Совершенствование планирования боевого применения стратегических сил США
Генерал-майор М. Вильданов, кандидат военных наук
Военно-политическое руководство США, реализуя требования ядерной стратегии, проводит комплекс мероприятий по созданию новой стратегической триады, которая включает ударные наступательные и оборонительные силы с соответствующей обновленной оборонной инфраструктурой. При этом особое внимание уделяется совершенствованию системы планирования боевого применения и организации устойчивого управления ее компонентами. В «Обзоре состояния и перспектив развития ядерных сил США», изданном в 2002 году, подчеркивается, что «необходимо отказаться от модели планирования ядерных сил времен «холодной войны», основанной на угрозах, в пользу модели, базирующейся на боевых возможностях». При этом подчеркивается, что «способность гибко и быстро планировать применение наступательных и оборонительных сил дает Соединенным Штатам существенное преимущество в возможностях по урегулированию кризисов, сдерживанию нападения и ведению боевых действий. Стратегические силы должны обеспечивать президенту США широту выбора способов поражения любого противника».
По взглядам американских военных специалистов, необходимость уточнения и совершенствования системы планирования боевого применения стратегических сил обусловлена как внешними, так и внутренними факторами.
Внешние факторы связаны с завершением периода «холодной войны», снижением уровня ядерного противостояния, реализацией мер по сокращению стратегических наступательных вооружений России и США, возрастанием угрозы распространения ядерного и других видов оружия массового поражения, ракетных технологий, терроризма и существованием политической нестабильности во многих регионах мира.
Внутренние факторы обусловлены сложностью создания новой стратегической триады, которая предусматривает: планирование и нанесение ударов стратегическими носителями в ядерном и неядерном оснащении; разработку планов развития и применения системы ПРО; планирование и проведение информационных операций; совершенствование разведывательного обеспечения деятельности стратегических сил; изменение организации функционирования глобальной системы оперативного управления, связи и компьютерных систем; реализацию программ модернизации стратегических наступательных вооружений и систем боевого управления; внедрение адаптивного планирования боевого применения стратегических сил в случае внезапного изменения обстановки, обнаружения и поражения новых, в том числе мобильных, целей, высокозащищенных и заглубленных объектов, баз террористов и объектов ОМП.
В связи с этим военно-политическое руководство США принимает меры по совершенствованию системы планирования боевого применения стратегических сил. Разработан и утвержден комплекс документов, регламентирующих новый понятийный аппарат и терминологию, принципы боевого применения, алгоритмы работы и ответственность органов управления различного уровня, состав, содержание, последовательность и сроки разработки документов стратегического, оперативного и боевого планирования. Анализ обсуждения содержания этих документов в американской прессе позволяет сделать следующие выводы о новых подходах военно-политического руководства США к совершенствованию системы планирования боевого применения стратегических сил.
1. ВПР определена главная цель развития системы планирования боевого применения стратегических сил США - это совершенствование организации централизованного управления компонентами стратегической триады, обеспечивающее сокращение времени принятия и реализации решения президента США о применении соответствующих сил.
Необходимые условия для достижения этой цели созданы на основе интеграции ударной и информационной составляющих стратегической триады и организационно-технического сопряжения сил и средств, передаваемых в оперативное подчинение объединенного стратегического командования (ОСК) ВС США.
В соответствии с главной целью уточнены существующие и сформулированы новые принципы боевого применения стратегической триады, которые приняты как исходные при разработке состава и содержания планирующих документов:
- централизация управления стратегическими наступательными, оборонительными силами и космическими системами США;
- многовариантность боевого применения новой стратегической триады на основе данных от системы предупреждения о ракетно-ядерном ударе;
- устойчивость боевого управления, всестороннего обеспечения и взаимодействия при решении задач боевого применения стратегических сил.
2. Военно-политическое руководство США проанализировало то, насколько боевые возможности стратегических наступательных вооружений соответствуют новым задачам по поражению стратегических целей (объектов) вероятного противника. При этом американские специалисты пришли к следующим выводам.
Стратегические ракетные силы наземного базирования обладают высокой боевой готовностью, надежностью и точностью доставки ядерных боеприпасов к целям и являются эффективным средством поражения высокозащищенных малоразмерных объектов. Ракетные комплексы типа «Минитмен-3» планируется использовать для нанесения упреждающих и внезапных массированных (ограниченных) ракетно-ядерных ударов.
Стратегическая бомбардировочная авиация рассматривается в качестве универсального компонента стратегических сил, способного эффективно поражать широкий спектр целей с применением ядерных и обычных средств в глубине территории противника.
Стратегические ракетные силы морского базирования благодаря высокой живучести планируется применять в основном при ответных действиях.
В настоящее время все компоненты стратегических наступательных сил подвергаются модернизации. Это позволит увеличить сроки их эксплуатации и значительно улучшить боевые характеристики. По оценкам американских военных специалистов, стратегические наступательные силы получат новые системные возможности по поражению на максимальной дальности мобильных целей, высокозащищенных и заглубленных объектов вероятного противника в любых погодных и географических условиях.
3. Планирование боевого применения стратегических сил США осуществляется под руководством президента с участием государственного секретаря, Совета национальной безопасности, министерства обороны и руководства ОСК ВС страны. Непосредственной разработкой документов стратегического планирования, координацией деятельности и взаимодействием государственных структур, привлекаемых к процессу планирования, занимается комитет начальников штабов (КНШ). Порядок работы, состав и содержание планирующих документов, а также ответственность высших органов ВПР за их разработку устанавливаются главой государства.
Результатом стратегического планирования является разработка ряда документов, составляющих «Единый объединенный оперативный план поражения стратегических целей», который получил наименование OPLAN (Operation Plan) 8044. Отказ от разработанной в период «холодной войны» концепции, предусматривающей действия в рамках плана СИОП (Single Operational Plan), обусловлен новыми требованиями к обеспечению гибкости и адаптивности планирования боевого применения стратегической триады в современных условиях. Кроме того, содержание плана СИОП в настоящее время не в полной мере соответствует требованиям ядерной стратегии, поскольку он был разработан применительно к действиям в других условиях - при нанесении широкомасштабных, заранее спланированных ядерных ударов.
Из американских СМИ известно, что основные исходные данные для применения стратегических сил содержатся в «Объединенном плане оценки стратегических возможностей», который представляет собой комплекс документов и состоит из оперативной части и планов по видам стратегического обеспечения (разведка; материально-техническое обеспечение; ядерные силы; психологические операции; специальные операции; защита от ОМП; геодезическое и картографическое обеспечение; борьба с системами управления; система управления и связи; мобилизация; дезинформация противника; связь с гражданской администрацией; радиоэлектронная борьба; операции на удаленных ТВД; специальные программы).
Оперативная часть этого плана определяет задачи боевого применения и взаимодействия стратегических сил, систем противоракетной обороны и космических средств. Планы по видам стратегического обеспечения содержат мероприятия, последовательность, сроки и порядок их выполнения, необходимые силы и средства, обеспечивающие боевое применение войск.
Таким образом, на уровне высших военно-политических органов заблаговременно разрабатывается комплекс документов, в которых: реализуется требование централизованного управления компонентами стратегической триады; формулируются боевые задачи; содержатся указания по количеству разрабатываемых вариантов ударов и условий возможного использования каждого из них, целей удара; определяются основы управления, взаимодействия и всестороннего обеспечения боевого применения войск; устанавливается порядок работы органов военно-политического руководства США при адаптивном планировании и возникновении кризисных ситуаций в мире.
Эти документы имеют концептуальный характер и являются основой для детального планирования боевого применения стратегических сил. В виде указаний президента и министра обороны они направляются командующему ОСК ВС США.
4. Командующий ОСК ВС США руководит разработкой оперативных планов своего командования, мероприятий по управлению, обеспечению и взаимодействию с другими объединенными командованиями, а также осуществляет их согласование с КНШ. Непосредственная разработка оперативных документов ОСК и подчиненных командований организуется штабом ОСК. Она включает в себя шесть взаимосвязанных этапов.
На первом этапе командующий ОСК ВС США с учетом выводов, сделанных на основе оценки военно-политической обстановки и состояния подчиненных органов управления и войск, принимает решение на боевое применение стратегических сил. При этом он предварительно формулирует замысел, осуществляет постановку боевых задач командующим (командирам), находящимся в оперативном подчинении, определяет конкретные мероприятия по организации управления, взаимодействия и всестороннего обеспечения боевой и повседневной деятельности органов управления и войск, а также метод работы органов управления.
Согласно решению командующего штаб ОСК определяет цели и разрабатывает комплекс документов, касающихся плана боевого применения стратегических сил. Командующие ОК на своем уровне осуществляют планирование боевого применения ядерных сил на ТВД.
На втором этапе на основе «Объединенного плана оценки стратегических возможностей» и «Перечня стратегических целей поражения вероятного противника» штаб ОСК ВС США формирует список конкретных объектов и опреде¬ляет приоритетность их поражения стратегическими наступательными силами и ядерными силами на ТВД с применением ядерных и обычных средств. Кроме того, осуществляется контроль, а также подтверждение наличия и уточнение списка важнейших целей (объектов) противника.
На третьем этапе с учетом тактико-технических характеристик систем стратегического вооружения применительно к каждой цели планируются расчетные точки прицеливания для нанесения ядерных ударов. Исходя из результатов оценок требуемого уровня ущерба поражения для каждой цели (объекта) назначаются системы стратегических вооруже¬ний без определения конкретных носителей.
В дальнейшем на основе компьютерного моделирования определяется оптимальная мощность ядерного боеприпаса, необходимого для поражения цели, с последующим назначением конкретного носителя, вплоть до отдельной ракеты или самолета.
Необходимо отметить, что для достижения требуемых уровня ущерба, вероятности и надежности поражения цели (объекта) противника планируется привлекать МБР, БРПЛ и стратегические бомбардировщики из состава различных объединенных командований.
На четвертом этапе определяются последовательность поражения и временные параметры уничтожения целей (сроки пусков МБР и БРПЛ, трассы их полета, подлетное время и воздушные коридоры полетов самолетов ВВС, время подрыва ядерных боеприпасов). Особое внимание уделяется координации действий сил, включенных в «Объединенный план оценки стратегических возможностей», с действиями ядерных сил на ТВД с целью исключения взаимных помех и нанесения ударов по боевым порядкам своих войск.
На пятом этапе осуществляется моделирование и проводится комплексная проверка реализуемости выполнения боевых задач по поражению стратегических целей (объектов) противника, которая включает в себя оценку боевого ущерба, эффективности использования средств поражения и подготовку предложений по уточнению планов. Особенностью этого этапа является заблаговременная разработка комплексного плана разведки по определению результатов ядерных ударов и выявлению новых объектов для планирования последующих действий. О результатах работы представляется доклад в КНШ и министерство обороны США для согласования вопросов соответствия выбранных целей и координат точек прицеливания поставленным боевым задачам.
На шестом этапе штаб ОСК ВС США с привлечением штабов объединенных командований организует подготовку полетных заданий для их ввода в систему управления средств поражения. Одновременно с целью обеспечения качества и точности работ по вводу полетных заданий осуществляется подготовка органов управления и технических средств. С получением директивных указаний полетные задания вводятся в аппаратуру системы управления с целью обеспечения навигации, пусков МБР, БРПЛ и проведения бомбометания.
В ходе подготовки и ведения военных действий требует новых подходов работа органов управления по выработке рекомендаций президенту и министру обороны США для принятия решений при возникновении конкретных кризисных ситуаций в мире или регионе. В связи с этим при заблаговременном планировании боевого применения стратегических сил прогнозируется совокупность возможных кризисных ситуаций, варианты их разрешения, состав привлекаемых сил и средств, а также разрабатываются проекты необходимых документов.
По утверждению зарубежных специалистов, имеются и другие особенности в планировании боевого применения новой стратегической триады, такие, в частности, как наращивание боевых возможностей оперативно развернутых ядерных сил и назначение им объектов поражения; уменьшение побочного ущерба соседним объектам; согласование планов нанесения ударов с применением ядерных и обычных средств поражения на ТВД; действия войск при получении информации о ракетном нападении противника; применение резерва ядерных сил по планам командующих ОК на ТВД; подготовка и нанесение последующих ядерных ударов.
Зарубежное военное обозрение 2006 №7 С.9-14
Смотрите также
|