search
menu
person

NEWS AND UDATES


Поисково-спасательные вертолёты (1976)

Поисково-спасательные вертолёты

Полковник-инженер запаса
А. Иванов

За последние годы в печати ряда капиталистических стран, и особенно США, было опубликовано много материалов о боевых действиях американской авиации в период агрессивной войны в Юго-Восточной Азии. Только по официальным данным Пентагона, с 1961 года по 25 июля 1969 года военная авиация США потеряла во Вьетнаме 5656 самолетов и вертолетов и большое количество летного состава. Иностранные специалисты считают необходимым предпринять ряд мер по обеспечению выживаемости экипажей, поврежденных самолетов и вертолетов. Для этого рекомендуется оснащать экипажи более современными индивидуальными спасательными средствами, повышать живучесть и надежность самолетов и вертолетов, совершенствовать силы и средства поисково-спасательной службы.

Экипажи самолетов и вертолетов снабжаются индивидуальными средствами спасения, которые размещаются в спасательном жилете и носимом аварийном запасе. Состав этих средств зависит от климатических условий и характера местности района планируемых боевых действий. В состав снаряжения летчика могут входить: спасательная лодка, автоматически заполняемая воздухом при ударе о водную поверхность; радиомаяк, начинающий автоматически работать при раскрытии парашюта; световые (многоцветные) и дымовые ракеты, способные пробивать густой слой листвы; трассирующие патроны для обычного пистолета; проблесковый сигнальный фонарь с питанием от портативной батареи; зеркало для подачи сигналов с помощью отраженных солнечных лучей; нейлоновый трос (длина 50 м), применяемый для спуска в случае зависания парашюта на деревьях; портативная радиостанция.

В ходе учебно-боевой подготовки летный состав учится пользоваться всеми спасательными средствами.

И настоящее время поисково-спасательные службы имеются в составе ВВС и авиации ВМС основных капиталистических стран. Ведущее место по оснащенности этих служб новой техникой занимают США.

Для проведения поисково-спасательных операции командования ВМС и ВВС основных капиталистических стран используют однотипные вертолеты, переоборудованные из многоцелевых. Они отличаются по конструкции и составу средств спасения. В ВМС, исходя из особенностей базирования, применяются, как правило, более легкие вертолеты, обладающие положительной плавучестью, что позволяет производить посадку на воду. Они оснащены снаряжением для спасения потерпевшего бедствие непосредственно из воды. На спасательных вертолетах устанавливаются специальное поисковое и спасательное оборудование, радиосвязная аппаратура, средства оказания медицинской помощи и т. д. Некоторые вертолеты имеют вооружение и броневую защиту. Кроме летного состава, в экипаж вертолета входят специалисты, прошедшие соответствующую подготовку по ведению поисково-спасательных операций, и медицинский персонал.

Основные тактико-технические характеристики поисково-спасательных вертолетов ВМС США, Великобритании, Франции, Италии и Японии приведены в таблице.

Основные тактико-технические характеристики поисково-спасательных вертолетов
Обозначение, наименование вертолета (год принятия на вооружение)Экипаж, чел.Количество двигателей Вес, кг: пустогоСкорость км/ч: макси-мальнаяДальность полета, кмПракти-ческий потолок, мРазмеры, м: длина высота
мощность, л. смаксимальный вэлетныйкрейсер-ская
США
НН-ЗА (1965)3244002658604480 22,2х5,1
12509750220
HH-3F (1968)426000260750338522,2х4,9
150010000230
HH-52 (1962)3123001757653400 13,85х4,9
13503765160
НН-2С (1964)2137002505455 60015,9х4,1
13505800245

Великобритания

"Си Кинг" HAS Mkl (1970)4258002301 390 (перего-ночная)305022,2х5,1
15009300210
Франция
SA 319B (1971)211100220600320012,8х3,0
8702250190
SA 341 "Газель" (1972)21810310360500012,0х3,15
5901800235
Италия
АВ 204ASW (1968)212940-110 (при времени поиска 1 ч 40 мин) 17,4х2,3
1 2904300170
AB 212ASW (1972)313385200670 17,4х2,3
1 2904860185

Япония

NV-107/II-5 (1970)3248602701100457025,4х5,1
1 2508600240

США. Командование ВМС в спасательных операциях использует в основном вертолеты НН-3А, HH-3F, НН-52 и НН-2С и D.

Вертолет НН-ЗА (вариант противолодочного вертолета SH-3A) может действовать с палубы корабля и с поверхности воды. Нижняя часть фюзеляжа водонепроницаемая, выполнена в виде днища летающей лодки. Силовая установка состоит из двух газотурбинных двигателей фирмы "Дженерал электрик". Двигатели приводят во вращение основной несущий и хвостовой пятилопастные винты. Лопасти основного винта, а также хвостовая часть фюзеляжа вместе с закрепленным на киле винтом для удобства размещения вертолета на корабле автоматически складываются с помощью гидравлической системы.

Вертолет оснащен трехколесным шасси, основные стойки которого убираются в поплавки, закрепленные на спонсонах левого и правого бортов фюзеляжа и обеспечивающие остойчивость вертолета на поверхности воды. Нормальный запас топлива 2615 л обеспечивает дальность полета 860 км при 10%. резерва топлива. Под спонсонами могут подвешиваться два дополнительных топливных бака.

Сверху правого борта фюзеляжа установлена гидравлическая лебедка (грузоподъемность 272 кг, длина троса около 70 м). К тросу лебедки крепятся различные средства спасения: нейлоновые лестницы, канаты, специальное снаряжение для подъема тяжелораненых и другие. Применение того или иного вида снаряжения зависит от местности (море, лес, джунгли и т. д.) и состояния спасаемого. За спонсонами смонтированы две турельные установки TAT-102 с пулеметом "Миниган" (калибр 7,62 мм) в каждой. Стрельбу ведет летчик или стрелок. Вертолет оборудован поисковой РЛС AN/APN-130 и радиовысотомером.

Вертолет HH-3F "Пеликан" (вариант транспортного вертолета S-61R "Сикорский") рассчитан на ведение поисково-спасательных операций в открытом море на большом удалении от берега. Вертолет выполнен в амфибийном варианте и может действовать с береговых площадок и с поверхности моря. Шасси трехколесное. Стойки основного шасси (кроме передней) убираются в ниши спонсонов. Каждая стойка имеет два колеса (562х165 мм, давление в пневматиках 6,7 кг/см2). Днище фюзеляжа водонепроницаемое.

Силовая установка вертолета состоит из двух газотурбинных двигателей T58-GF-5, которые приводят во вращение основной и хвостовой пятилопастные винты (диаметры 18,9 м и 3,15 м). Топливо .размешается в переднем баке (емкость 1204 л) под полом кабины и заднем баке (1226 л). В составе экипажа вертолета два летчика, штурман и оператор спасательного оборудования. В грузовой кабине можно разместить спасательное снаряжение и до 15 носилочных раненых.

Грузовая лебедка (длина троса 72 м) смонтирована снаружи верхней части фюзеляжа с правого борта. Размеры люка под лебедкой позволяют применять специальные платформы для спасения тяжелораненых. На вертолете установлены современная навигационная аппаратура и аппаратура радиосвязи, обеспечивающие проведение операций в плохих метеорологических условиях. Для поиска используется РЛС, антенна которой размещена слева в носовой части фюзеляжа.

Дальность (продолжительность) полета вертолета планируют увеличить за счет оснащения его системой дозаправки топливом в воздухе и сбрасываемыми дополнительными топливными баками. Предусматривают увеличить мощность силовой установки, чтобы осуществлять взлет с большим полетным весом и с большей скоростью перемешаться в районы проведения спасательных операций. Всего до 1974 года было построено около 40 таких машин.

Вертолет HH-52 (вариант пассажирского вертолета S-62 "Сикорский") действует с береговых баз и поверхности воды. Во время летных испытаний сохранял хорошую остойчивость при высоте волн 2,5-3,0 м.

Силовая установка вертолета состоит из одного газотурбинного двигателя T58-GE-8. Топливо размещается в трех баках под полом грузовой кабины - переднем (348 л), центральном (689 л) и заднем (523 л). Общий запас вырабатываемого топлива 1560 л.

Нижняя часть фюзеляжа вертолета водонепроницаемая, выполнена в виде днища летающей лодки. Шасси трехстоечное. Стойки основного шасси убираются наполовину в ниши поплавков, закрепленных по бортам фюзеляжа; хвостовая стойка не убирается. Вертолет оснащен стандартной грузовой лебедкой с тросом и якорем. Портовой люк, размещенный по правому борту фюзеляжа, позволяет использовать специальные спасательные платформы длиной 1,22 м. Одни из членов экипажа в случае необходимости может опуститься в платформе и помочь тяжелораненым подняться на борт вертолета. Вертолет имеет необходимую аппаратуру радиосвязи и устройства автоматической стабилизации.

Вертолеты HH-2С и D - варианты многоцелевых вертолетов UH-2 "Сиспран" фирмы "Каман". Вертолеты HH-2С принимали участие в поисково-спасательных операциях в период агрессивной войны США во Вьетнаме. На них смонтирована турельная установка с двумя пулеметами "Миниган". Кабина экипажа и наиболее важные системы вертолета бронированы. На вертолетах модификации HH-2D, поставка которых в части началась в 1970 году, нет вооружения и броневой защиты. Силовая установка вертолета НН-2С состоит из одного газотурбинного двигателя T58-GE-8 максимальной мощности 1350 л. с, а вертолета HH-2D - из двух двигателей этого же типа. Лопасти несущего винта (диаметр 13,4 м) складываются вручную. Нормальный запас топлива 1016 л. По бортам фюзеляжа могут подвешиваться два дополнительных бака общей емкостью 154 л. Вертолеты оснащены грузовыми лебедками и разнообразным спасательным снаряжением. Благодаря небольшому взлетному весу они могут использоваться с кораблей малого водоизмещения, оборудованных специальными посадочными площадками. В настоящее время вертолеты HH-2D переоборудуются в противолодочные вертолеты системы "Лэмпс" Мк1.

Великобритания. Основным типом поисково-спасательного вертолета, применяемого в ВМС Великобритании, является переоборудованный вариант противолодочного вертолета HAS. Мк1 "Си Кинг", построенный английской фирмой "Уэстленд" в начале 70-х годов. Вертолет выполнен в амфибийном варианте. Его силовая установка состоит из двух газотурбинных двигателей "Гном" H.1400 фирмы "Роллс-Ройс". Двигатели приводят во вращение пятилопастные несущий {диаметр 18,9 м) и хвостовой (3.16 м) винты. Лопасти несущего винта и хвостовая часть фюзеляжа складываются. Топливо находится в баках (суммарная емкость 3636 л) под полом грузовой кабины, в которой могут быть установлены два бака емкостью по 800 л.

В грузовой кабине при необходимости можно разместить сиденья или носилки, или то и другое. Например, девять носилок для раненых и два сиденья для медицинского персонала или двое носилок и 14 сидений. Вертолет оснащен грузовой лебедкой (грузоподъемность до 272 кг), системой стабилизации и автоматической системой управления полетом.

Радиоэлектронная аппаратура вертолета включает KB и УКВ радиостанции, радиовысотомер AN/APN-171, доплеровскую навигационную систему AD580 фирмы "Маркони-Эллиот", систему компасов фирмы "Сперри". запросчики систем VOR/1LS, маркерные приемники и обзорную РЛС AW391.

Для поисково-спасательных операций в ВМС у Великобритании закупили вертолеты типа "Си Кинг": ФРГ - 22 вертолета Мк41, Норвегия - десять Мк43, Австралия - десять Мк50 и Бельгия - пять вертолетов Мк48.

Кроме того, для поисково-спасательной службы английское командование планирует использовать переоборудованный вариант транспортно-десантного вертолета "Коммандо" Мк2, построенный на базе вертолета HAS. Мк1 "Си Кинг" фирмой "Уэстленд".

Франция. Для спасательных операций ВМС страны используют легкие вертолеты SA 3I9B "Алуэтт"3 и SA 341 "Газель".

Вертолет SA 319В "Алуэтт"3 (противолодочный вариант вертолета SA 316B "Алуэтт") может оснащаться лебедкой (грузоподъемность 250 кг) и комплектом спасательного снаряжения. Пол грузовой кабины вертолета водонепроницаемый и снизу имеет антикоррозийное покрытие. Лопасти несущего винта складываются. Запас топлива 575 л. Для поиска потерпевших бедствие в море применяется обзорная РЛС "Омера" ORB 31.

Вертолет SA 341 "Газель" (многоцелевой) оборудован грузовой лебедкой (грузоподъемность 135 кг) и оснащен спасательным снаряжением. В кабине могут разместиться два носилочных раненых. Лопасти несущего винта складываются. Максимальный запас топлива 735 л.

Италия. В ВМС для ведения поисково-спасательных операций с кораблей малого водоизмещения используются многоцелевые вертолеты "Агуста-Белл" 204, 205 и 212 (противолодочные варианты). В грузовой кабине размещаются лебедка с тросом и комплекты спасательного снаряжения. Устанавливать дополнительное связное поисковое и навигационное оборудование не требуется.

В 1974 году фирма "Агуста" по американской лицензии начала производство поисково-спасательного вертолета "Агуста-Сикорский" HH-3F. Первоначальный заказ 20 машин.

Япония. Для ведения поисково-спасательных операций предназначен вертолет KV-I07/II-5, изготовленный по лицензии японской фирмой "Кавасаки" в конце 60-х годов на базе американского транспортного вертолета "Боинг Вертол" 107. К началу 1974 года было выпущено 20 вертолетов. Вертолет имеет тандемное расположение двух несущих трехлопастных винтов (диаметр 15,2 м). Он обладает положительной плавучестью, что позволяет ему действовать с поверхности моря. Шасси трехстоечное, фюзеляж водонепроницаемый.

Силовая установка состоит из двух газотурбинных двигателей фирмы "Дженерал электрик" СТ58-110-1 или "Исакавадзима-Харама дзюкогё" CT58-1HI-101-1C. Максимальный запас топлива с двумя дополнительными баками, расположенными по бортам фюзеляжа, 3790 л. Вертолет оснащен грузовой лебедкой с тросом, четырьмя прожекторами и совершенным радиоэлектронным оборудованием. Восемь вертолетов этого типа были закуплены ВМС Швеции. На них были установлены двигатели "Гном" Н.1200 фирмы "Роллс-Ройс", навигационное оборудование английской фирмы "Декка" и другое более современное оборудование, облегчающее ведение поисково-спасательных операций.

Зарубежное военное обозрение, 1976, №6, с. 73-78

Смотрите также
Категория: Вооружение | Добавил: pentagonus (09.03.2012) | Автор: А. Иванов
Просмотров: 7947 | Теги: НН-ЗА, А. Иванов, НН-2С, HH-3F, HH-52 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar