США: ставка на превентивный ядерный ударГенерал-майор А. Слободенко, профессор В то время как Советский Союз и другие страны социалистического содружества активно борются за то, чтобы предотвратить новую мировую войну, сохранить и упрочить мир на земле, страны НАТО, и прежде всего США, постоянно прорабатывают всевозможные способы ее развязывания и ведения. Одной из проблем, которой руководители США и их военные стратеги уделяют самое пристальное внимание, является нанесение первого ядерного удара по Советскому Союзу. Они решают, по каким объектам следует его нанести, какие силы и средства для этого привлечь и т. д. Так, бывший министр обороны США Г. Браун в своем докладе конгрессу о бюджете министерства обороны на 1981 финансовый год указывал, что проблема выбора целей для осуществления первого ядерного удара стоит перед руководителями США уже длительное время. Она заключается в том, чтобы определить, по каким наиболее важным целям следует наносить первый ядерный удар. Решения этой же проблемы касается и " новая ядерная стратегия", провозглашенная бывшим президентом США Картером. В иностранной печати отмечается, что взгляды политического и военного руководства США на применение ракетно-ядерного оружия в первом ударе по мере развития такого оружия и изменения соотношения сил в мире менялись. Например, в 50-х годах этот вопрос в Пентагоне решался достаточно просто - предполагалось нанесение превентивного внезапного ядерного удара по крупным промышленным и административным центрам СССР. Считалось, что таким путем можно быстро достичь победы. При принятии этой стратегической концепции учитывалось то, что Советский Союз тогда не имел возможности совершить аналогичные ответные действия по объектам, расположенным на территории США, и поэтому весь расчет делался на первый безответный ядерный удар. В 60-х годах, когда в СССР, по оценке американских военных экспертов, были созданы межконтинентальные баллистические ракеты и таким образом появилась реальная возможность нанести ответный удар по США, вопрос ведения войны, и в частности осуществления первого ядерного удара, для американских стратегов чрезвычайно усложнился. В Пентагоне с сожалением отмечали, что "даже самое внезапное" нападение на Советский Союз не сможет предотвратить ответного удара, а это ставит под сомнение успех превентивной войны. Возникла проблема: как в таких условиях вести всеобщую ядерную войну? Ответом на нее явилась концепция "контрсилы". Впервые она была выдвинута министром обороны США Р. Макнамарой в 1962 году. Он утверждал, что в будущем ядерном конфликте необходимо по мере возможности ставить перед стратегическими силами и средствами такие же дели, какие преследовались в прошлых войнах, то есть уничтожать не гражданское население, а боевые силы противника. Война должна представлять собой противоборство сил - сила против силы. Отсюда и название - концепция "контрсилы". Другими словами, ядерное оружие США в первом ядерном ударе должно быть использовано не по городам, а по военным объектам, по вооруженным силам стран Варшавского Договора. Считалось, что оставить боевые силы противника нетронутыми - значит дать ему возможность нанести мощный ответный удар по таким же объектам на территории США. Концепция "контрсилы" исходила из того, что в самом начале войны надо уничтожить ядерные силы Советского Союза, лишив его возможности нанесения ответного удара. Именно эти соображения были положены в основу концепции "контрсилы", хотя американская пропаганда пыталась представить дело так, будто правящие круги США ориентируются на нее прежде всего из "гуманных" соображений, Й делается это чисто в пропагандистском плане, ибо американские генералы стремятся затушевать тот факт, что концепция "контрсилы" не исключает нанесения ядерных ударов по городам. Тем более всем известно, что отделить военные объекты от невоенных в ракетно-ядерной войне очень трудно. Они сплошь и рядом располагаются вместе. Например, Рурский промышленный район ФРГ - это город, где, как сообщалось в иностранной печати, расположено и значительное количество важных военных объектов НАТО, Такое же положение создалось в юго-восточной части Великобритании и в других районах Западной Европы. Но даже если военные объекты находятся вне населенных пунктов, то и тогда гражданские объекты подвергнутся поражению. Современное ядерное оружие обладает такой разрушительной способностью и такими поражающими факторами, что удары, направленные против военных объектов, неизбежно причинят большой ущерб и городам, отстоящим от них на многие десятки километров. Однако в 60-х годах концепция "контрсилы" не была принята в США. В 1965 году министр обороны США Р. Макнамара заявил э том, что американская стратегия базируется на концепции "гарантированного уничтожения", предусматривающей гарантированное уничтожение потенциального противника и нанесение первого ядерного удара главным образом по городам Советского Союза. По оценке западных военных специалистов, в результате таких действий было бы уничтожено до 1/3 населения СССР и примерно 2/3 его промышленных мощностей. Отказ от концепции "контрсилы" объяснялся отсутствием достаточных ракетно-ядерных средств, обладающих такими качественными характеристиками, которые бы обеспечивали уничтожение основных военно-стратегических объектов Советского Союза. Это якобы вынуждало их придерживаться только одного варианта нанесения первого ядерного удара (в соответствии с основными положениями концепции "гарантированного уничтожения") - удара по городам. Однако и концепция "гарантированного уничтожения" не полностью удовлетворяла американских стратегов. Они понимали, что последствия ответных действий противника, учитывая концентрацию промышленности и населения в городах США, могли быть не менее разрушительными, чем результаты их первого ядерного удара. В связи с этим руководителей Пентагона не покидает идея о необходимости такого первого ядерного удара, который бы уничтожил значительную часть ракетно-ядерных сил стратегического назначения Советского Союза и лишил бы его возможности совершить ответные действия. Как подчеркивается в иностранной печати, в 70-х годах возрождается, но уже на новой, более высокой качественной основе ранее отвергнутая концепция "контрсилы", предусматривавшая нанесение ядерного удара в первую очередь по военным объектам. Так, в 1974 году появилась новая концепция под названием "выбора целей"" Сущность ее сводилась к тому, что стратегия США не может основываться только на одном варианте применения ядерного оружия в первом ударе, что необходимо иметь их несколько. Ранее нельзя было иметь эти варианты в силу ограниченности стратегических ядерных средств. К этому времени якобы образовался избыток таких средств. Ядерных боеприпасов, которые могут быть использованы в первом ударе, стало в несколько раз больше. Причем они имеют меньшую мощность, но зато их носители стали более точными. Это создавало возможность широкого выбора целей для нанесения первого удара, то есть возможность различных вариантов применения ядерного оружия. Особое место отводилось варианту, когда удар наносится только по военным объектам - силам стратегического назначения (пусковым установкам МБР, аэродромам стратегической авиации, базам атомных ракетных подводных лодок), пунктам управления вооруженными силами и т. д. Авторы указанной концепции, оправдывая себя перед общественностью, подчеркивали, что удар может быть нанесен по ограниченно му количеству объектов и настолько точно, что гражданским объектам не причиняется существенного ущерба. Противник, зная, что США обладают способностью "гарантированного уничтожения", якобы не решится на эскалацию войны, а будет исходить из тех же вариантов применения ядерного оружия, что и США. По их мнению, в настоящее время возможно ведение "ограниченной ядерной войны" с применением стратегических наступательных сил и таким образом можно будет избежать всеобщей ядерной войны. В результате детального изучения концепции "выбора целей" в 1976 году в США были сформулированы положения программного меморандума № 242, согласно которому предусматривалось нанесение ядерных ударов по гражданским и военным объектам. Как сообщала американская печать, бывший президент Дж. Картер в первые годы своего правления скептически относился к идее выборочных ядерных ударов. Он открыто заявлял, что его подход к существующей концепции основывается на принципе "опустошения и уничтожения" противника, то есть "гарантированного уничтожения". Однако некоторые представители из администрации Картера считали, что концепция "гарантированного уничтожения" перестала быть устрашением противника, так как ее практическое осуществление маловероятно. Поэтому они занялись поисками, по их словам, более реальных способов устрашения противника. По свидетельству бывшего министра обороны Г. Брауна, начиная с 1977 года в США начался пересмотр планов ведения ядерной войны против Советского Союза. В результате этого в августе 1980 года в США принята так называемая "новая ядерная стратегия", оформленная в президентской директиве № 59. Суть ее заключается в том, что первый ядерный удар планируется нанести прежде всего по ограниченному количеству наиболее важных военных объектов и по органам высшего государственного и военного руководства Советского Союза с целью уничтожения его военного потенциала и полного нарушения управления страной. Учитывая масштабы и объекты применения ядерного оружия, зарубежные военные обозреватели считают, что эта стратегия не абсолютно новая, а является модернизацией основных идей концепций "контрсилы" и "выбора целей". Она также предусматривает нанесение выборочных ядерных ударов в первую очередь по военным объектам, то есть по вооруженным силам Советского Союза и других стран Варшавского Договора. Из сказанного видно, что "новая ядерная стратегия", как и вышеописанные концепции, предполагает ведение ограниченной войны с применением стратегических средств. В Пентагоне считают, что для того чтобы удержать ядерную войну b ограниченных рамках и не допустить ее перерастания в неограниченную (мировую), необходимо, придерживаясь планов нанесения выборочных ударов по советским военным объектам и центрам политического и военного руководства, оставлять значительный резерв сил для "осуществления возмездия" по городам СССР в случае, если противостоящая сторона пойдет на эскалацию ядерной войны. Иначе говоря, предусматривается тщательно спланировать выборочный удар по ряду важнейших военных объектов и центров управления, оставляя в резерве достаточные силы "гарантированного уничтожения". Таким образом, "новая ядерная стратегия" так же, как и концепции "контрсилы" и "выбора целей", предполагает нанесение ядерных ударов не только по военным, но и по гражданским объектам (городам). Вместе с тем в ней отмечается и ряд новых положений. Одним из них является продолжительность ограниченной стратегической войны. Предполагается вести "длительную, но ограниченную ядерную войну" и нанести не один выборочный удар, а много растянутых по времени. Допускается также возможность использования ядерного оружия в локальных конфликтах на других театрах войны. Следовательно, как считают иностранные специалисты, "новая ядерная стратегия" предусматривает ведение ограниченной стратегической войны между США и СССР с применением стратегических наступательных ядерных сил. Кроме того, стратеги Пентагона надеются, что им, возможно, удастся "ограничить" войну с использованием ядерного оружия масштабами удаленных от США регионов, в частности Европой. Особенностью возникновения "новой ядерной стратегии" является и то, что она тесно связана с так называемой концепцией "евростратегической войны", согласно которой в НАТО должны быть свои собственные силы устрашения, способные угрожать странам Варшавского Договора, а в случае необходимости вместе с ядерными силами на театрах военных действий и обычными силами вести ядерную войну в Европе независимо от стратегических наступательных ядерных сил США. При осуществлении выборочных ядерных ударов в стратегическом масштабе не исключается как вариант использование "евростратегических ядерных сил" для нанесения ударов по военным объектам социалистических стран совместно со стратегическими наступательными ядерными силами США. Они нацеливаются прежде всего на советские ракеты средней дальности и центры политического руководства стран Варшавского Договора. Согласно принятому плану в состав "евростратегических ядерных сил" предполагается в первую очередь включить 108 пусковых установок управляемых баллистических ракет "Першинг-2" (дальность полета до 2500 км) и 464 крылатые ракеты наземного базирования (2500 км). Их решено разместить на территориях ФРГ, Великобритании, Италии, Бельгии и Нидерландов. Однако правительства последних двух стран пока еще не дали на это своего согласия. Планом создания "евростратегических ядерных сил" руководители США одновременно стремятся достичь нескольких целей. Во-первых, избежать ответного ядерного удара Советского Союза по территории США, подставив под этот удар европейские страны НАТО, Во-вторых, устранить опасения европейских стран НАТО в отношении надежности американского "ядерного зонтика", так как подобный "зонтик" ("евростратегические ядерные силы") окажется в их руках, то есть в распоряжении верховного главного командования НАТО в Европе. И наконец, в-третьих, усилить "устрашение" стран Варшавского Договора, а также получить возможность, ведя ядерную войну в Европе, поражать объекты не только на поле боя, но и на территории Советского Союза. Таковы сущность и содержание "новой ядерной стратегии" США, которая является дальнейшим развитием концепций "контрсилы" и "выбора целей". Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР товарищ Л. И. Брежнев в беседе с бывшим послом США в СССР Гарриманом, касаясь концепции "выбора целей", предусматривавшей ведение ограниченной ядерной войны, назвал ее несостоятельной. Это определение в еще большей степени относится и к "новой ядерной стратегии". Несостоятельность данной стратегии с военной точки зрения очевидна. Во-первых, в современной ракетно-ядерной войне очень трудно отделить военные объекты от невоенных. Поэтому утверждение, что такую войну можно вести без нанесения ущерба гражданским объектам и мирному населению, преследует цель - убедить народы мира в ее "гуманности", "разумности" и таким образом ввести в заблуждение общественное мнение. Во-вторых, по этой концепции ракетно-ядерную войну стремятся Втиснуть в какие-то ограниченные рамки, сделать ее управляемой и вести по "определенным правилам", навязанным противнику. На самом же деле этого сделать фактически нельзя. Даже в иностранной печати подчеркивалось, что когда одна из сторон запустит ракеты (хотя бы ограниченное количество), то противная сторона не знает, на какие объекты они нацелены (военные или гражданские), какая цель этим преследуется (ограниченная или неограниченная), какие заряды и какой мощности они несут и т. д. Естественно, что в такой обстанов ке единственно справедливым решением противоположной стороны должен быть мощный ответный ядерный удар, причем немедленный. Хорошо известно, что ведение войны подчинено своим специфическим законам, нарушение которых может привести к поражению. Поэтому все расчеты американских стратегов ограничить ядерную войну в корне неверны. Гораздо легче решить вопрос о том, применять или не применять ядерное оружие, чем вопрос о его применении в определенных рамках. Использование такого оружия даже в небольших размерах может вызвать цепную реакцию и превратить, казалось бы, ограниченный военный конфликт во всеобщую ядерную катастрофу. Отсюда совершенно очевидно, что с принятием на вооружение "новой ядерной стратегии" США угроза войны значительно возросла. Вот почему новые шаги американского правительства на поприще милитаризма вызвали глубокую тревогу всего человечества, расценивающего их как серьезную опасность миру. Даже буржуазная печать отмечала, что "новая стратегия" США понижает "ядерный порог", то есть создает большую вероятность развязывания ядерной войны: если неограниченную ядерную войну начинать рискованно, так как она может привести к взаимному уничтожению, то выборочный удар не содержит такого риска. В действительности в кризисных ситуациях может возникнуть большой соблазн нанести подобный удар. Это же может произойти и в локальных войнах с целью "наказания" государства, затронувшего интересы США. Отсюда вероятность возникновения ядерной войны значительно возрастает. Опасность этой стратегии, которая, по существу, исходит из концепции "контрсилы", заключается также в том, что она предусматривает превентивный ядерный удар. При этом многие военные теоретики Запада откровенно подчеркивают, что концепция "контрсилы" и средства, создаваемые для ее осуществления, будут бесполезными, если их не использовать первыми. "Новая ядерная стратегия" США, несмотря на ее внешнюю умеренность, преследует далеко идущие военные цели. Суть их такова: наряду с применением стратегических ядерных сил по советским городам иметь вариант их использования по советским военным объектам, и прежде всего по ракетам, чтобы обезоружить Советский Союз в самом начале войны и лишить его возможности осуществления соответствующих ответных действий. Следовательно, за якобы "гуманной" концепцией ограниченной стратегической войны скрывается подготовка к первому (упреждающему) разоружающему удару по Советскому Союзу. Вот истинная сущность всех ядерных концепций независимо от их названий и разновидностей. Это подтверждается и направлением развития стратегических наступательных ядерных сил США. Оно идет по линии не только количественного увеличения ядерных зарядов, но и повышения точности доставки их к цели, а также создания маневрирующих боеголовок, способных преодолевать противоракетную оборону. Американские специалисты работают над созданием таких ракетно-ядерных средств различного назначения, которые были бы способны поражать малоразмерные, заглубленные, хорошо защищенные объекты, прежде всего шахтные пусковые установки ракет. Для этого форсируется разработка новых программ вооружений, в первую очередь МБР мобильного базирования МХ, ПЛАРБ системы "Трайдент" и т. д. Такие средства обладают высокой точностью наведения на цели, необходимой для поражения малоразмерных и хорошо защищенных объектов, то есть они должны стать средством осуществления концепции "контрсилы" - первого разоружающего удара. Таким образом, принятием на вооружение "новой ядерной стратегии" руководители США рассчитывают достичь ряда, целей. Во-первых, ввести в заблуждение общественное мнение относительно истинных намерений правящих кругов США. Убедить всех я том, что они якобы стремятся к "разумному", "гуманному" ходу ядерной войны. Во-вторых, доказать союзникам по НАТО надежность американских ядерных гарантий, добиться укрепления этого военного блока и своей руководящей роли в нем. В-третьих, оправдать дальнейшую гонку вооружений, и прежде всего совершенствование стратегических наступательных ядерных сил, Это, по их расчетам, позволит добиться превосходства над Советским Союзом и в конце концов нанести разоружающий ядерный удар по Советскому Союзу. В-четвертых, повышением вероятности нанесения первого ядерного удара усилить степень "устрашения" Советского Союза и других стран для проведения политики "с позиции силы" и достижения господствующего положения в мире. Авантюристические "доктрины" проповедников политики "с по зиции силы" опасны для всех народов, и дать отпор этим зловещим замыслам - дело всех миролюбивых сил. Важная роль в этой исторической задаче принадлежит Советским Вооруженным Силам, которые в едином строю с армиями других государств - участников Варшавского Договора бдительно, стоят на страже завоеваний социализма. Зарубежное военное обозрение". 1981. №2, с. 9-12. Смотрите также | |
| |
Просмотров: 4690 | | |
Всего комментариев: 0 | |