search
menu
person

NEWS AND UDATES


Участие Министерства обороны США в федеральной программе создания "Среды совместного использования информации" 2011

Участие Министерства обороны США в федеральной программе создания "Среды совместного использования информации"

Полковник О. Янов кандидат военных наук;
В. Ширяев, старший научный сотрудник

Изменения геополитической обстановки за последнее десятилетие, в том числе эволюция военных угроз национальной и коалиционной безопасности, послужили причиной реформирования Соединенными Штатами и другими членами НАТО принципов построения и функционирования систем управления силовых министерств и ведомств. Необходимыми условиями становятся превентивная и эффективная защита объектов критической инфраструктуры, а также обеспечение информационной безопасности стран-участниц. Этот процесс учитывает не только традиционные угрозы, но и асимметричные - террористические, кибернетические, а также распространение оружия массового поражения.

Начиная с 2002 года согласно "Стратегии национальной безопасности США" расширяется набор средств по комплексному воздействию на противоборствующую сторону, в том числе дипломатических, информационных, военных и экономических (DIME - Diplomatic, Information, Military, Economic). Они призваны оказывать влияние на принятие решений военно-политическим руководством государств, стремящихся к обладанию ОМП и поддерживающих планы дестабилизации существующего мирового порядка. Причем в документе от 2010 года информационное воздействие соотносится уже с новой сферой военных действий - киберпространством.

Эффективность военных операций в информационный век все в большей степени зависит от уровня развития информационных и сетевых инфраструктур, развернутых в интересах военных и гражданских министерств и ведомств. В силовых ведомствах США главным и универсальным стал "сетевой принцип" (network centric) организации, объединяющий сенсоры, командно-управляющие системы и системы оружия в единую сеть. При этом основные усилия направляются на достижение такого свойства, как "развитая-сетевая связность" (net centricity) по обеспечению информационной совместимости систем, степень совершенствования которой отражается "характеристиками сетевой связности" (net centric).

Все эти понятия, которые зачастую нивелируются и определяются термином "сетецентризм", находят отражение в концепциях государственных органов и органов экономического управления:
- "Дипломатия сетевой связности" (Net-Centric Diplomacy) - госдепартамента США;
- "Данные сетевой связности" министерства обороны (DoD Net-Centric Data Strategy) и "Корпоративные сервисы сетевой связности" управления информационных систем (УИС) МО (DISA Net-Centric Enterprise Services Strategy);
- "Операции с сетевым принципом организации" (Network-Centric Operations) МО;
- "Белые книга": "Отвечая вызовам операций сетевой ориентации", "Лучшие подходы промышленности для реализации сервисно-ориентированной архитектуры" и "Продвижение сервисов совместного использования в МО США".

Последние являются руководящими по отношению к компаниям оборонно-промышленного комплекса (ОПК), "мозговым центрам" и институтам, входящим в состав транснациональных консорциумов обеспечения сетевой инфраструктуры.

"Белые книги" оказали влияние на содержание концепции "целенаправленного тылового обеспечения" (Focused Logistics) и трансформацию деловых отношений министерства обороны с ОПК. Кроме того, их положения определили направления трансформирования электронного бизнеса (e-Business) и электронной коммерции (e-Commerce) в сфере "тылового обеспечения с сетевым принципом организации" (Network Centric Logistics) и "промышленных операций с сетевым принципом организации" (Network-Centric Industrial Operations).

Вся совокупность перечисленных выше концепций и подходов определяет облик войны информационного века, которую можно именовать "сетецентрической войной". Ее сердцевиной является завоевание доминирующего информационного превосходства, которое должно продемонстрировать противоборствующей стороне бесперспективность вооруженных методов решения возникшего противостояния. Другое понятие - "сетевая война" - относится исключительно к области сетевых операций (NetOP - Network Operations) в киберпространстве, что нашло отражение в "Стратегическом видении сетевых операций МО США" (Department of Defense NetOps Strategic Vision) в декабре 2008 года.

В информационной области штабы и оперативные формирования ВС собирают и совместно используют данные, получая санкционированный доступ к ним и обеспечивая их защиту, разрабатывают и совместно используют методики оценки складывающейся обстановки, а также координируют управление операцией с непосредственными исполнителями. В физической области, или более точно - боевом пространстве, формирования объединяются устойчивой сетью с обеспечением безопасного и надежного многоканального соединения. В этой связи на стратегическом уровне подобное противостояние все в большей мере приобретает форму информационного и сетевого противоборства в киберпространстве, а на оперативном и тактическом уровне - увязывается с развитием теории "боевых действий с сетевым принципом организации" (Network-Centric Warfare). Последние часто именуют концепцией "сетецентрической войны", либо "сетевой войны", однако правомерность таких трактовок представляется неоднозначной.

Одним из итогов анализа событий, приведших к теракту в сентябре 2001 года, стал вывод американского руководства о необходимости совместного использования информации (information sharing) и устранения межведомственных барьеров.

Управление национальной безопасности (УНБ) США и еще четыре федеральных ведомства в составе Федерального бюро расследований (ФБР), госдепартамента, министерства юстиции (Минюст) и министерства внутренней безопасности (МВБ) стали ведущими организациями по отношению к процессам интеграции систем управления и разведки, их совместимости и стандартизации. При этом совместимость информационных систем призвана обеспечить полный цикл поиска информации, ее аналитической обработки и прозрачности информационного обмена в интересах минимизации угроз и рисков.

С концептуальной точки зрения основным документом, определяющим политику создания среды, обеспечивающей совместимость деятельности министерств и ведомств, стала "Всеобщая инициатива министерства юстиции США по совместному использованию информации (СИИ) в области правосудия" (U.S. DOJ's Global Justice Information Sharing Initiative). Инициатива названа всеобщей, поскольку рабочий орган по ее реализации - "Всеобщий консультативный комитет" (GAC - Global Advisory Committee) - под руководством Минюста, вошел в число рабочих групп, имеющих самые высокие полномочия по обеспечению развертывания глобальной информационной инфраструктуры. Она формировалась в интересах государственных органов, разрабатывающих действенные меры по борьбе с терроризмом и преступностью, незаконным распространением наркотических средств, а также в ходе реализации мероприятий по защите информации и сотрудничеству персонала государственных, и в первую очередь силовых, ведомств США.

Структура и алгоритм функционирования среды совместного использования информации изложены в законе "О реформировании разведки и предотвращении терроризма" (IRTPA - Intelligence Reform and Terrorism Prevention Act) 2004 года. Данный законодательный акт санкционировал создание Национального антитеррористического центра (НАТЦ) (NCTC - National Counterterro-rism Center). Он же узаконил план создания среды совместного использования информации, с тем чтобы сведения, относящиеся к сфере обеспечения национальной безопасности, были включены в информационный обмен по вертикали и горизонтали между органами государственной власти на федеральном уровне, штата и локальном, а также на уровне частного сектора экономики и союзников.

В июне 2005 года распоряжением главы Белого дома руководитель программы включен в состав аппарата директора национальной разведки (ODNI - Office of the Director of National Intelligence). В настоящее время активно реализуется задача по построению более эффективного взаимодействия силовых ведомств и устранению межведомственных барьеров на основе широкого спектра концептуальных документов, организационных мероприятий и технологических инноваций.

Так, в декабре 2005 года президентом США издан меморандум для руководителей министерств и ведомств с требованиями в поддержку создания среды СИИ и порядком действий по ее применению. Опубликованная в октябре 2007 года "Национальная стратегия по совместному использованию информации" также обязала сообщества федерального уровня (разведывательное, укрепления правопорядка, оборонное, внутренней безопасности и международных дел) объединить усилия по созданию такой среды.

Домены среды совместного использования информации
Глобальная информационная грид-система с позиционированием информационных активов
Архитектура GIG v2 в ракурсе концепции "Операции и боевые действия сетевой связности"
Упрощенное представление архитектуры глобальной информационной грид-системы (ГИГ) второй версии

Основным предназначением среды СИИ является деятельность национальных силовых органов и активизация их возможностей по совместному использованию, поиску и анализу информации военного и гражданского сегментов. Среда совместного использования информации должна обеспечить условия для налаживания взаимосвязи, минуя границы юрисдикции отдельных ведомств, и расширить распространение защищенной, доверительной информации гарантированной целостности.

В министерстве обороны США важнейшими организационными мероприятиями в этой сфере стали: формирование командования кибернетических операций (US Cyber Command) в составе объединенного стратегического командования (ОСК), а также переподчинение командований киберопераций (сетевого противоборства) каждого из видов ВС командованию кибернетических операций ОСК.

В целом эти мероприятия направлены на глобальное обеспечение оперативного реагирования на угрозы национальной безопасности, защиту национальных интересов и критических элементов инфраструктуры США. Все они касаются общей федеральной программы создания среды совместного использования информации.

Претерпела изменения информационная инфраструктура, развернутая в интересах оборонного ведомства под руководством управления информационных систем (УИС) МО США. Причем в связи с отсутствием единообразного подхода к ее построению на начальных этапах различными участниками и видами ВС в концепциях по достижению информационного превосходства ей давались альтернативные названия, например, такие как:
- "Глобальная грид-система" (Global Grid), предложенная национальным управлением воздушно-космической разведки (NRO) и ВВС;
- "Реальный тактический Интернет" - министерством армии;
- "Командная и информационная инфраструктура ВМС" - группой ВМС по науке (NSB - Naval Science Board);
- "Интегрированная информационная инфраструктура (ИИИ)" (III - Integrated Information Infrastructure) - группой МО по науке (DSB - Defense Science Board);
- "Глобальная информационная грид-система (ГИГ-система)" (GIG - Global Information Grid) - секретариатом МО/управлением по оперативному управлению, связи и компьютеризации КНШ (J6), которое и утвердилось.

Основой трансформирования ВС США является концепция "боевые действия с сетевым принципом организации", которая предписывает изменить не только информационную и сетевую инфраструктуры, но и элементы оперативного искусства, расширить область оценки обстановки, изменить методы принятия решений командным составом и установить новые уровни подготовки штабов, частей и подразделений тактического звена. Данная концепция потребовала также новых подходов при обеспечении совместимости командно-управляющих систем и перспективных боевых систем в контексте широкой роботизации, в первую очередь сенсорных систем разведки и высокоточных средств поражения.

Политика и направленность эволюционных изменений в ходе модернизации сетевой инфраструктуры и информационных систем видов ВС США отражены в концепции по созданию "корпоративной информационной среды". Она определяется как глобальная среда (пространство), формирующаяся посредством действующих Web-серверов и порталов, обеспечивающих распространение практики совместных действий по добыванию сведений, обработке информации и подготовке принятия решений. Её основная направленность состоит в совместимости и корпоративности информационных систем.

Первая версия ГИГ-системы (GIG vl) (январь 2000 года) была построена как структура, которая включала существовавшие в то время системы с платформенным принципом построения (platform-centric). В этой связи формально ГИГ-система определялась как множество глобально взаимно соединенных "из точки в точку" информационных, а также автоматизированных и коммуникационных систем, связанных с ними процессов сбора, отправки, распределения и управления информацией по требованию участников военных операций, политического руководства и обеспечивающих структур. Она была ориентирована на обслуживание штабов объединенных оперативных формирований (ООФ) и в основном ограничивалась стратегическим и оперативным уровнем.

Разработанное концептуальное видение архитектуры ГИГ-системы второй версии (GIG v2) было обнародовано в ноябре 2002 года. Оно представлено как архитектурное решение, ориентированное на создание "среды сетевой связности" посредством концепции "операций и боевых действий сетевой связности" (NCOW - Net Centric Operations and Warfare). Эта архитектура ГИГ-системы раскрывает ее представление на перспективу до 2020 года в виде пяти блоков для стратегического, оперативного, тактического и комбинированного применения американскими и союзническими ВС в операциях и конфликтах различного масштаба и назначения.

Включение тактического уровня в модельный ряд ГИГ-системы второй версии отражает стремление реализовать то положение, что информационная мошь становится важным слагаемым на всех уровнях управления, и особенно по отношению к боевым возможностям перспективных систем тактического звена. Основой этой информационной мощи становятся грид-системы, то есть распределенные инфраструктуры для суперкомпьютерных приложений. Такой подход стал возможным с завершением программы создания широкополосной системы на основе использования сети волоконно-оптических линий связи (ВОЛС), имеющих высокую пропускную способность. Грид-технология позволила создать управляющую и прикладную инфраструктуру для корпоративных сервисов ГИГ-системы (GES - Global Information Grid Enterprise Services).

Вычислительную основу этой инфраструктуры составляют 18 центров корпоративных вычислений МО США (DECC - Defense Enterprise Computing Centers), пять региональных информационных центров РУМО и четыре "центра региональной обработки" (АРС - Area Processing Centers) сухопутных войск, число которых планируется довести до десяти в 2012 году.

Таким образом, глобальная информационная грид-система расширенного диапазона - это инфраструктура координированной распределенной обработки информации и хранения гетерогенных ресурсов с гибкой политикой управления, непрерывного доступа к ресурсам и вычислительным мощностям с обеспечением безопасности, распараллеливания обмена данными, эффективного и экономного использования процессорной нагрузки. Она образует инфраструктуру базовых возможностей (capabilities-based infrastructure) для своевременного, безопасного и повсеместного доступа пользователя к информации для выработки, принятия решений и оптимизации их исполнения.
С целью расширения диапазона досягаемости сетевой связности ГИГ-системы разработаны дополнительные программы: "Трансформирование коммуникаций военной космической связи" (Transformational Communications MIL-SATCOM), программа реформирования системы телепортов (STEP/Teleport) и разработки мобильных радиостанций в рамках программы "Универсальная тактическая радиостанция" (JTRS - Joint Tactical Radio Station). Для повышения качества принятия решений пользователи ГИГ-системы получили возможность объединяться в виртуальные группы коллегиального сотрудничества.

Такая инфраструктура позволила реализовать программу перехода от объединенной глобальной системы оперативного управления (ГСОУ, GCCS-J -Global Command and Control-Joint) к объединенной системе командования и оперативного управления (JC2 - Joint Command and Control system). Переход к последней выполняется посредством переложения программного обеспечения ГСОУ на корпоративные сервисы сетевой связности (NCES - Net Centric Enterprise Services), что будет критичной составляющей корпоративных сервисов ГИГ-системы (GES - GIG Enterprise Services) в интересах командования и оперативного управления стратегического уровня.

ГИГ-система поддерживает обработку для обеспечения оперативных задач, действий и функций разведорганов МО США, УНБ и других органов разведывательного сообщества, а также сектора бизнеса в мирное и военное время. Она предоставляет возможность контакта всем оперативным пунктам дислокации - авиабазам, гарнизонам, ВМБ, а также мобильным платформам. ГИГ-система обеспечивает интерфейсы для коалиционных, союзных и не принадлежащих МО США пользователей и систем. Информационные технологии (ИТ) в виде автоматизированных и информационных систем, не входящих в ГИГ-систему, являются автономными, самодостаточными либо информационными системами, которые не предназначены или не могут быть подсоединены к корпоративной сети.

Для ведения согласованной политики в видах ВС США по достижению этой перспективной версии ГИГ-системы разработан ряд концепций и моделей, ориентирующих на сетевую связность (net-centric). Так, представленная в декабре 2003 года промышленным консорциумом NCOIC первая версия "типовой модели операций и боевых действий сетевой связности" (NCOW RM - Net-Centric Operations and Warfare Reference Model) является наиболее важной с точки зрения раскрытия направленности и методологии создания информационных связей между объектами инфраструктуры. Они строятся не в виде ранее применявшихся последовательных цепочек, а отображают сетевую "связность от многих ко многим" по горизонтали и вертикали. Согласно принципам архитектурного структурирования это находит свое отражение в матрицах позиционирования информационных активов и их связности в оперативном и системном представлениях.

Представленные концептуальные положения и стратегии, типовые модели и архитектуры, имеющие в своей основе подход, ориентированный на сетевую связность, являются первой отличительной особенностью по отношению к концепциям и практике создания среды совместного использования информации другими силовыми и гражданскими ведомствами федерального уровня США. Они формируют ориентиры для создания интегрированной информационной инфраструктуры, отвечающей требованиям перспективного видения архитектуры как ГИГ-системы, так и корпоративной "среды сетевой связности".

В свою очередь, основой построения корпоративной "среды сетевой связности" является среда совместного использования информации. Вместе с тем корпоративная "среда сетевой связности" с высокой степенью совместного использования информации, развитой системой корпоративных сервисов, информационных активов и обеспечением гарантированной целостности информации (IA - Information Assurance) может служить прообразом и именоваться "интегрированным информационно-коммуникационным пространством" - термином, отличным от понятия "единое информационно-коммуникационное пространство", которое прежде, как правило, соотносилось только с архитектурой ГИГ-системы.

Зарубежное военное обозрение 2011 №12 С.15-21

 

Смотрите также
Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (03.02.2012) | Автор: Полковник О. Янов
Просмотров: 8500 | Комментарии: 2 | Теги: О. Янов, сеть, сетицентризм | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 2
avatar
1 Красоткин Эдуард • 09:28, 10.02.2012
Актуальная и интересная статья для тех, кто в теме.
Спасибо за материал.
avatar
2 777 • 17:23, 10.02.2012
Неплхая, но ДАЛЕКО не полная. Все в кучу и сетецентризм и единое информационное пространство. Что касается программ и инициатив разведывательного сообщества, то практически ничего не сказано кроме некоторых поверхностных моментов. :)
avatar