Военная доктрина США Полковник Б. Юрьев Происходящие на мировой арене глубокие перемены, позитивное развитие советско-американских отношений ведут к ослаблению международной напряженности, знаменуют окончание периода «холодной войны». Характер и динамизм этих процессов требуют выработка новых взвешенных подходов К обеспечению национальной безопасности, внесения соответствующих коррективов в военно-доктринальные установки. В последнее время руководство США под влиянием выдвинутой СССР политики нового мышления отказывается от некоторых стереотипов прошлого, заявляет о своей готовности внести изменения в военную доктрину, сократить численность вооруженных сил и расходы Пентагона. Однако на практике каких-либо существенных перемен в этом направлении пока не произошло. Более того, президент Дж. Буш в своем докладе «Стратегия США в области национальной безопасности» (март 1990 года) подчеркнул, что «сдерживание ядерного нападения1 остается краеугольным камнем безопасности США». Независимо от улучшившихся американо-советских отношений, утверждает он, «советская возможность начать стратегическую ядерную войну против США сохраняется». В Вашингтоне широко распространено мнение, что «наиболее желательной политикой должна остаться способность реального устрашения ядерным нападением». Как писал известный американский военный эксперт Юджин Кэррол (май 1990 года), отказ администрации Дж. Буша изменить военную стратегию с наибольшей очевидностью проявляется в подготовке к ядерной войне. Вопреки духу временя Соединенные Штаты продолжают работы по модернизации всех видов стратегических наступательных вооружений, выделяют дополнительные ассигнования на программу «звездных войн», объявляют свое военное присутствие на «передовых рубежах» (в основном вокруг территории СССР) «критически важной частью политики в обозримом будущем». При таких подходах вряд ли стоит удивляться, что, несмотря на активное претворение в жизнь Советским Союзом принципов военной доктрины сугубо оборонительного характера, в США подобные планы остаются не более чем заявлениями о намерениях. Что же представляет собой современная американская военная доктрина? В исследованиях о войне и армии термин «военная доктрина» означает принятую в государстве (или коалиции государств) на данный период времени систему взглядов на сущность, цели и характер возможной будущей войны, на подготовку к ней вооруженных сил и страны в целом, на способы ее развязывания и ведения. В американских официально принятых документах понятие «военная доктрина» в таком широком плане не рассматривается. В них если и употребляют этот термин, то обычно он отождествляется с понятиями «военная политика», «большая стратегия» или «военная стратегия», которые по своему содержанию лишь в некоторой степени охватывают военно-техническую сторону военной доктрины. Однако американская военная доктрина со всеми ее составляющими, характерными чертами и особенностями объективно существует, только она раскрывается не в каком-то обобщенном виде или документе, а в содержании таких самостоятельных категорий и понятий, как «национальная стратегия», «стратегия национальной безопасности», военная стратегия, стратегические и оперативно-стратегические концепции. При этом выделяются две стороны военной доктрины США (как и любого другого государства): политическая, отражающая отношение правящего класса к вооруженной силе как средству достижения политических целей, взгляды на характер войн и их классификацию; военно-техническая, охватывающая вопросы непосредственно военного строительства, технического оснащения вооруженных сил, способов ведения войны, основ боевого использования видов вооруженных сил и родов войск в войне. В самом общем виде вопросы военной доктрины США отражены в национальной стратегии, под которой понимается теория и практическая деятельность по созданию и использованию главных компонентов государственной мощи Соединенных Штатов - экономических, политических, военных и идеологических - для достижения поставленных целей национальной политики.
Более конкретно основные положения этой доктрины изложены в так называемой
стратегии «национальной безопасности», которая в документальном виде ежегодно
докладывается президентом США конгрессу. Эта стратегия рассматривает вопросы
применения преимущественно военной мощи, а также других средств давления
(политических, экономических, дипломатических, идеологических и т. д.) для
защиты национальных интересов страны. Она часто именуется американцами как
«оборонная стратегия», «стратегическая доктрина» или просто «стратегия». Ее
иногда отождествляют с военной доктриной США, что по существу верно, хотя в
теоретическом плане не совсем точно. В основу стратегии «соперничества» положен тезис о том, что на период до 2000 года главным противником США останется Советский Союз, а коренные различия в экономических, социальных и политических убеждениях двух стран по сути своей и в перспективе предопределяют невозможность установления действительно дружественных отношений, хотя обе стороны и привержены общей цели - избежать прямой конфронтации и ослабить угрозу ядерной войны.
Сущность военно-политической стратегии «соперничества» в общем виде сводится к
следующему: В
основе политической стороны современной американской военной доктрины лежит
официально принятая еще в 1981 году политика «прямого противоборства» с СССР в
глобальном и региональном масштабах. Скорректированная с учетом реально
происходящих в мире изменений, она предполагает следующее: Принцип «силы» является доминирующим в политике и военной доктрине США. В военно-политическом плане он означает постоянную готовность к использованию угрозы или прямого применения силы (включая ядерное оружие) такого масштаба, чтобы создать безоговорочное превосходство над противником на любом возможном уровне развития конфликта и заставить его капитулировать на выгодных для США условиях. Иногда этот принцип называют концепцией «эскалации превосходства». «Силовой» подход используется американской администрацией в отношениях не только с потенциальными противниками, но и с союзниками. Если деятельность союзника противоречит политике США, то на него оказывается соответствующее давление. По оценке иностранных специалистов, такой подход в американской политике останется и на перспективу. При вступлении в должность президент Дж. Буш высказался однозначно за развитие американо-советских отношений «только с позиции силы». По его заявлению, «Америка и впредь останется страной, обеспечивающей мир и стабильность во всем мире, при условии, что мы будем оставаться сильными». Принцип «партнерства» определяет характер взаимодействия США с союзниками и учитывается в военной доктрине в плане использования их военных и экономических потенциалов для достижения военно-стратегических целей Соединенных Штатов. В соответствии с ее положениями «партнерство» обретает форму стратегического сотрудничества и предусматривает укрепление существующих (а при необходимости и создание новых) военных блоков и союзов с целью подготовки плацдармов для ведения военных действий против СССР и его союзников. Принцип «переговоров» (или «диалога») появился в политике США сравнительно недавно под влиянием изменившегося соотношения сил на международной арене, в том числе реальной оценки мощи Советского Союза. Его сущность сводится в конечном итоге к тому, чтобы обеспечить дипломатическим путем военное превосходство Соединенных Штатов. При этом в американском подходе к переговорам прослеживается установка на то, что проявление СССР готовности к компромиссам должно однозначно рассматриваться как признак слабости его позиций и логически вести к дальнейшему ужесточению требований США в расчете на еще более кардинальные и принципиальные уступки. В содержании политической стороны военной доктрины важное место занимают взгляды американского военно-политического руководства на характер войн, их цели и задачи. Пентагон продолжает рассматривать войну не как чрезвычайную форму межгосударственных отношений, а как рабочий инструмент для решения в свою пользу различных внешнеполитических задач. Ставка при этом делается на победоносное ведение военных действий путем достижения подавляющего преимущества над противником на избранном направлении, захват и удержание стратегической инициативы за счет использования фактора внезапности. При определении целей войны в американской военной доктрине выделяются два аспекта: моральный и технический. В моральном плане все войны, которые ведутся в защиту интересов США или их союзников, объявляются справедливыми. К другим критериям справедливости относятся: принятие решения на ведение войны законной властью, использование силы пропорционально целям, отсутствие другого средства достижения политических целей. Несправедливыми считаются все войны, которые ведутся СССР или его союзниками. С точки зрения американских ценностей, важнейшим критерием определения целесообразности войны наряду с необходимостью защиты классовых интересов является степень риска или приемлемость ожидаемого ущерба в соотношении с предполагаемыми выгодами и с учетом возможной компенсации потерь. Неприемлемой считается такая война, которая таит в себе угрозу существования Соединенных Штатов или опасность значительного ослабления их мощи и позиций. Подготовке и ведению войны, по взглядам американских милитаристских кругов, должно предшествовать создание соответствующих политико-Моральных условий, в том числе формирование такой психологической и правовой Обстановки, которая способствовала бы благоприятному вступлению страны в войну и ее успешному ведению. Особое значение при этом придается активной и целенаправленной пропаганде обязательств США, идей национальной безопасности, ценностей Запада, созданию «образа врага», раздуванию мнимых угроз американской «демократии».
Характерно, что при классификации современных войн на первый план выдвигаются
военно-стратегические и военно-технические аспекты; В соответствий с таким
подходом военные теоретики США классифицируют войны по масштабам, применяемым
средствам или интенсивности. Всеобщая война - это вооруженная борьба между двумя противоположными социально-политическими системами, ведущаяся с предельным напряжением сил и средств, людских и материальных ресурсов и охватывающая основные театры войны и театры военных действий. Ограниченная война- это вооруженный конфликт между двумя или несколькими странами с привлечением ограниченных сил и средств или с ограниченными целями, не достигающий по своим масштабам всеобщей войны. По применяемым средствам войны классифицируются на ядерные и обычные (с Применением в первой случае ядерных, а во втором только обычных средств поражения). По интенсивности военных действий американские специалисты выделяют конфликты высокой, средней и низкой интенсивности. Такой подход к вооруженным конфликтам появился в военной доктрине США в середине 80-х годов. Конфликты высокой интенсивности - это войны между великими державами или коалициями государств, в которых противоборствующие стороны ставят самые решительные цели и для достижения которых используются все имеющиеся силы и средства, включая ядерное оружие. К конфликтам средней интенсивности относятся войны между государствами или коалициями государств, в которых ставятся относительно ограниченные цели, а для их достижения используются все имеющиеся средства вооруженной борьбы, в основном обычные, однако не исключается применение в ограниченных масштабах ядерного оружия. Примерами таких конфликтов являются войны в Корее и во Вьетнаме. Конфликты низкой интенсивности (этот термин применяется сейчас вместо использовавшегося ранее «локальная война») -- политические или военные акции ограниченного характера, осуществляемые Соединенными Штатами против неугодных им правительств в интересах достижения определенных политических, экономических и психологических целей. Конфликты этой категории ограничиваются определенным районом или конкретной страной, могут быть продолжительными или скоротечными. По масштабам они не достигают уровня крупного военного столкновения, однако, если их не локализовать или не прекратить, Они, по мнению американского руководства, Могут перерасти в военные действия средней или Высокой интенсивности. Примерами таких конфликтов являются интервенций США против Гренады, Панамы, агрессивная акция американской авиации против Ливии в апреле 1986 года, политическая и финансовая поддержка и военная помощь контрреволюционным силам в Никарагуа и других странах. Эта, классификация конфликтов, по оценке Пентагона, обеспечивает охват всех возможных столкновений США с другими странами и оперативную оценку их вероятных последствий, а также заблаговременную подготовку эффективных, наиболее целесообразных для себя и неожиданных для противника вариантов действий в расчете на их внезапность и достижение успеха. Тем не менее в официальных документах и исследовательских работах американских авторов чаще используется терминология классификации войн по масштабам и средствам применения (всеобщая ядерная, всеобщая обычная, «ограниченная» ядерная на театре война и ограниченная обычная на театре войны или TB|), а также понятие «конфликты низкой интенсивности». Основные) наиболее принципиальные на данный момент времени положения военно-технической стороны военной доктрины отражаются в военной стратегии США, которая определяется в официальных американских изданиях как искусство, наука и практическая деятельность По разработке и осуществлению планов развития и использований вооруженных сил для достижения целей национальной политики путем прямого или косвенного применения силы. До середины 50-х годов военная стратегия США формировалась с учетом опыта второй мировой войны и монопольного обладания в то время ядерным оружием: Основным способом ведения войны против СССР считались массированные удары стратегической авиаций, в том числе носителей ядерного оружия, по важнейшим административным, военным и промышленным объекта»; Результатом наращивания ядерного арсенала США и появления ядерного оружия у Советского Союза стало принятие американцами в 1954 году стратегии «массированного возмездия», которая предусматривала ведение против СССР и других социалистических стран только всеобщей ядерной войны с нанесением массированных ядерных ударов стратегической бомбардировочной авиацией и баллистическими ракетами. Массовое поступление на вооружение межконтинентальных ракетно-ядерных средств, оснащение оперативно-тактическим и тактическим ядерным оружием всех видов вооруженных сил, а также возросшая военная мощь СССР, его успехи в созданий мёжконтинентальных средств привели к Принятию Соединёнными Штатами в 1961 году стратегий «гибкого реагирования», которая предусматривала ведение против Советского Союза как всеобщей ядерной, так и ограниченной войны с применением и без применения ядёрного оружия. В 1967 году она была принята в качестве официальной коалиционной стратегий НАТО. При этом руководство США постоянно подчеркивает, что в плане подготовки к ведению войны совместно с союзниками по Североатлантическому блоку они до настоящего времени придерживается положений стратегий «гибкого реагирования». На рубеже 70-х годов с началом качественно нового этапа развития стратегических наступательных сил (СНС), связанного С оснащением МБР разделяющимися головными частями индивидуального наведения, В Соединенных Штатах была принята стратегия «реалистического устрашения». В отличие от предыдущей, ориентировавшейся в основном на неограниченное использование ядерного оружия, в новой стратегий была введена концепция «выбора целей», предусматривавшая мновоговариантные действия - от ограниченных ударов до массированного ядерного удара по наиболее важным объектам на территорий противника. Пришедшая к власти в 19§1 году администрация Рейгана дополнила стратегию «реалистического устрашения» новыми элементами. Особый упор был сделан на «прямое противоборство с Советским Союзом в глобальном масштабе», в связи с чем военная стратегия Соединенных Штатов получила название стратегия «глобального устрашения». Она действует до настоящего времени, не претерпев каких-либо существенных изменений при администраций президента Дж. Буша. Необходимо отметить, что с середины 80-х годов в США находилась в стадии разработки военная стратегия «избирательного устрашения»2. Занимавшаяся ею специальная комиссия из ведущих специалистов по военно-политическим вопросам исходила из необходимости учёта реальных изменений обстановки в мире, возможности превращения в будущем Китая и Японии в ведущие военные державы, влияния на соотношение сил различных соглашений в области контроля над вооружениями, а также возрастаний угрозы американским интересам в районах, расположенных к территории вероятных противников ближе, чём к самим Соединенным Штатам. В целом авторы новой стратегий рассматривали значительно больший круг угроз, которые, по их оценке, требуют принятия ответных мер избирательного характера. Главная ставка при этом делалась на применение обычных средств поражения с тем, чтобы исключить угрозу уничтожения США и отодвинуть вероятные театры военных действий от их границ. Официально стратегия «избирательного устрашения» не принята в США. Однако, как считают многие зарубежные специалисты, ее важнейшие положения будут включены в разрабатываемую в настоящее время Пентагоном военную стратегию, в которой, по заявлениям ряда американских военных руководителей, будут также учтены оценка современной военно-стратегической обстановки в мире в свете происходящих преобразований в СССР и странах Восточной Европы, перспективные направления развития вооруженных сил, вооружений и взглядов на их применение, Не исключено, что новая военная стратегия США может быть в законченном виде сформулирована к концу 1990 года. Составной частью стратегии «глобального устрашения» является «военно-морская стратегия» (иногда называется «океанская стратегия»). Она предполагает обеспечение глобального военно-морского присутствия США и достижение с началом войны господствующего положения их ВМС на океанских и морских ТВД. По своей сути она носит сугубо наступательный характер и предусматривает использование передовых группировок ВМС для завоевания стратегической инициативы и проведения активных наступательных операций в любых районах мира. Особенностью американской военной доктрины является конкретизация изложенных в общем виде в принятой на данный период времени военной стратегии основных направлений строительства и боевого применения вооруженных сил в целом ряде стратегических и оперативно-стратегических концепций. В настоящее время в США используются следующие стратегические концепции. Концепция «активного противодействия», определяющая основные направления строительства, характер и принципы использования стратегических наступательных сил в ядерной войне. Ее сущность сводится к тому, что СНС США, находящиеся в постоянной боевой готовности, должны обладать способностью нанести противнику эффективный массированный ядерный удар независимо от способа развязывания конфликта и по своему составу соответствовать требованию ведения длительной ядерной войны. Реализация в полном объеме всех требований этой концепции тесно увязывается с перспективными планами строительства СНС, направленными в конечном итоге на существенное повышение потенциала первого ядерного удара. Концепция «единых (тотальных) сил» охватывает широкий круг вопросов строительства и боевого применения сил общего назначения, включая регулярные войска и резервные компоненты, и предусматривает максимальную мобилизацию и использование ресурсов как США, так и их союзников. В соответствии с ней основополагающим требованием к подготовке регулярных войск и резервных компонентов вооруженных сил является достижение одинакового уровня их боевой готовности, что обеспечивается соответствующей организацией оперативной и боевой подготовки, однотипным вооружением, единой системой материально-технического обеспечения и тылового снабжения. Концепция «географической эскалации» закрепляет новые аспекты использования сил общего назначения во всеобщей обычной войне. В ее основе положение о том, что возникшие на каком-либо театре военные действия не будут ограничиваться только этим районом. С их началом может произойти пространственное расширение войны, ее эскалация и распространение на другие театры. Исходя из этого сформулированы требования к строительству сил общего назначения, предусматривающие необходимость создания группировок вооруженных сил США и их союзников, состав и уровень боеготовности которых обеспечивал бы возможность ведения активных действий с решительными целями без предварительного мобилизационного развертывания на любом ТВД, а также повышения межтеатровой и внутритеатровой мобильности вооруженных сил, позволяющей осуществлять широкий и разнообразный маневр силами и средствами. При этом, по взглядам американских военных теоретиков, действия вооруженных сил США и их союзников на континентальных, морских и океанских ТВД на западе, востоке и юге должны объединяться единым замыслом. Концепция «стратегической мобильности» предусматривает способность вооруженных сил к быстрой переброске войск и грузов на различные театры военных действий с целью усиления ранее развернутых или создания новых группировок войск (сил). Ее важнейшими требованиями являются: повышение боевой готовности стратегического резерва вооруженных сил, прежде всего соединений (частей) «двойного базирования» и «сил быстрого развертывания», а также боевой и мобилизационной готовности резервных компонентов; содержание в готовности инфраструктуры и соответствующих систем управления и боевого обеспечения; создание на важнейших континентальных, океанских и морских ТВД запасов оружия, военной техники и предметов снабжения для обеспечения перебрасываемых войск и ведения ими длительных военных действий; увеличение возможностей и повышение готовности сил и средств воздушных и морских перебросок, в том числе привлекаемых из гражданского сектора. Важное место в военной доктрине США занимает исследование возможных способов развязывания войны и ведения военных действий, в первую очередь против СССР и его союзников. К наиболее изученным способам относятся: внезапное нападение боеготовыми группировками, созданными в мирное время; нападение после проведения частичного или полного мобилизационного развертывания. Конкретные формы и способы ведения военных действий формулируются в содержании оперативно-стратегических концепций. Американская военная доктрина исходит из того, что как всеобщая обычная, так и ограниченная война может быть длительной. При этом основной формой ведения военных действий с использованием обычного оружия считается стратегическая операция на ТВД, которая будет проводиться в соответствии с требованиями оперативно-стратегической концепции «воздушно-наземная операция (сражение)». Важнейшим ее принципом, как и натовской «борьба со вторыми эшелонами (резервами)», наряду с инициативой, быстротой и согласованностью действий является глубокое огневое поражение как армий первого оперативного эшелона, так и вторых эшелонов фронтов и резервов вооруженных сил Варшавского Договора с целью срыва их своевременного ввода в сражение. В последующем предусматривается проведение объединенных совместных операций на ТВД, включающих воздушные наступательные, групп армий, десантные, а также операции сил флота на море, проводимые по единому замыслу. Командование вооруженных сил особую роль отводит операциям военно-морских сил на океанских и морских ТВД по завоеванию господства на море, обеспечению устойчивых морских стратегических перебросок войск, техники и предметов снабжения из Соединенных Штатов, эти операции будут организовываться и проводиться в соответствии с положениями стратегической концепции «военно-морская стратегия» и требованиями занимающей в ней центральное место оперативно-стратегической концепции «воздушно-морская операция (сражение)». Одним из ее основных требований является готовность к массированному применению крылатых ракет по морским и береговым целям во взаимодействии с палубной, тактической и стратегической авиацией. Концепции «воздушно-наземная операция (сражение)» и «воздушно-морская операция (сражение)» - основополагающие в боевой подготовке и планах боевого использования сухопутных войск, ВВС и ВМС США. В то же время анализ отработки задач на учениях, по заключению комитета начальников штабов, обусловливает необходимость принятия единой концепции «воздушно-наземно-морская операция (сражение)» прежде всего при ведении боевых действий на сопредельных континентальных и морских ТВД. Применение видов вооруженных сил в соответствии с этой концепцией, по мнению руководителей КНШ, позволяет рационально использовать и более тесно координировать действия различных сил и средств для достижения поставленных целей операции в короткие сроки. С 1987 года отдельные положения новой концепции начали отрабатываться на крупных учениях американских вооруженных сил. Отказ военно-политического руководства США кардинально пересмотреть свою военную доктрину, отличающуюся стремлением к достижению глобального военного превосходства и использованию военной силы для обеспечения национальной безопасности, противоречит реально существующим позитивным сдвигам в мировой политике и подрывает открывающиеся возможности по существенному оздоровлению климата на планете. 1 Подробнее о концепции «ядерного сдерживания» см.: Зарубежное военное обозрение. - 1990. - № 3. - С. 7. - Ред. 2 Подробнее Об этой стратегии см.: Зарубежное военное обозрение, - 1987. -№5.-С. 3-9. - Ред. Зарубежное военное обозрение №9 1990 С.3-10 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 6124 | | |
Всего комментариев: 0 | |