search
menu
person

NEWS AND UDATES


Хранение и транспорт горючего с использованием эластичных резервуаров в СВ США (2015)

Хранение и транспорт горючего с использованием эластичных резервуаров в СВ США

А. Иванов, кандидат технических наук;
Ю. Рыбаков, кандидат технических наук

Экспедиционная направленность строительства вооруженных сил США и связанное с этим требование повышения мобильности запасов материальных средств для проведения военных операций за пределами национальной территории значительно увеличивают роль и значение эластичных резервуаров для создания мобильных запасов горючего и организации авиатранспортабельных заправочных систем.

Общевойсковая концепция обеспечения горючим (разработана в декабре 2010 года) на оперативном уровне предусматривает использование для обеспечения войск топливом эластичных резервуаров наряду с металлическими стационарными, а на тактическом - применение исключительно эластичных резервуаров, в том числе и для заправки техники вблизи поля боя.

Эластичные резервуары применяются в СВ США для хранения и перемещения запасов горючего в различных структурах материально-технического обеспечения (МТО) войск: для организации полевых терминалов и складов топлива; штатных складов горючего для трубопроводных систем; авиатранспортабельных систем заправки; с целью транспорта горючего по морю и перевозке автотранспортом, а также для переброски горючего парашютным способом.

Для организации соответствующих полевых терминалов и складов сухопутных войск используются в основном резервуары вместимостью 38, 76, 190 и 800 м3, полевых складов горючего армейской авиации - 38,190 и 800 м3. Штатные склады горючего для трубопроводных систем морской пехоты имеют в своем составе резервуары вместимостью 450 и 750 м3.

Композиционный материал для производства эластичных резервуаров (слот 1 - двойной топливостойкии; 2 - полиуретановый; 3 и 5-адгезионные (впитывающие) слои; 4- ткань из полиэстера; 6 - днище из двойного слоя с повышенной прочностью).

В качестве примера авиатранспортабельной системы заправки можно привести аэромобильный пункт заправки армейской авиации AAFARS (Advanced Aviation Forward Area Refueling System). Эта система была разработана в рамках концепции применения авиации СВ, в соответствии с которой время заправки вертолетов, включая взлет и посадку, не должно превышать 10 мин.

AAFARS хорошо себя зарекомендовала в ходе эксплуатации в Ираке и Афганистане (всего эксплуатировалось 32 единицы), где применялась преимущественно для заправки вертолетов АН-64, UH-60 и военно-транспортных СН-47 "Чинук". Учитывая ее преимущества и надежность, Соединенные Штаты для службы ГСМ произвели около 400 таких систем.

Система заправки на оперативном направлении ABFDS (Aerial Bulk Fuel Delivery System) позволяет осуществить срочную доставку горючего военно-транспортными самолетами и заправку самолетов в районе боевых действий. Она состоит из двух эластичных резервуаров вместимостью по 11 м3, двух насосных модулей, счетчика топлива объемного типа и рукавов. Обычно ABFDS транспортируется самолетами С-130, С-141, С-5 и С-17. Она очень эффективная и гибкая, позволяет перекачивать горючее из баков одного самолета в баки другого, откачивать его в баки автотопливозаправщиков, эластичные и перекатываемые резервуары вместимостью 2 м3, любую другую тару, а также осуществлять фильтрацию авиакеросина. Недостатком данного средства заправки является высокая стоимость эксплуатации, поэтому применять его желательно только в том случае, если другие способы невозможны.

В операциях, связанных с десантированием на берег, морская пехота США с целью транспортирования запасов горючего в глубь территории использует эластичные резервуары вместимостью 11 м3. Туда они перевозятся тягачами, оборудованными специальной системой механизации операций погрузки-разгрузки. Топливо для заправки техники может также доставляться на берег в эластичных резервуарах судами на воздушной подушке.

Судя по опыту, полученному в Республике Афганистан, способ транспортировки горючего парашютным способом в эластичных резервуарах, помещенных в пластиковые контейнеры, оказался весьма эффективным. При этом не возникает проблемы утилизации 200-л металлических бочек, остро стоявшей ранее. Такой способ доставки грузов постоянно совершенствуется. Например, была создана система JPADS (Joint Precision Air Drop System), общая масса которой вместе с контейнерами 1 100 кг.

Уже разработана и проходит испытания система JPADS 10К общей массой груза 4 530 кг.

Важными элементами оборудования эластичного резервуара являются сли-воналивная горловина в сборе с патрубком, дренажное устройство с запорным клапаном и крышкой огнепреградителя, а также вентиляционный клапан. На каждый резервуар наносится трафарет, который содержит следующую информацию: тип эластичного резервуара, вместимость, вид топлива; производитель и дата производства; номер договора поставки; номер партии; масса пустого резервуара; его масса в упаковке, а также серийный номер.

Отдельно на лицевой стороне указывается дата начала эксплуатации резервуара, а рядом с каждым сборочным узлом - величина максимального момента затяжки резьбового соединения. На поверхности резервуара имеются предупредительные надписи, например "Не переполнять", "Не рекомендуется для длительного хранения бензина", "Перед заливом подсоедини шланг".

В связи с возрастающим значением эластичных резервуаров для бесперебойного обеспечения войск горючим в ходе операций в любых условиях, службы МТО армии США в последнее время широко обсуждают вопросы их хранения, складирования, эксплуатации, оценки возможных утечек, продления сроков службы резервуаров и проведения проверочных испытаний, а также разработки перспективных материалов.

Результатом этой работы стал технический бюллетень "Эластичные резервуары для горючего" ТВ 10-5430-253-13. Он определяет сроки складского хранения эластичного резервуара (shelf-life) от даты его производства до даты начала эксплуатации или даты контроля его пригодности к заливу топлива. Вводится понятие индекса периода хранения (shelf-life item), с помощью которого можно прогнозировать возможное ухудшение качества или нестабильность показателей качества эластичного резервуара в период хранения и изменять его с целью гарантировать удовлетворительную эксплуатацию.

При этом специалисты службы ГСМ СВ США считают, что срок службы любого резервуара, который начали эксплуатировать в течение периода хранения, три года.

Визуальный осмотр является единственной процедурой на сегодняшний день, которая позволяет определить годность эластичного резервуара к применению. Технический бюллетень описывает систему оценки состояния эластичного резервуара BRAG (по начальным буквам цветов black - черный, red - красный, amber -янтарный, green - зеленый). Ее суть заключается в том, что по результатам визуального обследования состояния поверхности, углов, швов и районов крепления фиттингов резервуара, ему присваивается тот или иной цвет, указывающий на необходимость конкретных действий, а именно:
- черный цвет (black) -невозможность использования, не подлежит ремонту, немедленное прекращение использования;
- красный цвет (red) указывает на очевидность неисправности, но имеется возможность использовать резервуар на 50 % его вместимости;
- янтарный цвет (amber) - ухудшенное состояние резервуара, но допускается использование на 70 % его вместимости;
- зеленый цвет (green) указывает на полную готовность резервуара к эксплуатации.

Для того чтобы установить, какому цвету соответствует техническое состояние резервуара, была разработана классификация утечек и нарушений его поверхности (отслаиваний, "волдырей" и др.). Например, классификация утечек из резервуаров основана на визуальной оценке отпотеваний, капель или течи горючего.

Инструкция министерства обороны (DoD № 4140.27 Shelf-Life Management Manual) определяет срок службы эластичного резервуара как время от первоначального залива топливом до выхода из строя по причине непригодности по системе BRAG.

В настоящее время возникает настоятельная потребность в автоматизации процедуры замера количества горючего в резервуаре, повышении точности замеров и расширении функций измерительных приборов. В этих целях в 2011 году на одной из авиационных баз в районе г. Баграм (Афганистан) были проведены испытания приборов американской фирмы "Варек", работа которых основана на принципе радиолокации, для контроля резервуаров вместимостью 800 м3. Для проведения дальнейших испытаний перспективных приборов планировалось оснастить ими склады топлива четырех военных баз США.

Успешное завершение этих мероприятий и разработка соответствующего программного обеспечения сделают возможным также переход от бумажной системы учета горючего к компьютерной, охватывающей все операции приема-выдачи горючего на складах, при перекачке по трубопроводам и транспортировке в автотопливозаправщиках.

В результате проведенных исследований установлено, что наиболее эффективными материалами для производства эластичных резервуаров являются многослойные композиционные материалы, в основе которых используется полиуретан.

В производстве эластичных резервуаров применяется электродуговая сварка с использованием высокоточных матриц. Получающиеся при этом швы по прочности равны самому материалу, не. требуют обслуживания и не протекают. Кроме того, нет необходимости вентиляции резервуара после перекачки топлива, поскольку в нем не остается паров, которые могли бы при сжатии после удара вызвать детонацию с последующим взрывом.

Таким образом, эластичные резервуары, применяемые в СВ США для организации хранения и перемещения запасов горючего, получили широкое распространение. При их изготовлении применяются современные особо прочные материалы, что позволяет перевозить и перебрасывать резервуары в специальных контейнерах по суше, морю и воздуху к предполагаемым местам боевых действий американских войск без потерь топлива.

Зарубежное военное обозрение. 2015, №8, С.54-57

Смотрите также
Категория: Техническое обеспечение | Добавил: pentagonus (26.09.2015) | Автор: А. Иванов
Просмотров: 4167 | Теги: А. Иванов, ГСМ, резервуар | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar