search
menu
person

NEWS AND UDATES


Роль транспортной инфраструктуры США в обеспечении потребностей вооруженных сил (2023)

Роль транспортной инфраструктуры США в обеспечении потребностей вооруженных сил

Подполковник С. Золотов

Тенденции развития современной военно-политической обстановки свидетельствуют о стремлении администрации США сохранить за собой роль глобального лидера, усилить военное и финансовое доминирование в различных регионах мира. Это сопровождается повсеместным наращиванием военного присутствия Соединенных Штатов, которое требует наличия возможности оперативного размещения в любой точке мира оснащенных вооружением, военной техникой (ВВТ) и другими материальными средствами группировок вооруженных сил как главного инструмента достижения военно-политических целей. Вопрос обеспечения материальных потребностей ВС становится одним из основных в зоне ответственности военной экономики. Он решается в тесном взаимодействии предприятий военной промышленности, объектов транспортной инфраструктуры (ТИ), системы складов министерства обороны США и военных объектов их ВС на территории страны.

В этой связи особое значение приобретает гражданская ТИ, выступая транспортным коридором для доставки ВВТ и материальных средств между военной промышленностью и ВС в мирное время и обладая значительным потенциалом, который в условиях военного времени может быть использован в интересах ВС.

США имеют значительный опыт использования объектов гражданской ТИ в интересах обеспечения потребностей ВС. Еще в годы Второй мировой войны интенсивность воинских перевозок между США и Европой достигла колоссальных значений. Только в Англию из США были доставлены свыше 25 тыс. танков, 23 тыс. самолетов, 10 тыс. орудий, 5 тыс. бронетранспортеров и десятки миллионов тонн военных грузов. Поставка более 60 тыс. образцов ВВТ была возможна только при комплексном использовании всех объектов ТИ. При этом задействовались не только воздушные и водные пути сообщения, но и автомобильные, железнодорожные маршруты, а также трубопроводные магистрали, посредством которых осуществлялись перевозки ВВТ и других материальных средств по континентальной части страны от предприятий военной промышленности к грузовым терминалам аэропортов и морских портов.

Взаимодействие предприятий военной промышленности, объектов транспортной инфраструктуры, системы складов министерства обороны США и военных объектов их вооруженных сил на территории страны

Взаимодействие предприятий военной промышленности, объектов транспортной инфраструктуры, системы складов министерства обороны США и военных объектов их вооруженных сил на территории страны

Механизм административного и оперативного подчинения объектов транспортной инфраструктуры США по видам транспорта

В современных условиях роль ТИ США в обеспечении потребностей ВС продолжает возрастать, что подтверждается участием Соединенных Штатов в операциях "Решительная сила" на Балканах (1999), "Несгибаемая свобода" в Афганистане (2001), "Свобода Ираку" в Ираке (2003), "Объединенный защитник" в Ливии (2011) и поставках ВВТ в Грузию (2008) и на Украину (2022) в рамках межгосударственного военноэкономического сотрудничества.

Транспортная инфраструктура – это совокупность всех видов путей сообщения, технических устройств и сооружений, обеспечивающих транспортировку людей и грузов. ТИ США представлена пятью видами транспорта: воздушным, водным, железнодорожным, автомобильным и трубопроводным. Основными элементами инфраструктуры воздушного транспорта являются аэропорты, состоящие из аэродромов и терминалов, и вертодромы; водного – морские и речные порты; железнодорожного – железнодорожные станции и узлы, железнодорожные пути и сооружения на них; автомобильного – автомобильные дороги и сооружения на них; трубопроводного – нефтепроводы, газопроводы, продуктопроводы и водопроводы*.

Инфраструктура воздушного транспорта. В настоящее время в США сформирована крупная аэродромная сеть, способная осуществлять прием летательных аппаратов всех типов. Страна располагает более 5 тыс. аэропортов и отдельных аэродромов с твердыми (железобетонными и цементобетонными) взлетно-посадочными полосами (ВПП), 430 из которых имеют ВПП длиной свыше 2 400 м, и около 10 тыс. с нетвердыми (щебеночными, гравийными, грунтовыми и др.).

По объему грузооборота, включая военные грузы, лидирующие позиции в США занимают аэропорты в населенных пунктах Нью-Йорк (штаты Нью-Йорк и Нью-Джерси), Чикаго (Иллинойс), Лос-Анджелес (Калифорния), Новый Орлеан (Луизиана), Майами (Флорида), Сан-Франциско (Калифорния), Даллас-Форт-Уэрт (Техас), Кливленд (Огайо), Анкоридж (Аляска), Атланта (Джорджия), Хьюстон (штат Техас).

Использование инфраструктуры воздушного транспорта в интересах снабжения вооруженных сил ВВТ как на континентальной части страны, так и за ее пределами наиболее предпочтительно в условиях приоритета оперативности поставок над их объемом.

Инфраструктура водного транспорта. В Соединенных Штатах насчитывается около 190 морских портов, занимающих более 3 тыс. км, или около 2% протяженности беговой линии страны, и около 3 тыс. речных. Подавляющее большинство крупных американских городов является морскими портами или связаны с ними внутренними водными путями.

Морская портовая система страны условно разбивается на шесть районов, охватывающих северную и южную части Атлантического побережья, побережье Мексиканского залива, южную и северную части Тихоокеанского побережья и побережья Великих озер. Особое место здесь занимают коммуникации Атлантического и Тихого океанов. По океанским маршрутам в Соединенные Штаты ввозится и вывозится стратегическое сырье, промышленная продукция, ВВТ, осуществляется снабжение большинства американских военных баз в различных регионах мира. Ежегодный грузооборот американских портов составляет более 2,2 млрд т.

США рассматривают морские порты как важнейшие элементы ТИ, связывающие вероятные районы военных конфликтов со стратегическим тылом – Североамериканским континентом. Около 100 морских портов США имеют годовой грузооборот более 1 млн т, из них 40 – свыше 15 млн т. С учетом веса укомплектованной пехотной дивизии США (69 тыс. т), а также ее военных потребностей (не менее 36 тыс. т топлива, 14 тыс. т снаряжения и 26 тыс. т других материальных средств), на ведение боевых действий в течение одного месяца, один порт с годовым грузооборотом 15 млн т способен в течение года обеспечить выполнение задач до 15 таких дивизий.

Значительная часть морских портов сосредоточена группами, образуя портовые районы, в том числе такие крупные как Нью-Йорк – Ньюарк (штаты Нью-Йорк и Нью-Джерси), Норфолк – Ньюпорт-Ньюс (Виргиния), Лос-Анджелес – Лонг-Бич (Калифорния), Сан-Франциско – Окленд (Калифорния), Сиэтл – Такома (штат Вашингтон).

В планах МО США морские порты рассматриваются как потенциальные военно-морские базы, которые в случае войны позволят значительно расширить систему базирования американских ВМС.

Часть перевозок сырья (нефти, нефтепродуктов, руды, каменного угля и др.), используемого на различных стадиях переработки в том числе для производства ВВТ, и сельскохозяйственной продукции осуществляется по внутренним водным путям, протяженность которых в Соединенных Штатах составляет более 50 тыс. км. Наиболее важными внутренними водными путями сообщения являются система Великих озер, связывающая развитые районы США и Канады с Атлантическим побережьем (морской путь Святого Лаврентия), а также река Миссисипи с притоками, соединяющая Великие озера с Мексиканским заливом.

Использование инфраструктуры водного транспорта в интересах снабжения вооруженных сил ВВТ как на континентальной части страны, так и за ее пределами наиболее предпочтительно при условии приоритета объемов поставок над сроками.

Инфраструктура железнодорожного транспорта. В Соединенных Штатах насчитывается около 500 тыс. железнодорожных станций и узлов, более 1,5 тыс. железнодорожных тоннелей общей длиной около 515 км, протяженность железнодорожных путей составляет около 200 тыс. км (85% из них однопутные и лишь 3,3 тыс. км (менее 2%) электрифицированные). Средняя плотность железных дорог – 4,3 км на 100 км2 территории.

В стране имеется большое количество железнодорожных узлов, насчитывающих от 24 до 40 путей длиной до 1 500 м  каждый и способных принять от 2 до 10 тыс. вагонов в сутки в обоих направлениях. Крупнейшими из них являются Бостон (штат Массачусетс), Нью-Йорк (Нью-Йорк и Нью-Джерси), Филадельфия (Пенсильвания), Балтимор (Mэриленд), Вашингтон (округ Колумбия), Буффало (штат Нью-Йорк), Кливленд (Огайо), Питтсбург (Пенсильвания), Норфолк (Виргиния), Детройт (Мичиган), Милуоки (Висконсин), Чикаго (Иллинойс), Цинциннати (Огайо), Сент-Луис (Миссури и Иллинойс), Новый Орлеан (Луизиана), Миннеаполис-Сент-Пол (Миннесота и Висконсин), Канзас-Сити (Миссури), Форт-Уэрт, Хьюстон (оба – штат Техас), Денвер (Колорадо), Сиэтл (Вашингтон), Сан-Франциско и Лос-Анджелес (оба – штат Калифорния).

Наиболее крупная сеть железнодорожных путей развернута в центральных и восточных штатах, особенно в районе Великих озер, где их плотность достигает 12–15 км на 100 км2.

Стратегическое значение имеют железнодорожные магистрали, соединяющие Атлантическое и Тихоокеанское побережья. По плотности сети железнодорожных путей на территории страны США уступают Западной Европе и Японии, но превосходят их по пропускной способности и техническому оснащению, мощности грузопотоков, а также наличию постоянного крупного резерва подвижного состава.

Продолжается развитие железнодорожных транспортных коридоров между портами Атлантического и Тихоокеанского побережья, которым придается важное военное значение. Организация таких перевозок оценивается как наиболее выгодная с военной точки зрения альтернатива морского пути через Панамский канал.

За последнее десятилетие доля железнодорожного транспорта, несмотря на высокую конкуренцию с автомобильным, в грузообороте страны не только не сократилась, но и заметно увеличилась и сейчас составляет около 40% На континентальной части США инфраструктура железнодорожного транспорта активно используется ВС для транспортировки военных грузов на дальние расстояния.

Инфраструктура автомобильного транспорта. Сеть автомобильных дорог США протяженностью около 6,5 млн км является самой большой по протяженности и наиболее совершенной по техническим характеристикам в мире. В стране имеется свыше 4,4 млн км дорог с твердым покрытием, около 605 тыс. мостов и 300 тоннелей. Наиболее крупная сеть автодорог создана в восточных штатах, особенно на Атлантическом побережье и в районе Великих озер, где на 100 км2 приходится от 160 до 290 км дорог, из которых 70–120 км – с бетонным и асфальтобетонным покрытием. По оценкам министерства транспорта США, стоимость инфраструктуры автомобильного транспорта составляет около 2 трлн долларов, или более 13% стоимости всех национальных производственных активов.

Наиболее крупные автодорожные узлы построены в Бостоне (штат Массачусетс), Нью-Йopке, Филадельфии (Пенсильвания), Вашингтоне (округ Колумбия), Кливленде (штат Огайо), Детройте (Мичиган), Индианаполисе (Индиана), Нэшвилле (Теннесси), Атланте (Джорджия), Мемфисе (Теннесси), Сент-Луисе (Миссури и Иллинойс), Чикаго (Иллинойс), Миннеаполисе (Миннесота и Висконсин), Канзас-Сити (Миссури), Далласе (Техас), Сан-Антонио (Техас), Дeнвepе (Колорадо), Сакраменто, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе (все в штате Калифорния).

Инфраструктура автомобильного транспорта используется ВС в обеспечении перевозок военных грузов преимущественно на близкие расстояния.

Инфраструктура трубопроводного транспорта. Большую роль в США играет трубопроводный транспорт, представленный в основном магистральными, технологическими, промышленными и промысловыми трубопроводами.

Общая протяженность магистральных трубопроводов в стране составляет более 720 тыс. км, в том числе нефтепроводов – около 90 тыс. км; газопроводов – более 485 тыс. км и продуктопроводов – 145 тыс. км. По сети трубопроводов обеспечивается подача нефти, нефтепродуктов и газа из районов добычи, импорта, хранения и переработки в основные административные и промышленные центры, на аэродромы, военные базы и другим потребителям. В год по трубопроводам страны перекачивается около 2 млрд т нефти и нефтепродуктов и 800 млрд м3 газа. Наиболее крупная сеть трубопроводов в восточной и юго-восточной частях США. До 25% протяженности магистральных трубопроводов приходится на шт. Техас – главный нефтедобывающий и нефтеперерабатывающий район страны.

В целях повышения эффективности использования объектов ТИ в интересах обеспечения потребностей ВС еще в 1987 году создано объединенное командование стратегических перебросок (ОКСП) (USTRANSCOM). На него возложена задача обеспечения потребностей сухопутных войск, военно-морских и военно-воздушных сил в перевозках личного состава, ВВТ и военных грузов наземным, морским и воздушным транспортом.

Поставки вооруженным силам ВВТ с предприятий военной промышленности, обеспечение их топливом, а также своевременная доставка ВВТ на ремонт и модернизацию – наиболее важные для военной экономики частные задачи, решаемые ОКСП при взаимодействии с министерством транспорта и использовании ТИ под оперативным руководством трех командований – воинских перевозок СВ, морских перевозок ВМС и воздушных перебросок ВВС США.

Командования административно подчинены соответствующим видам ВС, оперативно – ОКСП. Каждое из них в интересах выполнения частных задач, поставленных ОКСП, использует определенные виды ТИ. Так, например, командованием воинских перевозок СВ США может быть задействована инфраструктура автомобильного и железнодорожного транспорта в зависимости от географических особенностей местности, на которой решается транспортная задача, а также инфраструктура трубопроводного транспорта для своевременного снабжения топливом применяемых транспортных средств и непосредственно ВВТ.

В настоящее время, стремясь повысить эффективность оперативного обеспечения потребностей вооруженных сил США в вооружении и военной технике как на континентальной части страны, так и на многочисленных американских базах за рубежом, военно-политическое руководство страны предпринимает различные меры для совершенствования всех типов имеющихся объектов транспортной инфраструктуры и строительства новых. В Стратегии национальной безопасности подчеркивается, что США – единственное государство, способное выполнять весь спектр военных задач практически в любой точке мира. Этому, по их мнению, способствует в том числе бесперебойное функционирование объектов транспортной сети.

Таким образом, анализ современного состояния и планов развития транспортной инфраструктуры США, а также опыт ее задействования в обеспечении потребностей вооруженных сил в вооружении, военной технике и других материальных средствах в ходе их прямого или косвенного участия в военных конфликтах свидетельствуют о высоком потенциале транспортной инфраструктуры Соединенных Штатов, который может быть использован вооруженными силами как в мирное, так и в военное время.

* Одним из основных документов, содержащих данные по элементам ТИ, является ежегодный отчет по транспортной статистике США. Этот документ позволяет отследить динамику прогресса или регресса развития ТИ страны, проанализировать изменения за год и изучить перспективы отрасли. За его подготовку и представление Конгрессу и президенту отвечает бюро транспортной статистики (БТС) министерства транспорта США. БТС опубликовало первый такой отчет в 1994 году. 27-й отчет за 2021 год посвящен периоду кардинальных изменений после реакции экономики на пандемию КОВИД-19.

Зарубежное военное обозрение. - 2023. - №5. - С. 8-12

Смотрите также
Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (19.05.2023) | Автор: Подполковник С. Золотов
Просмотров: 381 | Теги: Инфраструктура, С. Золотов, транспорт | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar