенного урана российского происхождения из Ташкентского института ядерной физики (Узбекистан) в Россию и перевод единственного узбекского реактора на низкообогащенный уран.

Всего на реализацию программ обеспечения ядерной безопасности в США и за рубежом НАЯБ израсходовала в 2012 году 2,5 млрд долларов.
В рамках международной деятельности других органов США можно выделить меры, предпринимаемые государственным департаментом США. Достаточно упомянуть его роль в качестве координатора глобальной инициативы по борьбе с ядерным терроризмом (Global Initiative to Combat Nuclear Terrorism).

Таким образом, руководство США рассматривает обеспечение безопасности ядерного сектора гражданской инфраструктуры как весьма значимую составляющую своих национальных интересов. Созданная и развернутая в начале текущего столетия система защиты ядерного сектора гражданской инфраструктуры стала неотъемлемым и важнейшим компонентом обеспечения государственной безопасности страны.

1 Согласно "Национальной стратегии по физической защите критической инфраструктуры и объектов национального достояния" в США выделяют 18 секторов инфраструктуры страны: 1) дамбы и плотины; 2) объекты энергетики; 3) объекты аграрно-промышленного комплекса; 4) коммерческие здания и сооружения; 5) крупные торговые центры и почта; 6) объекты водной инфраструктуры; 7) объекты банковской и финансовой системы; 8) объекты ОПК и военной инфраструктуры; 9) объекты информационной инфраструктуры; 10) объекты систем связи; 11) правительственные объекты; 12) объекты культуры; 13) объекты транспортной инфраструктуры; 14) предприятия химической промышленности; 15) важнейшие промышленные предприятия; 16) объекты служб спасения; 17) объекты здравоохранения; 18) АЭС и другие гражданские объекты, использующие ядерные и радиоактивные материалы.

2 Ядерный терроризм - применение или угроза применения ядерного оружия, ядерных материалов, радиоактивных веществ и/или источников ионизирующего излучения, а также хищение, захват, разрушение (с выбросом в окружающую среду радиоактивных веществ) или попытка таких действий в отношении:
* объектов атомной энергетики, промышленности, научных исследований и здравоохранения, осуществляющих эксплуатацию ядерных энергетических установок, использование или хранение радиационно-опасных материалов;
* объектов производства ядерного оружия и ядерного топливного цикла;
* предприятий, осуществляющих хранение или захоронение радиоактивных отходов;
* объектов транспорта, перевозящих ядерные и радиоактивные материалы;
* источников ионизирующего излучения, радиоактивных веществ и др.

3 КЯР является независимой организацией, регулирующим и надзорным органом, контролирующим безопасность в сфере использования ядерной энергии и ЯРАМ. Создана в 1974 году. КЯР осуществляет разработку требований по безопасности к создаваемым техническим средствам и оборудованию, а также контроль (инспектирование) их исполнения в процессе строительства ядерных объектов, эксплуатации инженерно-технических систем и использования ЯРАМ, функционирования и состояния системы кибер- и физической защиты объектов, проводит политику лицензирования в ядерной сфере. Она же проводит исследования по оценке степени защищенности объектов ядерного сектора.

4 Инициатива GTRI по вопросам усиления охраны делящихся материалов в США и за рубежом, а также оказания иностранным партнерам целевой помощи в пресечении контрабанды ЯРАМ включает три подпрограммы: удаления (предусматривает вывоз и утилизацию ЯРАМ, которые могут быть использованы для создания ОМП террористами с гражданских объектов во всем мире); защиты (усиление мер предотвращения хищений ЯРАМ и саботажа на гражданских ядерных объектах); конверсии (переоборудование ядерных реакторов на использование низкообогащенного уранового топлива вместо высокообогащенного).

Зарубежное военное обозрение. 2017, №4 С. 13-22

Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (11.05.2017) | Автор: Генерал-майор М. Вильданов

Просмотров: 133 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2017

Рейтинг Военных Ресурсов